Tw-city.info

IT Новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции и принципы социально культурной деятельности

Понятие СКД. Принципы и функции СКД

СКД — это обусловленная нрав­ственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятель­ность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальней­шему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе; второе — прак­тически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере ус­ваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставра­торов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей ма­териальной и духовной культуры; четвертое — интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, — ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художествен но-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РБ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

Особенности СКД: -осуществляется в свободное время; -отличается свободой выбора, добровольностью, активностью; -характеризуется многообразием видов; -РБ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

Отличительные черты СКД: -гуманистический характер -культурологический характер -развивающий характер.

Функции СКД — категории, вы­ражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:

— адаптивно-нормативная функция — хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, куль­туры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

— образовательно-развивающая функция — освоение ценностей куль­туры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивиду­ализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индиви­дуализация);

— преобразовательно-созидательная функция — вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественно­го, технического, социального творчества;

— эколого-охранительная функция — формирование экологической куль­туры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

— информационно-просветительная функция — накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену инфор­мационного общества XXI века;

— интегративно-коммуникативная функция — диалог культур, взаимовли­яние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и регио­нальных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкуль­тур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

— рекреативно-игровая функция — формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и пси­хологической разрядки Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Принципы СКД: 1 связь СКД с реальной жизнью, с учетом реформ происходящих в обществе.2. принцип добровольности и общедоступности; 3. Принцип развития инициативы; 4. Принцип приемственности и последовательности в освоении культурного наследия; 5. Дифферинциаотный подход к различным социально-демографическим группам; 6.принцип системности и последовательности.

Тема 1.2. Функции и принципы социально-культурной деятельности.

Функции

Понятие, связанное со смыслом деятельности.

Функции социально-культурной деятельности — это определённые направления деятельности, как отдельных людей, так и учреждений в целом. В зависимости от этапов развития социально-культурной деятельности функции подразделяются на:

Основные и вспомогательные

1. Развивающая — главная из всех функций, объединяющая все остальные,

продиктована процессом развития личности (наиболее полно реализуется во второй функции).

2. Информационно-просветительная — направлена на получение определённых

знаний, воздействующих на духовную сферу жизнедеятельности, не ограничена учебными, временными рамками.

3. Культурно-творческая (связана с предыдущей), включает в себя творческую

деятельность по следующим направлениям:

4. Специфическая (рекреативно-оздоровительная). Рекреация — для отдыха.

5. Гедонистическая — получение духовного наслаждения.

6. Катарсическая (возвышение).

7. Коммуникативная (общение).

Принципы социально-культурной деятельности:

Также и функции составляют теоретическую основу социально-культурной

Принцип-это основное требование, предъявление к работе какого-либо учреждения (культурно-досугового) при оценке объёма и качества работы.

Две группы принципов социально-культурной деятельности:

-дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей человека.

-учёт интересов и особенностей аудитории;

-опора на инициативность и самодеятельность масс.

Планомерное следование этим принципам сделаю работу в рамках социально-

культурной более интересной и качественной, что позволяет проводить работу по удовлетворению духовных потребностей человека.

Раздел. 2. Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России.

Тема.2.1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян

И их дальнейшее развитие в 10-17 веках.

Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда, сменой времён года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.

Праздники

«Праздный» — «пустой», «незанятый». Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств проводилось общественно, являлось «событием», совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или посёлке, а за пределами житейского бытового круга.

В году было пять основных праздников — Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21 июля) и Кузьминки (праздник урожая, осеннего равноденствия 24 сентября).

Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, реки, холмы, горы), что отыскать места древних хороводов, купальских костров, различных «игрищ» почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, которые очень часто при археологических исследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. «Красные горки», «красные холмы», где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом — «Братчины», помогающие восстановить душевные и физические силы и выполняющие функции единения.

По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). «Ряженье» же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье, метание копья.

При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца). Показатель княжеской щедрости — накормить и напоить гостей допьяна. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.

Церковь

С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представление о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдалённых частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на всё развитие русской культуры раннего средневековья.

При монастырях в 11-12 веках начали собираться первые библиотеки. К 13 веку появилась и «мирская» литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси. В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях — Новгороде, Пскове, Смоленске.

С 14 века Русь начала оправляться от постигших её бед, рождались ремёсла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.

Средние века

К 15 веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. К 30-м годам относится первое упоминание о «медвежьей потехе» (уличные комедии с участием медведей) и кукольном представлении.

Читать еще:  Сущность психотерапевтических техник и психосоциальных технологий

Зрелища или «позоры», как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа. С 14-15 веков возрождаются книжные традиции Киевской Руси.

К 15 веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. В Россию стали проникать научные знания. Но по-прежнему живы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. В часы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иных земель, держали «бахарей», которые читали им сказки и пели песни, «домрачеев». В штате царя были шуты и шутихи. Для весёлых представлений во дворце была «Потешная палата». Осталась такая забава, как охота.

Женщины на Руси вели «затворнический» образ жизни, что сказывалось на их досуге. И если женщина-крестьянка после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках, то женщины из боярских, дворянских, купеческих семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество, лишь с позволения мужа или отца.

Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождении кого-нибудь из домашних и с согласия мужа (суровые правила для женщин сформулированы в «Домострое»).

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды всё больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там весёлые представления.

К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.

Развивались формы деревянной и каменной архитектуры, причём деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси — дерево – использовался для строительства всех видов сооружений — жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до 17 века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё — и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева.

Письменность

Византийские монахи Кирилл и Мефодий для создания письменности взяли за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнили его шипящими и получили славянский алфавит (43 буквы, близкие по написанию греческим).

В честь своих создателей новая азбука получила название «кириллица». Наряду с кириллицей была в употреблении и глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием.

Принципы и функции социально-культурной деятельности

Принципы СКД — наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.

Духовная жизнь современного российского общества строится на следующих принципах социально-культурной деятельности:

§ принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

§ принцип развития инициативы и самодеятельности;

§ принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;

§ принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

§ принцип преемственности и последовательности вовлечения инди­вида в мир культуры;

§ принцип взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реали­зации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразо­вательно-созидательной, эколого-охранительной, информационно-просветительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;

§ принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;

§ принцип эстетизации общественной жизни.

§ Важнейший принцип педагогики досуга — принцип интереса. Это обусловлено тем, что досуговая деятельность диктуется личностными потребностями человека, а интерес выступает в качестве ее доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждения человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес-это неудовлетворенная потребность.

Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а, следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникнет своеобразная цепочка: потребность-интерес, интерес-потребность, потребность-интерес и т.д. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.

§ Принцип единства реакреации и познания. Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность.

Культура как творческая и просветительная деятельность освобождает человека от монотонного следования биологическим инстинктам, многократно обогащая набор видов поведения и деятельности, духовный мир человека.

Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения, способности к самообразованию и саморазвитию. Однако большинство людей не спешит или не умеет воспользоваться имеющимися возможностями для овладения культурой и предпочитает проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. Постоянная потребность в смене впечатлений снижает познавательную активность и уменьшает духовную автономию. Досуговая деятельность человека с недостаточно высоким уровнем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познание и развитие, а развлечение, и при том такого, какое требует минимального духовного напряжения. Все это обслуживает одну из важнейших задач педагогики досуга поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом.

С наибольшей полнотой принцип единства реакреации и познания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности. Групповые формы досуговой деятельности осуществляются долговременно, более-менее систематически с целенаправленным интересом и сильной мотивации. Они предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, являются активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности, что определяет сущность следующего принципа педагогики досуга-принципа совместности деятельности.

§ Принцип совместности деятельности. Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности.

Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интересам и т.п., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему.

Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

Воспитательным потенциалом обладают и те формы групповой досуговой деятельности, которые возникают и функционируют вне педагогического влияния. Учет и развития этого потенциала являются приоритетным направлением в педагогике досуга, так как совместная групповая досуговая деятельность в полной мере позволяет содействовать формированию духовного и культурного облика личности.

Функции СКД — категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:

§ адаптивно-нормативная функция — хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

§ образовательно-развивающая функция — освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация);

§ преобразовательно-созидательная функция- вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

Читать еще:  Духовные социальные факты

§ эколого-охранительная функция — формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

§ информационно-просветительная функция — накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

§ интегративно-коммуникативная функция — диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

§ рекреативно-игровая функция — формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом:

§ производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;

§ накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

§ воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

§ коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

§ социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

§ рекреационная или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный, местный.

1.На федеральном – это:

§ законодательное обеспечение условий для творческой деятельности в учреждениях культуры;

§ защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;

§ создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

§ противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры;

2. На региональном уровне:

§ создание условий административной децентрализации в сфере культуры;

§ обеспечение развития региональных культур и сохранения культуры прошлого;

§ налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона;

3. На местном уровне:

§ развитие общественной эстетически организованной среды;

§ активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;

§ создание условий для совершенствования деятельности учреждений культуры;

§ развертывание системы домашнего досуга.

По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на: познавательную, ценностно- ориентированную, практически преобразующую, творческую.

1. Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т.д.

2. Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

3. Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

4. Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру. Они подразделяются на целевые организационно-методические функции; на функции-средства; функции, согласованные с функциональными потребностями людей в культурно-досуговой деятельности и обеспечивающие непосредственное педагогическое управление деятельностью учреждения культуры-функции условия.

Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к принижению роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на развитие личности.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 1506 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Принципы и функции социально- культурной деятельности

Функция — (от латинского functio — исполнение, осуществление)

• деятельность, обязанность, работа;

• деятельность, которую выполняет определенный социальный
институт.

Слово функция фигурирует во многих науках и отраслях знаний, но все оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом. Они в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социальных институтов, общностей, движений.

В социально — культурной деятельности функции определяют природу, специфику и средства достижения цели. Они выполняют роль своеобразного критерия при оценке социально — культурных процессов. Функции проходят большой путь во времени — от возникновения и становления до полной зрелости. В зависимости от тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности, их длительности функции подразделяются:

1. постоянные, основные, присущие большинству социально —
культурных институтов.

2. вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на
определенных временных отрезках.

3. специфические, которые присущи конкретному социально —
культурному институту.

К основным постоянным функциям относятся:

1. развивающая функция — она связана с развитием и саморазвитием
личности, ее социальным самоутверждением. Она связывает в
единый узел все остальные функции. Рассматривается в едином
русле с деятельностью других социально — культурных
институтов;

2. информационно — просветительная функция — в данном случае
под термином «просвещение» подразумевается педагогическая,
образовательная и самообразовательная деятельность,
направленная на духовное обогащение личности, приобретения
определенной системы знаний, получение необходимой
информации. Она отличается постоянством и всеобщностью, так
как процесс просвещения носит непрерывный характер;

3. культурно — творческая функция, так как культурно — творческая
деятельность решает ряд социальных проблем:

• компенсирует недостаток возможности для более полной
реализации разносторонних творческих способное гей
личности;

• одним из приоритетных направлений является работа по
сохранению, поддержанию, развитию художественных и
бытовых ремесел.

4. рекреативно — оздоровительная функция, которая состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения.

Сегодняшнее назначение социально — культурной деятельности — это активное приобщение человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь и все виды деятельности.

Специфическая особенность — заполнение «вакуума», который постоянно образуется в системе досуга.

Поэтому можно выделить социальные функции социально — культурной деятельности:

1. создание культурной пространственно — временной среды;

2. производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и
значений;

3. накопление, хранение и распространение знаний, норм ценностей
и значений;

4. воспроизводство духовного процесса через поддержание его
преемственности;

6. социализирующая, обеспечивающая через создание структуры
отношений социального общества;

Социальные функции социально — культурной деятельности следует подразделять на три уровня:

Федеральный уровень

• законодательное обеспечение условий для творческой
деятельности в социально — культурных учреждениях;

• защита национальной культуры и языка при расширяющихся
международных контактах;

• создание возможностей для вовлечения различных слоев
населения в творчески активную жизнь;

• противостояние негативному воздействию коммерциализации в
сфере культуры.

Региональный уровень

• децентрализация в сфере культуры ;

• обеспечение развития региональных культур и сохранения
культуры прошлого;

• налаживание взаимодействия и взаимопонимания между
различными культурными группами региона.

Местный уровень

• развитие общественной эстетически организованной среды;

• активизация местной культурной жизни, усиление местной
самодеятельности и локального своеобразия.

• создание условий для совершенствования деятельности социально
— культурных учреждений;

• развертывание системы домашнего досуга.

Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру, они подразделяются:

• целевые организационно — методические;

Таким образом, все социальные функции составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе.

В настоящее время формируется новая система принципов социально -культурной деятельности. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально — культурной ситуацией, изменением в политической и экономической жизни общества, процессами демократизации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Принцип — руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки.

В этическом плане — основное правило поведения, деятельности.

Принципы СКД — основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации.

Знание и глубокое понимание принципов СКД — необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры.

Основные принципы социально — культурной деятельности:

1. неразрывная связь с жизнью, практическими задачами
реформирования нашего общества.

Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:

• непрерывность процесса культурно — досуговой
деятельности.

2. дифференцированный подход к различным слоям населения;

3. опора на самодеятельность людей. Посетители должны
выступать не только в качестве зрителей , но и организаторов
досуговых мероприятий;

4. принцип индивидуализации, его можно представить как
взаимодействие двух тенденций:

• социализации — понимание личностью свое социальной
сущности

• индивидуализации — выработка индивидуального способа
жизнедеятельности.

5. принцип доступности культурно — досуговой деятельности,
осуществляется на основе учета социально — демографических и
социально — психологических особенностей , развития
способностей и мотивации личности.

6. принцип последовательности, осуществление конкретизации
общих целей культурно — досуговой деятельности, выстраивание
ее системы;

7. принцип системного подхода к решению культурно — досуговых
задач — не частных, на методическом уровне, а более общих и
принципиальных.

Эти принципы служат надежным ориентиром:

• при определении цели тех или иных социально — культурных
акций;

• при отборе содержания мероприятий;

• при выборе форм и разработке методики проведения
отдельных мероприятий;

• при поиске способов взаимодействия людей приобщенных к
социально — культурной деятельности.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 148 ;

Читать еще:  Принятие управленческих решений в социальной сфере

Функции и принципы социально культурной деятельности

1. Основные термины СКД.

3. Эволюция культурно –просветительной работы

4. Особенности современной социокультурной ситуации.

5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­ циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность — это деятельность, направлен­ ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа — деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­ териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео­ рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­ пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­ альной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно мо­ жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­ дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­ шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­ говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­ но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­ шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­ тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­ сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­ дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ ленных общественных движений и инициатив, средством ис­ пользования свободного времени различными группами населе­ ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода — социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гу­манитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, — это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Сфера досуга, как известно, — сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector