Tw-city.info

IT Новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие бывают социальные процессы

Социальные процессы и изменения, типы и виды социальных процессов

Социальные процессы, изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными так объективными обстоятельствами — опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Но значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988, с. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог Фролов С. С. в учебнике «Социология» М., Логос, 1998, с. 274 отмечает, что социальный процесс — есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы — это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные изменения — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное изменение –это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Автор учебника «Социология» Волков Ю.Г. (Ростов на Дону, Изд-во «Феникс», 2005 г.) отмечает, что при этом необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которой сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений, их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку;

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объёма производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объём происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества.

Социальные изменения также бывают:

— эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нём начало;

— экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран запоздавших с её проведением), рецидивирующая (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

Виды социальных изменений можно представить в виде схемы.

Схема 1. Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определённой среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так технические новшества как радио, телевидение, автомобиль породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определённом направлении влечёт за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создаёт условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Источниками социальных изменений могут быть: социальные причины, случайные причины, политические причины, технологические причины, изменения спроса на рынке труда.

Социальные процессынепременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

— общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему

— прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, отмечает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община. В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опирались на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

— специализацию, различных частей и структур общества;

— интеграцию — установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

— адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс — это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, т.е. коренные качественные перевороты всей общественной жизни локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация — в переводе с латыни “вместе работать” на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества

2) конкуренция — это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция — это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

3) приспособление — это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе — формирует тип поведения в изменившихся условиях)

4) подчинение — это обязательное условие процесса приспособления, т.к. сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться

5) компромисс — это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения

6) ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты

7) амальгамизация — это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Социальный процесс

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальным процессом. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальный процесс» в других словарях:

Социальный процесс — (см. Процесс социальный) … Экология человека

Социальный процесс — совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий … Социологический словарь Socium

Читать еще:  Оценка социального проекта пример

Социальный процесс — серия случайных явлений, связанных между собой структурными или причинными (или, иначе, функциональными) зависимостями … Социология: словарь

ОТЧУЖДЕНИЕ (социальный процесс) — ОТЧУЖДЕНИЕ, обозначение социального процесса, в котором деятельность (см. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями,… … Энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ — или социодарвинизм, идейное течение кон. 19 нач. 20 в., трактовавшее социальное развитие по аналогии с биологической эволюцией. В качестве основных факторов общественной жизни выдвигались принципы естественного отбора, борьбы за существование,… … Философская энциклопедия

Процесс социальный — последовательная смена состояний общества или его отдельных систем. Выступает как движение во времени ряда событий, субъектами которых являются большие группы людей. В этом процессе диалектически соединяются изменение и устойчи­вость, прерывность … Экология человека

Социальный институт — (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ — важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически селектированные и аккумулированные в обществ. сознании членов сооб в формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей,… … Энциклопедия культурологии

Процесс политический — совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантиро­ванных законом и включенных в динамику прак­тически политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический… … Политология. Словарь.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. process, social; нем. Sozialproze?. 1. Последовательное изменение состояний (или элементов) социальной системы и ее подсистем, любого соц. объекта. Различают: П. с. функционирования, обеспечивающий воспроизводство качественного состояния… … Энциклопедия социологии

Социальные процессы и их виды

Понятие «социальный процесс»

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальные процессы: понятие и сущность

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовиться к егэ по обществознанию и либо повторим, либо узнаем материал темы «Социальные процессы в России». Существует мнение, что они всегда предсказуемы и контролируются людьми. Но это далеко не так, и скоро вы сами в этом убедитесь!

Во многих учебных пособиях данная тема раскрывается только сквозь призму темы «социальная стратификация», что является совсем неудовлетворительным, ведь в тестах егэ можно встретить задания и по этносоциальным процессам (ассимиляция, дивергенция и пр.), по мировым глобальным процессам (глобализация, мультикурулализм и пр.). Видите, какая это многогранная тема? То то. Ну ничего — сейчас всё разложим по полочкам!

Читать еще:  Понятие социальной динамики

Итак тему «Социальные процессы в современной России» нужно начать с определений и примеров.

Само понятие «социальный процесс» означает изменение социального объекта или социальной единицы в течение времени. Социальной единицей, как вы знаете из курса «Социальная сфера» может быть и социальная группа, и социальный институт и пр. Какие же есть социальные процессы?

Социальные процессы, связанные с темой «социальная стратификация».

Основные социальные процессы

Вот ключевые классификации социальных процессов.

В контексте социальной мобильности выделяют:

  • Маргинализация — процесс утери личностью социальных связей со своим окружением. Маргинал — человек, который порвал со своим старым социальным окружением, и пока ещё не вписался в новое. а может и не впишется. Так, например, человек, приехавший из провинции учиться в вузе — для всё будет новым и он пока ещё не усвоил всех тонкостей жизни в новом социальном окружении — городе. Конечно, есть и конченные маргиналы — бродяги по жизни. Они уже переходят в страту люмпенов.
  • Люмпенизация — процесс массового перехода людей в страту «социального дна», когда они становятся социальными аутсайдерами, то есть не желают жить по принятым в обществе социальным нормам. Бродяги, бомжи и другие такие люди являются люмпенами.

Естественно, если в общество много маргиналов и люмпенов — это негативный, кризисный фактор.В этом случае развивается такой негативный социальный процесс как аномии (Эмиль Дюркгейм) я, при котором разлагаются социальные нормы. Существуют пять основных стадий аномии:

  • Конформизм имеет место, когда члены общества принимают социальные нормы и культурные цели и достигают их легальными способами.
  • Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются социально установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Например, у человека есть цель — деньги. Нормальный человек — пойдет заработает. А при инновации — приобретет их незаконными способами — например сворует, или смошенничает.
  • Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают социальные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, ревностные бюрократы каждый день ходят на работу, но ритуально, символически выполняют свои обязанности, или делают вид, что выполняют.
  • Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и социальные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”. То есть обычные люмпены

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Ну, думаю, про бунтарей понятно. «Отнять и разделить» — их лозунг! :)))

Этносоциальные процессы. Часть из них описаны здесь.

Глобальные мировые социальные процессы

Глобализация — стирание культурных, экономических и даже государственных границ между странами и государствами. Она подменяет национальную культуру — массовой культурой, как правило это культура потребления. Это разумеется негативный признак глобализации. Сегодня во всем мире грубо говоря одни и те же товары, одни и те же (голливудские) фильмы и пр. Это и есть глобализация!

Мультикультурализм — это политика и процесс слияния культур в одно течение при сохранении уникальности каждой культуры. Я здесь конечно всё упрощаю до уровня средней школы, господа академики! Это определение не для вас! А для вас — господа абитуриенты! ;). Кстати, про глобальные проблемы современности читайте здесь.

Вот такие социальные процессы в России вам необходимо знать, дорогие абитуриенты, и уметь применять при решении тестов. Естественно, в России все эти процессы наблюдаются (ну может, кроме бунта) примеры, думаю, сами сможете привести :). Кстати, ВСЕ темы по обществу раскрыты в моем видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Комментарии

Отзывов (8) на Социальные процессы: понятие и сущность”

Обычно слова «дивергенция», «сепарация» воспринимаются школьниками как ругательства. Просмотрев материал и решив тест в данном посте можно понять, что это не так. Дерзайте, господа школьники и абитуриенты)

жаль на сайте нету кнопки добавить в избранное,чтобы можно было делать закладки,на нужных тебе темах.

Сбоку такая оранжевая кнопка — не замечали? ))

Абрек тоже не имеет социальных связей со своим окружением. Но он не маргинал.

А террористы почему не включены?

Про террористов в тестах ЕГЭ нет ничего слава Богу. К тому же эта очень болезненная тема, я не считаю нужным ее здесь поднимать. Разговоры о терроризме приводят к нему, так как эта война «слабых» против «сильных» методом запугивания населения точечными террористическими акциями.

История человечества – это закономерная смена социально-экономических формаций, каждая из которых формировала функционально необходимую властную страту (правящий класс). Россия всегда идёт своим путём. В эпоху, постсоциализма и недокапитализма власть в России «всерьёз и надолго» взяли в свои руки силовые структуры, опирающиеся на часть охлоса (такая система управления обществом называется охлократия). Классическая охлократия недолговечна и является переходным периодом к «нормальной» модели управления. В России симбиоз силовиков и охлократии стал самостоятельной перманентной формой правления полицай-чекистского правящего класса, (теневой) реальной власти «человека с ружьём».

Группы охлоса-люмпенов-нелюдей, контролируемых силовиками полностью или частично и служащих опорой паразитической полицейской власти — это наркоманы, южные торговцы, проститутки, гомосексуалисты, некоторые нацменьшинства, часть людей, прошедших места заключения, отдельные профессиональные группы, люди с некоторыми заболеваниями (дегенераты). По нашим подсчетам силовики, члены их семей, связанные и подконтрольные им сообщества составляют около 40% населения страны. Это класс, аналога которому не было в истории человечества и который соединяет в одном бокале паразитизм рантье с отмороженностью карателей.

Талантливые писатели порой описывают в своих произведениях окружающий мир в аллегорическом смысле. В начале 60-х гг. в Польше вышел роман известного фантаста Станислава Лема «Солярис». Литературоведы до сих пор спорят о том, что хотел сказать автор этим произведением? Когда такой вопрос был задан журналистом самому Лему, он ответил: «Я сам не знаю». Возможно, выдающийся фантаст лукавил, возможно, сказал правду. Творчество процесс непростой. Что стало импульсом к созданию того или иного образа, чем навеяна данная фантасмагория – не понимает порой сам автор.

Тем не менее «расшифровать» сложный фантастический сюжет о странной планете (Солярис), которую обволакивала разумная протоплазма, убивающая или доводящая до самоубийства людей, знающая всё о каждом человеке, контролирующая его поступки, «вытягивающая» из тёмного человеческого подсознания спрятанные в его тайниках аномальные животные влечения и материализующие их – можно, если вспомнить в какое время жил Станислав Лем. В недавнем прошлом участник антифашистского подполья, борец за освобождение Польши от немецких оккупантов обнаруживает пришествие новой тоталитарной власти, устанавливающей всеобъемлющий контроль над гражданами в недавнем прошлом демократической республики, поощряющей всё аномальное, извращённое. В результате было создано одно из самых «загадочных» литературных произведений, в метафорической форме описывающее тоталитарно-полицейское государство

По мнению одного из комментаторов: «Судя по реакции Лема на замысел Тарковского, он и сам не заметил, что описал в планете Солярис все наиболее существенные признаки русской цивилизации» (Романов Роман Романович. Обратная сторона Соляриса).

‎Мы считаем, что всё с точностью до наоборот: 1. Если в названии Лемовской планеты Solaris переставить буквы получится слово L’Rossia. 2. В этом контексте легко «расщёлкивается» загадка, над которой полвека «бьются» Лемоведы: Почему в повести Станислава Лема (мёртвая) планета Солярис, вопреки законам грамматики польского языка, женского рода? Ответ: Потому что Россия – женского рода. Еврейский юноша из варшавского подполья до конца жизни остался конспиратором, «шифрующим» опасные мысли.

Теневая власть полиции, чекистов, особистов в России за последние десятилетия окрепла и развратилась (в прямом и переносном смыслах) — Каждый день десятки странных полицейских патрулей выходят из ворот отдельного батальона патрульно-постовой службы Владивостокского УМВД. Это полицейское подразделение является центром гомосексуального сообщества владивостокских правоохранителей. Вопреки закону, (точнее наплевав на него) квазисупружеские гомосексуальные пары, заботливо сформированные командиром батальона Анисимовым С.Ю. , с утра до вечера занимаются пропагандой нетрадиционных гомосексуальных отношений среди несовершеннолетних г. Владивостока. Как поётся в известной песне про детство: «пропадали пропадом мы во дворах». Дворы, улицы, площади – вотчина детей, где они традиционно проводят свободное время. Педерасты отдельного батальона ППС совершенно официально (патрулирование) облюбовали эти городские пространства для демонстрации любовных отношений между дядями Стёпами.

Попытка остановить «победное шествие вооружённых аномалов» может закончиться плохо. Согласно закону, демонстрация нетрадиционных отношений несовершеннолетним должна наказываться штрафом как для физических лиц, так и (многократно больше) для организаций. На практике моя попытка помешать двум выродкам в полицейской форме заниматься любовью на детской площадке закончилась плачевно для меня. Оказалось, что я, встав на защиту закона, сам нарушил закон «матерно ругаясь», о чём был составлен протокол, на основании которого меня оштрафовали на 500 рублей. Проводить медико-психиатрическую экспертизу на предмет выяснения гей-интимных отношений Седых А.С. и Мазурова А.С. «компетентные органы» наотрез отказались. Действительно, кто же согласится признать, что целое полицейское подразделение (батальон ППС) – рассадник вредной гомосексуальной инфекции.

В случае с педерастией выражение «дурной пример заразителен» — отнюдь не «фигура речи». Педерастия распространяется «индуктивно». (По мнению психологов: «Индукции идей способствует ситуация … закрытого тоталитарного общества, … Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом. В основе биологии индуцирования лежит эффект …толпы, при котором конкретное поведение осуществляется быстрее, если оно наблюдается у других» — Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Ростов н/Д. 2002. С. 13.)

Два аномала – Седых А.С. и Мазуров А.С. получили «индульгенцию» за прошлые «педеральные» грехи и разрешение развращать детей Владивостока в будущем. Чем опасно поощрение именно этой «сладкой парочки»? Седых А.С. — активный педераст в этом гей-тандеме, ещё и дегенерат. Это не оскорбление, а медицинская констатация генетического заболевания. (60% педерастов имеют сопутствующие психиатрические аномалии). У дегенератов нет моральных императивов. Их поведение определяется текущим опытом. Проще говоря, оставленные без наказания гей-игры полицая Седых А.С. на детской площадке, позволят ему перейти к более тяжким преступлениям -изнасилованию ребёнка. (При доле в населении 2-4%, гомосексуалисты совершают 36% актов педофилии. — K. Freund «Pedophilia and Heterosexuality vs. Homosexuality» «Journal of Sex & Marital Therapy», №10, 1984; P.193-200).

Североамериканские индейцы (до прихода европейцев) жили на одном месте по нескольку лет. После того как они загаживали прилегающую территорию, делая ее непригодной для проживания, племя снималось с места и переселялось в другой район. Жить сегодняшним днем – закон примитивных сообществ (племя, стая). Силовики, как разновидность примитивных сообществ, будут вести себя так же, «загаживая» свою «среду обитания», коей для них является население России. В результате, на территорию с немногочисленным населением, у которого ослабленный иммунитет и растущий процент гомосексуалистов, придут более развитые, окружающие Россию народы (европейцы, турки, монголы, китайцы и др.), которые и с племенем правоохранителей, а заодно и со всем аборигенным населением (россияне) поступят так же как европейцы поступили с североамериканскими индейцами – загонят в резервации. Таким будет закономерный финал грядущего полицейского правления в России.

Читать еще:  Процессуальные правоотношения по социальному обеспечению

Гайкин В.А. кандидат истор. наук. старший науч. сотрудник.

Социальные процессы и изменения, типы и виды социальных процессов

Социальные процессы, изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными так объективными обстоятельствами — опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Но значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988, с. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог Фролов С. С. в учебнике «Социология» М., Логос, 1998, с. 274 отмечает, что социальный процесс — есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы — это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные изменения — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное изменение –это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Автор учебника «Социология» Волков Ю.Г. (Ростов на Дону, Изд-во «Феникс», 2005 г.) отмечает, что при этом необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которой сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений, их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку;

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объёма производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объём происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества.

Социальные изменения также бывают:

— эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нём начало;

— экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран запоздавших с её проведением), рецидивирующая (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

Виды социальных изменений можно представить в виде схемы.

Схема 1. Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определённой среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так технические новшества как радио, телевидение, автомобиль породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определённом направлении влечёт за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создаёт условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Источниками социальных изменений могут быть: социальные причины, случайные причины, политические причины, технологические причины, изменения спроса на рынке труда.

Социальные процессынепременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

— общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему

— прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, отмечает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община. В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опирались на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

— специализацию, различных частей и структур общества;

— интеграцию — установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

— адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс — это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, т.е. коренные качественные перевороты всей общественной жизни локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация — в переводе с латыни “вместе работать” на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества

2) конкуренция — это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция — это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

3) приспособление — это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе — формирует тип поведения в изменившихся условиях)

4) подчинение — это обязательное условие процесса приспособления, т.к. сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться

5) компромисс — это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения

6) ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты

7) амальгамизация — это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×