Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Массовая коммуникация как социальный институт

Социологический подход к выявлению субъектов массовой коммуникации. Особенности массового субъекта коммуникации.

Социальный институт — это «исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни (например, семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля».

Проанализировав различные точки зрения в определении социального института, можно сделать вывод об основных характеристиках последнего, которые представляют собой:

— ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

— совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

— формальную и неформальную организацию;

— совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

— обособленный комплекс социальных действий.

Социальный субъект — источник целенаправленной активности, индивид или группа индивидов, которая реализует самостоятельно выбранные программы действий, способствующие достижению самостоятельно выбранных и поставленных целей. В этом и состоит главное отличие субъектов — только субъект осуществляет целеполагающую деят-ть и определяет условия и средства ее достижения. При этом для достижения цели субъектом могут привлекаться другие индивиды или группы индивидов с отличными целями.

Социальный субъект обладает специфическими интересами и потребностями, которые, как правило, входят в противоречие с интересами других социальных групп. Субъект — социальная инстанция, чью потребность удовлетворяет продукт данной деятельности. Для субъекта важнее всего его потребности, Но для того, чтобы их удовлетворять, он должен реализовать интерес, т.е. осуществлять тип деятельности, который необходим системе. Т.о. для субъекта интересы — средство удовлетворения его потребностей, а для системы удовлетворение потребностей субъекта — средство реализации его интересов.

Субъектами МК как таковой являются социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования. Эти потребности связаны с необходимостью внесения в массовое сознание социальных установок, выраженных в их собственной идеологии. Исходя из этих потребностей, социальные группы заинтересованы производить массовую информацию.

Субъекты массово-коммуникативной деятельности не имеют цели всестороннего и полного информирования аудитории. Для них всегда на первом месте остаются их цели и их потребность в прибыли или в особом отношении массовой аудитории.

В процессе осуществления массово-коммуникационной деятельности качество субъектов обретают:

— носители социальных интересов (их цели заключаются во влиянии на массовое сознание)

— владельцы отдельных СМК как субъекты реализации коммерческих интересов

— журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и профессиональных интересов

— массовая аудитория как совокупность субъектов, имеющих общую цель — получение информации для ориентации в среде существования.

Субъектами МК как вида социальной деятельности, как правило, выступают социальные группы, занимающиеся трансляцией духовных значений в массовое сознание. Каждый из участников данной деятельности также является субъектом, но субъектом другого деятельностного ряда. Любой субъект сам определяет свои цели и способы их реализации.

Существует два типа социальных субъектов — институциализированные (т.е. подкрепленные законодательством — несовершеннолетние, пенсионеры, студенты) и неинституциализированные (молодежь, пожилые люди) субъекты.

Основные соц. субъекты общества:

1) власть и граждане

2) работодатели и наемные работники

3) богатые и бедные

4) занятые в общественном производстве и незанятые в общественном производстве

Тип и особенности функционирования массовой коммуникации определяются типом общества, его социальным, и прежде всего, политическим устройством, институт массовой коммуникации в наибольшей степени связан с политикой как социальным институтом и определенным видом социальной деятельности. Политика является не единственным видом регулирующей деятельности, имеющей отношение к власти. Еще одним таким видом можно назвать административное регулирование, которое по сути своей является не отношениями людей по поводу власти, а непосредственными действиями власти, то есть властных структур различного уровня, административно регулирующих функционирование и взаимодействие различных частей и структур общества.

Социальная коммуникация на протяжении длительного периода человеческой истории существовала в виде информационной деятельности, служащей установлению связей между различными структурами общества. Однако качественные характеристики и организационные формы (как социального института массовой коммуникации) у этого вида деятельности сформировались сравнительно недавно — с момента возникновения СМК, отличие которых от просто коммуникаций носит не количественный, но качественный характер, определяющийся воздействием массовой коммуникации именно на массовое, то есть практическое сознание общества.

МК является видом регулирующей деятельности, характеризующимся как субъектно-объектное отношение, где в качестве объекта выступает массовое сознание как уровень сознания общества, непосредственно включенный в практику. Объектом массовой коммуникации выступает такое состояние массового сознания, которое характеризуется оценочностью, а именно общественное мнение, формирование которого посредством внедряемых оценок является целью духовно-практической массово-коммуникативной деятельности, продукты которой удовлетворяют субъектов данной деятельности. В качестве субъектов массовой коммуникации могут выступать не только субъекты политической деятельности, но и любой другой, например, экономической, субъекты имеющие цель оценочного воздействия на массовое сознание.

4. Массовая коммуникация как социальный институт: субъекты, цели, функции, ценности, нормы, статусы, символы).

Массовая коммуникация, понятая как определенный социальный процесс, как вид социальной деятельности, имеет свои институциональные формы, Она выполняет как по отношению к другим социальным институтам, так и по отношению к обществу в целом определенные роли, предписанные ей общей системой социальной деятельности.

Тип МК определяется непосредственно тем типом общества, в котором она функционирует. В одном обществе массовая коммуникация может функционировать исключительно в виде государственных СМК, в другом — государственно-общественных, в третьем — и тех, и других, дополненных коммерческими СМК. Однако при любом типе общества и, соответственно, при любом типе МК ее функция, как и ее сущность, остается неизменной, но формы и способы функционирования могут быть совершенно разными. МК, выполняя свою функцию по переносу, внедрению оценок актуальных событий и явлений в массовое сознание, занимает важное место в структуре социальных институтов общества.

Субъектами МК как таковой являются социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования. Эти потребности связаны с необходимостью внесения в массовое сознание социальных установок, выраженных в их собственной идеологии. Исходя из этих потребностей, социальные группы заинтересованы производить массовую информацию.

Субъекты массово-коммуникативной деятельности не имеют цели всестороннего и полного информирования аудитории. Для них всегда на первом месте остаются их цели и их потребность в прибыли или в особом отношении массовой аудитории.

В процессе осуществления массово-коммуникационной деятельности качество субъектов обретают:

— носители социальных интересов (их цели заключаются во влиянии на массовое сознание)

— владельцы отдельных СМК как субъекты реализации коммерческих интересов

— журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и профессиональных интересов

— массовая аудитория как совокупность субъектов, имеющих общую цель — получение информации для ориентации в среде существования.

Субъектами МК как вида социальной деятельности, как правило, выступают социальные группы, занимающиеся трансляцией духовных значений в массовое сознание. Каждый из участников данной деятельности также является субъектом, но субъектом другого деятельностного ряда. Любой субъект сам определяет свои цели и способы их реализации.

Цель массовой коммуникации: изменение социальных субъектов в интересах других субъектов или всего общества.

Основные функции массовой коммуникации как социального института:

I. Информационная функция:

— информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

— информационное обеспечение инновационных процессов;

II. Функция социальной связи:

— поддержка существующих норм и властных отношений;

— координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия;

III. Функция обеспечения преемственности:

— выражение образцов доминирующей культуры, «узнавание» субкультур, новых культурных направлений;

— поддержание общности социальных ценностей;

IV. Рекреативная функция:

— создание возможностей для отдыха и развлечения;

снижение социальной напряженности;

V. Функция мобилизации:

— организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей. Сущность ее всегда остается неизменной, а явление, содержание и формы осуществления могут изменяться в зависимости от условий функционирования всей СМК.

В деятельности МК стереотипы имеют существенное значение. Опора на существующие в сознании общества стереотипы позволяет МК добиваться закрепления в массовом сознании той или иной системы ценностей. Для изменения реакции аудитории и формирования другой системы ценностей МК прибегает к формированию новых стереотипов. Воздействию на формирование стереотипов способствует создание мас-совыми коммуникациями социальных мифов.

Цен­ностями называют то, что ценится членами данной группы, что для них наиболее значимо и важно. В качестве ценностей могут выступать цели, к которым стремятся члены группы. Из ценностей вытекают нормы, складывающиеся и действующие в данной социальной группе. Групповыми нормами на­зывают общие правила, которыми в своих действиях и поступках, а так­же во взаимоотношениях друг с другом руководствуются члены группы. В управлении жизнедеятельностью группы нормы выполняют ряд функций — регулятивная, оце­ночная, санкционирующая и стабилизирующая.

В рамках социума каждый из его членов обладает определенным статусом. Статус социальных массовых коммуникациях— это харак­теристика положения в системе социальных массовых коммуникаций.

Существуют различные виды статусов: а) избран­ный; б) предписанный; в) приобретенный; г) социометрический; д) социо-экономический.

В русле рассмотрения социальной проблематики, возможность коммуникации основана на какой-либо системе знаков, то есть на определённом языке, в качестве которого, согласно К. Леви-Строссу, может рассматриваться любая система социальных отношений любой их вид, то есть множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами или группами. Видение в каждом виде социальных отношений язык, приводит к рассмотрению любого социального взаимодействия как той или иной формы коммуникации. Согласно К. Леви-Строссу, каждая система коммуникация и все они в совокупности имеют своей задачей конструирование той или иной социальности (социальной реальности); этот процесс осуществляется ценностями, скрепляющими общества воедино, посредством символов, способности донести и соблюсти смысл, заложенный в социальные ритуалы.

Читать еще:  Социальная динамика это в социологии

Символы — это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, явления или процессы. То же самое очевидно справедливо для массовой коммуникации, где послание кодируется на многих уровнях (социальными, техническими, идеологическими кодами) и воспринимается в зависимости от индивидуальных способностей реципиента. Массовые символические системы (флажки-сигналы на флоте, семафор и светофор, горн в армейской коммуникативной среде и т.п.) переводят возможное вербальное сообщение не познаково, а глобально, целиком. Это требуется в тех случаях, когда необходима быстрота восприятия сообщения, быстрота реакции, когда ожидается простейший ответ типа да/нет.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 44 ; Нарушение авторских прав

Массовая коммуникация как социальный институт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Красникова Марина Александровна

Статья посвящена оценке роли средств массовой коммуникации . Анализируется влияние на сознание людей массовой коммуникации , использование ее политическими субъектами в своих интересах

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Красникова Марина Александровна

MASS COMMUNICATION AS A SOCIAL INSTITUTE

Article devoted to the role of the mass media. The influence on people’s minds the mass media, political actors use it to their advantage

Текст научной работы на тему «Массовая коммуникация как социальный институт»

Красникова Марина Александровна, студент 3 курса факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация: статья посвящена оценке роли средств массовой

коммуникации. Анализируется влияние на сознание людей массовой

коммуникации, использование ее политическими субъектами в своих интересах.

Ключевые слова: массовая коммуникация, общественное сознание, социальный институт, общество.

Krasnikova Marina Aleksandrovna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University

MASS COMMUNICATION AS A SOCIAL INSTITUTE

Annotation: article devoted to the role of the mass media. The influence on people’s minds the mass media, political actors use it to their advantage.

Keywords: mass communication, social awareness, social institution, society.

Массовая коммуникация является социальным процессом, который имеет институциональные формы и выполняет общественные роли, предписанные ей системой социальной деятельности.

В зависимости от типа общества, в котором функционирует массовая коммуникация, ее формы могут быть совершенно разными. В структуре социальных институтов общества массовая коммуникация занимает немаловажное место, так как выполняет функцию по внедрению в общественное сознание оценку актуальных событий и явлений [1].

Институт массовой коммуникации наиболее связан с политикой, и как социальным институтом, и как определенным видом социальной деятельности. Это объясняется тем, что особенности функционирования массовой коммуникации определяются социальным и политическим устройством общества.

Являясь центральным элементом общества, политика обеспечивает устойчивость социальных процессов, посредством контроля взаимоотношений людей, способствуя тем самым сохранению общества как такового. Она стоит в одном ряду с наукой и искусством [2]. Важность политики выражается в необходимости контроля, управления и организации различных социальных явлений, происходящих в обществе.

На протяжении нескольких лет массовая коммуникация являлась вспомогательным элементом для установления связи между различными элементами общества.

Но стоит заметить, что качественные и организационные формы массовой коммуникации сформировались сравнительно недавно. Ведь в отличие от обычных коммуникаций, массовые носят именно качественный характер, поскольку их основной функцией является воздействие на массовое сознание общества.

Такие побудительные сообщения, как приказ, могут осуществляться в виде выработки определенных законов и различных правовых норм, которые обязательны для исполнения. Так же возможны ситуации, когда от руководителей различных партий и объединений по отношению к членам своей организации могут направляться сообщения в форме убеждения, реальных или вымышленных сведений. В дальнейшем это может быть распространено субъектами политической деятельности по каналам межгрупповой или межличностной коммуникации с целью, например, дезориентации противоборствующих субъектов, или, наоборот, с целью устранения подобной дезориентации [3]. Информация о точных сведениях, чаще всего подразумевает сведения о предстоящих политических встречах или других акциях.

В свою очередь массовая коммуникация имеет принципиально иную задачу — она содействует целенаправленному созданию общественного мнения посредством внедрения в массовое сознание оценок событий, являющихся актуальными, по мнению действующих субъектов политической деятельности.

Иначе говоря, политические деятели, которые хотят добиться и удержать власть, встречаются с необходимостью привлечения на свою сторону максимально возможного числа граждан, поскольку включенность общества является важнейшим условием существования такой системы — как политика. В ходе этого, проводится работа по внедрению в массовое сознание различных политических моделей, которые предлагает каждый из субъектов политической деятельности [4]. Подобная информация имеет оценочный характер, поскольку она основывается на интересах определенного субъекта, который признает ее полезной и верной.

Самым эффективным способом воздействия на общество является массовая коммуникация, которая не только воздействует на общественное сознание, но еще и формирует лидеров мнений. То есть массовая коммуникация может действовать как по одноступенчатой, так и по двухступенчатой модели коммуникации [5].

Информационные потоки, которые увеличивают свое влияние в современном обществе, придают социальному институту массовой коммуникации еще более значительную роль. Оказывая воздействие на общественное сознание, с помощью массовой информации, она добивается лучшего осуществления целей субъектов социальных интересов.

В то же время СМИ часто устанавливают такие отношения с аудиторией, которые позволяют не просто передавать информацию, но, подобно законодательной власти, представлять собственную нацию, свой народ и

регулировать исполнительную власть. Именно это послужило причиной появления такого термина, как «четвертая власть», который наделяет массовую коммуникацию особыми властными полномочиями [6]. Но, к сожалению, данная метафора так и не стала объектом серьезных исследований политологов и социологов, а нашла свое обсуждение лишь в журналистике.

Аналогия с властью здесь полностью правомерна, поскольку небольшое количество отправителей информации оказывает огромное влияние на огромную аудиторию. И все же необходимо точно осознавать, что это не более чем сходство. Процесс приобретения СМИ значимого властного воздействия оказался весьма взаимосвязанным с поворотным пунктом в европейской истории — формированием современного вида сообщества, для которого типично уменьшение роли давления в осуществлении властных полномочий и перенесение центра тяжести на процесс убеждения в условиях становления глобальной избирательной системы.

Таким образом, массовая коммуникация как социальный институт представляет собой создание полной картины жизни общества через поддержания функционирования каждого общественного института. Именно это отличает её от всех остальных институтов, которые направлены на личное позиционирование в информационном пространстве. Так же стоит заметить, что особенности деятельности СМИ содействуют осмысливанию происходящих в нем событий и осознанию расположения остальных общественных институтов.

1. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства (круглый стол) // Социологические исследования. — 2012. — № 7, с. 26-27.

2. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. — М. : Аспект-пресс, 2010, стр. 37, 54.

3. Политология: учебное пособие/Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова.- СПб: Питер, 2015., с. 231.

4. Пясецкая Е.Н. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: современные тенденции изменений [Электронный ресурс]: Электронный научный журнал Социология и политология, 2014. Выпуск 2(8). С. 11-15. Режим доступа: http://www. sociology-and-political-science.ingnpublishing . (дата обращения: 09.03.2015).

5. Социология массовой коммуникации/ М. К. Карпова, И. Н. Столяров. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие. С. 108-112. Режим доступа: http:// dep_km.pnzgu.ru/files/dep

_km.pnzgu.ru/ sociologiya_massovoy_kommunikaciivrstk.pdf (дата обращения: 23.03.2016).

6. Кабалевский, А. Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы / А. Кабалевский. — [Электронный ресурс]: Электронный журнал Социальная реклама, 2015. С. 6-8. Режим доступа: www/socreklama/ru. (дата обращения: 17.04.2016).

К вопросу о специфике массовой коммуникации как особой формы социально-го взаимодействия

В статье анализируются особенности и функции теории массовой коммуникации, рассматриваются важнейшие философские категории (истина, ложь, правда, заблуждение), а также роль средств массовой информации в информационном обществе.

Ключевые слова: массовая коммуникация, средства массовой информации, доктрины массовой коммуникации, социальные знания.

The article analizes the peciliar features and functions of the theory of mass communication, considers the significant philosophical categories (truth, fallacy, verity, delusion) and the role of mass communication means in the information society.

Keywords: mass communication, mass media, theories of mass communi-cation, social knowledge.

Большую роль в жизни современного общества играет массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. В первую очередь массовая коммуникация есть «обмен социально значимой информацией между людьми независимо от их месторасположения и социального статуса»[1]. Массовая коммуникация представляет собой распространение сообщений среди численно больших аудиторий с целью информирования и оказания определенного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Характерными особенностями массовой коммуникации являются:

  1. . Однонаправленность информации, то есть отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения.
  2. Опосредованность общения техническими средствами.
  3. Организационный характер общения.
  4. Социальная актуальность и периодичность сообщений.
  5. Массовость.
Читать еще:  Основное содержание воспитания и социализации обучающихся

Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций стало изобретение на рубеже XIX–XX вв. телеграфа, кинематографа, радио, техники звукозаписи. На основе этих открытий сформировались организационно-технические комплексы, получившие название средств массовой информации (СМИ). Они дали возможность осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Как важнейший социальный институт современного общества массовая коммуникация выполняет определенные функции:

1. Информирование населения.

2. Идеологическое и политическое воздействие на массы.

3. Социальный контроль.

4. Создание и распространение новейших систем коллективной и индивидуальной связи.

5. Просвещение и развлечение.

Французский социолог А. Моль выделил четыре основные доктрины массовой коммуникации, различающиеся своими целями в отношении воздействия на аудиторию и пониманием места массовой коммуникации в системе культурных ценностей:

1. Демагогическая доктрина, цель которой – погрузить индивида в рекламное поле и держать его в нем как можно дольше, используя его стремление к наименьшей затрате усилий.

2. Догматическая доктрина, ее цель – вовлеченность человека в поле направленного воздействия со стороны политической партии, религиозного течения, государства, желающих переделать мир в соответствии с определенной идеологией.

3. Информационная доктрина, цель которой – просветительство, стремление поднять индивида до уровня культуры того общества, в котором он живет.

4. Динамическая доктрина, целью которой является формирование активного отношения людей к собственному развитию, усиление их влияния на темпы развития[2].

По мнению А. Моля, различные системы массовой коммуникации применяют в разных формах и различных пропорциях все четыре сформулированные доктрины, делая это неосознанно, но нередко – в зависимости от личностных ценностей своих руководи-телей.

В нынешнем обществе каждый человек выступает потребителем массовой информации, порой превращаясь в ее поглотителя и пожирателя. Поэтому очень остро встает вопрос о защите и самозащите человека, его сознания от информационного воздействия. Известно, что сознание человека всегда находится под воздействием четырех источников информации: мира как такового, социокультурной среды, сферы организованной информации (СМИ, систем образования) и самого мозга (памяти, ассоциаций, глубинных резервов, таящихся в подсознании). В информационном обществе главным источником начинает выступать организованная информационная среда. Именно она является механизмом духовного порабощения личности. Поэтому в данных условиях главным средством защиты и самозащиты интеллекта является умение самого потребителя выбирать те или иные каналы коммуникации. Культура потребления информации становится такой же актуальной проблемой, как и вообще культура потребления в век стремительного нарастания количества вещей в мире людей[3].

В условиях глобальной информатизации общества средства массовой информации приобретают черты и качества целостного социального института. При анализе массовой коммуникации как института общества в центре внимания социолога находятся три группы проблем: роль СМИ в процессах социальных, культурных изменений и в осуществлении властных полномочий. В последнее время актуальными стали проблемы глобализации культуры, тенденции к диффузии ценностей, норм и образцов поведения во всемирном масштабе.

Что же происходит сегодня с функциями средств массовой информации в России? Во-первых, стремительное целенаправленное сокращение в них общественного сектора и коммерциализация всех звеньев. Во-вторых, кризис и противоречия политической ситуации создают новый социальный климат их функционирования. В-третьих, кардинально меняется содержание массовой информации. Причем если СМИ еще способны к некоторой этической и эстетической саморегуляции (самоцензура журналистского сообщества, давление моральных и политических требований аудитории и пр.), то этого никак нельзя сказать об Интернете.

В нем отмечаются значительная многовариантность сети, преобладание анархизма как основной сетевой идеологии, его восприятие как места без этики и правил регулирования. Между тем Интернет свидетельствует о появлении нового бытия – виртуальной реальности, которая формируется в сети и непосредственно опирается на духовную составляющую деятельности человека. Ее причиной может быть как отсутствие объективной возможности реального общения, так и нежелание либо неумение общаться в принципе. Уход пользователя в мир, не требующий жизненных усилий, зачастую формирует его психологическую зависимость от сети. Виртуализация повседневной жизни человека приводит к формированию нового типа социокультурных изменений: деформированы принципы взаимодействия людей и их социокультурные связи, отсутствует иерархическая соподчиненность элементов социальной системы, «размыты» социальные структуры и т. д.[4]

Многочисленные исследования массовой коммуникации привели к интересным выводам. В человеческой психике существуют механизмы защиты от массированного воздействия СМИ. Аудитория отнюдь не является послушной массой, которая некритически воспринимает любую информацию. Само восприятие информации человеком, протекающее по определенным законам, накладывает соответствующие ограничения на возможности воздействия СМИ.

Массовая коммуникация в силу своей специфики имеет колоссальное влияние на формирующееся индивидуальное сознание молодого поколения. «СМИ способны формировать определенные представления о мире и социальной реальности. Они являются важным источником национальной и культурной социализации…»[5]

В условиях информационного общества формируются и доминируют проекты и социальные доктрины тех групп, которые имеют в своем распоряжении основные средства жизнеобеспечения людей, в том числе и средства массовой коммуникации. В этих случаях манипулирование сознанием масс приводит к формированию «ложного сознания» (К. Маркс, К. Мангейм). Таким образом, встает проблема «отчужденного» сознания, когда между реальностью и сознанием индивида возникают различные фетиши, заставляющие его поступать даже вопреки своим очевидным интересам[6].

Важная черта массовой коммуникации проявляется сегодня в том, что в условиях информационного общества она развивается параллельно и вместе с процессами отчуждения и маргинализации личности. Маргинальный человек, независимо от причин и обстоятельств его состояния, ищет именно в культуре соответствия своему пограничному состоянию. Выделяются три уровня массовой культуры. Первый в западной социологии называют «лоуброу» (lowbrow). Это самый низкий уровень по эстетическим интеллектуальным меркам. Для него характерны такие черты, как банальность, примитивность, пошлость, вульгарность, инфантилизм. Второй уровень массовой культуры – это поп-культура. К нему относятся популярные произведения искусства и культуры высокого уровня, которые являются простыми в самом главном своем духовном смысле. Такие произведения в своем большинстве прямо или косвенно отражают общечеловеческие и общенародные ценности. Это поистине популярная широкомасштабная культура, которую невозможно назвать вульгарной: например, лучшие композиции знаменитой группы «Битлз», песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы. Третий уровень массовой культуры – срединная культура, представляющая собой синтез «лоуброу» и ценностей высокой культуры. Общей для первых двух уровней является их функция по отношению к маргинальному человеку, обслуживающая его интеллектуальные и эмоциональные потребности. Но если «лоуброу» – это отдушина для потребностей агрессивных, разрушительных, то более высокий слой массовой культуры служит развитию позитивных и творческих интересов человека[7]. На современном этапе общественного развития, по данным социологических исследований, большинство россиян находятся в маргинальном положении.

Одна из главных особенностей массовой коммуникации – социальная значимость информации. Данное свойство задается самим уровнем социальности, на котором функционирует массовая коммуникация. Влияние на общественное сознание требует обращения к духовным ценностям, коррекции информации в соответствии с нравственными и правовыми нормами. Духовно-нравствен-ные и информационные ценности должны стать определяющими для принципиально новых потребностей человечества. Происходит инверсия: теперь уже не потребности через интересы формируют ценности, а напротив, ценности, определяя соответствующие интересы, должны формировать разумные человеческие потребности.

В условиях кризиса и переходного состояния российского общества, когда только еще формируются гражданское общество и его основные базовые структуры, особенно актуальным является наличие внутренней поддержки и заинтересованности в позитивных реформах большинства населения страны.

Пока пассионарность (термин Л. H. Гумилева) пронизывает этнос в разных дозах, происходит развитие, которое выражается в творческих свершениях. Но поскольку не может быть поэта без читателя, механизм развития заложен не в тех или иных персонах, а в системной целостности этноса, обладающего той или иной степенью пассионарного напряжения. Устойчивое развитие общества, информатизация и гуманизм, сотрудничество и справедливость – вот ключевые моменты нарождающейся новой мировой культуры. Поэтому тесная нить взаимозависимости общественного и индивидуального сознания, правдивости и духовности, научности и нравственности, национального и интернационального является важнейшим условием существования и выживания современной культуры и цивилизации.

[1] Гобозов И. А. Социальная философия: учебный словарь. – М., 2008 – С. 145–146.

[2] См.: Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.

[3] См.: Моль А. Указ. соч. – С. 152.

[4] См.: Средства массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2008.

[5] Гобозов И. А. Социальная философия. – С. 146.

[6] Моль А. Указ. соч. – С. 152.

[7] Багдасарьян Н. Г. Культурология. – М.: Высшее образование, 2008.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

На сегодняшний день средства массовой информации играют важную роль как институт общества, обеспечивающий социальную коммуникацию, связывающий между собой различные части социума. Средства массовой информации не только становятся все более важным посредником между индивидом и миром, но и являются, в определенной степени, информационной базой общества, социальным институтом.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Читать еще:  Детство как особое социальное явление

Основой для построения модели базовых функций СМИ может служить представление о видах человеческой деятельности, которые СМИ со своей универсальностью способны «сопровождать», обслуживать, эти виды: преобразовательная (куда входит и социально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение).

Благодаря расширению технологических возможностей СМИ, начинает меняться контекст общественного развития. СМИ играют значимую роль в формировании информационного общества, представляют собой особый социальный институт, основная задача которого регулирование потребностей населения за счет формирования соответствующего информационного поля.

Результаты деятельности СМИ проявляются в формировании устойчивых потребительских норм во всех сферах деятельности. Таким образом, в информационном обществе СМИ получают возможность участвовать в регулировании общественного развития и воспроизводства при помощи формирования потребностей населения.

Массово-коммуникативный процесс инициируется и поддерживается деятельностью основных субъектов-участников: государственными структурами, бизнес-сообществом, аудиторией и СМИ, деятельность каждого субъекта массово-коммуникативного процесса является целенаправленной и управляется его интересами. Субъекты, производящие информацию, заинтересованы в воздействии на аудиторию с целью формирования потребностей, выгодных источнику информации. Аудитория, со своей стороны, потребляет информацию с целью формирования адекватных потребительских норм, соответствующих данному типу общественного воспроизводства. Средства массовой информации являются посредником в этом процессе.

Эффективность деятельности СМИ по освещению той или иной проблематики может быть оценена на основе того, насколько транслируемая информация удовлетворяет потребности населения в информации, необходимой для ориентации в жизненной ситуации, принятия важных решений, выстраивания стратегии поведения в складывающихся условиях.

Влияние СМИ, в частности, проявляется в изменениях профессиональной структуры общества. Это означает, что благодаря широкой доступности СМИ, профессионально-квалификационную структуру общества можно задавать заранее, целесообразно путем формирования определенных профессионально-квалификационных предпочтений аудитории.

Поскольку СМИ играют важную роль в обеспечении социального воспроизводства общества, а также выступают посредником в обмене информацией между социальными институтами и населением, то в качестве главной функции СМИ рассматривается формирование информационного поля населения, соответствующего условиям устойчивого воспроизводства общества.

Следующая функция СМИ заключается в обеспечении деятельности социальных институтов, путем формирования социальной коммуникации, которая позволяет институтам общества своевременно реагировать на изменения в общественных потребностях. Что, в свою очередь, позволяет поддерживать связность и устойчивость данного общественного устройства при помощи распространения и внедрения в сознание аудитории систем ценностей и норм, а также деятельности по поддержанию установившейся ценностной системы.

Наше время не напрасно называют веком информации — ведь информация стала средством социального развития.

В этой связи становиться возможным определение системы современных средств массовой информации и коммуникации как социального института.

Во — первых, он имеет вполне определенную устойчивую структуру, характеризуемую как совокупностью объектов, на которые направлено его воздействие, как то человек, малые человеческие группы и коллективы (трудовые, бытовые, религиозные и т.д.), а также крупные, организованные человеческие сообщества со сложной системой зависимостей между их участниками (государства и их объединения), так и средствами и законами социального взаимодействия между этими объектами: книга, пресса, радио, телевидение, компьютерные сети и т.д.

Во — вторых, существование и взаимодействие элементов института подчиняются вполне определенным социальным законам.

В — третьих функционирование социального института массовой информации порождает огромное число значимых социальных явлений и процессов, фундаментальными и элементарными из которых, например, являются социальное развитие (образование, социальный опыт, расширение представлений о мире и т.д.), социальные трансформации (исчезновение старых, формирование новых форм общественных объединений и глобальных сообществ и т.п.), социальный процесс (осознание и изучение людьми самих социальных процессов и управление ими).

Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М., 2007.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 2008.

Средства массовой информации и современное общество / под ред. Н.Г. Бойкова, Т.В. Васильева, Д.А. Рущин. — М., 2007.

Средства массовой коммуникации как социальный институт и вид бизнеса

Классификация СМК может быть произведена: по носителю информации (электронные и пресса); по общей или специальной адресности (горизонтальные и вертикальные); по сервильности (ориентированные на мнение конкретного ньюсмейкера или широкой аудитории, поддерживающие корпоративные интересы или идею открытого общества); по степени участия потребителя информации в процессе коммуникации (односторонняя передача или интерактивный режим); по функции (рекреативной или информационной); по степени готовности продукта на пути к аудитории (специализированные агентства новостей или органы СМИ, работающие непосредственно для аудитории) и т.д.

Формы средств массовой коммуникации (СМК) — СМИ плюс интерактивные сети и пользовательские базы данных, от «селекторных совещаний» и ксерокопирования для нужд ограниченной группы до современных mass–media посредством e–mail (соединение РС в единую сеть через телефонную связь). В результате массово возникают новые формы общения, базы данных, термины и даже жанры. Все это так же «угрожает» популярности ТВ, как в прошлом угрожало ТВ кино — например, cyberspace (кибернетическое пространство), gopher (система поиска данных), Internet (огромная и быстро прогрессирующая компьютерная сеть с программным обеспечением), WWW (World Wide Web или глобальная сеть), on–line (переговоры на линии), Use–Net (доска объявлений), «электронное кладбище». В принципе, современные электронные СМК предоставляют возможность целенаправленного обмена информацией между профессионально заинтересованными пользователями. Благодаря этому упрощаются проблемы отработки адресности со стороны компании, также затратные по времени листание газет или просмотр телепрограмм. Пользователи компьютерных inter–media телевизор практически не смотрят и используют только для отдыха. Однако разработка идет быстрее, чем люди успевают осознать свои новые возможности.

Функции СМК подразделяются на две основные группы — рекреативную(отдых, релаксация) и информационную, что правомерно лишь с точки зрения отдельной личности в составе аудитории. Большинство исследователей не идут далее уровня личности, иногда выделяя как самостоятельные образовательную, просветительскую, агитационную и др. функции. Роли СМК — они же функции, если говорить об уровне общества как системы — также подразделяются на две группы: 1. через усложнение адресности и расширение аудитории — повышение активности социально–пассивной ее части; интеграция и структурирование (поляризация) общества относительно тиражируемых эстетических ценностей, образов, виртуальных истин; возможность незадержанной эволюции необходимой истины (генерация, эмиссия, тиражирование/сукцессия, викарирование); актуализация виртуальной истины в необходимую и творчество виртуальной реальности; в конечном счете — создание новой системы мифов (или реанимация старой забытой); 2. акцептирование и выход на макросоциальную арену творчески агрессивных личностей, создание самой возможности позитивной реализации личности, пассионарный заряд (актуализация личностной «харизмы») которой в более бедной среде реализовался бы в негативной форме до геростратизма (функция любой многоролевой игры — вариации на тему высказывания Достоевского «Красота спасет мир»). Необходимо отметить, что в исторический период потребности человека резко возросли и усложнились. Развитие цивилизации сопряжено с появлением таких потребностей, которые в принципе не могут найти непосредственного удовлетворения и появление СМИ в таком смысле явилось необходимым и спасительным наркотиком общества, «витамином цивилизации». Проще всего обвинять журналистов во вранье для народа, в убийстве принцессы Дианы, в преступном покушении на государственную границу Беларуси, в помехах работе депутатов и т.д. до бесконечности. Однако в отсутствии конкурентной журналистики и склонных к самоутверждению журналистов ничего этого скорее всего просто не было бы — ни границы, ни принцессы. Возможно, существовало бы что-то иное в удовлетворение потребностей народа в общественной жизни, но именно тех ньюсмейкеров, которые борются с прессой с помощью прессы же, просто не было бы на арене жизни.

Потребность человека в продуктах СМК определяется прежде всего тем эстетическим и/или сексуальным удовлетворением во всевозможных сублимированных формах для личностей различных типов, которое может быть и не всегда кажется естественным или достаточно полноценным, но наиболее доступно. Что и составляет первичность функции СМИ. Развитие технических возможностей и усложнение форм — сначала искусства вообще, затем СМК —создало возможность использования аудиовизуальной информации в качестве аналога наркотического средства ухода от реальности в ее виртуальное замещение. Несомненно, данное явление должно дополнить вышесказанное как о функциях СМИ вообще, так и о структурировании аудитории. Однако явление скрытой популярности требует специального изучения — может быть и возможно косвенными методами оценить количество людей, в глубоком уединении предающихся созерцанию так называемого «жесткого порно», но трудно даже представить, дает ли это выход отрицательным эмоциям в разрушительной форме или напротив служит своеобразным громоотводом. Изучению и адекватной оценке поддаются лишь интерактивные СМК, которые не являются предметом данного пособия.

Животные с социальной структурой, к каковым относится и человек (птицы и млекопитающие), испытывают психологический дискомфорт и генетические нарушения индивидуального развития при содержании в эмоционально бедной среде. Возрастающими потребностями человек окончательно отрезал себя от до–цивилизованного прошлого. Обязательно возникают такие потребности, которые не могут удовлетворяться существующими доступными формами общения в общественной сфере жизни, что и заставляет изобретать новые жанры — как в экранной продукции, так и в жизни вообще.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector