Tw-city.info

IT Новости
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовные социальные факты

Социальные факты

Дюркгейм о коллективном сознании

Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества:

Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества:

— деградация рабочей силы,

Основной путь оздоровления общества — реформы.

Здесь многое от Маркса. Патология общества — это противоречие производственных отношений производительным силам общества. Но Дюркгейм не видит опережающей динамики производительных сил и замыкает все только в общественных отношениях. (Норма — это тоже общественное отношение).

Здесь многое и в полемику с Марксом. Главное — неприятие революции. Поэтому разрешение противоречий должно осуществляться только реформистским путем.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Таким образом, социальные факты — это образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

Социальные факты подразделяются на:

— факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и

— морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений:

— общие идеи и чувства,

— моральные максимы и верования,

—юридические кодексы поведения,

— экономические мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Социальный факт

Социальный факт — единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальный факт» в других словарях:

Социальный факт — Social fact единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и… … Словарь бизнес-терминов

Социальный факт — (см. Факт социальный) … Экология человека

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ — (SOCIAL FACT) Э. Дюркгейм (Durkheim, 1895) настаивал на том, что социальные явления не могут быть сведены к индивидуальным состояниям, биологическим или психологическим, а зависят от социальных факторов. Так, он утверждал, что невозможно… … Социологический словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ — по Э. Дюркгейму собственная предметная область социологической науки. Концепция С.Ф. разрабатывалась Дюркгеймом в контексте онтологического и методологического аспекта его социологической теории. Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1)… … Социология: Энциклопедия

Социальный факт — это описание в терминах социологической теории тех событий, о которых накануне мы получили числовые характеристики … Социология: словарь

ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. fact, social; нем. Fakt, sozialer;фр. fait social; 1. Единичное, общественно значимое событие или нек рая совокупность однородных событий, типических для той или иной сферы соц. жизни или характерных для определенных соц. процессов. 2.… … Энциклопедия социологии

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ — парадигмальная установка социально исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно объектной оппозиции. Различают… … Новейший философский словарь

Социальный страховой риск — Социальный страховой риск предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск… … Википедия

Факт социальный — единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типических для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В обычном смысле факты социальные события, имевшие… … Экология человека

Социальный и политический кризис эллинистических государств — Конец III в. до н. э. представляет известную грань в социально экономической истории эллинистических государств. Процесс развития рабовладения во всём Средиземноморье принимает с этого времени ещё более интенсивный характер. Всё чаще практикуется … Всемирная история. Энциклопедия

Теории и концепции Эмиля Дюркгейма

Исходя из заголовка статьи, становится понятно, что речь пойдёт о работе и идеях Эмиля Дюркгейма — французского философа и социолога, первого в мире профессора социологии, родоначальника французской социологической школы, а также основателя и издателя журнала «Социологический ежегодник», выпускавшегося с 1886 по 1913 годы. Эмиль Дюркгейм был преподавателем в университетах Парижа и Бордо, а вся его деятельность послужила институциализации социологии во Франции.

Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта. Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью. Дюркгейм активно позиционировал объект социологии — социальную реальность как несводимую к биопсихической сущности людей, а предметом социологии он считал социальные факты, которые могут существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие. Будучи основным теоретиком в области позитивистски направленной социологии, он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства.

Читать еще:  Социальные движения могут быть нескольких видов

Социальный факт

Во всех работа Дюркгейма в явной или неявной форме, но всегда упоминается проблема социального факта – именно он был основой всех идей исследователя. Согласно его представлениям, социальные факты – это основа жизни общества, но они не могут быть сведены ни к физическим, ни к психологическим, ни к экономическим факторам реальности, и обладают своими самостоятельными характеристиками. Главными их признаками являются независимое от человека объективное существование и особая «принудительная сила», оказывающая на человека давление.

Дюркгейм подразделял все социальные факты на:

  • Морфологические – представляющие материальную основу общества, интенсивность взаимодействия между людьми, частоту контактов, особенности поселений и т.п.;
  • Духовные – составляющие коллективное сознание.

И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.

Социологизм

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Социальная сплочённость

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.

Механическое согласие (солидарность) преобладало в древнем обществе, где люди были социально равны, любое «несистемное» поведение жёстко пресекалось, и ни один отдельный человек не мог развивать свою индивидуальность. А органическое согласие (солидарность) свойственно современному обществу. В этом случае социальный обмен и его продукты обусловлены зависимостью людей друг от друга. Учитывая, что каждая форма социального согласия сама по себе несовершенна, главная функция разделения труда – это интегрирование людей, обеспечение единства социальной системы и воспитание чувства солидарности – наивысшего морально принципа и универсальной ценности.

В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.

Религия

Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума. Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие. Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.

Самоубийство

Однако наибольшая известность в мире пришла к Дюркгейму после выхода его книги «Самоубийство», в которой он отвергал мнение о том, что основой самоубийства служат исключительно психологические факторы, и доказывал, что истинной причиной является социальная жизнь с её ценностями и нормами, и особенности социальных связей. Само же самоубийство разделялось Дюркгеймом на три типа:

  • Эгоистическое – является особым протестом человека против социальных норм и условий жизни, созданных социальными группами (например, семьёй);
  • Альтруистическое – причиной для него служат убеждения о том, что необходимо приносить себя в жертву кому-либо/чему-либо (например, самосожжение после смерти близких или смерть «за Родину»);
  • Аномическое – представляет собой протест против действующих социальных порядков (например, фашизма, диктатуры).

