Tw-city.info

IT Новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модели социальных изменений

Социальные изменения: модели, циклы

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 4296 ; Нарушение авторских прав

Социальное изменение –это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Источниками социальных изменений могут быть следующие причины: социальные, случайные, политические, технологические, изменение спроса на рынке труда.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений, их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку.

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В модели социокультурного поля под социальным изменением понимается: социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференция, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющихся результатом его внутренних, имманентных свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксеологической точки зрения.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объема производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества. Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми тенденциями.

Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют: воспроизводству социальной системы и ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения и людей и др.).

– воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты);

– воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная);

– воспроизводству социальных ролей (врач, юрист, военный, педагог).

Цикличность придает общественным процессам ритм и является способом существования и сохранения общества.

Социологи выделяют несколько форм циклических процессов. Некоторые из них: изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные.

Изменения по типу маятника – наиболее простая форма циклического процесса (инвестиционная социальная политика, увеличение – уменьшение).

Волновые движения – цикл технических нововведений, достигая волнового пика, идет на убыль, как бы затухает.

Спиралевидный тип – наиболее сложная форма циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по формуле «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл как бы отрицает предыдущий, превращая в свою противоположность, в другое качество, но в то же время как бы возвращает свое прежнее состояние. Но это старое уже обнаруживает новые свойства. Спиралевидная модель является образцом социальной преемственности. Спиралевидный цикл может быть как восходящим, так и нисходящим, свидетельствующим об упадке общества, дисфункциях в нем, о гибели (отношение человека к природе).

Исторический цикл (Н.Я. Данилевский) отражает единство процесса возникновения, становления, расцвета и распада социокультурных систем, что подчеркивает определенный срок жизни общества.

Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и целенаправленный процесс. Линейный тип направлен в будущее, воспринимается как движение вперед во времени и пространстве. При этом каждый этап общественного прогресса выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их.

Выражает линейные представления теория «социального эволюционизма». Г. Спенсер видел эволюционный процесс в усложнении форм общественной жизни, где общество дифференцируется, но одновременно эволюционные изменения повышают гармонию социальных процессов и способствуют интеграции частей общества. Отсюда – основная идея социального эволюционизма Г. Спенсера – идея дифференциации и интеграции. Значит, общество, развиваясь от простого, традиционного к сложному, дифференцированному, рациональному все более интегрируется.

Эмиль Дюркгейм процесс эволюции понимал как движение от общества с неразвитым разделением труда, сегментарной структурой и механической солидарностью его членов к обществу с развитым разделением труда, сложной структурой.

Механическая солидарность означает, что коллектив поглощает индивида, при этом нормы поведения и ценности едины, то есть все отмечено единообразием социальной жизни.

Органическая солидарность обусловлена развитым разделением труда, взаимозависимостью индивидов, ослаблением действия запретов, повышением степени индивидуальной свободы. Переход от механической солидарности к органической и есть эволюция общества, ее источник – глубокое разделение труда и дифференциация.

Так, Р. Арон и У. Ростоу, авторы теории индустриального общества, видят эволюцию в смене отсталого аграрного общества индустриальным, которому присущи специализация труда, система управления, механизация, автоматизация, научно-технический прогресс, массовое производство товаров для населения.

Во второй половине XX в. получила развитие теория «постиндустриального» общества.

Ученые утверждают, что человечество проходит три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную, постиндустриальную. В последней стадии главные ценности: информация, знание, интеллект, творческая деятельность, носителями которых является человек.

Необходимо также учесть, что в XX в. теория линейных изменений подвергается критике, со ссылкой на то, что не существует вечных социальных изменений, универсальных стадий эволюции, и что линейный тип – это лишь один из многих возможных изменений. Линейная тенденция развития может сохраниться лишь в случае, если общество не будет подвергаться воздействию внешних сил и будет оставаться в равновесном, сбалансированном состоянии.

Однако общество постоянно изменяется, подвергается воздействию окружающей среды. Возникают новые структуры, нормы, ценности, новые процессы. Меняются роли и статусы личности, взаимодействие между которыми происходит по нелинейному пути.

Значит, общество может меняться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Это происходит тогда, когда активность, инновационная деятельность масс стремится освободиться от всех ограничений в обществе: структурных, системных, идеологических. Такое разветвление, раздвоение общества, когда оно поставлено на грань выбора, называется «бифуркацией».

Бифуркация – это нарушение логики предыдущего развития, предсказать ее невозможно. Общество в период бифуркации представляет собой хаотическую систему, в которой случайные отклонения (флуктуации) сменяют прежний порядок.

Социальные изменения также бывают:

– эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нем начало;

– экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Виды социальных изменений можно представить схемой.

Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов, как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определенной среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации, как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями, наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так, технические новшества – радио, телевидение, автомобиль – породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создают условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Читать еще:  Назовите что из других социальных движений

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную модернизацию (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран, запоздавших с ее проведением), рецидивирующую (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

В числе теорий социальных изменений важное место занимает теория модернизации П. Штомпка. Он различает три понятия модернизации:

1) синоним прогресса, движения общества в сторону улучшения;

2) синоним «современности» то есть комплекса социальных, политических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX вв.;

3) усилия отсталых обществ догнать уже модернизированные («догоняющая» модернизация).

Концепция прогресса включает следующие компоненты:

1. Понятие необратимого времени, обеспечивающего непрерывность прошлого, настоящего и будущего. Процесс означает, что настоящее лучше прошлого (достигнутый прогресс), а будущее станет лучше настоящего (ожидаемый прогресс).

2. Понятие направленного движения, стадии которого не повторяются и движутся по пути последовательных улучшений.

3. Идею кумулятивного процесса, который может быть либо постепенным, либо революционным, скачкообразным.

4. Различие между характерными стадиями, проходимыми процессами.

5. Наличие имманентных, внутренних причин самодвижения.

6. Признание естественного и неизбежного характера процесса, который нельзя остановить или направить в другое русло.

7. Ключевая идея – понятие улучшения, представление о том, что каждая следующая стадия лучше предыдущей, а в финале достигается окончательный оптимизм.

Прогресс можно анализировать:

– по его движущим силам;

– по формам и видам;

– по средствам достижения.

Историк Р. Нисберт видит разочарование в идее прогресса в следующих симптомах:

1. Распространение мистицизма и иррационализма, лженауки, неверии в позитивное знание.

2. Субъективизм и эгоизм, характерные для упадочных культур.

3. Пессимизм, всеобщий распад и упадок.

Эти положения отрицают концепцию прогресса, утверждают концепцию кризиса. На пессимистическую точку зрения обществоведов, ученых настраивают глобальные события последнего столетия: две мировые войны,огромное количество локальных войн, злодейства тоталитарных режимов, экологические катастрофы, распространение безработицы, нищеты, голода и болезней.

Модели социальных изменений

2. Модели социальных изменений

Социолог, наблюдая за интересующими его характеристиками конкретного социального процесса (его формами, типами), может наглядно представить себе течение процесса в виде графика. Обычно в таких случаях используются двумерные графики, причем по оси абсцисс принято откладывать время, а по оси ординат значения переменной, характеристики, показателя, индикатора или фактора, описывающего поведение данной системы. На рис. 5.1 приведен пример линейной зависимости показателя S от времени t.

График, приведенный на рис. 5.1, демонстрирует траекторию L1 линейного, равномерного роста значения показателя S при увеличении времени t. Траектория прямой L2 отражает процесс равномерного уменьшения, снижения показателя S. Для простоты на последующих рисунках будем изображать только процессы роста, подразумевая, что траектории упадка могут быть легко построены по аналогии[5].

Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется[6].

Глубокий анализ социокультурных процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).

Мы неявно считали, что показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.

Типичный график, отражающий чередование разных этапов, стадий, фаз развития социальной системы приведен на рис. 5.2.

Процессы роста в социокультурных системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста может описываться экспоненциальной кривой типа е (рис. 5.3), квадратичной кривой (рис. 5.4). Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория (рис. 5.5). Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад. На рис. 5.6 изображена кубическая модель подобной траектории (S(t) = а/ + а/+ + а,* + U4).

Большинство реальных процессов не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:

а) насыщение без точек перегиба (рис. 5.7).

Такие траектории может иметь функция типа S = А – е

1 или S = aq – 1 / t (гипербола);

б) насыщение с дочкой перегиба (рис. 5.8). Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.

Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию. Простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом приведена на рис. 5.9, а с линейно возрастающим трендом – на рис. 5.10. Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды – период и амплитуда колебаний могут со временем меняться[7].

Естественно, говорить о точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов[8].

Пример спирали M, приведенной на рис. 5. 11, показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр (изображен штриховой линией). Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.

Чтобы более наглядно представить ход изменения значений факторов S1 и S2, спроектируем спираль сначала на плоскость (S1; t), a затем на плоскость (S2; t). Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если мы попробуем изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметим, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают (рис. 5.12). Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, спроектируем спираль на плоскость (S1; S2). Очевидно, что в этом случае получим круг, изображенный на рис. 5.13.

На рисунке движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл. 5.2.

Читать еще:  Система правоотношений в праве социального обеспечения

* Простейшая винтовая линия в пространстве может быть представлена в параметрическом виде: х = acost; у = asint; г = ct.

Виды и модели социальных изменений

Социальные изменения: * миграция, изменение государственного строя, культуры, изменение в трудовой этике, экономике страны (эволюционные), демография страны, борьба за равноправие женщин завоевание (геноцид), мирные революции *технический прогресс (интернет: организованность, обучение, общение), великие географические открытия, кинемотограф.

1) эволюционные (постепенные)

· Эволюционные – это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эволюционным изменениям в той или иной степени подвержены все сферы жизнедеятельности общества – хозяйственная жизнь, социальные общности, политические структуры, система ценностей и др. Эволюционные изменения могут организовываться Сознательно. В таких случаях они приобретают форму Социальных реформ (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П. А.Столыпина в начале ХХ века, введение НЭПа в Советской России в начале 20-х годов). Но эволюционные изменения могут быть и Стихийным процессом. Примером могут служить демографические процессы, связанные со снижением рождаемости в развитых странах мира.

2) революционные (радикальные)

· Революционные социальные изменения существенным образом отличатся от эволюционных. Это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие Коренную ломку социальных систем, это не частные, а общие и даже всеобщие изменения. Такие изменения часто опираются на насилие.

3 модели социального изменения:

· линейная(движение из точки А в Б, однонаправленная) *из традиц.общ-ва в индустриальное, модернистское; от монархии к парламентской республике; от ручного труда к машинному

Однонаправленное развитие обычно бывает кумулятивным: оно понимается как рост или

накопление чего-либо – плотности населения, уровня организации, объема производства. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объем

происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Переход от письменных СМИ к печатным, из офф лайн к он лайн)

· циклическая(возвратен) * мода. Включает эволюционные и революционные изменения.

Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (сезонный характер сельскохозяйственных работ), но могут охватывать периоды в несколько лет (например, изменения, обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (типы культур).

Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период (социализации), период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни. Тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения.

· диалектическая(К.Маркс развитие общества, смена ОЭФ) * тезис-антитезис-синтез-новый тезис феодал-буржуазия-капитализм-пролетариат

Социальное взаимодействие опирается на теорию ролей: одно течение, роли расписаны заранее, каждая уникальна.

Соц. изменение по Эмиль Дюркгейм.: переход общества от одной проф. к множествам или общ-ву с механич. солидарностью к органической солидарности. Считал, что люди постепенно рождаются, увел. демографии, физ. плотность увеличивается. Моральная плотность – способность отдавать свой товар другим, переквалификация к другим профессиям. Целеполагание.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)

Теория социальных изменений

Теория социальных изменений в социологии существует в нескольких вариантах. Сконструировать модель социального изменения в традициях структурного функционального анализа попытался Роберт Мертон (род. в 1910), находящийся под сильным влиянием идей П.Сорокина и Т.Парсонса. Мертон предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Он наряду с понятием функции ввел понятие «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно повлечь за собой или новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм. Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения. Но он ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы, связав его с проблематикой «разлада» системы – с понятием аномии (безнормие).

Кроме разработанной Мертоном модели социального изменения, существует целый ряд других – однофакторных и многофакторных – моделей. Общее, что характеризует все модели, — это попытка выяснения причины становления и развития тех или иных социальных явлений, т.е. попытка дать им причинно-следственное объяснение.

Постиндустриализм.

В отличие от всех вышеназванных направлений это течение социологической мысли целиком и полностью сформировалось в послевоенные годы и посвящено теоретическому осмыслению перспектив развития наиболее развитых стран как образцу для всего человечества. Поэтому постиндустриализм отчасти является футурологией.

Основоположником постиндустриализма является американский социолог Дэниел Белл (род. в 1919), разработавший целостную теорию постиндустриального общества. Понятие постиндустриального общества, по мнению Д.Белла, является аналитической конструкцией, а не картиной специфического или конкретного общества. Он систематически рассматривает изменения, происходящие в трех основных, относительно автономных сферах общества: социальной структуре, политической системе и сфере культуры (при этом к социальной структуре Белл несколько нетрадиционно относит экономику, технологию и систему занятости). Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонент:

1) в экономическом секторе – переход от производства товаров к расширению сферы услуг;

2) в структуре занятости – доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меритократии»;

3) осевой принцип общества – центральное место теоретических знаний;

4) будущая ориентация – особая роль технологии и технологических оценок;

5) принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии».

Основным производственным ресурсом постиндустриального общества является информация.

К постиндустриальному направлению в социологии можно отнести фундаментальную работу Мануэля Кастельса (род. в 1942) «информационная эпоха. Экономика, общество и культура» Предметом исследований Кастельса является осмысление новейших тенденций в развитии общества, связанных с информационно-технологической революцией, глобализацией, экологическими движениями. Кастельс фиксирует новый способ общественного развития – информационный. В этом способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Здесь происходит воздействие знания на само знание. Кастельс отмечает, что в информационном обществе возникает особая социальная организация, в которой операции с информацией становятся базовыми источниками производительности и власти.

Совокупность исследований в области постиндустриальной теории весьма обширна, а ее границы довольно расплывчаты.

Перечень современных школ и направлений можно было бы продолжить. Однако обратим внимание на наиболее крупные различия между ними обусловленные следующими условиями и факторами.

1. Традиционно фиксируется различие между так называемой восточной социально-культурной традицией и западной. Классические социологические концепции, развившиеся в странах Запада (структурный функционализм и др.) существенно отличаются от традиций восточного социологического мышления. Там взаимодействие человека с обществом и природой мыслится иначе. Это видно на примере концепции жизненных сил — универсальной парадигме в социологии, опирающейся на синергетику. (Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, экономических, социальных).

2. Характер социологических теорий, концепций в значительной степени определяется той социально-культурной проблематикой, теми проблемами общественной жизни, которые решает общество в конкретно-историческое время. Именно время определяет актуальность конкретного социологического знания. Сегодня, например, активно обсуждается вопрос о формировании экосоциологической концепции в рамках инвайронментальной социологии. Это отражение того, что экосоциологическое мышление идет на смену антропосоциологической концепции. ( Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания).

3. Специфика социальных отношений как объект исследований в социологии также определяет специфику социологических теорий.

4. На характер социологических школ, направлений накладывает свой отпечаток личность самого социолога.

В последние 20 лет в западной социологии предпринимаются настойчивые попытки преодолеть «мультипарадигмальность» (вавилонское столпотворение несовместимых друг с другом «социологических парадигм»), найти некоторые устойчивые «метапарадигмы», объединяющие враждующие социологические ориентации. (Парадигма— это совокупность принципов и подходов, лежащих в основе соответствующих теоретических и методологических концепций, школ, направлений. Описывается она такими терминами, как «системный подход», «принцип развития», «причинный анализ» и т.п. Парадигма социологическая — это также система методологических и теоретических положений, которые кладутся в основу конкретно-социологического исследования).

Читать еще:  Защитные функции социального педагога

ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. В настоящее время основными социологическими теориями являются на макроуровне: структурно-функциональный и конфликтологический подход, а на микроуровне: теории межличностного взаимодействия.

Сравнительный анализа структурно-функционального подхода и конфликтологического подхода представлен в таблице 1.

В 1993-1994 гг. было проведено исследование, одной из задач которого являлось сравнение парадигмы и структуры знаний в российской и западной социологии за период с 1987 по 1992 г., выявление их сходства и различия, выявление зависимости научного (социологического) сознания от ненаучного (общественного); сравнение общественного сознания, а также менталитета российского и западного обществ (культур). На основе анализа данных были получены следующие результаты.

Российское сознание характеризуется преобладанием духовных ценностей. Оно имеет профетический (пророческий) характер, связанный с устремленностью в будущее. Российское сознание целостно-гуманитарно (явно преобладает проблема личности), западное – прагматически-рационалистично (преобладает тематика здравого смысла). Российское сознание является более историческим и эстетическим (художественным), западное — теологическим и этическим. Западное сознание озабочено проблемами социального устройства. В российском менталитете явно преобладает проблема творчества.

В западной социологии преобладают проблемы свободы и равенства, в российском – проблемы творчества. Социология отражает устроительный (умеренный) характер западного менталитета в отличие от преобразовательного (радикального) характера российского. Российскую социологию характеризует фундаментальность (теоретичность) знания, западную – формализация (категоризация) знания.

В российском социальном знании преобладает социальная философия, в западном – социальная теория. Российская социология характеризуется явным доминированием исторического подхода, а западная – подхода стратификационного. В российской социологии преобладает теория деятельности, в западной – теория действия. Западную социологию характеризует организационная проблематика, Российскую – управленческая.

2. Модели социальных изменений

Социолог, наблюдая за интересующими его характеристиками конкретного социального процесса (его формами, типами), может наглядно представить себе течение процесса в виде графика. Обычно в таких случаях используются двумерные графики, причем по оси абсцисс принято откладывать время, а по оси ординат значения переменной, характеристики, показателя, индикатора или фактора, описывающего поведение данной системы. На рис. 5.1 приведен пример линейной зависимости показателя S от времени t.

График, приведенный на рис. 5.1, демонстрирует траекторию L1 линейного, равномерного роста значения показателя S при увеличении времени t. Траектория прямой L2 отражает процесс равномерного уменьшения, снижения показателя S. Для простоты на последующих рисунках будем изображать только процессы роста, подразумевая, что траектории упадка могут быть легко построены по аналогии Кирдина С.Г. Социальные изменения. Социологическая энциклопедия, т.2, 2003, с.480-483. .

Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. (2-е изд, перераб и допол. — 2001). С. 67-69. .

Глубокий анализ социокультурных процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).

Мы неявно считали, что показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.

Типичный график, отражающий чередование разных этапов, стадий, фаз развития социальной системы приведен на рис. 5.2.

Процессы роста в социокультурных системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста может описываться экспоненциальной кривой типа е (рис. 5.3), квадратичной кривой (рис. 5.4). Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория (рис. 5.5). Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад. На рис. 5.6 изображена кубическая модель подобной траектории (S(t) = а/ + а/+ + а,* + U4).

Большинство реальных процессов не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:

а) насыщение без точек перегиба (рис. 5.7).

Такие траектории может иметь функция типа S = А — е

1 или S = aq — 1 / t (гипербола);

б) насыщение с дочкой перегиба (рис. 5.8). Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.

Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию. Простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом приведена на рис. 5.9, а с линейно возрастающим трендом — на рис. 5.10. Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды — период и амплитуда колебаний могут со временем меняться Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. (2-е изд, перераб и допол. — 2001). С . 282-285. .

Естественно, говорить о точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов Гидденс Э. Социология. М: 1999. с. 132-134. .

Пример спирали M, приведенной на рис. 5. 11, показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр (изображен штриховой линией). Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.

Чтобы более наглядно представить ход изменения значений факторов S1 и S2, спроектируем спираль сначала на плоскость (S1; t), a затем на плоскость (S2; t). Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если мы попробуем изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметим, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают (рис. 5.12). Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, спроектируем спираль на плоскость (S1; S2). Очевидно, что в этом случае получим круг, изображенный на рис. 5.13.

На рисунке движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл. 5.2.

* Простейшая винтовая линия в пространстве может быть представлена в параметрическом виде: х = acost; у = asint; г = ct.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×