Tw-city.info

IT Новости
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспрессивные социальные движения

Понятие «социальное движение»

В современном обществе все чаще субъектами социальных трансформаций становятся социальные движения — коллективные, более или менее организованные действия людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления этим изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформы — наиболее яркие примеры.

Социальные движения — это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Эти изменения могут проходить двумя путями. Первый исходит из активности масс; второй — из активности властных структур (государственных деятелей, менеджеров, администраторов и т. д.). Одни изменения могут быть результатом заранее продуманных, преднамеренных действий, другие — результатом стихийных, непреднамеренных действий.

Взаимодействие сознательного и стихийного в социальном движении порождает:

¾ латентные (скрытые) изменения, которые возникают «снизу»; например, благодаря людям, живущим реальной жизнью, делающим свой выбор и представляющим свои цели в экономической и социальной сфере. Многообразие разрозненных действий приводит к появлению долговременных или кратковременных тенденций в социальном движении;

¾ латентные изменения, осуществляемые «сверху»; например, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным явлениям, которые не предполагались;

¾ явные изменения, производимые «снизу»; например, когда правительство приступает к политическим или экономическим реформам под давлением масс;

¾ явные изменения, происходящие «сверху»; например, успешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим аппаратом.

Генезис социального движения связан с возникновением в недрах общества конфликтов и дезорганизации, недовольства социальной системой общества. Эрозия прежней системы ценностей побуждает определенную часть общества искать новые формы самореализации, а затем, по мере возрастания напряженности, объединяться в социальное движение. Осознание единых ценностей может приобретать форму утопий, политических мифов, идеологических доктрин.

В противоположность старому рабочему движению новые социальные движения, такие, например, как экологическое, феминистское, за мир
и безопасность, не выдвигают на первое место явно выраженные экономические требования. Их гораздо больше волнуют темы культуры, вопросы самостоятельности, прав человека, а также проблемы, связанные
с новыми ситуациями, риском, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения.

Таким образом, социальное движение — это свободно организованная общность людей, действующая самостоятельно в неинституциолизированной форме для того, чтобы произвести определенные изменения
в обществе:

¾ для установления нового порядка общественной жизни;

¾ преобразования социального порядка;

¾ принятия новых форм и ценностей;

¾ обеспечения коллективных усилий по контролю над изменениями или корректировке их направления.

Социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища — конгломераты и они более интегрированы. Имеется четкая связь между социальными движениями и социальными изменениями. Причем изменения являются основной характеристикой социальных движений. Принято считать, что социальные движения более динамичны, чем другие социальные формы общественного развития.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

¾ демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии;

¾ социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими. Поэтому участие
в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности;

¾ социальное неравенство, расслоение людей на «богатых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении;

¾ политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей;

¾ степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать и манипулировать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей — важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений;

¾ повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности и развитию социального интереса;

¾ средства массовой информации (СМИ) ускоряют формирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например, Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — финансирование и организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы, и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII в., а закончилось в конце XX в. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения,
к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

7.3. Социальные движения в современном
обществе. Типы социальных движений

Социальные движения проходят фазы возникновения, формирования, развития, угасания и исчезновения. Такой путь может быть коротким или продолжительным. Внутри движения на протяжении всего цикла идут постоянные внутренние процессы, которые охватывают не только участников движения, но и его организации, институты и нормативные системы.

На первом этапе социальное движение аморфно, плохо организовано. Но по мере своего формирования коллективное поведение приобретает организацию, набор стандартных обычаев и традиций. Ценностных ориентаций. Что же касается правил, ценностей, институтов прошлого, то им бросается вызов, они критикуются, квалифицируются как недостаточные, неадекватные новым реалиям и ситуациям.

В то же время динамика социальных изменений предполагает взаимодействия между различными социальными движениями, которые отличаются друг от друга:

¾ по мировоззренческой ориентации, особому мировосприятию;

¾ по масштабам предполагаемых изменений;

¾ по качеству предполагаемых изменений;

¾ по отношению к целям предполагаемых изменений; одни движения сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие — на изменении личности;

¾ по стратегической направленности изменений.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на следующие типы:

1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия» сформировавшееся в конце 1980-х гг.; тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата — Б. Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «Народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе. Сюда относятся также движения за и против абортов, требующие изменения в законодательстве, движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними, движения за права сексуальных меньшинств, освобождение женщин, движения за права фермеров и т. д.

2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше находились у власти, а после «августовской революции», уйдя
в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивными можно назвать «Национальный фронт трудящихся», т. к. это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Сюда же относятся движения экологические, фундаменталистские религиозные, эмигрантские, монархические, за этническое возрождение, спасение Отечества, в защиту региональной культуры и т. д. Но к регрессивным движениям нельзя отнести «Память», т. к. она отстаивает то, чего не было при социализме.

3. Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движения зеленых, «Лонга май», кришнаитов, антиглобалистов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858 гг.) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

Читать еще:  Социально экономические и политические процессы

4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

В целом революционные движения ориентированы на будущее, их можно назвать прогрессивными. Это, например, движение за гражданские права, национальное освобождение, тотальное изменение общества, его социальных институтов, внедрение нового образа жизни.

5. Следующий тип социальных движений — экспрессивные. Участники экспрессивных социальных движений (религиозные, «Рок против наркотиков» и др.) не стремятся к перемене социального строя, но их экспрессивное поведение может оказывать воздействие, как на отдельных людей, так и на общество в целом. Люди, участвующие в этих движениях, находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться, не в состоянии изменить ее, но с помощью мечты, фантазии, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой.

6. Движения сопротивленияесли революционные движения возникают среди людей, которые неудовлетворенны тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро. Подобные движения всегда сопровождаются усилиями определенных социальных групп, направленных на блокирование возможных или искоренение уже произошедших изменений.

Социальные движения

Терминологический аппарат понятия социального движения

Социальное движение – это объединение и совокупность коллективов и коллективных действий созданных для поддержки социальных изменений.

Можно также рассматривать социальное движение как конфликтную коллективное действие, при которой противоположные, антагонистические группы (классы) противостоят друг другу. Следует отличать социальные движения от социальных институтов.

Социальные институты- это относительно стабильные общественные образования, а социальные движения являются динамичными новообразованиями с неопределенные жизненные циклы динамические, изменчивы, имеют.

Типология социальных движений выделяет их наиболее общие, существенные признаки.

Типы и виды социальных движений

Политические движения. В случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или изменение политической власти, политического режима, государственных органов и выражаются в требованиях, обращенных к властным органам — социальные движения политическими. Классифицируют политические движения по следующим параметрам:

  • По составу (крестьянские, пролетарские, феминистские)
  • По мотивации (религиозные, социокультурные)
  • По цели (движение сопротивления, национально-освободительные движения)
  • По особенности стратегии (революционные, реформистские)
  • По тактике действий (экстремистские, гражданского).

Экспрессивные движения. Массовые движения, связанные с неудовлетворением существующей социальной действительностью, считают ее порочной или просто некрасивой. При этом люди стремятся изменить действительность, а свое отношение к ней с помощью мечтаний, видений, ритуалов, каких-либо, не приемлемых в данном обществе, норм и образцов культуры. Данные группы людей находят эмоциональное облегчение в различных формах эмоциональной экспрессии, что делает их повседневную жизнь приемлемым и терпимым. Именно такой характер имели мистерии — массовые театрализованные, ритуальные, полные религиозного содержания действия жителей Древнего Египта, Греции, Персии, Индии. В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выраженные в молодежной среде. Проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров и других контркультур, и субкультур.

Революционные движения. Направленные на полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и деятельности большинства социальных институтов — государства, суда, системы образования и т.д.

Революционные движения имеют целью разрушить существующую социальную систему, сбросить присущий ей социальное устройство и установить новый.

Движения реформистов. Массовые политические действия, направленные на относительное изменение и совершенствование существующей социальной системы с помощью реформ. Это возможно, если участники этих движений положительно относятся к существующему социальному порядку. Кроме этого, они должны располагать институциональные (то есть такие, которые допускаются государством, законодательством) возможности выражать свои мысли и осуществлять действия в поддержку реформ.

Оппозиционные движения. Реакция общества, которая вызвана недовольством отдельных групп людей социальными изменениями, которые происходят. Неприятие, обычно, вызвано тем, что социальные изменения происходят слишком быстро или слишком медленно, непоследовательно. Возникают, вслед за революционными или реформистскими и представляют собой оппозицию по отношению к ним. Часто к этим движениям присоединяются представители бывших элит, не нашли достойного места в новой социальной системе, а также люди, потерявшие свои права и привилегии в результате реформ.

Экологические движения. Направленные на защиту природных ресурсов. Сторонники этих движений доказывают, что тенденции развития общества не могут быть полностью поняты вне экологической перспективы.

Молодежные движения. Собственно, к началу ХХ в. молодежь не относилась к социально зрелой категории граждан, в силу традиций и норм общественной жизни была зависима от родителей материально и морально. Поэтому в моду вошли молодежные социальные движения, которые были направленны на проявление гражданских позиций, изменение культурных явлений, появление субкультур, омоложение политики.

Феминистские (женские) движения и общества. Представляют собой массовые действия с привлечением женщин, для уравнивания их в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Характерна узкая трактовка социального равенства женщин и мужчин, сводилась к правовой, юридического равенства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Возникновение феминистских движений датируется эпохой буржуазных революций во Франции, Англии, США.

Список наиболее популярных социальных движений старшей возрастной группы

Следующими в списке идей выступают наиболее популярны среди старшей возрастной группы.

Либерально-реформистское направление пропагандирует необходимость социально — экономических, политических реформ, с целью социального равенства женщин с мужчинами. Соглашаясь с важностью материнских функций, представители этого направления призывают к привлечению в политическую, социокультурную и профессиональную жизнь женщин, имеющих высокую общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Национально-освободительные движения. Это массовые действия, направленные на свержение иностранного господства и завоевания национальной независимости. Включаясь в эти движения, национально-этнические общности реализуют свое право на самоопределение и создание независимых национальных государств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Движения в защиту мира. Эти движения представляют собой массовые действия против опасности новых войн, за укрепление мира и дружественных отношений между народами и странами. Развитие этих движений характеризуется цикличностью. В двадцатые годы XX в., После завершения Первой мировой войны образовался движение пацифистов, участники которого выступали за полное разоружение с целью не дать возникнуть новым войнам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социология

Социальные движения

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Социальные движения — разновидность социальных процессов, представляющих собой деятельность людей, принадлежащих к различным социальным группам.

Социальные движения возникают с целью изменить что-то в существующем обществе или предотвратить изменения.

Существует множество разновидностей социальных дви­жений: религиозные, молодежные, политические и др . Эти движения непрерывно развиваются и изменяются. Обычно они состоят из небольшого числа участников, од­нако в процессе осуществления своей деятельности могут привлекать сторонников. Если движение получит широкое распространение среди населения, то оно превращается в социальный институт. Социальные институты явля­ются стабильными, они направлены на сохранение поряд­ка. На этом завершается жизненный цикл социального дви­жения.

Такие движения не являются социальными организация­ми. Характерная черта социальных организаций — их офи­циальное закрепление, наличие правил, членства в них. Дви­жение в процессе своего развития может стать организацией: в этом случае оно также перестает существовать в прежнем виде.

Социальные движения ставят перед собой определен­ную цель. Для ее достижения они предпринимают меры для давления на власть с целью изменения су­ществующей ситуации.

Читать еще:  Принципы права социального обеспечения рб

Социальные движения играют большую роль в жизни общества и потому исследуются учеными. Существу­ет несколько подходов к изучению социальных дви­жений: изучение социального движения «изнутри»; выявление причин его возникновения и развития; изучение деятельности участников движения — как рядовых, так и руководителей.

Строгая классификация социальных движений затруд­нительна, поскольку они могут преследовать различ­ные цели. Обычно они относятся к перечисленным ниже основным типам.

Экспрессивные движения. Для них не характерна активная деятельность по изменению существующей реальности. Люди лишь признают ее несовершен­ство. Такие движения были распространены в древ­ности. В современном мире они представлены в ос­новном молодежными движениями: хиппи, рокеры и др.

Утопические движения. Это движения, деятельность участников которых направлена на создание совер­шенного общества. Они предполагают смену ценно­стей, перераспределение власти для создания «новой» жизни. Эти движения очень жизнеспособны в силу человеческой психологии и веры в лучшее будущее.

Реформаторские движения. Они направлены на из­менение не всего общества, а его отдельных сторон. Эти движения характерны для обществ с высоким уровнем развития демократии. Люди высказывают свое мнение по поводу принятия того или иного зако­на, выступают за реформирование определенной сферы общественной жизни.

Революционные движения. Они направлены на ра­дикальное изменение существующей социальной си­стемы. В них участвуют лица, не обладающие в дан­ный момент государственной властью. Они возникают в социально неустроенных обществах.

Движения сопротивления. Это, например, движе­ния, считающие недопустимым проведение преобра­зований в обществе слишком быстрыми темпами. Они возникают часто наряду с революционными и рефор­маторскими движениями.

Лекция 15. Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения

Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.). Социальное движение – это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности». Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.

П. Штомпка в своей книге «Социология социальных изменений» (М., 1996) выделил следующие основные компоненты социальных движений: 1. Коллективность людей, действующих совместно. 2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно – изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.

Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы.

Суммируя сказанное, он предлагает под социальными движениями подразумевать «свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе».

Классик изучения данного направления Г. Блумер в своей известной работе «Коллективное поведение» (Collective Behavior) считает, что можно выделять следующие типы социальных движений:общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир),специфические социальные движения (это прежде всего разного рода реформистские и революционные движения),экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода),возрожденческие и националистические движения, а такжепространственные движения (движения кочевников, крестовые походы, паломничества, колонизация и миграции). Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении первых трех видов социальных движений.

Подробная классификация социальных движений, в основе который лежат разные критерии, приведена П. Штомпка. Исходя из данной классификации, социальные движения подразделяются:

§ по масштабам предполагаемых изменений: нареформистские социальные движения относительно ограниченные по своим целям и не ориентированные на преобразование основных институциональных структур, Т.е. направленные на преобразования внутри общества (например, движение за права животных, движение против абортов)радикальные социальные движения стремятся к более глубоким преобразованиям, пытаются затронуть основы социальной организации, в конечном результате они приводят к преобразованию самого общества (например, за национальное освобождение в колониальных странах). Крайней формой выступают революционные движения, направленные на тотальное изменение общества (например, коммунистическое движение);

§ по качеству предполагаемых изменений: напрогрессивные обращены в будущее, стремятся сформировать общество, которое раньше не существовало, внедрить новый образ жизни, создать новые институты, ввести новые законы (например, движение за освобождение женщин);«консервативные» или«ретро-активные» – обращены в прошлое, выступают за возрождение старых традиций, стремятся восстановить образ жизни, институты, законы и верования, которые раньше уже существовали, но по каким-то причинам или были забыты, или отброшены в ходе истории (например, монархические движения, выступающие за восстановление монархического строя, экологическое движение, разного рода религиозные движения);

§ по отношению к целям предполагаемых изменений: на первые – направлены на изменение социальных структур. Они могут принимать две формы: во-первых, это социополитические движения («национальные социальные движения»), выступающие за изменения в политике и экономике, за сдвиги в стратификационных и классовых структурах, во-вторых, это «социокультурные движения», выступающие за изменения убеждений, ценностей, норм, символики (например, хиппи, панки);вторые – на изменение личности, также могут принимать две формы: во-первых, это разного рода религиозные и мистические движения, борющиеся за спасение своих членов, общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения, движение «Белые одежды»); во-вторых, движения, призывающие к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту;

§ по «вектору» изменений: на положительный «вектор»имеет большинство социальных движений, в которые люди объединяются для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое; отрицательный «вектор» имеют движения, выступающие против современности (например, движения, возрождающие этнические или национальные особенности). Особо следует отметить альтернативные движения, Т.е. симметричные пары социальных движений, свойственные современным обществам (например, правые и левые, сионисты и антисемиты);

§ по времени возникновения на«старые социальные движения», характерные для раннего периода современной эпохи, в основном на первое место выдвигавшие экономические интересы и требования (например, рабочее движение, фермерское движение); «новыесоциальные движения», которые начали возникать в последние десятилетия (например, движение за мир, феминистское движение, экологическое движение). Новым движениям характерны следующие черты: их внимание сосредоточено на новых темах и интересах, находящих свое выражение в обеспокоенности по поводу качества жизни, их волнуют культурные проблемы, права личности; их членами являются представители разных классов и слоев, в основном преобладают люди, относящиеся к среднему классу, образованные и имеющие высокий уровень сознательности; они чаще всего децентрализованы и не имеют жесткой иерархической организации;

§ по «логике» действия, или основе стратегии: первым характерна «инструментальная» логика, они стремятся завоевать политическую власть, чтобы с ее помощью произвести предполагаемые изменения в законах, институтах и организациях общества; вторым – «экспрессивная» логика, они стремятся добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для членов своего движения или более широких общностей (например, движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов, феминистское движение).

Социальные движения, как отмечает Г.М. Андреева, могут различаться и своим уровнем: во-первых, это могут быть широкие движения с глобальными целями (например, движения, борющиеся за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.); во-вторых, локальные движения, ограниченные либо территорией, либо определенной социальной группой (например, движения против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.); в-третьих, движения в очень ограниченном регионе, выступающие с сугубо прагматическими целями (например, движение за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество. Внутри социального движения, с момента его возникновения и до полного исчезновения, происходят постоянные процессы, охватывающие не только участников движения, но и его организации, институты и нормативную систему. Все специфические социальные движения проходят определенные стадии в процессе своего развития: социального беспокойства, всеобщего (popular) возбуждения, формализации и институционализации. Механизмы и способы, способствующие росту и организации специфических социальных движений, подробно рассмотрены Г.Блумером.

Таким образом, если в начале своего пути развития социальные движения не имеют ясной цели, аморфны, плохо структурно организованы, то через определенное время они уже обладают четкой определенной целью, имеют развитую организацию и структуру, в которой индивиды занимают определенные статусные позиции, определенный членский состав, свои традиции, нормы, правила и ценности. Поэтому социальные движения нельзя строго отнести только лишь к большим организованным социальным группам или, наоборот, только к стихийным образованиям. Это что-то среднее между первым и вторым.

Читать еще:  Лучший браузер для социальных сетей

П. Штомпка, проведя тщательный анализ научных трудов, отмечает, что среди ученых существуют два противоположных подхода к вопросу возникновения социальных движений. Представители первого подхода ориентированы на действие, они считают, что социальные движения появляются «снизу» из-за того, что уровень недовольства и возмущения, а также крушение надежд начинают превышать допустимый порог. При этом одни авторы считают, что социальные движения просто «случаются», при этом сравнивают их с вулканом, по их мнению, социальное движение это спонтанный, стихийный взрыв коллективного поведения — лидеры, организация и идеология появляются позже. Другие, выдвигающие на первый план предпринимательские или конспиративные (заговорщические) факторы, считают, что социальные движения «формируются» по их мнению, социальные движения – это целенаправленные коллективные действия, которые подготавливаются и управляются лидерами для достижения специфических целей.

Представители второго подхода ориентированы на структурный контекст общества, в данном случае характер политической системы общества выступает в качестве основного фактора облегчения или сдерживания появления коллективных движений. В любом обществе всегда в той или иной мере существует определенный потенциал разного рода движения. Данные движения прорываются наружу только в том случае, когда для этого сложились благоприятные обстоятельства, условия или ситуация. При этом одни представители этого подхода сравнивают социальные движения, постоянно имеющиеся в той или иной мере в любом обществе, с клапаном для выпуска пара, выпуск которого осуществляется «сверху», когда сдерживающие механизмы на уровне политической системы не в состоянии его удержать. Другие – объясняют появление движений открытием новых благоприятных средств и возможностей, облегчающих коллективные действия. В настоящее время отмечается тенденция к синтезу данных двух теорий.

Выделяют два варианта завершения развития движения: оптимистический – движение побеждает, породившие его причины устраняются, поэтому деятельность движения сворачивается и оно распадается; пессимистический – движение или терпит поражение, подавляется, или само постепенно, не добившись победы, приходит в упадок. Но в обоих этих случаях ситуация может радикально измениться. В одном случае может возникнуть ситуация «кризиса победы» – полный успех движения, досрочное достижение поставленной цели и в связи с этим быстрый распад движения могут спровоцировать ответный удар противодействующих сил, и если не будут найдены силы для поддержания завоеваний, достигнутых движением, то все может быть утрачено. В другом случае может возникнуть ситуация «победы поражения» – неудача может помочь обнаружить слабые стороны, раскрыть истинных сторонников движения, выявить и уничтожить врагов, перегруппировать силы, пересмотреть тактику движения, развить новые формы.

Важность социальных движений заключается в том, что они являются одним из главных способов, с помощью которого изменяются и переделываются современные общества, а также созидателями социальных преобразований и исторических деятелей. Уникальность социальных движений состоит и в том, что и они сами все время находятся в движении, развитии.

Экспрессивные социальные движения

37. Социальные движения

Если исходить из самого общего определения социальных движений как организованной деятельности людей по реализации общей цели, можно заметить, что оно близко к определению целевой группы. Это сходство неслучайно. В широком смысле каждую целевую группу можно рассматривать как форму выражения совместного стремления людей к достижению цели.

Другое дело, что в социологии феномен социальных движений тесно связан с проблематикой социальных изменений. Поэтому более точным является определение социальных движений как массовой организованной деятельности людей, направленной на поддержку или борьбу с изменениями в обществе. Ряд специалистов относят социальные движения к наиболее важным типам коллективного поведения, поскольку они отличаются осознанной организацией членов и часто оказывают продолжительное влияние на жизнь общества.

В современный период социальные движения отмечаются чаще, чем в предыдущие эпохи, в силу большего разнообразия суб– и контркультур. Практически любой важный вопрос в жизни общества порождает социальные движения его сторонников или противников.

Существуют различные классификации социальных движений, в частности, их разделяют на три типа:

1) реформаторские, когда стремления к изменениям не затрагивают устои общества, протекают без особых эксцессов, развиваются в рамках установленного социального порядка, например – образовательные и политические движения за культурное многообразие, против расовой дискриминации;

2) революционные, добивающиеся коренного изменения социального порядка;

3) экспрессивные, охватывающие иногда широкие круги и общности людей, ищущих удовлетворения потребности самовыражения в эстетических, религиозных и других формах.

Более поздние типологии выделяют также коррекционные, или исправительные, движения, направленные на отдельных людей, предусматривающие радикальные изменения в их жизни, например американское общество анонимных алкоголиков, ставящее своей целью отказ от алкогольного образа жизни.

Встречается также термин альтернативные социальные движения, выдвигающие лозунги ограниченных изменений отдельных категорий людей. Например движение «Верные слову», убеждающее мужей быть более внимательными к своим семьям. (Непонятно, правда, в чем именно тут альтернативность.)

Социальные движения обычно возникают на основе экономических или культурных изменений либо идей, привнесенных из других обществ, поэтому они не являются основным фактором общественного развития, но могут представлять собой силу, видоизменяющую общество.

Существует несколько теорий, объясняющих механизмы возникновения социальных движений. Согласно теории депривации, движения зарождаются среди людей, которые испытывают какие-либо лишения, воспринимают свое положение как невыгодное, по сравнению с другими. Так, согласно Алексису де Токвилю (1856), Великая французская революция произошла, потому что французские крестьяне почувствовали улучшение своей жизни, которое возбудило их ожидания. К. Маркс также указывал на роль относительной депривации в формировании социальных движений. Современный исследователь Тед Гарр на основе анализа исторических данных и многолетних эмпирических исследований более чем в 100 странах мира вывел «меру относительных деприваций». Ее суть в разрыве между уровнем запросов (УЗ) людей и возможностями достижения (ВД) желаемого. Разрыв между УЗ и ВД вызывает в обществе состояние массовой фрустрации и создает благоприятную почву для политического взрыва.

По теории массового общества, общественные движения подпитываются социально изолированными людьми, у которых отсутствует чувство личной значимости. Такие движения возникают в обществах масс– точнее, если вспомнить Гюстава Лебона, в обществах толп.

Одна из самых влиятельных теорий – теория структурной напряженности, принадлежит Н. Смелзеру (1962). Он выделил шесть факторов, способствующих развитию социальных движений:

1) фактор структурной обусловленности– люди начинают думать, что в их обществе есть серьезные проблемы;

2) структурная напряженность– относительная депривация возникает, когда общество не отвечает ожиданиям людей;

3) понимание проблемы – необходима ясная формулировка проблемы, причин ее возникновения и путей решения;

4) фактор ускорения – неудовлетворенность зреет долгое время, но коллективные действия порождаются только в результате конкретного события;

5) мобилизация к действиям – когда степень обеспокоенности людей становится высокой, они готовы к действиям;

6) недостаточный социальный контроль – успех социального движения зависит от силы и реакции институтов социального контроля.

К числу недостатков данной теории относится то, что в ней не отражена зависимость результатов социальных движений от позиции средств массовой информации и иностранной поддержки.

Этот недостаток восполняет теория мобилизации ресурсов, согласно которой для успешной реализации целей социального движения необходимы два условия: наличие ресурсов и неудовлетворенность людей.

Культурная теория утверждает, что степень мобилизации людей в социальном движении чаще всего зависит от общности их представлений о мире, которые придают легитимность коллективным действиям и побуждают их.

Теория новых социальных движений подчеркивает, что участники социальных движений обеспокоены вопросами качества жизни, причем не столько экономическими. Для современных движений характерен международный характер, чему способствует глобализация СМИ и новых информационных технологий.

Каждая из этих теорий лишь частично объясняет причины социальных движений. В целом же роль социальных движений заключается в стимулировании (или подавлении) социальных изменений в обществе.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector