Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Динамика социальных изменений

Динамика социальных изменений: прогресс и регресс.

Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие “социальные изменения”. Социальные изменения — это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения.

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».

Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие «прогресса» как термина, присущего исключительно западной цивилизации.

Прогресс есть равномерное развитие следующих трех составляющих:

  • социальной — процесс приближения общества к свободе и справедливости, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению [источник не указан 1330 дней] ;
  • материальной — процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей, ликвидации технических ограничений для такого удовлетворения; [источник не указан 1137 дней] ;
  • научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение, как в микрокосмос, так и в макро, освобождение познания от рамок экономической целесообразности;

[править]Проблема оценки динамики прогресса (критерии прогресса)

Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня «Темных веков», наступивших после паденияРимской империи.

Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса:

  • определенные направления науки и техники не развиваются из-за того, что они экономически невыгодны;
  • способность людей поглощать знания подходит к концу, и в результате делать новые открытия становится все труднее.

Выводы Хюбнера подвергаются критике. Так, Рэй Курцвейл назвал его метод отбора данных «произвольным», а пропагандист нанотехнологий К. Эрик Дрекслер утверждает, что мерилом прогресса следует считать не сами изобретения, а имеющиеся в распоряжении человечества возможности. Даже в отсутствие крупных открытий мы можем передвигаться быстрее или получать более скоростной доступ к большему количеству информации.

Американский специалист по менеджменту Бен Джонс утверждает, что, чтобы поддерживать прогресс за счет инноваций, приходится прикладывать все больше усилий — тратить все больше денег на научные исследования и конструкторские разработки, и постоянно увеличивать количество занятых в этой сфере. В результате деятельность среднестатистического изобретателя все менее значима.

У него есть две гипотезы о причинах происходящего:

  • изобретатели прошлого использовали те идеи, до которых было легче всего «дотянуться», а их преемником приходится прилагать больше усилий для решения более сложных проблем;
  • из-за массы уже накопленных знаний потенциальным изобретателям приходится тратить больше времени на образование, и в результате период их активной жизни, посвященный собственно изобретательской деятельности, становится короче. Так, Нобелевские лауреаты становятся все старше и это говорит о том, что открытия теперь требуют больше времени. [1]

Проблема критериев прогресса считается одной из сложнейших в науках об обществе. Некоторые исследователи считают, что таких критериев не существует [2] Трудности с определением критериев прогресса вызваны тем, что прогресс понимается только как улучшение жизни населения. В истории же человечества часто бывало так, что при явном движении вперед подавляющему большинству населения жить становилось хуже. Наиболее ярким примером такого рода является переход от охоты и собирательства к земледелию. Пища становилась бедной белками и значительно более однообразной, труд более монотонным и тяжелым, в результате всего этого комплекса факторов продолжительность жизни у ранних земледельцев была существенно меньше, чем у охотников и собирателей. [3] Для преодоления этих трудностей в качестве критерия прогресса предлагается рост уровня развития населения, где уровень развития — это способность населения решать жизненные проблемы [4] . Такой критерий предполагает, что прогресс не связан напрямую с улучшением жизни людей. Рост уровня развития происходит в результате усложнения трудовой деятельности. Следовательно, чем сложнее трудовая деятельность населения, тем выше его уровень развития, иными словами структура занятости населения определяет главные параметры общества [5] .

Социальные изменения – это сложные и противоречивые процессы. Наряду с прогрессом существует и противоположный тип социальных изменений и социальных процессов – Регресс.

Регресс – это движение от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур. Примерами могут служить разрушение и гибель некоторых культур и цивилизаций, не прошедших полный путь своего развития – цивилизации древних инков, майя, ацтеков.

Противоречивый характер социальных процессов обнаруживается в том, что развитие многих социальных явлений ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлениях, к отступлению, возвратам назад в других направлениях, к совершенствованию, улучшению в них одного и деструкции, ухудшению другого. Такой противоречивый характер имеют многие социальные изменения.

Социальная динамика

Социальная динамика — исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.

Социальная динамика — это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

Социальная динамика — математически вдохновленный подход, чтобы проанализировать общества, полагаясь на теорию систем и социологию.

Читать еще:  История развития социальной рекламы

Социологи, этнологи, экономисты, социальные психологи, криминологи, антропологи и биологи используют это в своих исследованиях систем и поведения.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальная динамика» в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — см. Динамика и статика социальные. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — см. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Социальная динамика — см. Социология … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Социальная динамика — 1. свободное значение – процессы, которые лежат в основе социальных изменений; 2. любой подход в социальной психологии или социологии, который в первую очередь занимается изучением социальных изменений … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — 1. Свободное значение – процессы, которые лежат в основе социальных изменений. 2. Любой подход в социальной психологии или социологии, который, прежде всего, занимается изучением социальных изменений. Ср. с групповой динамикой … Толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ — введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ. явлений. Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии

Социальная инженерия (социология) — Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

Социальная стратификация — (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… … Википедия

Социальная динамика

Когда-то древнегреческий философ сказал «Всё течет – всё меняется». И не зря в наше время эта фраза стала крылатой. Даже предмет изучения социальной психологии: явления и процессы, социально-психологические закономерности и феномены – имеют свойство меняться. Изменения происходят во всей социальной материи и в разных её слоях, сферах жизни. Вся гамма изменений в социуме в целом может выражаться в изменении социально-политического строя, в переходе с одного этапа экономического развития на следующий. Меняются и некоторые характеристики типичных (уже когда-то вдоль и поперек) изученных социальных явлений: общественное настроение, социальное мнение, конформность и прочие.

Понятие социальной динамики

Пытаясь отследить, изучить новое в социальной материи, исследователи и теоретики ощутили необходимость в наличии подходящего термина, единого понимания процесса во всём научном сообществе. Потребовалось вывести понятие, в котором отразилась бы вся суть изменений социальной материи.

Для этих целей идеально подошел термин, введенный ещё основателем социологии О.Контом. Именно он описывал противоположное статичности состояние социальной материи. Конт пытался указать на постоянные изменения, не всегда похожие на прогресс (регресс), но всегда попадающие под выведенное им понятие «социальная динамика».

В настоящее время в социальной психологии под этим термином принято понимать движение в виде смены состояний социальной материи. Например, изменение в общественных явлениях или образованиях, которые копятся и меняют общество (или его часть) с течением времени.

Понятия «социальные изменения» и «социальная динамика»

Динамика всегда отражается в изменениях: о том, что произошла смена состояния в социуме, мы судим по произошедшим изменениям в явлениях и процессах в экономической, политической, социальной, духовной жизни.

«Социальное развитие» как положительная динамика

Столь же важным в социальной психологии является понятие «социального развития». Под словом развитие понимается качественное планомерное изменение. В этом случаи социальную динамику можно назвать положительной.

О социальном развитии свидетельствуют не любые изменения, а только те, которым свойственна направленность и временной показатель. Многие науки (биология, космология, естествознание, геология), а вначале христианство, философия выделяли особо необратимые изменения в природе. И только позже социолог О. Конт и Г. Спенсер подхватили научную мысль и стали говорить о постоянно развивающихся социальных феноменах, об эволюции. В то же время К.Маркс и его последователи представили миру концепцию революционного развития. По сей день обе концепции подвергаются критике.

Основой же для научного понимания социального развития стала философия Гегеля. Он раскрыл суть процесса, описал механизм. Как и у любого процесса, у развития есть начало. Это тот момент, когда появляются причины для изменений. Не всегда их бывает достаточно для запуска, но иногда всё же наступает следующий этап процесса – борьба (так его называл Гегель), которая в итоге приводит к преодолению противоположностей (завершение процесса развития). Основываясь на данных взглядах Гегеля были выведены важные характеристики и показатели развития общества.

Социологические показатели развития общества

  • Накопление. Изменившиеся социальные явления и процессы в определенный момент приводят к качественным изменениям, т.е. имеют свойства накапливаться, если речь идет о процессе развития. Например, реформы, проведенные Горбачевым, привели к распаду СССР. В связи с этим событием правительству пришлось строить новое демократическое государство. Что стало качественно новым этапом в развитии российского общества.
  • Необратимость. Достигнутый уровень развития является закрепившимся навсегда, необратимым изменением.
  • Многовариантность. Однако, начавшись, процесс развития не обязательно приведет к ожидаемому результату. Дело в том, что изменения могут происходит в разных направлениях, итог развития будет зависит от того, какое из них станет приоритетным. Этот довод отверг некогда известную и признанную в научных кругах теорию о линейности «социального развития». События последних лет доказали, что страны в своём развитии могут пойти разными путями, а это означит, что существует множество вариаций качественных изменений социальной материи (а не одно единственно верное). Это же подтверждается в известнейшей философской мысли: идеала не существует ни в чём.
  • Направленность к совершенствованию. Главная черта социального развития в отличии от социальной динамики или социальных изменений – направленность. Зарождаясь в виде изменений в социальных явлениях и процессах, события разворачиваются таким образом, что приводит к нужному результату: социальная материя совершенствуется и усложняется.
  • Закономерность. Развитие всегда происходит там, где это необходимо. Эта характеристика процесса называется закономерностью.
  • Результативность. Развитие может произойти в отдельной группе, в стране, в мировом сообществе. Результатом процесса совершенствования становиться изменений функций социального объекта. Так страны, которые существуют за счет природных ресурсов, меняются и переходят в разряд развивающихся или даже развитых за счет промышленности, систем управления и образовательная политика. Учитывая сказанное, можно говорить о следующем критерии или показатели развития – результативность измененного социального объекта.
  • Улучшение условий жизни. Также социальное развитие подразумевает улучшение условий жизни, удовлетворение потребностей каждого члена группы.
Читать еще:  Лучший браузер для социальных сетей

Система показателей как ответ на вопросы практиков

Ещё немало критериев вывели исследователи, чтобы описать «социальное развитие» и динамику. Сегодня из различных показателей: статистических, политических, денежных, социальных, психологических – ученые пытаются составить целую систему, которая смогла бы оценить состояние общества в данный момент и конечный результат его метаморфоз. Наибольшее признание получила «система социальных показателей», которую применили к российскому обществу ученые из ИСПИ РАН. В неё вошли как количественные, так и качественные показатели общественных отношений, а также «фон» или как ещё его называют общественное настроение. В системе эти критерии оценки позволят провести системную оценку уровня развития каждой из сфер жизни общества. Исследования ещё ведутся.

Все эти усилия направлены не столько на составление теоретических знаний о развитии общества, сколько на поиск ответа на главный вопрос – к чему идет человечество, к благосостоянию, цивилизованному обществу, к процветанию. Или выбранный нами путь всё же не верен?
И в этом исследовательском поиске очень важно, чтобы каждый член научного сообщества правильно понимал тот или иной термин и оперировал одними и теми же категориями. Иначе все сделанные выводы, приведенные или опровергнутые теории о развитии общества, будут не поняты и не приняты обществом. А, следовательно, не принесут пользы. И мы отдалимся от ответа на основной вопрос: какую стратегию выбрать для выхода из кризиса, в каком направлении строить социальное развитие государств и народов.

Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения.

В истории социологии выработана специальная терминология для анализа и описания механизмов преобразования общества (социальный процесс, социальная динамика, социальные изменения, общественный прогресс и т.д.).

Социальный процесс (лат. – продвижение) – это последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений. Под социальным процессом также понимают совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Например, учебный процесс представляет собой последовательную смену отдельных видов учебных занятий: лекция – самостоятельная работа – семинарское занятие – индивидуальное собеседование. Результатом этого процесса является та или иная степень усвоения темы обучающимися.

Структура социального процесса включает в себя следующие элементы:

1) субъект социального действия (личность, социальная группа, социальная организация);

2) объект социального действия (социальное явление, на которое направлено социальное действие);

3) условия протекания социального действия (социальный процесс характеризуется не только воздействием субъекта на объект, но и характером социальной среды);

4) само целенаправленное социальное действие;

5) результат социального действия (изменения в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта).

Социальные процессы многообразны. Существует множество классификаций социальных процессов по различным основаниям:

1) по сфере проявления – экономические, политические, экологические и т.д.;

2) по механизму возникновения – стихийные, сознательные, естественно — исторические;

3) по степени управляемости – управляемые, слабо управляемые, неуправляемые;

4) по функциям объекта социального воздействия – функциональные и дисфункциональные;

5) по направленности качественного состояния социального объекта – прогрессивные, регрессивные, нейтральные;

6) по интенсивности качественных изменений объекта – эволюционные и революционные.

Социальные изменения – результаты социальных процессов, при которых становятся заметными различия между прошлым и нынешним состоянием какого-либо социального объекта. В истории социологии было множество попыток выявить общие причины социальных изменений.

Историческое развитие связывалось с технологическим развитием, социальным конфликтом, интеграцией, адаптацией, воздействием идей, вмешательством божественных сил и т.д. Каждая из теорий акцентировала внимание на каком-либо одном факторе социальных изменений, однако системный подход требует рассмотрения всей совокупности детерминант и

выделения главных на данный момент времени, так как любые социальные изменения происходят в конкретно-историческом пространственно — временном континууме.

Источники социальных изменений. При раскрытии «механизмов» преобразования общества необходимо ответить на вопрос, что и как

движет историей. Социальными факторами изменений выступают природная среда, рост народонаселения, конфликты из-за ресурсов и ценностей и т.д. Например, О. Конт считал главным фактором развития общества прогресс знания. Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации. У Э.Дюркгейма переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов, к органической солидарности осуществляется на основе разделения труда и социальной дифференциации. У других ученых в качестве движущих сил развития общества выступают иные социальные явления: поколения (Х. Ортега-и-Гассет), творческие элиты (Г. Моска и В. Парето), выдающиеся личности (субъективная школа в русской социологии) и т.д. В марксизме движущей силой развития общества признается классовая борьба, которая является

следствием антагонизма классов и выражением несоответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.

В каждый исторический период у людей есть материальные и духовные

потребности, которые надо постоянно удовлетворять. Эти потребности и интересы постоянно изменяются (растет народонаселение, возвышаются потребности и т.п.). Действует закон возвышения потребностей:

добившись удовлетворения первичных, витальных потребностей, человек переходит к удовлетворению познавательных, духовных потребностей и интересов. Причем в этом процессе центр тяжести в жизни человека

перемещается в духовную область (животное живет, чтобы есть, а человек ест, чтобы жить). В настоящее время для удовлетворения постоянно растущих потребностей человечеству приходится все больше трудиться,

переходя от одной формы деятельности к другой (сельское хозяйство – машинное производство – НТР). В постиндустриальном обществе основной сферой жизнедеятельности людей становится информационная

сфера, информация и наука признаются главным источником развития.

Социальная динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению. Выделяют несколько типов социальной динамики

линейный (эволюционный), циклический, спиралевидный.

1) Линейный тип социальных изменений. Эволюция (от лат.

развертывание) – процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах; в широком смысле – синоним развития. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы. В узком смысле в понятие эволюции включают лишь постепенные количественные изменения (в этом случае понятие эволюции противопоставляется понятию революции как качественному развитию).

Эволюционный подход к анализу общества применяется до сих пор. Так, Т. Парсонс разработал теорию «эволюционных изменений», в которой эволюция рассматривается как процесс структурно-функциональной

дифференциации общества. Дифференциация общества признается важнейшим критерием его эволюции. По мнению Р. Белла, «эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и

усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки».

2) Циклический тип социальных изменений. Если эволюционные теории описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни, характеризующиеся определенной направленностью, то теоретики циклизма придерживаются концепции расцвета и неизбежного заката

Читать еще:  Тормозит браузер google chrome

отдельных цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства в стадиях их роста и упадка.

Если эволюционисты в целом придерживаются оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, то теоретики циклизма – пессимистического, предрекая гибель любой цивилизации.

Немецкий теоретик О. Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» (1923) утверждал, что культура проходит те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: возникновение, зрелость, закат, смерть. На основании изучения восьми типов культур он заявил, что каждая культура существует около 1000 лет. С его точки зрения, западная культура зародилась около 900 г. и потому ее закат близок. Английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975) тоже пытался обосновать закономерности

развития цивилизаций и установить принцип, который лежит в основе их смены. А. Тойнби утверждал, что цивилизация возникает в ответ на какой-то «вызов». Таким вызовом может стать воздействие природных сил (суровый климат) или человеческих факторов (воинственные соседи).

Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда

противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. Н.Я. Данилевский (1822-1885) в работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения

славянского мира к германо-романскому» (1869) развивает вариант теории исторического круговорота. Основной, реальной и самодовлеющей единицей истории выступает обособленный локальный «культурно-исторический» тип, «цивилизация». Подобно биологическим организмам, эти типы находятся в непрерывной борьбе с внешней средой и друг с другом. При этом они одинаково проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели.

3) Спиралевидный тип социальных изменений. Спиралевидная модель учитывает как эволюционные, так и революционные изменения, происходящие в обществе. Наиболее известным учением, представляющим спиралевидную модель развития общества, является марксизм. В марксизме история представлена как последовательная смена общественно-экономических формаций, своеобразных ступеней развития общества. В материалистической диалектике история человечества хотя и берется в единстве эволюционных и революционных моментов, однако преимущество отдается революциям. В марксизме основной формой преобразования общества признается практика, которая существует в виде материального производства, социальных революций и т.п.

Разновидностью социальных процессов являются социальные движения – «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе» (Р. Тернер).

Среди социальных движений выделяют следующие типы:

1) революционные движения – неожиданное, стремительное,

насильственное изменение социальной структуры общества. С точки зрения Л. Эдварса и К. Бринтона, наиболее типичными стадиями

революционных движений являются: накопление неудовлетворенности и беспокойства, неспособность интеллектуалов дать объяснение существа проблем, появление социального мифа, побуждающего к действию,

революционный взрыв, правление умеренных, экстремизм, террор, возврат к спокойному установлению власти;

2) движения реформ – попытки изменить отдельные стороны общественной жизни без радикальной трансформации общества (например, аболиционизм как движение за отмену какого-либо закона, экологическое движение и т.п.);

3) утопические движения – попытки создания новых социальных порядков, которые далеко опережают свое время и включают неадекватные действительности действия;

4) движения сопротивления – сопротивление излишне революционным социальным изменениям как положительного, так и отрицательного характера;

5) экспрессивные движения – модификация поведения в социальной среде без модификации самой среды (движения хиппи, рокеров и т.п.).

В качестве разновидностей социальных движений выступают – религиозные, молодежные, эмигрантские, феминистские и многие другие движения.

Социальные движения возникают только в определенных ситуациях. Можно выделить несколько социальных ситуаций (условий, предпосылок), которые благоприятствуют возникновению и развертыванию социальных движений: социальная дезорганизация (аномия, отчуждение), социальная неудовлетворенность (социальная несправедливость, статусная неопределенность и т.п.) и др.

Динамика социальных процессов

Социальный процесс выступает как взаимосвязь социальных действий, которые могут происходить одновременно, последовательно, чередуясь с другими, взаимопересекаясь и т.д. Но социальный процесс — это не просто взаимосвязь любых социальных действий, в них проявляются и выражаются те или иные линии общественных преобразований, изменений. Поэтому социальный процесс — это взаимосвязь социальных действий, через которые проявляются определенные тенденции общественной жизни. Субъектами социальных процессов могут быть человеческое общество в целом, общество в отдельной стране, конкретные социальные общности, институты, организации.

Социальные процессы протекают во времени и пространстве, которые выступают как их формы и одновременно условия и способы осуществления. Такие характеристики социального времени и пространства, как чередование действий, социальный ритм, периодичность, цикличность, протяженность, социальная дистанция и др., подчеркивают изменчивость и динамику социального процесса.

Социальный процесс включает в себя несколько фаз (стадий) и характеризуется наличием ряда состояний. Говоря о фазах, нужно иметь в виду зарождение, функционирование, развитие, ослабление, исчезновение социального процесса. Характеризуя его состояния, назовем стабильность, застой, кризис. Многие социальные процессы в России сейчас находятся в состоянии кризиса, особенно экономические, за которым должно начаться движение вперед, в направлении стабильности.

Одна из первых классификаций социальных процессов была предложена американскими социологами Р. Парком и Э. Бёрджессом. Будучи наиболее яркими представителями и основателями Чикагской социологической школы, они отразили в этой классификации основные экономические и социальные процессы — кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп).

Со временем появилось осознание необходимости четких критериев классификации социальных процессов. В зависимости от направленности социальные процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, по характеру — эволюционными и революционными. В зависимости от отношения к качественному состоянию объекта различают социальные процессы функционирования и развития. Первые означают воспроизводство качественного состояния, вторые — переход к новому качеству. Выделим специально функциональные (занимался Т. Парсонс) и дисфункциональные (Р. Мёртон) процессы — в зависимости от того, как они способствуют реализации основных функций общества или менее крупных социальных образований.

Социальные процессы могут быть стихийными и сознательно организованными. В соответствии с критерием эффективности социальные процессы можно характеризовать как эффективные, недостаточно эффективные, неэффективные. Важной характеристикой эффективности социального процесса является достижение результата, успех как таковой. Еще одна классификация социальных процессов связана с их содержанием. Здесь можно выделить экономические, политические, духовные, информационные и иные процессы. Каждый из этих видов имеет свою динамику, свои возможности и границы, свои особенности.

Социальные процессы могут характеризовать: 1) развитие личности (формирование ценностных ориентаций, установок или мотивации поведения); 2) взаимодействие нескольких индивидов (н-р, общение); 3) внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы – это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей. Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю. Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаря избирательной системе в демократическом государстве происходит обновление кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector