Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материальные социальные факты

Социальные факты

Дюркгейм о коллективном сознании

Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества:

Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества:

— деградация рабочей силы,

Основной путь оздоровления общества — реформы.

Здесь многое от Маркса. Патология общества — это противоречие производственных отношений производительным силам общества. Но Дюркгейм не видит опережающей динамики производительных сил и замыкает все только в общественных отношениях. (Норма — это тоже общественное отношение).

Здесь многое и в полемику с Марксом. Главное — неприятие революции. Поэтому разрешение противоречий должно осуществляться только реформистским путем.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Таким образом, социальные факты — это образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

Социальные факты подразделяются на:

— факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и

— морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений:

— общие идеи и чувства,

— моральные максимы и верования,

—юридические кодексы поведения,

— экономические мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Основы социологии

Материалы для подготовки к экзаменам

Технология установления социального факта в исследовании

Понятие социального факта в социологии ввел Эмиль Дюркгейм. Методология Дюркгейма основана на социальном реализме, суть которого в том, что общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая автономна по отношению к другим видам реальности, развивается по своим собственным законам и первична по отношению к индивидуальной реальности.

Общество живет по своим законам, которым индивиды подчиняются. Мы входим в мир, социализируемся, адаптируемся. Социальная реальность является первопричиной сознания, действий индивида.

По Дюркгейму социальные факты нужно рассматривать как вещи, так как они внешние по отношению к индивиду и оказывают принудительное воздействие на индивида.

Социальные факты – это факты материального характера (общество, его социальные структуры и морфологические компоненты- характеристики общества; это есть, это можно измерить и посчитать) и нематериального, духовного характера (мораль, ценности, нормы, установки, коллективное сознание, коллективные представления, верования).

Для изучения социальных фактов использовать объективные методы, аналогичные методам естественных наук (наблюдение и эксперимент). Задача социолога при этом исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и индивидов.

Материальные и нематериальные факты находятся во взаимной зависимости. Чтобы изучить нематериальные социальные факты, социолог должен найти и исследовать материальные социальные факты, непосредственно влияющие на первые и отражающие их природу.

Социальный факт – это объективно существующее событие, свойство, отношение, связи социальной реальности и процессы их измерения. Это элементарное обобщение конечного множества признаков социального явления.

Это изучение социальной реальности и последующие выводы из этого изучения. Явления действительности называются жизненными фактами. То есть одно мнение – это жизненный факт, а общность мнений, систематизированная – это социальный факт. Жизненный факт превращается в социальный через изучение, обобщение и интерпретацию, то есть проводится научное изучение и объяснение. Но социальный факт – это истинное знание для дальнейшего теоретического осмысления жизни общества.

Читать еще:  Прогностическая функция социального педагога

Ядов. Логическая последовательность действий при установлении социальных фактов (см. схему).

Эта логика установления социальных фактов присуща классической социологии, цель которой обнаружить объективную природу изучаемого объекта.

Выводы из схемы:

  1. Научному описанию и обобщению подлежат массовые социальные события, которые относятся к общественно-значимым актам индивидуального или группового поведения и к другим продуктам деятельности людей.
  2. Обобщение массовых событий производится, как правило, статистическими средствами, что не лишает статуса социальных фактов единичные события особой общественной значимости.
  3. Описание и обобщение социальных явлений осуществляется в научных понятиях и, если это понятие социологического знания, то соответствующие социальные факты называются фактами социологическими.

Эмиль Дюркгейм. Метод социологии.

Э.Дюркгейм. Метод социологии.

В «Предисловии ко второму изданию» Э миль Дюркгейм, французский социолог и философ, пишет о возможности увидеть, что социология «не обречена оставаться отраслью общей философии, что она способна тесно соприкасаться с конкретными фактами, не превращаясь просто в упражнения в области эрудиции». Я полностью разделяю его точку зрения. [1]

В основе метода социологии лежит положение, «согласно которому социальные факты должны рассматриваться как вещи» [1] « Но на самом деле мы не утверждаем, что социальные факты — это материальные вещи; это вещи того же ранга, что и материальные вещи, хотя и на свой лад » [1]. Я считаю, что нельзя называть «вещью» социальный факт, потому что «вещь — это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать себе адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может поднять только при условии выхода за пределы самого себя»[2]. Э.Дюркгейм рассуждал о том, что «рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию»[2 ]. По моему мнению, всякий объект науки не является вещью, «за исключением, может быть, математических объектов» [2]. Но есть и другая сторона данного аспекта. Ведь «если речь идет о фактах в собственном смысле, то, когда мы приступаем к их научному исследованию, они обязательно являются для нас неизвестными, неведомыми вещами, так как представления о них. лишены научной ценности и должны быть устранены» [ 2 ]. В связи с такими «разногласиями» «сформировалась объективная психология, основное правило которой — исследовать факты сознания извне, т. е. как вещи» [3] . Данное правило «не заключает в себе никакой метафизической концепции,никакой спекуляции относительно основы бытия. Оно требует только одного: чтобы социолог погрузился в состояние духа, в котором находятся физики, физиологи, когда они вступают в новую, еще не исследованную область своей науки». [4]

Следующее положение метода социологии заключается в том, что оно «характеризует социальные явления как внешние по отношению к индивидам»[5 ] . Эмиль Дюркгейм рассуждает о том, что «социальная жизнь не может иметь иного субстрата, кроме индивидуального сознания; иначе она кажется висящей в воздухе и плывущей в пустоте»[5 ] Автор «Метода социологии» соотносит данную невозможность, при речи о социальных фактах с тем же, но уже допущением, в отношении других сфер. Но проблема в том, что «жизнь не может разлагаться таким образом; она едина, и, следовательно, может иметь своим местонахождением только живую субстанцию в ее целлостности. Она в целом, а не в частях»[ 6 ].

В третьей главе «Метода социологии» ведется речь об определении социальных фактов. По мнению Дюркгейма, «они состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающее воздействие» [ 7 ] . «Специфика социального принуждения состоит в том, что оно определено не жесткостью определенных молекулярных устройств, а престижем, которым наделены некоторые представления. социальные же верования и обычаи. действуют на нас извне:поэтому влияние, оказываемое теми и другими, весьма различно» [7] . В конце главы автор пишет о необходимости освобождения нашей науки — социологии — от предрассудка: «Изганный из всех других наук, этот достойный сожаления предрассудок упорно держится в социологии. Поэтому нет ничего более насущного, чем постараться окончательно освободить от него нашу науку. И в этом состоит основная цель наших усилий» [8] .

В предисловии к первому изданию автор пишет о стремлении любой науки к новым открытиям, достижениям, «а всякое открытие расшатывает в известной мере установившиеся мнения» [9] Эмиль Дюркгейм объясняет, что «метод, следовательно, не заключает в себе ничего революционного. В известном смысле он даже консервативен, так как признает, что природа социальных фактов, как бы гибка и податлива она ни была, не может, однако, произвольно подвергаться изменениям» [9].

В начале первой главы Эмиль Дюркгейм задается вопросом: Что представляют собой факты, носящие название «социальных фактов»? В связи с этим возникает некая проблема, потому что «данный термин обыкновенно применяют не совсем точно» [10] . Категория фактов отличается «спецефическими свойствами;ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются», а так как «они состоят из представлений и действий» [10], их нельзя «смешивать ни с органическими явлениями. ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство» [10]. Именно они и образуют новый вид, «и им-то и должно быть присвоено название социальных» [10].

Читать еще:  Правовые основы социальной работы с молодежью

Дюркгейм подводит нас к мысли о том, что «характерным признаком социальных явлений служит не их распространенность»,ведь «какая-нибудь мысль, присущая сознанию каждого индивида, какое-нибудь движение, повторяемое всеми, не становятся от этого социальными фактами» [11] . «К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллетивно» [11].