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

Социологическая теория и социальная философия

Социологическая теория и социальная философия, созданные Дюркгеймом, основываются на категориальном аппарате. Благодаря его всесторонней разработке были выделены такие категории как «коллективные представления», «общественные противоречия», «функция», «структура», «историческая мысль», «время», «общественные классы», «пространство» и т.д. А по причине того, что категории представляют собой концепты, они есть результат коллективной деятельности социума. Но акцентируя внимание на субъективном аспекте категорий, учёный и не отрицал их объективного содержания.

Наследие

Упорный труд и активная исследовательская деятельность позволили Эмилю Дюркгейму оставить после себя не только огромное литературное наследие, но и уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу. Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны.

Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Читать еще:  Социальные сети это какие

Более подробно ознакомиться с теориями и концепциями Эмиля Дюркгейма вы можете в его работах «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и других.

Духовные социальные факты

(англ. fact, social; нем. Fakt, sozialer; фр. fait social)

1. Всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления.

2. Единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типических для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

3. Единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества (общественной жизни).

4. Описание в терминах социологической теории того события, о котором накануне мы получили числовые характеристики.

5. Событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, было ли оно наблюдаемо исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данного события.

6. Событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.

1) Морфологические, имеющие материальный субстрат — плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.
2) Духовные, нематериальные факты — коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание.

В качестве Фактов социальных могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные действия, а также их всевозможные взаимосвязи.

К Фактам социальным относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы, верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно и т.п.

Факты социальные не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им.
1) Факты социальные выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям. Но это вовсе не означает, что они выступают в качестве внешних по отношению к сознанию коллективному.
2) Факты социальные состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом.
3) Факты социальные составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания. Система знаков, которыми мы пользуемся для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая нами для уплаты долгов, обычаи и т.д. — все они функционируют независимо от нашего индивидуального сознания.
4) Факты социальные (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда я добровольно сообразуюсь с ними, я не замечаю их принуждающего влияния, но принуждение проявится тотчас же, как только я попытаюсь сопротивляться.

И социальных фактов;

Научно-биографические сведения

Герберт Спенсер (Spencer) — английский социолог, один из основоположников структурного функционализма в социологии. В традициях позитивистской социологии, а также опираясь на исследования Ч. Дарвина, социолог предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов.

Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Англии. Получив техническое образование, он почти десять лет проработал инженером на железной дороге. В свободное от работы время Спенсер продолжил самообразование и начал публиковать научные работы. В 1848 г. он становится редактором журнала «Экономист», в котором публикует ряд своих работ. Так началась его карьера как ученого. Однако Г. Спенсер никогда не защищал диссертаций и не имел ученых степеней.

Особый интерес для Г. Спенсера представляло сравнительно-историческое изучение стадий развития различных обществ. Результатом чего стало многотомное исследование как древних, так и современных ему обществ. Среди других наиболее известных работ ученого: «Социальная статика», «Синтетическая философия», трехтомный труд «Принципы социологии», «Изучение социологии», «Грехи законодателей», «Личность и государство», «Принципы этики».

Г. Спенсер подобно О. Конту был очень трудным человеком для окружающих. Ч. Дарвин упрекал его в нежелании читать труды других исследователей. Сам Спенсер по этому поводу говорил: «Всю мою жизнь я был мыслителем, а не читателем». Это, несомненно, сказалось на характере ряда высказанных идей ученого. Некоторые из них столь радикальны, что не могут быть приемлемы современными социологами.

Умер Г. Спенсер 8 декабря 1903 г.

4. Эмиль Дюркгейм – создатель теории социального реализма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской социологической школы. Он заметно стремился отпочковать социологию от других наук, наращивать социологические знания об обществе.

Важнейшим выводами из учения Э. Дюркгейма можно назвать следующие.

Теория социального реализма. Суть ее в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами. А это означает, что при анализе поведения деятельности людей следует учитывать и рассматривать, прежде всего, общество как систему и практику взаимодействий индивидов, групп, институтов, а также социальную среду в целом, в которой человек живет и реализуется, и которые многогранно и многосторонне постоянно воздействуют на него, вызывая ответную реакцию. Этим Дюркгейм опровергал суждения о том, что главную роль в поведении людей и в историческом процессе играют их внутренние, осознанные, неосознанные, психические факторы, то есть влечения, желания, стремления, интересы людей.

Он говорил о необходимости применения научного метода в социологии. Метод, по его словам, – это строго логическое изучение и объяснение явлений общественной жизни, и применение такого же подхода к объяснению человеческого поведения.

В связи с этим Э. Дюркгейм поясняет, что наука социология есть наука о социальных фактах. В 1894 г. Дюркгейм сформулировал свой основной постулат: «Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь, по Э. Дюркгейму, – это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума, это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понимания простым приемом мысленного анализа, это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдения и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким.

Читать еще:  Типология социальных движений

Социальные факты существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. Социальные факты – это политические, правовые, моральные, религиозные, национальные, классовые и другие идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей, и заставляющие индивидов действовать в соответствии с ними.

Само общество, в понимании Э. Дюркгейма, есть трансцендентная реальность, источник всех высших ценностей. Они доступны научному объяснению и описанию. Они составляют знаменитую дюркгеймовскую категорию «Духовные социальные факты», которые лежат между субъектами и объектами понимания. Духовные ценности и нормы становятся важнейшими сторонами социальной жизни.

Социальные нормы, социальные факты имеют, как уже отмечалось, принудительный характер, то есть заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда Э. Дюркгейм вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то появляются новые грани его социологии, а именно: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, значит, нравственное совершенствование людей.

Эмиль Дюркгейм утверждал, что общество, являясь результатом взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая

– автономна по отношению к другим видам реальности;

– развивается по своим собственным законам;

– имеет первенство структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е. индивидуальная реальность считается вторичной.

Э. Дюркгейм, говоря о том, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», отличал их от фактов психологических. Под психологическими фактами он понимал факты, относящиеся к психике индивида.

Социальные факты могут быть двоякого рода:

1. Материального характера:

– социальные структуры общества (право, государство, религия);

– морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации).

2. Нематериального, духовного характера:

– мораль, ценности, нормы;

Эмиль Дюркгейм, уделяя внимание истории человеческих обществ, роли разделения труда на общественное развитие, выделяет два типа разделения труда и, соответственно, два вида солидарности – механическую и органическую.

Для механической солидарности характерно: низкий уровень разделения труда, слабая дифференциация социальной структуры, их функции носят жесткий характер. Им свойственны духовные социальные факты:

– наличие общей для всех морали, ценностей и норм, общей религии или идеологии;

– одинаковое отношение индивидов к обществу, существующим структурам;

– их сходство, особенно по индивидуальному сознанию, которое подчиняется сознанию коллективному, когда люди связаны между собой подобно «социальным молекулам». Эта солидарность, вытекающая из сходства, и называется механической.

Органическая солидарность предполагает иное разделение туда, связанное с выполнением каждым индивидом профессиональных и общественных функций, которые в силу сложности и специфичности не могут быть выполнены всеми.

Социальные факты – это политические, правовые, моральные, религиозные, национальные, классовые и другие идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей, и заставляющие индивидов действовать в соответствии с ними. Главными причинами социальных явлений Дюркгейм считал идеи, духовные ценности как проявления коллективного сознания, которые объективно существуют по отношению к отдельным людям. Человек, родившись, застает уже сложившиеся политические, правовые, моральные, экономические и другие нормы, ценности, социальные установки.

Признаки социальных фактов следующие:

– они объективно существуют по отношению к отдельным индивидам;

– они принудительно воздействуют на людей.

Отсюда человек есть социальное существо, которое развивается под воздействием социальных норм и предписаний. Значит поведение людей социально обусловлено. Природа и сущность социальных фактов одна – это проявление группового или коллективного социального сознания.

Они воздействуют на людей организованно, сознательно и осуществляются через социальные институты: правовые, религиозные, нравственные и др. Социальный факт есть лишь там, где есть определенная организация. Он существует в поведении людей, воплощается в организации их производственной, политической и правовой деятельности. Отсюда в обществе высока роль группового, коллективного сознания.

В учении Э. Дюркгейма обращено внимание на нормальное и патологическое в обществе, на социальные болезни и их преодоление. Он изучал формы, виды поведения, отклоняющиеся от нормы, правил, требований и традиций. Он ввел в оборот термин «аномия», который позволяет объяснить причины девиантного, то есть отклоняющегося поведения и его типы. Социальное здоровье – это то, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, что полезно и необходимо. Это нормальное развитие жизненных сил индивида, коллектива, общества, их способности адаптироваться к условиям среды, использовать ее для своего развития. Социально здоровое общество морально чисто, политически ясно, стимулы деятельности человека здоровы и эффективны. В числе источников эволюции Э. Дюркгейм называл коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей.

Социальную жизнь он выводил прямо из коллективного существования, где индивиды воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные личности. Они держатся социальной, политической, правовой, моральной дисциплины, что есть главный фактор общественной жизни.

В качестве основных методов познания общества Эмиль Дюркгейм выделяет:

1) объективные методы аналогичные методам естественных наук. Главная задача социолога – исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами, взаимоотношениями общества его структур и индивидов;

2) обосновывая общественные законы, анализируя отклонения от нормы, можно выявить социальную патологию как в развитии общества, его социальных структурах, так и в поведении индивидов;

3) для изучения нематериальных социальных фактов следует использовать социальные. Это значит, если материальные, нематериальные факты взаимозависят, являются причиной друг друга, то чтобы научно изучить нематериальные социальные факты, социолог должен найти и исследовать материальные социальные факты, непосредственно влияющие на вторые и отражающие их природу.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×