Tw-city.info

IT Новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инновационные деловые игры в социальной работе

Инновационные деловые игры — Реферат

ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ….4

1.1 Цели участников инновационных деловых игр….4

1.2 Разработка программы инновационной деловой игры….5

1.3 Организация инновационной деловой игры….9

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ…12

2.1 Инновационная деловая игра как метод исследования и как социальная технология….12

2.2 Инновационная игра в ряду деловых игр….14

2.3 Некоторые проблемы построения инновационной игры….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 21

Игра ориентирована на объединение людей для выработки инновационных (новых для данной организации, отрасли, промышленности) решений. Участники обучаются здесь новым способам деятельности и мышления: групповой работе, постановке проблем, аналитическим процедурам, критике и т. д., обучаются умению ориентироваться в нестандартных (инновационных) ситуациях, овладевают соответствующими средствами и умением их использовать. Всеми формами работы участники ориентируются на развитие своих средств, способов деятельности, мышления, видения и анализа ситуации. Ориентация на развитие — это ориентация на непрерывное обновление всего своего деятельностного арсенала и своих умений, на использование всех своих способностей.

Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр.

Инновационная деловая игра создает условия для реализации потенциала всех ее участников. После первой фазы игры возникают условия, которые в корне отличаются от рабочей обстановки на производстве. Это собственно и есть «игровая ситуация» [2, с.78].

Игра позволяет каждому проявить скрытые в условиях организации возможности и тем открыть их для использования в работе, а себе открыть путь для занятия места в организации, которое позволило бы это сделать. Основная задача игры — вычленить ключевую проблему организации и решить ее. В деловых играх закладывается стратегия организационного развития компании, а выработанные стратегии являются долгосрочной ориентацией в направлении деятельности.

Опросы, проводимые после деловых игр, показали, что участники, по их утверждению, получают для использования в дальнейшей работе следующее: возможность взглянуть на свою работу шире, не с технократических позиций, средства проведения глубокого анализа ситуация перед принятием решения, средства оценки последствий своих решений, уверенность в своих силах, в том, что от них многое зависит, понимание того, что организационные вопросы – самое главное в работе руководителя, убеждение в необходимости отрешиться от психологического воздействия текучки, повышение ответственности за принимаемые решения, лучшее понимание других, себя, ситуации, овладение технологией групповой работы и многое другое. Подобные высказывания участников игр свидетельствуют об их понимании того, что главный эффект игры — не только и не столько в вырабатываемых решениях, сколько в перестройке видения ситуации и получении средств для саморазвития.

Участникам становится ясно, что работа по принципу «экономии сил», то есть работа бездумная, идущая только от опыта и стереотипов, нужных результатов здесь не даст. В возникшем вакууме средств открываются тайники способностей и внеорганизационного опыта, смекалка и рискованность, любопытство к ситуации и задаче. То есть создаётся пространство, которое должно быть заполнено какой-то работой, но не той, которую человек привык делать каждый день. В этой ситуации организаторы игры всячески поощряют инициативу и смелые предложения, нарушение принятых в обычной обстановке стереотипов работы и проявление творческих способностей.

Итак, инновационная игра позволяет посредством исследовательских процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством же рабочего процесса (групповой работы) — вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников как носителей деятельности управления и через развитие самой этой деятельности.

. Бабкин В.Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении / В.Ф. Бабкин. – М. : Новое знание, 2003. – 160 с.

2. Боков М. Деловые игры в подготовке менеджеров / М. Боков // Высшее образование в России. – 2005. – №10. – С.77-81

3. Вестник высшей школы. – 2001. – №8. – С.18-21

4. Вопросы психологии. – 1999. – №4. – С.52-57

5. Вопросы философии. – 1999. – №6. – С. 26-36

6. Дудченко В. С. Инновационная игра как метод исследования и развития организации. — Сб. Активные методы обучения при повышении квалификации руководящих работников и специалистов Миннефтехнмпрома. Отраслевая научно-методическая конференция. – Ярославль, 1982.

7. Журнал «Бизнес». – 2003. – №19

8. Интерактивные методы обучения // Высшее образование в России. – 2004. – №12. – С.105-108

9. Колесникова Н.В. Деловая игра – элемент инновационного обучения студентов (w*w.st-training.r*)

10. СОЦИС. – 2005. – №1. – С.114-117

Деловая игра«Инновационные технологии в дополнительном образовании»
методическая разработка

Для того чтобы настроиться на темп деловой игры посмотрите видео клип, где центральное место занимают дети. Почему именно о детях, а тема нашей деловой игры совершенно иная. Потому, что в своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития.

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в дополнительном образовании»

стимулирование активности педагогов по вопросу использования инновационных технологий в образовательном процессе, повышение компетентности педагогов по данному направлению.

Играют три команды по 3-4 человек. Разделение на команды проходит по расчету на утро-день-ночь.

В ходе игры каждая команда определяет:

— лидера, который организует работу внутри группы, распределяет обязанности, координирует взаимодействие между членами команды;

— консерватора, который в ходе игры подводит итог каждого задания, определяет положительные и отрицательные стороны «своей» технологии, подводит общий итог и представляет присутствующим «свою» технологию от лица команды;

— остальные игроки выполняют комплексную функцию.

Командам дается 1 минута на распределение ролей и зафиксирование их внешне (бейджики с выполняемой ролью).

План деловой игры:

1. Из опыта работы по применению инновационных технологий (Время 5 минут)

2. Педагогические ситуации

4. Задание для педагогов «Мозговая атака»

— Для того чтобы настроиться на темп деловой игры посмотрите видео клип, где центральное место занимают дети. Почему именно о детях, а тема нашей деловой игры совершенно иная. Потому, что в своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития.

— Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

-Сегодня педагоги поделятся опытом своей работы.

Первая группа. Технологии активного обучения

АМО выполняют направляющую, обогощающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Деловая игра, мозговая атака, мозговой штурм, тренинг и т.д. Активные методы обучения можно использовать на любом этапе занятия.

Педагогическая работа с детьми, создание сплоченного коллектива требует от педагога личной включенности, развитых коммуникативных качеств, наблюдательности и умения самому работать в команде.

Для того, чтобы включиться в любую работу необходимо желание и эмоциональный настрой. Для успешной работы на тренинге я предлагаю выполнить упражнение “Улыбка”.

Сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы привыкли видеть строгие, хмурые лица вокруг и что важно – сами перестаем улыбаться.

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов своим коллегам.

После того, как участники тренинга сказали друг-другу приятные слова, следует обсуждение.

Обратите внимание на свои ощущения. Что вы почувствовали?

Мини-тест: Ладошка. Кулачок. Замок”.

Замечательно! А сейчас на счет три покажите одну из трех фигур:

Анализ этого простого теста показывает:

Кулачки . – Вы скептически настроены на работу в тренинге;

Сложили руки в замок – Вам нужно немного времени, чтобы включиться и начать работать.

Ладошки . – Вы с интересом и желанием настроены на работу нашего занятия.

Я желаю вам удачи. И мы начинаем.

Основная часть. Просмотр притчи.

КОМАНДА: В ЧЕМ НАША ЭФФЕКТИВНОСТЬ?

1 ) Если есть способ преодолевать препятствия на нашем пути, делать его более легким, в а намеченную цель – более близкой? Бывает попутный ветер, который подталкивает нас в спину и ускоряет наши шаги. Бывает и наоборот – встречный ветер не дает идти, мешает смотреть вперед и даже дышать. И тогда мы боремся с желанием свернуть, остановиться. Переждать непогоду. Как же преодолеть силу встречного ветра, отбрасывающего назад от цели, сбивающего с курса? Поищем аналогии в природе!

Читать еще:  Не открываются социальные сети

2) Если вы когда-либо наблюдали за косяком птиц, летящих к югу на зимовку, вам, возможно, будет любопытно узнать, почему стая летит клином. Ученые, которым интересно найти объяснение всему на свете, изучали полет стаи диких гусей. Выяснилось, каждая птица, взмахивая крыльями, помогает преодолевать сопротивление воздуха птице, летящей непосредственно за ней. Благодаря построению клином, вся стая увеличивает скорость полета, по меньшей мере, на 71% по сравнению со скоростью, которую может развить птица в одиночку!

3) Люди, согласованно двигающиеся в общем направлении, достигают своей цели быстрее и с меньшими затратами.

4) Стоит одному гусю отделиться от клина и попытаться лететь в одиночку, как он сразу же чувствует намного большее сопротивление воздуха и возвращается на свое место в птичьем строю, чтобы воспользоваться подъемной силой стаи.

5) Если бы мы, люди, были бы так же разумны, как гуси, то всегда держались бы сообща.

6) Когда вожак устает, он перестраивается в конец косяка, и другой гусь летит во главе стаи.

7) Выполнять тяжелую работу по очереди гораздо легче.

8) Гуси в конце клина кричат, поощряя тех, кто впереди, не сбавляя скорость.

9 ) Что кричим мы, находясь позади своих лидеров?

10) И наконец, если гусь, заболев или получив ранения, вынужден покинуть стаю, два других гуся следуют за ним, чтобы оказать ему помощь и поддержку. Они остаются с этим гусем до тех пор, пока он не поправится или же не умрет, а затем отправляются в путь догонять своих – сами или с другой стаей.

11) Если бы мы были так же разумны, как гуси, мы бы тоже поддерживали друг друга.

12) Тот, кто первым сказал о другом человеке “глуп как гусь”, вероятно, мало знал о гусях.

-Сейчас мы выполним небольшие задания.

Упражнение: “Ключевое слово”.

Пожалуйста, все встаньте. Посмотрите в потолок.

Какая ассоциация приходит на ум, когда вы слышите словосочетание “Работа в команде”?

Подберите для этого ключевое слово и кто готов, садитесь и запишите его на своем листочке.

Задание – составьте предложение, которое включало бы все эти ключевые слова. Запишите его на листе. Представитель команды зачитает получившиеся предложение.

( Подвожу участников тренинга к мысли о том, что для успешного выполнения задания нужно было “настраиваться” на своих партнеров и стараться, чтобы партнеры смогли угадать предстоящее движение).

— Мы даже не задумываемся о том, в каких состояниях бывает наша рука. Когда мы напряженно думаем, она поддерживает нашу голову. Как будто помогает голове одновременно ворочать сотни мыслей – легких и ярких или тяжелых и мрачных.

Когда мы поддаемся апатии, рука безвольно повисает, и каждый палец существует как бы сам по себе.

Но бывают дни, когда пальцы сжимаются в кулак и становятся грозным оружием, способным защищать. Или собираются вместе, берутся за орудие труда и вершат чудесные дела, оставляя после себя произведения искусства, новые дома и цветущие сады.

Как это похоже на людей, работающих в команде! Общая цель заставляет нас собраться вместе после творческой, совместной работы мы нуждаемся в признании и поддержки друг друга.

Я протягиваю Вам сейчас свою руку. Поднимитесь и положите свои ладони на мою ладонь. Чувствуете тепло наших ладоней?

Пусть нам сопутствует в жизни память о тепле наших ладоней. Мы можем больше, когда мы вместе. Пусть открытая ладонь будет для нас знаком того, что мы открыты к сотрудничеству и взаимопомощи!

(Ведущему сделать резкий взмах рукой вверх).

Спасибо всем за участие в тренинге.

Выступление педагога дополнительного образования Розановой Н.В.. «Ролевая игра как интерактивный метод обучения.».

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата/цели, создание определенного, уникального продукта или услуги

Выступление педагога-организатора. Павловой Н.В. «Проектный метод обучения на занятиях «ШЛН И ОИ»

Выступление педагога дополнительного образования Гребенниковой О.С. « Использование ИКТ при организации проектной — исследовательской деятельности обучающихся».

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании

Выступление педагога дополнительного образования Пегусовой Л.И. «Использование инновационных технологий В эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики»

Выступление педагога дополнительного образования Колесниковой В.В.. «Инновационные технологии обучения детей основам современного танца»

2. Педагогические ситуации

— Важное место в воспитании и развитии обучающихся играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий и решить их, предлагая 2 варианта решений.

(Даны педагогические ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка)

Педагог просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?

Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития обучающихся. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?

4. Задание для педагогов «Мозговая атака»

Педагогам предлагается создать коллаж одной какой-либо технологии и презентовать его.

Коллажи выполняют из различных материалов: фотографий, вырезок их старых газет, журналов, открыток и т. д. Основная идея коллажа – рассказать о некой системе, разнообразии. Вам в помощь – ватман, клей, старые цветные журналы и время – 5 минут.

— Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к педагогам.

« Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов» Н. А. Рубакин.

Деловая игра — эффективное средство профессионального развития

Деловая игра — эффективное средство профессионального развития будущего специалиста. Авдеев И.Ф. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Россия.

Аннотация

В статье рассматривается деловая игра как эффективный метод профессионального развития. Приводятся формы деловых игр, эффективных для обучения специалистов экономических специальностей.

Ключевые слова: деловая игра, формы деловых игр, профессиональное развитие

Задача вуза в третьем тысячелетия — подготовить высокопрофессиональную креа­тивную личность, способную принимать оптимальные решения в любой, порой нестан­дартной, ситуации. На решение этой задачи направлен весь арсенал форм и методов обу­чения и воспитания студентов в высшей школе. В этой статье мы рассмотрим одну из форм обучения — деловую игру, которая, на наш взгляд, является эффективным средством развития будущего специалиста.

Деловая игра — это имитация реальной производственной ситуации. В процессе де­ловой игры каждый из участников призван сыграть ту или иную роль (совершать дейст­вия, принимать решения) в соответствии с установленными правилами. В зависимости от цели выделяются деловые игры:

  • для практической деятельности (применяются, как правило, для формирова­ния профессиональных навыков);
  • исследовательские (в профессиональном обучении способствуют получению новых знаний);
  • состязание отдельных участников (как средство формирования правильной самооценки студента, коммуникативных компетенций, подготовка к социализации).

Для организации деловой игры и разработки ее содержания преподавателю следует проанализировать виды профессиональной деятельности, которую предстоит выполнять будущему специалисту. Чтобы не быть голословным, рассмотрим конкретное направле­ние подготовки специальности 38.03.01 «Экономика». Перечислим виды профессиональ­ной деятельности, к которым готовится выпускник, освоивший программу бакалавриата: расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно­управленческая, педагогическая, расчетно-финансовая, банковская, страховая. [1]

Рассмотрим формы деловых игр направленных на личностное и профессиональ­ное развитие будущих экономистов.

Групповая дискуссия. Направлена, как правило, на отработку профессиональных компетенций и формирование коммуникативных навыков. Поводом дискуссии может стать, например, профессиональная задача.

Задача: Величина предоставленного потребительского кредита — 6000 д.е., про­центная ставка — 10% годовых, срок погашения — 6 месяцев. Найти величину ежемесячной выплаты (кредит выплачивается равными долями). Групповая дискуссия может быть в форме деловой игры «Совещание», «координационный совет», в ходе которых совершен­ствуется профессиональный понятийный аппарат студентов, расширяются знания о раз­личных направлениях их будущей профессиональной деятельности.

Ролевая игра. Каждому участнику игры предстоит сыграть индивидуальную роль. Организуется, как правило, на занятиях спецдисциплин, наиболее эффективна на этапе подготовки к производственной практике, например, студентам, планирующим практику в банке, будет полезна деловая игра «Менеджер по работе с клиентами». Ролевая игра мо­жет стать и итогом производственной практики, своеобразным творческим отчетом, кото­рый подготовят студенты.

Читать еще:  Признаки социально экономических систем

Салонная игра. Примеры таких игр известны всем, благодаря СМИ («Поле чу­дес», «Своя игра», «Что, где, когда?»), если говорить о подготовке будущего экономиста, то следует вспомнить игру, популярную в последней четверти прошлого века «Монопо­лия».

Блиц-игра содержит в себе элементы дискуссии и мозгового штурма. В качестве примера рассмотрим бизнес игру «Основы электронной биржевой торговли», которая бы­ла проведена нами в рамках дня открытых дверей факультета экономики и управления Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

Имитируется работа фирм в течение условных 18 месяцев. Из числа 36 участников были сформированы 9 команд по 4 человека.

Состояние компании можно увеличивать путем продажи произведенной продукции на бирже, аукционе или непосредственно другим компаниям. Команды имеют возможно­сти наращивать масштаб и эффективность производства, менять его профиль, привлекать на работу сотрудников других фирм, а также заключать любые договоренности, регистри­руя их в окне контроля прецедентов и финансовых преступлений.

Виды ресурсов: Нефть (баррель), Пища (тонны), Электроэнергия (гига Джоули), Валюта (у.е.).

Время в игре измеряется месяцами.1 игровой месяц = 10 минутам реального време­ни. После 9го месяца предусмотрен 20-минутный тайм-аут. Игра заканчивается по исте­чении 18 игровых месяцев (3 часа реального времени).

На момент начала игры жеребьевкой 9 команд делят на 3 электростанции, 3 нефте­добывающих компании, 3 фермы. У каждой команды на балансе:

40 баррелей нефти, 40 тонн пищи, 40 гига джоулей электроэнергии, 40 у.е. валюты.

Возможные роли для участников команд:

  • Распорядитель производства (совершает операции в операционном окне);
  • Игрок на бирже (совершает операции в биржевом окне);
  • Участник аукциона (готовит лоты к продаже и совершает операции покупки
  • Торговый агент (исследует возможности сотрудничества и готовит прямые сделки между командами по взаимной договоренности);
  • Наблюдатель за рынком (отслеживает динамику рыночных цен на ресурсы,

контролирует общие запасы компании ресурсов и денег);

  • Координатор (распределяет ресурсы и задачи между остальными членами

команды, осуществляет непрерывную коммуникацию, ведет бухгалтерский баланс фир­мы).

В случае неполной команды несколько функциональных ролей могут совмещаться в одном игроке. В середине игры (после 9-го месяца) всем командам предоставляется 20- ти минутный тайм-аут, в игре наступает пауза. В ходе тайм-аута предлагается открыть централизованный аукцион кадров, приводящий к обмену игроков одинаковых функцио­нальных ролей между командами на условиях финансового вознаграждения. Внутри ко­манд игрокам предоставляется возможность по обоюдному согласию поменяться ролями, кроме перехода в роль председателя — это решается коллективным голосованием коман­ды.

В ходе игры, которая продолжается 3 часа, студентам предоставляется возмож­ность в одной или нескольких ролях будущей профессиональной деятельности, увидеть эффективность принятых ими или командой решений, дать оценку работы своей фирмы и конкурентов.

Практика показывает, что подготовка и проведение Бизнес — игр наиболее трудо­емкая и требует немало усилий и времени. Она наиболее эффективна для студентов стар­ших курсов. Болельщики — студенты 1, 2 курсов получают азы будущей профессиональ­ной деятельности, формируют словарь профессиональных терминов, становятся активны­ми членами факультетского коллектива.

Имитационная игра. Имитирует практическую деятельность. На практике обуче­ния основам профессиональной деятельности, проводится на этапе обобщения и система­тизации знаний по завершению нескольких тем или раздела спецдисциплины.

Инновационная деловая игра, направлена на поиск новых идей в нестандартных ситуациях. Век компьютерных технологий значительно упрощает создание и организацию игр такого рода. В интернете даже встречаются термины «экономическая бизнес игра».

Бизнес игра — это симуляция рынка ресурсов для тех, кто любит масштабные и ум­ные стратегии. Такая игра позволит будущему специалисту развить навыки общения, обу­читься основам бизнеса. Здесь уже играющий сам определяет свою тактику и стратегию в организации производства или бизнеса. О конкуренции в этом случае можно не беспоко­иться: экономическая игра объединяет в интернете сотни игроков.

Вот примеры таких игр.

«Коммерсвиль» [2] — это экономическая браузерная онлайн игра. В ней вам предос­тавляется возможность в одноименном городе построить свою бизнес империю. В игре предлагаются различные предприятия, от киоска до автосалона, оцените свои силы и впе­ред к вершинам успеха. В случае неудач сделайте правильные выводы и, вероятно, попол­ните свои профессиональные компетенции либо на занятии в вузе, либо путем самообра­зования, учтите, непрерывное образование и постоянные тренинги — вот залог успеха.

«Денсис» [3] это экономическая онлайн игра, в в которой одновременно участвует большое количество игроков. Как и в реальной жизни, ведь жизнь будущего специалиста будет протекать в социуме, а не на необитаемом острове. Здесь без мозгового штурма не обойтись, и, как знать, может именно вы сможете предложить бизнес-план развития рай­она, города, региона. Это и будет шагом к профессиональному развитию будущего спе­циалиста.

«Бизнес-мания» [4] — многопользовательская экономическая браузерная игра, биз­нес-симулятор и бизнес-тренажер с элементами RPG. Деловая игра объединяет в одном экономическом пространстве тысячи игроков, которые могут сотрудничать и конкуриро­вать друг с другом. В «Бизнес Мании» представлен широкий спектр экономических об­ластей: производство, добыча полезных ископаемых, торговля, строительство и рынок ценных бумаг, в общем, те профессиональные области, которые ждут выпускников эко­номистов.

В заключении об одном виде творческих заданий для студентов: составление дело­вых игр. Успешное выполнение такого задания будет служить свидетельством того, что личностное и профессиональное развитие будущего специалиста осуществляется в вузе на достаточно высоком уровне.

Инновационные деловые игры: эволюция и особенности

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 963 ; Нарушение авторских прав

В последние десятилетия широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом, получили различные деловые игры. В литературе по играм, насчитывающей уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д

Как правило, в деловых играх предлагается обширная система информации, моделирующей объект, и правил, которые обязаны выполнять игроки, — это и ролевые предписания, и правила работы с информацией, и жесткие ограничения на дозволенные действия, допущения относительно имитируемых систем и т. п. Эти правила ориентируют участников на рациональные действия в сложных производственных ситуациях, моделируемых игрой. При освоении этой информации и правил участники игр испытывают значительные затруднения.

Деловые, в частности управленческие имитационные, игры рассматриваются в качестве разновидности экспериментального метода исследования организаций, осуществляемого с целями обучения, для принятия решений, проектирования и собственно исследования. Но организация моделируется здесь как искусственное образование, заданное искусственным же набором значений числовых параметров. То есть моделирование осуществляется здесь сначала в проектной плоскости на основе теоретических идеи и представлений, затем с участниками «проигрывается» то, что спроектировано.

Также используется и другой тип игр, например, Тавистокская модель тренировки групповых отношений, организационно-деятельностные игры и др.

Тавистокская программа тренировки групповых отношений впервые была реализована в 1957 г. [27, с. I]. Совершенствуясь и развиваясь, эта модель дошла до наших дней и активно используется в международных и национальных инновационных программах. С их помощью решается широкий спектр проблем авторитета, ответственности, руководства. лидерства, управления и организации, шире — связи индивида через его роли с группами, институтами и обществом в целом. Термин «Тавистокская модель» представляет эвристическую структуру для идентификации и понимания того, какие осознаваемые и неосознаваемые процессы имеют место внутри и между группами людей

Тавистокская модель строится как свободная, нежесткая в смысле жесткости правил, система. Здесь в большой степени включаются эмоциональные механизмы участников. Модель непрерывно меняется и развивается, поскольку даже помехи, создаваемые участниками работы либо условиями, используются здесь как развивающие факторы. Поиск ответов на исследовательские вопросы идет здесь совместно с участниками, перед которыми в связи с этим открываются возможности развития в заданных тематикой конференции направлениях.

У нас в стране была впервые реализована еще одна оригинальная модель игры — организационно-деятельностная игра, которая была осуществлена под руководством Г. П. Щедровицкого как часть совещания по организационно-управленческой деятельности, организованного НИИ общей и педагогической психологии АПП СССР. Рабочий процесс строится здесь исходя не из ролевых предписаний, а на основе позиционной самоопределенности участников.Одна из первых игр была посвящена проблемам организации комплексных прикладных исследований и разработок в области организации, руководства и управления. Ее целью было исследование в условиях коллективной игровой деятельности способности представителей традиционных научных дисциплин к самоорганизации и кооперации в процессе решения комплексных задач .

Организацнонно-деятельностная игра строится как открытая система, по форме гибкая и мобильная, допускающая «в ходе своего развития любые изменения и корректировки в зависимости от целей и задач организаторов и исследователей». Последующие организацнонно-деятельностные игры, проходившие в Харькове, Горьком, Одессе и других городах, были посвящены самым разным проблемам — от производственной практики студентов до проблем организации работ на атомных электростанциях.

Читать еще:  Что такое социальные сети

Сущность инновационных деловых игр

Существуют различные определения деловых игр. Так, Джон Р. Карсон определяет деловые игры как упрощенные математические абстракции хозяйственных ситуаций. Участники игры (поодиночке или группами) управляют целой фирмой или каким-либо ее подразделением, принимая управленческие решения в следующие друг за другом периоды времени.

По А.Л. Лифшицу, деловую игру можно определить как имитацию хозяйственной или иной деятельности предприятия (организации, коллектива) в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модели объекта.

Обычно деловые игры разбивают на два класса:

1) общие управленческие игры, или игры по управлению хозяйственными организациями в целом;

2) функциональные игры, которые создаются для обучения конкретным приемам управления в таких направлениях, как маркетинг, управление запасами, издержками производства и др. Они нацелены на низшее и среднее управленческое звено.

Общие управленческие игры создаются в высшем управленческом звене, где все основные функциональ­ные подразделения предприятия используются для дос­тижения его основных организационно-деятельностных целей, таких, как максимальная масса прибыли, доход от инновационных инвестиций, достижение оп­ределенного уровня продаж, овладение определенной долей рынка. К этому классу можно отнести следующие виды деловых игр:

• проблемно-ориентированные деловые игры;

Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направляемых, прежде всего на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях.

Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умение активно взаимодействовать. Инновационная игра (ИНИ) базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о финансово-экономическом состоянии реальной хозяйственной системы. В ИНИ делается упор на достижение максимально возможных результатов и на высокий уровень подготовки. По ходу игры участники убеждаются, что используют свой творческий потенциал лишь в незначительной мере, и учатся реализовывать свои скрытые возможности в команде. С помощью игр можно превращать специалистов узкого профиля в специалистов широкого профиля. Те руководители, которые замкнулись в рамках своей специальности, смогут получить правильное понимание совокупной инновационной деятельности компании, когда с помощью имитации демонстрируется взаимодействие между людьми, деньгами и ресурсами.

Инновационные игры, как и все деловые игры, учат важным навыкам планирования и своевременного принятия решений. Это достигается с помощью трёх видов изменения времени: сжатия, введения лага, аккумуляции времени.

С помощью вычислительной техники можно за несколько часов имитировать годы управленческого опыта. Это сжатие времени позволяет игроку видеть как непосредственные, так и долгосрочные результаты своих решений.

В игру целесообразно встраивать временные лаги, чтобы была возможность принимать решения за несколько периодов до того, когда ожидается ситуация как последствие этих решений. Аккумуляция времени позволяет игроку видеть, как одни его решения опираются на другие и поэтому должны подчиняться долгосрочной политике и общим целям.

1) диагностика проблемы;

2) анализ ситуации;

3) формулирование проблемы;

4) определение целей;

5) выработка решений;

6) разработка проблемы;

7) формирование программы реализации проекта.

Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы.

Системность, заключающаяся в программировании и развертывании ИНИ как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.

Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.

Единоначалие руководителя игры.

Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения ИНИ вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы».

Саморазвитие, ИНИ как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра непохожа на предыдущую.

Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

Принцип развивающего обучения, ориентирующий участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задача консультантов не найти решение проблемы, а научить этому игроков.

Одним из аспектов управленческих деловых игр выступает возможность отменить решение, которое оказалось плохим. Используя имитацию, можно экспериментировать с различными альтернативами. Можно вернуться назад к некоторому моменту игры и изменить ситуацию, принимая ряд решений, чтобы оп­ределить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными.

Метод игр

Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (эко­номических, финансовых, технических и т. и.) с любым числом участ­ников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. Целе­вые функции, как правило, могут быть различными для различных игроков, поэтому сотрудничество между участниками игры в ряде случаев может дать им определенные преимущества.

Теория игр как раздел исследования операций есть теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта или неопределенности. При этом в качестве конфликта можно рассматривать любое разногласие.

Действующие в конфликте стороны (в общем случае они являются коллективами, которые могут иметь внутреннюю иерархическую структуру) называются коалициями действия. Решения, принимаемые коалициями действия, и те действия, которые находятся в их распоряжении, называются коалиционными стратегиями. В результате выбора коалициями действия своих стратегий складывается некоторая ситуация. Заинтересованные стороны (партнеры), входящие в коалицию действий, называются коалициями интересов.

Наиболее специфической чертой всякой игры является наличие в ней не менее двух коалиций интересов.

Цель теории игр – выработка рекомендаций для разумного поведения игроков в конфликтных ситуациях, т.е. определение оптимальной стратегии каждой коалиции действия.

Стратегия – это система поведения участников игры в той или иной конфликтной ситуации. Когда хотя бы один из участников игры имеет в своем распоряжении бесконечное множество страте­гий, такая игра называется бесконечной. При ограниченном числе стратегий у обоих участников игра называется конечной. Игрок мо­жет принять одно решение (стратегию) и придерживаться его на протяжении всей игры. Например, один участник выбирает какую-то стратегию и не реагирует на поведение другого участника игры. Это означает, что он придерживается чистой стратегии.

Чаще всего в зависимости от конфликтной ситуации участнику приходится принимать различные решения для получения макси­мально возможного выигрыша или минимально возможного проигрыша. Это означает применение смешанной стратегии. Существуют следующие стратегические игры:

• игра двух лиц с нулевой суммой. Она означает, что сумма выиг­рыша каждого участника после окончания игры равна нулю;

• игра по принципу максимина и минимакса. Принцип максимина и минимакса позволяет выбрать стратегии, определяющие мини­мум выигрыша одного участника и максимум проигрыша другого участника;

• игра с седловой точкой. Седловая точка – это равенство ниж­ней и верхней цены игры. Такое равенство называется чистой ценой игры. Стратегии, соответствующие чистой цене игры, – это оптимальные стратегии;

• игры с применением смешанной стратегии.

Игра представляет собой ситуацию, в которой двое или более лиц, принимающих решения (игроков), выбирают стратегии поведения, а окончательный результат игры определяется всей совокупностью решений, принятых в ходе игры всеми участниками.

Когда каждый игрок выбрал свою собственную стратегию, говорят, что состоялась партия, т.е. однократная реализация игры. Стратегия игрока представляет собой набор правил (или программу), определяющих, какие из имеющихся в его распоряжении ходов он должен сделать в каждой партии. В теории игр отыскиваются стратегии, максимизирующие или минимизирующие некоторую целевую функцию (критерий).

Оптимальной стратегией в теории игр называется такая стратегия, которая при многократном повторении игры обеспечивает данной коалиции действий максимально возможный средний выигрыш.

Решение игры заключается в определении наилучшей (оптимальной) стратегии для каждого игрока. «Качество» стратегии определяется, в свою очередь, выбором целевой функции, задание которой зависит от априорных знаний игроков относительно стратегий противника. Если каждому игроку точно известно, как будет поступать противник, то ситуация полностью детерминирована, и целевая функция выражается в максимизации выигрыша. Если известны вероятности выбора стратегий (или ходов), то цель игроков – максимизация ожидаемого выигрыша. Когда эти вероятности неизвестны, то такие ситуации относятся к категории неопределенных. В таких ситуациях применяют различные целевые функции. Это минимакс (или максимин), обобщенный максимин, критерии минимаксного сожаления и Лапласа.

Конкретизация составных частей игры определяет те или иные более конкретные классы игры. Например, если все коалиции действия есть коалиции интересов и наоборот (в коалициях действий отсутствуют коалиции интересов) и все они могут пониматься как нерасчленимые субъекты (фирма в условиях борьбы на рынке или, скажем, научная организация, участвующая в конкурсе на лучший проект), то получается так называемая бескоалиционная игра. Бескоалиционными играми описываются многие экономические конфликты. В этом случае коалиции называются игроками.

Когда потери (проигрыш) одного игрока (или игроков) в точности равны выигрышу другого (или других), такую игру называют игрой с нулевой суммой. Так, например, платежи в игре двух лиц с нулевой суммой можно представить в виде платежной матрицы (см. табл. 1) , в которой платежи игроку В равны платежам игроку А, взятым с обратным знаком.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×