Далее Эмиль Дюркгейм пишет о том, что «социальный факт узнается лишь по той принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами. А присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции, или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида выступить против него» [12] .

И, наконец, в конце первой главы Эмиль Дюркгейм подводит нас к определению социального факта. По его мнению,«социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение» [13] . Также автор «Метода социологии» предалагает нашему вниманию и другое определение социального факта: он пишет, что это «распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» [13]. Как мне кажется, Эмиль Дюркгейм представил довольно-таки полные и доступные определения социальных фактов.

В следующей главе речь идет о «Правилах, относящихся к наблюдению социальных фактов». И сразу же, в самом начале данной главы, Эмиль Дюркгейм пишет об основном правиле этого аспекта: «Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи» [14] . Следующее правило заключается в том, что «объектом исследования стоит выбирать лишь ту группу явлений, определенных предварительно некоторыми общими для них внешними признаками, и включать в это же исследования все явления,отвечающие данным определениям. [15] . Дюркгейм имел в виду то, что изучение фактов невозможно, отделяя их друг друга. Изучать их нужно во всей их совокупности.

Далее — 3 глава, название которой звучит так: «Правила, относящиеся к различению нормального и патологического». «Нормальными фактами» автор называет факты, «обладающие формами наиболее распространенными» [16] , другие называет «болезненными, или патологическими» [16]. Дюркгейм также пишет о необходимости отличать друг от друга социальные виды, тогда произойдет существенное упрощение, «тогда в любое время можно найти, какова наиболее распространенная форма явления в определеном виде» [16], а как раз-таки « факт может быть назван патологическим только по отношению к данному виду» [16]. По мнению автора, «социальный факт можно назвать нормальным для определенного социального вида только относительно определенной фазы его развития» [16] .

Следующая глава — «Правила, относящиеся к построению социальных типов». « Социальной морфологией можно назвать ту часть социологии, задача которой — построение и классификация социальных типов » [17] . В конце данной главы Эмиль Дюркгейм все-таки подводит нас к мысли о том, как же должен быть сформулирован принцип классификации. Все достаточно понятно: «Следует начинать с классификации обществ по степени сложности их состава, беря в качестве основы совершенно простое общество с единственным сегментом. Внутри этих классов необходимо выделять разновидности согласно тому, происходит или нет полное слияние исходных сегментов». [18] Именно в основе метода лежит доказательство существования социальных видов.

В заключении Дюркгейм представляет нашему вниманию полную картину отличительных признаков вышеизложенного метода:

«Он независим от всякой философии»

Данный метод «объктивен»

«Он является исключительно социологическим»

[19].

Безусловно, Эмиль Дюркгейм писал о наиболее важных аспектам «метода социологии».Также он поднял множество проблем, с которыми можно столнуться при изучении данного метода. Я считаю, что Дюркгейм внес огромный вклад в развитие и становление социологии как науки.

[1]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.8
[2]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.9
[3]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.10
[4]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.11
[5]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.12
[6]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.13
[7]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.17-19
[8]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.22
[9]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.23
[10]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.29
[11]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.34
[12]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.36-37
[13]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.39
[14]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.40
[15]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.58
[16]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.77-78
[17]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.99
[18]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.104
[19]Э.Дюркгейм.Метод социологии.стр.153-156

Материальные социальные факты

(англ. fact, social; нем. Fakt, sozialer; фр. fait social)

1. Всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления.

2. Единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типических для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

3. Единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества (общественной жизни).

4. Описание в терминах социологической теории того события, о котором накануне мы получили числовые характеристики.

5. Событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, было ли оно наблюдаемо исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данного события.

6. Событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.

Читать еще:  Социальная динамика изучает

1) Морфологические, имеющие материальный субстрат — плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.
2) Духовные, нематериальные факты — коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание.

В качестве Фактов социальных могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные действия, а также их всевозможные взаимосвязи.

К Фактам социальным относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы, верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно и т.п.

Факты социальные не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им.
1) Факты социальные выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям. Но это вовсе не означает, что они выступают в качестве внешних по отношению к сознанию коллективному.
2) Факты социальные состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом.
3) Факты социальные составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания. Система знаков, которыми мы пользуемся для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая нами для уплаты долгов, обычаи и т.д. — все они функционируют независимо от нашего индивидуального сознания.
4) Факты социальные (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда я добровольно сообразуюсь с ними, я не замечаю их принуждающего влияния, но принуждение проявится тотчас же, как только я попытаюсь сопротивляться.

Социальный факт

Термин «социальный факт» употребляется в двух значениях. Прежде всего, под ним понимают события, которые произошли в жизни общества при определенных условиях и в конкретных исторических обстоятельствах. Эти события не зависят от того, наблюдали ли их субъекты познавательной деятельности. Они объективны и не зависят от изучающих и интерпретирующих их исследователей.

В более широком смысле под этим термином понимают события, которые произошли в конкретной социальной ситуации и были включены в научные знания об обществе, найдя свое отражение в книгах, научных трудах и других письменных документах.

Социальные факты бывают двух видов:

  • непосредственно физические действия людей;
  • продукты деятельности людей (духовные или материальные), словесные действия человека: суждения, оценки, мнения и т.д.

Зафиксировать социальный факт можно, изучая статистические данные, проводя социологические опросы и т.д. Но с помощью этих методов можно изучать лишь современные исследователю события. Если же они произошли в далеком прошлом, то для их изучения и описания необходим анализ исторических источников: орудий труда, жилищ, археологических памятников, письменных источников (летописей, законодательных актов, различных документов, книг, газет и т.д.). По этим следам становится возможным восставить и описать тот или иной социальный факт.

Жизнь общества состоит из множества различных событий. Их отбор и группировка зависят от цели, которую преследует при изучении специалист. Экономист для исследования интересующих его вопросов из всей совокупности отберет одни события, юрист – другие, этнограф – совершенно иную их группу.

Социальный факт – это основа, которая позволяет выводить закономерности развития общества, восстанавливать прошлое, исследовать настоящее. Интерпретация событий проводится в несколько этапов. Прежде всего, под них подводится научная база, то есть сам факт соотносится с каким-либо научным понятием (к примеру, свержение царя привязывается к понятию «политическая революция»). Затем исследуются все связанные с конкретным фактом обстоятельства, прослеживаются его связи с другими событиями, чтобы толкование могло быть объективным. Только интерпретированный факт может считаться научным.

Э. Дюркгейм считал, что социальные явления нельзя сводить к индивидуальным состояниям, они зависят лишь от социальных фактов, которые являются объективными, принудительными, внешними по отношению к индивиду. С ними нужно считаться, они существуют независимо от свойств и качеств людей.

По Дюркгейму, социальная реальность является частью универсального порядка, она так же реальна и устойчива, как природа, поэтому развивается по своим законам. Общество – это тоже объективная реальность, которая отличается от всех прочих ее видов. Оно обладает автономией от природной и биопсихической сущности (воплощенной в людях). Поэтому общество и люди выступают в роли дихотомической пары, воплощающих разнородность этой реальности. Следовательно, человек представляет собой двойственную сущность (homo duplex), в которой уживаются и социальная, и индивидуальная составляющие. Примат при этом принадлежит сущности социальной. Отсюда вывод о том, что человек возникает из общества, а не наоборот (общество складывается из людей).

Социальные факты заключаются в обществе, которое создает их. Они состоят в способах мышления и действиях, способны влиять на сознание, заставляя людей делать что-то определенным образом.

Дюркгейм выделил два типа социальных фактов: морфологические и духовные. Первые имеют материальный субстрат, вторые представляют собой верования, обычаи, являются общественным сознанием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector