Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Назовите что из других социальных движений

Виды, типы, функции социальных движений

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения — игнорируют несправедливую действительность, либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Хиппи, рокеры, люберы и т.д. — есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества.

2. Утопические движения — это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения — приводят к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, структуры, и функций основных социальных институтов.

4. Движения сопротивления — выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы — оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин).

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот выступают за чистоту религиозного учения. В настоящее время набирают силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные, фундаменталистские движения и другие.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

— по отношению к существующему строю — консервативные, реформаторские, революционные;

— по идеологической основе — либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

— по демографическому признаку — национально — освободительные, за самоопределение нации, за культурно — национальную автономию;

— по масштабам — региональные, республиканские, государственные, международные;

— по методам и способам действия — легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

— они концентрируют интересы, настроения, широких слоев населения;

— выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы его достижения;

— создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

— социальные движения часто стоят во главе массовых выступлений, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

— на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социального движения. В чём отличие между революционным и реформистским движениями?

2. Основные виды социальных движений.

3. Условия развития и жизненные циклы социальных движений.

4. Назовите основные социальные движения реальности и их предназначения.

5. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях?

Рефераты

1. Социальные движения: типы, причины, трансформация, циклы.

2. Модели современных социальных движений во взглядах ученых-социологов.

Контрольные вопросы

1. Социальные движения и их виды.

2. Основные потребности, направляющие поведение человека.

1. Жизненные циклы социальных движений.

2. Социальные взаимодействия, их виды и предназначения.

1. Основные условия развития социальных движений.

2. Стадии развития революционных движений.

ТЕСТ

1. Назовите, что наиболее реально раскрывает суть социальных движений.

Социальные движения – это совокупность усилий, направленных на специальные изменения;

Социальные движения – это жизненный цикл, объединяющий группы, классы и другие элементы общества;

Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации интересов.

2. Верно ли, что социальные движения прекращают существование, обрастая нормами, правилами, уставами?

3. Охарактеризуйте, в чем сущность социальных движений, таких как:

4. Продолжите перечисление жизненных циклов социальных движений:

Стадия беспокойства, _

5. Верно или неверно, что среди предпосылок возникновения социальных движений имеют место:

Барьеры в социальной структуре

Контакты между неудовлетворенными людьми

Вера в то, что коллективные действия ослабят неудовлетворенность

Наличие идеологии, оправдывающей социальные действия.

6. Продолжите перечисление основных видов взаимодействий: межличностные _

7. Верно или неверно, что на поведение людей влияют потребности:

Удовлетворение голода и жажды;

Дыхания, обмена веществ, сна, игры;

Общения с себе подобными;

Литература

1. Социология общественных движений: концептуальные модели 1989-1990. – СПб, 1990

2. Волков Ю.Г., Мостовая и.В. Социология. – М., 1998

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М. Центр, 1996

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999

5. Кравченко А.и. Социология. – Екатеринбург. – М., 1998

6. Волков Ю. Социология/ Под общ. Ред. доктора философских наук профессора В.И. Добренькова – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2005

Типы социальных движений

1. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них относительно ограниче-ны по своим целям и не ориентированы на преобразования основных институциональных структур. Они хотят преобразований внутри струк-туры, а не ее самой. Мы называем их реформистскими. Таковы, напри-мер, движения за и против абортов, которые требуют соответствующих изменений в законодательстве; движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними; движения, которые вы-ступают за ограничение скорости на германских автострадах. Другие дви-жения стремятся к более глубоким преобразованиям, пытаются затро-нуть основы социальной организации. Вследствие того, что под их при-целом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение, изменения имеют гораздо более далеко идущие послед-ствия, чем предполагалось изначально. В результате происходит преоб-разование самого общества, а не внутри него. Такие движения мы назы-ваем радикальными. К ним относятся, например, движения за граждан-ские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное освобождение в колониальных странах. Когда предполагаемые измене-ния охватывают все ключевые аспекты социальной структуры (полити-ческий, экономический, культурный) и направлены на тотальное из-менение общества, построение вместо него «альтернативного» обще-ства, тогда мы говорим о революционных движениях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунистическое движения.

Другую формулировку той же типологии дал Нейл Смелзер, ко-торый различал движения, «ориентированные на нормы» и «ориен-тированные на ценности». Первые нацелены на утверждение разделя-емой всеми идеологии, которая предполагает пересмотр норм; вто-рые — на пересмотр ценностей. Ценности, по Смелзеру, включают в себя общечеловеческие стремления к справедливости, знаниям, де-мократии, свободе, а нормы представляют собой средства достиже-ния этих целей. Таковы, например, дисциплина, образование, труд. «Нормы имеют более специфический характер, чем общие ценности, поскольку они уточняют определенные регулирующие принципы, необходимые для реализации ценностей».

2. Социальные движения различаются по качеству предполагаемых изменений. Некоторые стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, новые верования. Коро-че говоря, они хотят сформировать общество, которое раньше не су-ществовало. Такие движения ориентированы на будущее. Их можно на-звать прогрессивными. К ним можно отнести, например, движения рес-публиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Другие движения обращены в прошлое, стремясь восстановить институты, за-коны, образ жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории. Предлагаемые ими изме-нения направлены в прошлое, и основное внимание уделяется возрож-дению традиции. Мы можем назвать их «консервативными» или «ретро-активными». Это и экологическое движение; и фундаменталистские ре-лигиозные движения, и движение «Морального большинства» в США, призывающее вернуться к семейным ценностям; и монархические дви-жения, выступающие за восстановление монархического строя; и дви-жение за этническое возрождение в Восточной и Центральной Европе, которое возникло после краха коммунизма. Различие между прогрес-сивными и консервативными движениями аналогично общему полити-ческому разделению на левых и правых. Левые чаще прогрессивно ори-ентированы, правые обычно консервативны.

3. Социальные движения различаются по отношению к целям пред-полагаемых изменений. Одни сосредоточиваются на изменении соци-альных структур, другие — на изменении личности. Первые принима-ют две формы. Социополитические движения (или, как их называет Чарлз Тилли, «национальные социальные движения») пытаются до-биться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классо-вых и стратификационных структурах. «Социокультурные движения» стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним, например, битников, хиппи, панков).

Движения, нацеленные на изменения личности, также принима-ют две формы. Первая — мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление рели-гиозного духа (религиозные движения в средние века, исламские фун-даменталистские движения, евангелическое движение, объявленное папой Иоанном Павлом II) и призывают к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту.

Движения, направленные на изменение структуры, предполага-ют, что достижение этой цели повлияет и на личность. И наоборот, движения второго типа предполагают, что люди, изменившиеся к луч-шему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки. И все же одни движения ключевым считают изменение струк-тур, а другие — людей.

Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений: 186

преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские, направленные на их частичные изменения; движе-ния спасения, преследующие цель-полностью изменить членов обще-ства; альтернативные, предполагающие их частичное изменение.

4. Социальные движения различаются «вектором» изменений. Как я уже упоминал, у большинства движений «вектор» позитивен. Но может сложиться и противоположная ситуация, когда люди объеди-няются не для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое, а для того, чтобы воспрепятствовать развитию тех или иных социальных тенденций. В таких случаях мы говорим об отрицательном «векторе». К данной категории принадлежат многочисленные движения, высту-пающие против современности, например, те, что защищают мест-ные культуры, борются с глобализацией, пытаются возродить этни-ческие или национальные особенности, укрепить фундаменталистс-кие религиозные предписания. Сюда же можно отнести экологические движения, поскольку они протестуют против явлений (загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов), вызванных индустриали-зацией. Существуют движения, цель которых — приостановить дей-ствие конкретных законов или решений правительства, например, движение в США против введенных методов расового объединения в школах, движение «самозащиты» польских крестьян против высоких налогов. Еще одна, особая категория — альтернативные движения. Иногда имеют место симметричные пары: левые и правые, антисеми-ты и сионисты, атеисты и фундаменталисты, демократы-реформато-ры и сторонники жесткой линии.

Читать еще:  Социальная динамика это в социологии

5. Социальные движения отличаются по лежащей в их основе стра-тегии, или «логике», их действия. Одни следуют «инструментальной» логике, стремясь достичь политической власти и ее средствами уси-лить предполагаемые изменения в законах, институтах и организа-ции общества. Их первичная цель — политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства. Приме-ры недавнего времени партия «зеленых» в Германии и победоносная «Солидарность» в Польше.

Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь авто-номии, добиться равных прав, культурной или политической эман-сипации для своих членов или более широких общностей. Таковы дви-жения за гражданские права, этнические, феминистские, за права гомосексуалистов.

6. Различные типы движений действуют в разные исторические эпохи. Для современной истории наиболее характерны два типа. Дви-жения, характерные главным образом для раннего периода современ-ной эпохи (так называемые «старые социальные движения»), были ориентированы на экономические интересы, причем их члены рекру-тировались из отдельных социальных классов жестким, централизо-

ванным образом. Примеры — тред-юнионы, рабочие и фермерские движения. Со временем они постепенно устаревают.

В последние десятилетия наиболее развитые капиталистические общества, вступившие в стадию постмодернизма, становятся свиде-телями возникновения другого типа, называемого «новыми социальны-ми движениями». В их числе экологическое и феминистское движе-ния, движение за мир. Им свойственны три черты.

Во-первых, они сосредоточиваются на новых темах, новых инте-ресах, новых участках социальных конфликтов. Свою реакцию на втор-жение политики, экономики, технологии и бюрократии во все сферы человеческого существования они выражают в обеспокоенности по поводу качества жизни, расширения жизненного пространства, по-беды «гражданского общества».

Во-вторых, члены таких движений не являются представителями какого-то одного определенного класса. Можно говорить лишь о пре-обладании людей образованных, а также тех, кто относится к средне-му классу, что объясняется, скорее всего, более высоким уровнем сознательности представителей этих слоев и тем, что у них больше свободного времени, денег и энергии.

В-третьих, новые социальные движения обычно децентрализова-ны и не принимают формы жесткой, иерархической организации.

7. В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом на-блюдается ряд явлений. Во-первых, наряду с движениями возникают «контрдвижения». Они объединяются в «свободно связанном конф-ликте», взаимно стимулируя и усиливая качество. Точнее говоря, «дви-жения любой степени видимости и плотности создают условия для возникновения контрдвижений. Ратуя за те или иные изменения, вы-ступая против утвердившихся, господствующих интересов, предлагая одни символы и усиливая значение других, они вызывают недоволь-ство и создают условия для организационного оформления контрдви-жения, для выработки его целей и формулирования спорных вопро-сов». «Тактика контрдвижения является реакцией на структуру и так-тику движения».

Кроме того, Маккарти и Залд вводят понятие «индустрия соци­альных движений» (ИСД), содержание которого составляют движе­ния, имеющие сходные или идентичные цели и защищающие общие интересы. Например, движение рабочего класса включает стихийные выступления (типа луддитов), тред-юнионы, социалистические орга-низации и т.д.

Наконец, картина деятельности социальных движений меняется от одного общества к другому. Гарнер и Залд определяют целостность, в пределах которой они действуют, как «сектор социального движе-ния» (ССД). «Это структура антагонистических, конкурирующих и 188

кооперирующихся движений; она, в свою очередь, является частью более широкой структуры, включающей в себя партии, государствен-но-административный аппарат, средства информации, группы давле-ния, церкви и т.д.».

Уникальный характер ССД обусловливает особую специфику и задает общий тон деятельности каждого составляющего его движе-ния, а также определяет уровень активности в данном обществе. Об-щество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал и стремится изменить себя к выгоде всех его членов, должно не толь-ко допускать, но и поощрять социальные движения, что приведет к возникновению богатого и разнообразного ССД. Это — «активное об-щество». Общество, которое подавляет, блокирует или уничтожает социальные движения, уничтожает собственный механизм самоулуч-шения и самотрансценденции, т.е. выхода за свои собственные преде-лы (термин Гидденса. — Ред.). Если ССД узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», а его члены — невежественными, безразличными и бессильными людьми, тогда единственной истори-ческой перспективой являются застой и упадок.

Виды, типы, функции социальных движений;

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения – игнорируют несправедливую действительность либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Они как бы уходят в эмоциональную экспрессию, находят эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой. Хиппи, рокеры, люберы и т. д. – есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества, если не в силах его изменить.

2. Утопические движения – это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения – призывают к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, ее структуры и функций основных социальных институтов, внедрению нового образа жизни.

4. Движения сопротивления – выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро и радикально. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы – оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин), требуют изменения в законодательстве, борются за права животных, права сексуальных меньшинств, освобождение женщин.

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – их идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот, выступают за чистоту религиозного учения.

8. Регрессивные движения – выступают за возвращение к старым порядкам, возрождение старых традиций, эмигрантские движения, часть религиозных движений.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

– по отношению к существующему строю – консервативные, реформаторские, революционные;

– по идеологической основе – либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

– по демографическому признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, за культурно-национальную автономию;

– по масштабам – региональные, республиканские, государственные, международные;

– по методам и способам действия – легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения бывают: политические, революционные, национальные, освободительные, экологические, религиозные, эмигрантские, феминистские, молодежные.

Иногда социальные движения сопровождаются возникновением контрдвижений, члены которых придерживаются противоположной точки зрения. Противоречия между противоборствующими движениями вносят заметный вклад в практику социальных движений.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

– они концентрируют интересы, настроения широких слоев населения;

– выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы их достижения;

– создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

– они часто стоят во главе массовых выступлений, организуют в основном ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

– на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

В современной России важное место в социальной сфере занимает молодежное движение. Согласно официальному документу (Концепции молодежной политики в Российской Федерации), молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Основной чертой нынешнего этапа эволюции молодежного общественного движения является его демонополизация и стабилизация. Общественное движение молодежи на современном этапе не только демонополизировано, но и вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, благотворительная), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Численность объединений колеблется от нескольких сот до нескольких десятков тысяч человек.

К наиболее крупным молодежным общественным объединениям в современной России можно отнести следующие:

1. Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» (РСМ), создана в 1991 г. Ее уставная цель – создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала, защиты интересов и прав членов РСМ.

2. Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), создана в 1995 г. Основные цели ее деятельности: выявление и поддержка социальных инициатив детских и молодежных общественных объединений; создание условий для реализации социально – значимых проектов и программ в интересах детско-молодежной социально-демографической группы населения.

Читать еще:  Объект социальных правоотношений

3. Общероссийская общественная организация «Союз молодежных жилых комплексов России» (Союз МЖК России), образована в 1993 г. Основной целью деятельности Союза является всемирное содействие созданию и развитию молодежных жилых комплексов путем обеспечения правовых, экономических, социальных предпосылок и гарантий их самостоятельности.

4. Общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации» («МСЮ РФ») была создана в 1995 г. для содействия становлению нового поколения российских юристов, соответствующего запросам демократического правового государства.

5. Общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига», созданная в 1995 г. и определившая направления своей деятельности: экономическое, духовное и нравственное возрождение России, развитие молодежного движения, оказание всесторонней помощи, защиту прав и интересов подростков и молодежи.

6. Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе» (создана в 2001 г.) Основная цель ее деятельности – содействие воспитанию молодежи духовно, нравственно и физически, способной обеспечить реальное возрождение России, содействовать построению демократического общества.

7. Международный союз детских общественных объединений, «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО – ФДО), создан в 1990 г. Основными целями его деятельности являются: оказание помощи ребенку в познании и улучшении окружающего мира, развитии своих способностей; оказание помощи и поддержки членов СПО — ФДО в развитии детского движения гуманистической направленности в интересах детей и общества; укрепление межнациональных и международных связей.

8. Общероссийский союз общественных объединений, Союз детских организация России «Юная Россия» (дата создания 1992 г.) реализует свои проекты и программы для достижения целей развития детского движения в Российской Федерации в интересах детей и общества в целом, защиты прав и интересов детей и подростков, а также взрослых, работающих с детьми.

Активизирует возродившееся на рубеже 90-х годов XX в. скаутское движение, которое в Российской Федерации представлено:

– общероссийской общественной организацией «Национальная организация скаутского движения России» (НСОД), созданной в 1993 г.;

– общероссийской общественной организацией «Организация российских юных разведчиков» (ОРЮР), основанной в 1998 г.;

– межрегиональной общественной организацией «Русский Союз скаутов» (создана в 1999 г.);

– детской межрегиональной общественной организацией «Ассоциация девочек скаутов» (АДС), созданной в 1999 г.

Источник: Юзефавичус Т.А. Молодежь России и формы ее социальной активности / Т.А. Юзефавичус // Образовательная политика. – 2006, апрель. – С. 42-44.

Ученые в анализе и изучении ценностных ориентаций молодежи нередко пользуются данными социологических исследований, которые публикуются в печати.

Образцы поведения современной молодежи, %

Назовите что из других социальных движений

103 Социальные движения и их типы

Социальная стратификация, существующего в обществе является фактором различных социальных процессов, например, социальной мобильности. Одним из последствий социального расслоения общества является возникновение и деятельность общественных движений. Каждая социальный слой, занимающий положение в обществе стремится во-первых, сохранить свое место, во-вторых, улучшить свое социальное размещение. В таком случае подобные цели т а интересы описываемой нами социальной страты могут сталкиваться с интересами другой социальной слои. Иными словами, каждый социальный слой строит свое собственное социальную жизнь, опираясь на возможные ости собственной казни. Понятно, что каждая казнь стремится улучшить собственную социальную позицию (что касается высших слоев, то они стремятся сохранить свое господствующее положение). В этом случае ее деятельность может попасть в»поле»действия других социальных групп и слоев. Такие действия первой социального слоя могут вызвать или согласие других или их сопротивление, проявляющееся в активизации деятельности определенных социальных в ерств. Так формируется социальное движение. Проще говоря, проявления активности общественной жизни, определенные социальные процессы устраивают одни социальные слои и группы, и не подходят для других. Поэтому последние. Рагно изменить существующее общественное, а первые — сохранить его в таком случае возникает сразу два противоположных по своей сути социальных движение суті соціальних рухи.

Таким образом, социальное движение — это активизация деятельности больших групп людей, стремящихся или изменить определенные социальные процессы в обществе или их сохранить

Можно определить характеристики любых социальных движений, независимо от общественной сферы, где протекает их деятельность. Целей или задач движения. К таким характеристикам движения следует отнести:

• наличие объективных социальных обстоятельств, побуждающих возникновения движения;

• стихийность движения, отсутствие фиксированного членства, уставов и программ, норм деятельности, часто и руководства;

• массовость — движение включает большое количество людей, объединяемых единым интересом

• высокая социальная активность — любое движение существует до тех пор, пока он чувствует в себе возможности влиять своей активной деятельностью на те социальные изменения к которым стремится движение

Русский социолог. О. Кравченко среди причин включения индивидов в социальное движение называет социальную изоляцию, личную неустроенность, стремление изменить свой социальный статус, маргинальность (т.е. бы то потеря определенного места в социальной системе на фоне не включения в другую) и ин.

Поскольку причин возникновения социальных движений много, каждое движение строит свою деятельность по-своему, различной оказывается и активность граждан, входящих в того или иного движения, естественно, что существует вели ика количество разнообразных движений. Однако, независимо от того, о каком движении идет речь, они проходят примерно одни и те же стадии своего развития, к которым можно отнести:

1. Создание предпосылок движения — возникновение в общественной жизни таких условиях, которые не воспринимаются значительной частью людей, что обусловливает появление общественного движения. Вместо этого очень часто бывает, что возникает и противоположным ный движение, стремящееся сохранить устоявшийся общественный порядок. Типичным примером может служить деятельность двух противоположных молодежных движений, действовавших во время»оранжевой»революции в Украине — движения»Пора», ко трий выступал за изменение существующего политического строя и движения»Довольно», стремившегося сохранить егоо прагнув його зберегти.

2. Стадия объединения — осознание стремлений отдельных индивидов стимулирует активизацию их деятельности, найдя своих поклонников, они еще больше усиливают свою активность, четко определяют собственные цели и интересы. Таким образом образуется ядро ??движения, формируется общая цель и производятся пути деятельности движениеху.

3. Стадия агитации — привлечение сторонников. На этом этапе движение начинает резко активизировать свою деятельность и различными способами (через. СМИ, митинги, демонстрации, акции протеста) пытается расширить круг о своих учасникиів.

4 точки максимального подъема. На этой стадии движение достигает апогея своей деятельности. Решается судьба движения — он либо достигает или не достигает поставленных целей и задач часто осуществляется давление на в власть, которая может по требованию движения внести определенные социальные изменения, лежащие в ее компетенции, или же отказаться от подобных смизмін.

5. Завершение — достижение движением тех целей, которые он перед собой поставил, или осознание того, что достижение их при данных условиях невозможно. Еще одной из причин распада движения является его формализация, то есть п преобразования в общественную или политическую организацииію.

Независимо от размаха движения, его целей и задач, движения можно классифицировать по основным направляющими критериям

1. По отношению к существующему строю и формы борьбы:

• консервативные, стремящиеся сохранить существующее положение вещей, допускают лишь минимальные и абсолютно необходимы;

• реформаторские — стоят на сохранении основ существующего строя, но стремятся определенной степени реформировать некоторые сферы общественной жизни;

• революционные — движения, которые стремятся полностью изменить общественно-политический строй;

• контрреволюционные — движения, которые стремятся вернуть прежний порядок, свергнут в ходе революции;

2. По форме организации:

3. По продолжительности существования:

4. По характеру деятельности:

• экологические и др.

5. По социальной базой (по социальными общностями, предста вители которых составляют большую часть членов движения):

• феминистские и др.

. Вопросы для самопроверки и контроля

1. Что общего и отличного между понятиями»социальные изменения»,»социальный прогресс»,»социальное развитие»?

2. Какие преимущества и недостатки основных социологических теорий изменений?

3. Назовите основные причины и факторы социальных изменений 43 какой целью социологи изучают социальные процессы?

4. Что такое социальное движение?

5. Какие типы социальных движений. Вам известны?

. Список и рекомендованной литературы

1. Арсеенко. А. Глобализация и социальные изменения и последствия накануне XXI века / /. Социология: теория, методы, маркетинг -1999 — № 1

2. Гиденс. Е. Социология -. М. Основы, 1999

3. Головаха. Есть,. Панина. Н. Социальные изменения в Украине: постсоветская деинституциализации и особенности становления новых социальных институтов / /. Политическая мысль — 2001 — № 4

4. Злобина. О. Личностная составляющая общественных изменений: социологический контекст / /. Социология: теория, методы, маркетинг -2003 — № 3

5. Козырев. Г. Социальные процессы и изменения / /. Социологические исследования-2005 — № 9

6. Левашов. В. Общество и глобализация / /. Социологические исследования — 2005 — № 4

7. Предборская и изменений как проблема социологической теории / /. Философская и социологическая мысль — 1994 — № 3-4

8. Рахманов. А. Современные теории глобального общества / /. Вестник. Московского университета. Серия 18. Социология и политология -2003 — № 2

9. Современная западная социология -. М:. Политиздат, 1990

10. Сорокин. П. Человек. Цивилизация. Общество -. М:. Политиздат, 1992

11. Социология:. Учебник для студентов высших учебных заведений /. Под ред. В. Городяненко -. М.:»Академия», 2006

12. Социология: энциклопедический словарь /. Под общ ред. В. Воловича -. М. Рус. Центр духовной культуры, 1998

13. Учебный социологический словарь /. Ред. С. Кравченко -. М:. Экзамен, 1999

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Назовите что из других социальных движений

§ 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения. Каковы же основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений?
Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем (165, с. 581), определявшим культурное течение как процесс, в котором «небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам. Длительное развитие демократического общества, например культурных течений. Можно также привести в качестве приме-Ра культурных течений постепенную эмансипацию женщин, тяготение людей к материализму или, наоборот, отход от материализма к духовной жизни и религии, наблюдающийся у некоторых категорий молодых людей.
Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп — мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.
Социальная дезорганизация. Для уяснения значения дезорганизации для развития социальных движений приведем пример с лидерами. В каждом обществе в определенное время появляются сильные лидеры, которые ведут за собой некоторую, иногда даже большую часть общества. Однако, прежде чем появиться лидеру, должен существовать народ или социальная группа, нуждающаяся в нем. В стабильном, высокоинтегрированном обществе такие лидеры появляются весьма редко. Члены такого общества пребывают в благодушии и испытывают чувство безопасности, они не ощущают дискомфорта, весьма равнодушны к изменениям в общественной жизни, а потому редко присоединяются к социальным движениях. В изменяющемся, нестабильном обществе (безразлично, простое оно или сложное), как правило, процветают социальные движения.
Любое изменяющееся общество всегда в той или иной степени подвержено дезорганизации. Однако общества различаются по скорости происходящих в них изменений и по степени дезорганизующего воздействия этих изменений на культуру. Традиции же изменяющегося общества не имеют устоявшихся форм и потому не могут создавать устойчивое и управляемое поведение его членов. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ некоторые основные социально-психологические характеристики: 1) чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе, которое видится как непредсказуемое и беспорядочное; 3) общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий; 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку со стороны институтов данного общества (186, с. 672-682). Р. Мертон полагает, что комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как разновидность аномии.
Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения. Понятие «отчуждение» применяется значительно реже, чем понятие аномии, включает в себя такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция (216, с. 112). Это означает практически полное эмоциональное отделение индивида от общества.
Отчуждение и аномия становятся широка распространенным явлениями в дезорганизованном обществе. Их симптомы: неуверенность, социальный страх, беспокойство и высокая внушаемость. Ранее действующие правила и нормы не считаются больше полезными и надежными, а прежние цели кажутся недостижимыми. В то же время другие правила отсутствуют, а новые цели представляются недостойными для затрачиваемых усилий. Такая неопределенность в обстановке, разобщенность людей служат идеальной средой для зарождения и развития социальных движений. Неопределенность норм и целей чаще вызывают социальные движения, чем бедность и нищета. Люди могут быть эмоционально устойчивы и уверены в будущем, несмотря на то что они занимают низший уровень в иерархии общества, материально не обеспечены, но только если система их ценностей определяет эти лишения как необходимость и как нормальные условия существования.
Коррупция, социальное неравенство и социальная несправедливость далеко не всегда приводят к нестабильности и возникновению движений протеста. Многие социальные системы оставались стабильными и непоколебимыми в течение веков, несмотря на изматывающую народ бедность, безудержную коррупцию и высокую степень эксплуатации. Такой социальный порядок мог вполне благополучно существовать до тех пор, пока члены общества достигали целей, которые они ставили перед собой. Человек настолько податлив и внушаем, что почти в каждой социальной системе находит хорошее для себя, если эта система внутренне устойчива и если человек успешно социализирован для жизни в ней.
Таким образом, традиционные общества чаще всего являются наиболее стабильными до тех пор, пока в них не происходят изменения. Но как только нормы и ценности начинают подвергаться сомнению, люди испытывают резкое обесценивание своих стремлений. Такую ситуацию некоторые ученые называют «революцией растущих ожиданий» (199, с. 146). Известно, например, что революции возникают не там, где люди бедствуют, а там, где условия их жизни улучшаются. Все дело в том, что параллельно с улучшением условий жизни значительно расширяются желания и потребности людей. Революции и другие восстания наиболее вероятны тогда, когда прерываются периоды улучшения условий жизни и создается разрыв между увеличением потребностей и падением возможностей для их реализации.
Социальная неудовлетворенность. Социальная неудовлетворенность — это общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетворенность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправедливости и статусная неопределенность.
Согласно концепции относительной неудовлетворенности, разработанной английским социальным психологом С. Стауферром (210; 207), люди ощущают неудовлетворенность в результате разрыва между тем, что они имеют, и тем, что они могли бы иметь. Например, когда в нашей стране приоткрылся железный занавес и люди увидели более высокий уровень жизни в других государствах, такое открытие породило неудовлетворенность, так как многие поняли, что могли бы жить в значительно более комфортных условиях. Чем больше разрыв между надеждами и ожиданиями и их реализацией, тем сильнее чувство социальной неудовлетворенности,
Относительная неудовлетворенность широко проявляется в слаборазвитых развитых странах, где общество сильно дезорганизовано. Люди хотят иметь автомобили, компьютеры, холодильники и многие другие вещи, хотя слабо понимают, что их нужно еще и производить. Нехватка этих предметов приводит к еще большему желанию владеть ими. Однако у этих обществ существуют ограниченные ресурсы в области обучения, образования, развития материальной базы. Кроме того, часто сельская структура населения не дает возможности развивать производство в городских условиях, что приводит к отчуждению многих людей и является основой для будущих революций и других социальных движений.
Социальная несправедливость не является объективным социальным фактом. Это субъективное ценностное суждение. Должен ли один человек обладать богатством в 10 раз большим, чем другой? Ответ на этот вопрос зависит от традиций и системы ценностей. Во многих странах массы населения живут в бедности, а немногие — в роскоши, фактически не платят налоги и блокируют попытки социальных реформ. Справедлива ли такая система? На это нельзя ответить однозначно. Только тогда, когда члены социальной системы считают ее несправедливой и становятся разочарованными и отчужденными, на поставленный вопрос можно ответить отрицательно.
Ощущение социальной несправедливости встречается не только у представителей беднейших или бесправных слоев общества. Некоторые группы с высоким уровнем потребления и высоким социальным статусом также могут чувствовать себя жертвами несправедливости. Люди, имеющие значительные богатства, твердо уверены, что их накопления и привилегии являются результатом справедливого распределения, и полагают несправедливыми большие налоги и различные государственные ограничения их бизнеса. Следовательно, чувство социальной несправедливости может вызывать социальные движения как среди бедных, так и среди богатых групп населения.
Вопрос о статусной неопределенности уже частично рассматривался выше. Такая неопределенность развивается в том случае, когда кто-то имеет несколько статусов разного ранга. Люди с устойчивым чувством статусной неопределенности наиболее часто ощущают неудовлетворенность и невозможность достижения необходимого им вознаграждения.
Проведенные во многих странах исследования социальных движений показывают, что наличие у какой-либо личности трех факторов — относительной неудовлетворенности, ощущения несправедливости и статусной неопределенности — приводят к тому, что эта личность испытывает внутреннюю готовность присоединиться к социальным движениям.
Структурные предпосылки возникновения социальных движений. Обобщив все социальные условия, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений, можно выделить основные предпосылки их возникновения. Американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл (209, с. 158-162) отметил пять таких основных условий, которые он назвал структурными предпосылками возникновения социальных движений: 1) социальная неудовлетворенность; 2) структурная блокада (барьеры в социальной структуре, которые способствуют возникновению социальной неудовлетворенности); 3) контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми; 4) уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить условия существования; 5) наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые коллективные действия в социальных движениях. Когда эти основные предпосылки появляются у некоторой части общества, социальные движения и соответствующие коллективные действия становятся почти неизбежными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector