Tw-city.info

IT Новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мораль как социальный институт

Духовная жизнь общества

Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

В русском языке понятием, соответствующими морали,

выступает слово «нравственность». Наука, изучающая мораль, называется этика (от греч. – характер, мода). Слова «моральный», «нравственный», «этический» обычно выступают синонимами. Существуют несколько функций морали (воспитательная, познавательная, мотивационная, прогностическая). Однако основная функция морали – регулятивная.

Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

Мораль зародилась еще в первобытном обществе и первоначально была тесно связана с религией. Недаром один из постулатов христианства «не делай другим того, чего себе не пожелаешь» называют «золотым правилом» морали.

Мораль изменяется в зависимости от условий существования общества. Политическая и правовая форма сознания зародилась позже моральной и связана со становлением государства. Право и мораль тесно связаны. Право также является регулятором поведения человека. Однако сфера применения морали шире права. Правовые нормы фиксируются государством, и санкции за их нарушение налагаются государственными органами. Источником моральных норм является само общество. Можно систематизировать нормы морали и создать некий «моральный кодекс», однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общественном мнении и получают отражение в различных произведениях литературы и искусства. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Наказание за нарушение моральных норм – это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка. Например, с точки зрения права любая кража наказуема, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка может быть оправдана общественным мнением.

Высшей духовной ценностью и категорией морали является добро. Добро – это то, что общество считает нравственным, достойным подражания; это положительное содействие потребностям людей; все, что способствует развитию и совершенствованию общества. Зло имеет противоположное значение. Это все безнравственное, достойное осуждения, ведущее к регрессу общества.

Связаны с категориями добра и зла категории справедливости и несправедливости. Справедливость – это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Категории морали определяют высшие духовные ценности. К таким ценностям можно отнести истину, как правильное отражение действительности в мысли, знание, открывающее для человека возможность удовлетворения потребностей. При этом моральное понимание истины ближе не к ее философскому определению, а к русскому слову «правда».

Категория красоты связана с понятием «совершенство», т.е. того, что в наибольшей степени отвечает потребностям людей.

Высшие духовные ценности – это некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом испытаний. Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Они определяют моральный идеал общества как представление о нравственном совершенстве.

Моральный идеал менялся в различные эпохи и у разных народов в зависимости от изменения высших духовных ценностей. Так, истиной в средневековье представлялись религиозные догматы. В Советском Союзе, где господствующей являлась классовая мораль, добром представлялся поступок Павлика Морозова, предавшего своего отца. От эпохи к эпохе менялись идеалы красоты, и Даная с картины Рубенса вряд ли победит на современном конкурсе красоты.

Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.

В процессе социализации человека формируется его моральное сознание, связанное с нравственной оценкой любой деятельности. Так, моральные нормы определяют поведение человека во всех областях жизнедеятельности. Существует экологическая этика, этика ученого, этика потребителя, этика производства и т.д.

Важно, чтобы требования общественной морали стали убеждением, составной частью самосознания, жизненной позицией человека. В этом важную роль играют такие качества, как долг, достоинство, честь. Но особое значение имеет формирование в каждом человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Важнейшей формой самоконтроля является совесть. Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности. Совесть связана с внутренней убежденностью в том, что является добром и злом. Однако понятие добра абстрактно, оно меняется в связи с изменением исторических условий, и очень часто в конкретных жизненных ситуациях трудно определить, хорош или плох тот или иной поступок.

Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации. Например, скрывать от человека то, что он неизлечимо болен – это добро или зло? Наказание террористов путем бомбежек Афганистана – это справедливо или нет? Является ли долгом выполнение общественных обязанностей или лучше посвятить свободное время развлечениям? Таким образом, каждый человек вынужден делать свой моральный выбор, жертвуя во имя высших ценностей какими-то личными потребностями.

Социальные функции морали

Социология морали изучает причины, определяющие формирование морали различных социальных групп, связанные с функционированием норм морали проблемы, а также занимается анализом метода и теории, которые могут быть пригодны для их исследовения.

Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное – на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

Основные социальные функции морали:

1. Регулятивная функция. Важнейшая функция морали Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек. Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях. Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения.

2. Оценочно-императивная функция. Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами – совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек – это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, — познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Читать еще:  Социальный статус родителей в доу

3. Мировоззренческая функция. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные» вопросы. Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Это свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.

Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет для человека роль своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична. Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними. Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение – это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира. В моральном сознании формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.

4. Воспитательная функция. Основная функция морали – воспитание личности. Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Наряду с указанными основными функциями, нередко выделяют и другие, в частности, коммуникативную, мотивационную, прогностическую, оценочно-императивную и другие. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д.

Перечисленные выше функции морали взаимно перекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.д.

Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

Неформальные социальные институты (мораль, общественное мнение)

Анализ социальных институтов будет неполным, если мы не коснемся неформальных институтов. Неформальные институты организационно не структурированы, в них нет законодателей и исполнителей, начальников и подчиненных, они как бы растворены в общественном сознании общества. Одним из таких неформальных институтов является институт морали.

Мораль (от лат. – moralis, нрав, поведение) – это система нравственных ценностей норм, правил, оценок, предписаний и санкций, регулирующих взаимодействие людей. Один человек не может быть ни морален, ни аморален. Нет морали и у животных, ибо, как сказал Э. Дюркгейм, мораль – это функция социального целого.

Моральный способ регуляции жизни, как чисто социальное явление, задает рамки должного поведения в обществе. Институт морали отличается прочностью и долговечностью, сопровождает человечество на протяжении всей его истории, хотя конкретное содержание моральных норм и требований исторически обусловлено и динамично. Его действие распространяется на всех членов общества и вместе с тем не существует особой моральной сферы общества. Мораль проникает везде: и в экономику, и в политику, и в социальную сферу, регулируя отношения между людьми во всех без исключения областях жизни. Более того, неформальность этого института позволяет ему регулировать такие отношения как товарищество, дружба, любовь, недоступные для регуляции другими социальными институтами. В морали функционируют общечеловеческие ценности с их универсальной применимостью и действенностью, а также нравственные установки и правила различных структур общества – национальных, религиозных, поселенческих и т.п.

Институт морали выполняет многообразные функции:

Регулирует и упорядочивает взаимодействия людей, обеспечивая необходимые для общества формы их поведения и деятельности.

Предоставляет обществу систему оценок и санкций за нарушение норм морали.

Работает на стабильность социальной системы в целом, являясь неким накопителем и хранителем эталонов социальных систем: «морального сознания», «морального поведения», «морального климата».

В ходе процесса социализации личности требования морали постепенно превращаются в собственные требования человека, называемые совестью. Совесть – это общество, как бы сидящее внутри нас. Моральное осуждение может быть для индивида сильнее правового наказания. Социологические исследования показывают, что правопорядок может быть установлен и соблюден в полной мере лишь тогда, когда есть необходимый моральный климат, и, напротив, безнормность в обществе ведет к всплеску девиантного поведения. Институт морали взаимодействует со всеми другими социальными институтами, ибо без возрастания гуманизма и человечности невозможно никакое плодотворное развитие, ни экономики, ни политики, ни духовной сферы. Не случайно при изучении института морали такой выдающийся ученый как П. Сорокин говорил о цементирующей силе этого института. Он ввел в социологию понятие «интегральной морали» и сформулировал программу моральной реконструкции человечества через усвоение религиозно-нравственных ценностей.

В тесной связи с институтом морали находится еще один неформальный институт – общественное мнение. По отношению к этому реальному явлению жизни общества среди социологов нет единого мнения. Одни причисляют его к социальным институтам, другие рассматривают его как особый сектор массового сознания, третьи как психологическое явление.

В социологическую науку понятие «Pabie Opinion» пришло из правовых наук в 1899 г. после выхода в свет книги французского социолога Габриеля Тарда «Общественное мнение и толпа». В современной справочной литературе категория «общественное мнение» определяется кратко как «совокупность мнений людей по вопросам, представляющим общественный интерес», или более развернуто, как «состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности».

Однако если попытаться дать сущностный анализ этому явлению, то по своей структуре и функциям общественное мнение может быть отнесено к неформальным социальным институтам наравне с моралью. И вот почему. Все авторы, изучающие этот феномен, сходятся на том, что к общественному мнению принято относить все мнения, кроме индивидуального, т.е. это обязательно совокупное мнение коллектива, группы людей, клана, но никогда даже самого авторитетного и влиятельного человека.

В более строгом смысле слова «общественное мнение» — это некая доминирующая совокупность мнений всех людей коллектива или группы. При этом общественное мнение – именно итог, результат, а не процесс обмена мнениями и точками зрения социальных субъектов, некий общий взгляд. Этот итог может быть недолговечным, подвижным, изменчивым, поскольку общественное мнение, в отличии от института морали, который более консервативен, характеризуется большой функциональной подвижностью, лабильностью, пульсацией. При этом в определенных условиях, например большой закрытости общества, общественное мнение как неформальный социальный институт напротив мало подвижно и является постоянной опорой властных структур. При анализе общественного мнения как социального института и западные социологи (А. Лоуэл), и российские (Б. Грушин) подчеркивают, что в основе общественного мнения (как и каждого социального института) лежат те или иные значимые потребности людей, их интересы (экономические, политические, духовные и т.д.), их ценностные ориентации и оценки значимых явлений и событий действительности. Поскольку фактор заинтересованности всегда ярко присутствует в общественном мнении, постольку оно носит не только оценочный характер, но и эмоционально окрашено и кроме того включает в себя еще и волевой компонент, некую установочную составляющую на то или иное социальное поведение и действие. Анализируя институт общественного мнения, следует отметить, что общественное мнение может существовать в форме позитивных и негативных суждений, может одобрять или осуждать события, факты и действия, происходящие в обществе, наконец, может выступать в форме прямого требования – типа «Да здравствует …» или «Долой». Но всегда, в любом случае оно активирует массовое сознание, активирует жизнь общества, выступает неким социальным катализатором общественных процессов. Не случайно еще древнегреческий философ Эсхил говорил: «Большая сила – мнение народное», а правители всех времен и народов стремились и стремятся заручиться поддержкой общественного мнения. Осмысливая роль общественного мнения в жизни общества, великий русский ученый В.М. Бехтерев отмечал, что «становление общественного мнения начинается буквально с установления семейного очага, образования клана и племени». В дописьменных обществах общественное мнение было наряду с институтом религии средством сплочения общества, способом подвигнуть людей на те или иные действия. С изобретением письменности (не говоря уже об интернете), общественное мнение обретает еще большую силу воздействия на общественные процессы. При всей неуловимости этого института, его растворенности в обществе, он находится постоянно в зоне внимания общества. Многообразные социологические центры (институты, лаборатории, фонды и т.д.) постоянно отслеживают мнение общества по самым разным проблемам (рейтинга политиков, работы СМИ, маркетинговыхопераций и т.д.). Активность функционирования института общественного мнения в жизни общества зависит от многих показателей: от степени открытости общества, от развития культуры, от наличия правового государства и развитого гражданского общества, от развития плюрализма. Последнее особенно важно, ибо общественное мнение по своей природе плюралистично, в то время, как неформальный институт морали во многом монистичен. Не случайно по отношению к феномену общественного мнения не применяется критерий истинности или ложности, ибо само мнение складывается не только сознательно, но и подсознательно, включает в себя не только суждения здравого смысла и отдельные научные фрагменты, но и предрассудки, мифы, слухи и даже сплетни. И именно в силу этих структурных качеств общественное мнение как никакой другой социальный институт подвержен манипулированию, использованию в интересах отдельных групп, партий, социальных слоев. Видимо поэтому некоторые социологи (в частности А.И. Неклесса) говорят об общественном мнении как управляемом хаосе. Как всякий социальный институт общественное мнение функционально целесообразно. Выделяют следующие функции неформального института общественного мнения.

Читать еще:  Социальная хартия российского бизнеса

Контрольная функция. Она обуславливается тем, что общественное мнение всегда занимает определенную позицию (независимо от того в каких условиях оно складывается) по отношению к официальным структурам общества, как бы стоит над ними, находится вне их, играя роль контролера.

Оценочно – экспрессивная функция выражается в том, что отношением со стороны общественного мнения к событиям и 150 явлениям жизни общества присуща не академическая бесстрастность, а, напротив, эмоциональность и даже волюнтаристичность, некая «призывность».

Консультативно – директивная функция, выделяемая рядом авторов, заключается в том, что, выступая «за» или «против» текущего состояния дел, общественное мнение нацеливает социальных субъектов на их возможные изменения и даже указывает в каком направлении и как это надо сделать.

Регулятивная функция общественного мнения обуславливается тем, что оно ассимилирует здравый смысл и научные знания, религиозные постулаты и нормы морали, эстетические ценности и сиюминутные увлечения и тем самым создает определенную атмосферу, который дышат и малый коллектив, и большие социальные группы, и общество в целом, воспринимая ее или как комфортную, или, напротив, как некомфортную нуждающуюся в изменении. Общественное мнение выступает одним из регуляторов жизни общества и каждого человека, оно неустанно и постоянно оценивает, предлагает, требует, а если этого нет (народ безмолвствует), то значит, такое общество, коллектив, партия серьезно больны.

Информационный Вкус

Философские, социальные, психологические аспекты

Нравственные задачи социальных институтов

В статье раскрывается содержание понятий «социальный институт», «мораль», «воспитание» и «общество», анализируются нравственные задачи и влияние социальных институтов на общество и общественные отношения. Обосновывается роль и место социальных институтов как основных элементов в социальной структуре общества.

Ключевые слова: мораль, социальный институт, общество.

Актуальность. Общественный человек является объектом, который поддается воспитанию, самовоспитанию, а также влиянию среды, в которой она живет. Формирования личности является неотъемлемой частью общественных отношений. Воспитанность, духовное развитие, моральные качества людей являются необходимыми условиями стремление к совершенству общества.

Воспитание — это развитие человека как неповторимой человеческой индивидуальности, адаптация к жизни в социуме, способность на реализацию личностного потенциала незапрещенными, то есть легитимными средствами в окружающей общественной среде.

Социальные институты участвуют в воспитательном процессе, они реализуют общественные потребности и является фактором, который обеспечивает социальную целостность, устойчивость, а также регулируют отношения в обществе через нравственные задачи, которые они выполняют.

Цель статьи — анализ сущности нравственных задач социальных институтов и их влияние на человека как на духовное существо.

Основное содержание. Общество — это конкретная, сложная совокупность людей, объединенных и организованных между собой четкими характеристиками на определенном этапе исторического развития. Общество также рассматривается как социальная система, которая является самодостаточной, она основана на соответствующих человеческих отношениях в процессе реализации потребностей. Отношения людей в обществе называют социальными. Регулируют общественную жизнь — социальные институты.

Социальный институт — это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, которые выполняют определенные функции в обществе, например удовлетворения потребностей общества. Они выступают фактором который конструирует человеческие моральные качества через объединение общественных ценностей и процедур.

Социальные институты играют важную роль в становлении и функционировании каждого отдельного общества. Они выполняют множество важных функций, которые регулируют отношения в обществе и налаживают отношения между всеми индивидами через выполнение своих нравственных задач.

Сущность нравственных задач, которые выполняют социальные институты можно определить через предварительное определение понятия «мораль».

Мораль — это формальные правовые предписания взглядов, норм и оценок, которые регулируют поведение людей в обществе, реализация которых обеспечивается человеческим осуждением.

Каждый социальный институт имеет свою систему правил и норм, закрепляющих и стандартизирующих поведение своих членов и делаяя ее предсказуемой, обеспечивая тем самым устойчивость структуры общества и путем выработки шаблонов поведения, регулирует отношения между его членами. С помощью социальных институтов человек имеет возможность проявлять предсказуемое и стандартизированное поведение и знает чего ждать от окружающих людей.

Целью каждого социального института являются свои отдельные задачи и функции, в зависимости от того, каким именно является этот институт. Есть большое количество классификаций социальных институтов. Основная классификация делит их на: политические, экономические и социальные институты культуры и воспитания.

Основной моральной задачей социальных институтов есть передача социального опыта, усваивая его, каждый человек производит в себе определенные образцы, нормы и определяет для себя правила поведения, конструирует и упорядочивает отношения с другими членами общества. Если бы не этот фактор, общество не могло бы развиваться.

Привлечение новых людей к социальным институтам обеспечивает их нормальное функционирование, именно этот фактор влеяет на то, что каждый институт имеет механизмы, которые позволяют индивидам социализироваться, интегрироваться и приобщаться к его нормам, ценностям и ролям. В качестве примера можно взять такой институт как семья.

Воспитывая ребенка, родители стремятся ориентировать его на те ценности и нормы, которых они придерживаются, тем самым дают возможность ребенку ориентироваться на правильные образцы поведения для дальнейшей нормальной жизни в обществе. Также в качестве примера можно взять такие социальные институты как государство и церковь. Государство стремится привить гражданам нормы лояльности и покорности, а церковь привлекает как можно больше членов общества к вере.

Выполняя свои нравственные задачи социальные институты повышают устойчивость и целостность элементов структуры общества, позволяют ему правильно функционировать, а людям, которые живут в обществе дают ориентиры на правильное поведение, тем самым обеспечивают стабильность человеческих отношений, что является необходимым условием стремления к совершенству общества.

Читать еще:  Сценарий социальной рекламы

Вывод. Социальные институты являются необходимым элементом функционирования каждого общества, выполняя свои нравственные задачи они обеспечивают его нормальное развитие. Выполняя свои нравственные задачи, социальные институты позволяют упорядочивать, регулировать общественные отношения, ведь люди, которые живут в обществе могут усваивать социальный опыт, нормы и правила и тем самым они производят ожидаемое поведение и знают чего ждать от других людей. Социальные институты обеспечивают стабильность общественных связей, а также регулируют отдельные сферы деятельности людей.

Литература:

1. Аберкромби Н. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; под ред. С. А. Ерофеева. — Второй изд., Перераб. и доп. — М .: ЗАО «Издательство» Экономика «, 2004. — 620 с.
2. Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. — М .: Юрист, 1997.
3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонное. — М .: Логос, 2005. — 664 с. + 32 с. цв. вкл.
4. Щепански Я. Элементарные понятия социологии. Гл.6. — М .: Прогресс, 1969
5. С. Макеев. Социальные институты: классические трактовки и современные подходы к изучению // Социология: теория, методы, маркетинг. 2003. № 4.

Социальные функции морали

Социология морали изучает причины, определяющие формирование морали различных социальных групп, связанные с функционированием норм морали проблемы, а также занимается анализом метода и теории, которые могут быть пригодны для их исследовения.

Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное – на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

Основные социальные функции морали:

1. Регулятивная функция. Важнейшая функция морали Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек. Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях. Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения.

2. Оценочно-императивная функция. Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами – совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек – это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, — познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

3. Мировоззренческая функция. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные» вопросы. Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Это свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.

Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет для человека роль своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична. Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними. Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение – это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира. В моральном сознании формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.

4. Воспитательная функция. Основная функция морали – воспитание личности. Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Наряду с указанными основными функциями, нередко выделяют и другие, в частности, коммуникативную, мотивационную, прогностическую, оценочно-императивную и другие. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д.

Перечисленные выше функции морали взаимно перекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.д.

Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector