Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и классификация социальных движений

Понятие «социальное движение»

В современном обществе все чаще субъектами социальных трансформаций становятся социальные движения — коллективные, более или менее организованные действия людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления этим изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформы — наиболее яркие примеры.

Социальные движения — это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Эти изменения могут проходить двумя путями. Первый исходит из активности масс; второй — из активности властных структур (государственных деятелей, менеджеров, администраторов и т. д.). Одни изменения могут быть результатом заранее продуманных, преднамеренных действий, другие — результатом стихийных, непреднамеренных действий.

Взаимодействие сознательного и стихийного в социальном движении порождает:

¾ латентные (скрытые) изменения, которые возникают «снизу»; например, благодаря людям, живущим реальной жизнью, делающим свой выбор и представляющим свои цели в экономической и социальной сфере. Многообразие разрозненных действий приводит к появлению долговременных или кратковременных тенденций в социальном движении;

¾ латентные изменения, осуществляемые «сверху»; например, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным явлениям, которые не предполагались;

¾ явные изменения, производимые «снизу»; например, когда правительство приступает к политическим или экономическим реформам под давлением масс;

¾ явные изменения, происходящие «сверху»; например, успешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим аппаратом.

Генезис социального движения связан с возникновением в недрах общества конфликтов и дезорганизации, недовольства социальной системой общества. Эрозия прежней системы ценностей побуждает определенную часть общества искать новые формы самореализации, а затем, по мере возрастания напряженности, объединяться в социальное движение. Осознание единых ценностей может приобретать форму утопий, политических мифов, идеологических доктрин.

В противоположность старому рабочему движению новые социальные движения, такие, например, как экологическое, феминистское, за мир
и безопасность, не выдвигают на первое место явно выраженные экономические требования. Их гораздо больше волнуют темы культуры, вопросы самостоятельности, прав человека, а также проблемы, связанные
с новыми ситуациями, риском, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения.

Таким образом, социальное движение — это свободно организованная общность людей, действующая самостоятельно в неинституциолизированной форме для того, чтобы произвести определенные изменения
в обществе:

¾ для установления нового порядка общественной жизни;

¾ преобразования социального порядка;

¾ принятия новых форм и ценностей;

¾ обеспечения коллективных усилий по контролю над изменениями или корректировке их направления.

Социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища — конгломераты и они более интегрированы. Имеется четкая связь между социальными движениями и социальными изменениями. Причем изменения являются основной характеристикой социальных движений. Принято считать, что социальные движения более динамичны, чем другие социальные формы общественного развития.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

¾ демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии;

¾ социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими. Поэтому участие
в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности;

¾ социальное неравенство, расслоение людей на «богатых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении;

¾ политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей;

¾ степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать и манипулировать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей — важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений;

¾ повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности и развитию социального интереса;

¾ средства массовой информации (СМИ) ускоряют формирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например, Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — финансирование и организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы, и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII в., а закончилось в конце XX в. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения,
к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

7.3. Социальные движения в современном
обществе. Типы социальных движений

Социальные движения проходят фазы возникновения, формирования, развития, угасания и исчезновения. Такой путь может быть коротким или продолжительным. Внутри движения на протяжении всего цикла идут постоянные внутренние процессы, которые охватывают не только участников движения, но и его организации, институты и нормативные системы.

На первом этапе социальное движение аморфно, плохо организовано. Но по мере своего формирования коллективное поведение приобретает организацию, набор стандартных обычаев и традиций. Ценностных ориентаций. Что же касается правил, ценностей, институтов прошлого, то им бросается вызов, они критикуются, квалифицируются как недостаточные, неадекватные новым реалиям и ситуациям.

В то же время динамика социальных изменений предполагает взаимодействия между различными социальными движениями, которые отличаются друг от друга:

¾ по мировоззренческой ориентации, особому мировосприятию;

¾ по масштабам предполагаемых изменений;

¾ по качеству предполагаемых изменений;

¾ по отношению к целям предполагаемых изменений; одни движения сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие — на изменении личности;

¾ по стратегической направленности изменений.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на следующие типы:

1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия» сформировавшееся в конце 1980-х гг.; тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата — Б. Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «Народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе. Сюда относятся также движения за и против абортов, требующие изменения в законодательстве, движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними, движения за права сексуальных меньшинств, освобождение женщин, движения за права фермеров и т. д.

2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше находились у власти, а после «августовской революции», уйдя
в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивными можно назвать «Национальный фронт трудящихся», т. к. это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Сюда же относятся движения экологические, фундаменталистские религиозные, эмигрантские, монархические, за этническое возрождение, спасение Отечества, в защиту региональной культуры и т. д. Но к регрессивным движениям нельзя отнести «Память», т. к. она отстаивает то, чего не было при социализме.

3. Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движения зеленых, «Лонга май», кришнаитов, антиглобалистов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858 гг.) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

В целом революционные движения ориентированы на будущее, их можно назвать прогрессивными. Это, например, движение за гражданские права, национальное освобождение, тотальное изменение общества, его социальных институтов, внедрение нового образа жизни.

5. Следующий тип социальных движений — экспрессивные. Участники экспрессивных социальных движений (религиозные, «Рок против наркотиков» и др.) не стремятся к перемене социального строя, но их экспрессивное поведение может оказывать воздействие, как на отдельных людей, так и на общество в целом. Люди, участвующие в этих движениях, находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться, не в состоянии изменить ее, но с помощью мечты, фантазии, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой.

Читать еще:  Социальный закон можно определить как

6. Движения сопротивленияесли революционные движения возникают среди людей, которые неудовлетворенны тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро. Подобные движения всегда сопровождаются усилиями определенных социальных групп, направленных на блокирование возможных или искоренение уже произошедших изменений.

Понятия, факторы и типология социальных движений.;

Некоторые социологи называют современное общество и эпоху эрой социальных движений , а сами движения характеризуют как наиболее мощные силы, вызывающие социальные изменения.

Социальные движения – это свободноорганизованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе.

Социальные движения – это наиболее сложная форма проявления коллективной ответственности. Они занимают пограничное положение между сферой текущих, постоянно меняющихся индивидуальных и коллективных действий и более определёнными постоянными объектами общества (государство, общественные организации – формы социальных институтов).

В области социальных движений формируются более сложные и прочные организации длительного действия( ассоциации, объединения, блоки, клубы, политические партии, т.е. общественные организации).

Социальные движения отличаются от других форм коллективных действий по признакам:

1. они направлены на особую цель – осуществление какого-либо вида социального изменения;

2. они развиваются в рамках неформальных, не имеющих институциализированного или формального характера.

Факторы социальных движений:

1. урбанизация (скопление огромного количества людей, где возможно формирование социальных движений);

2. индустриализация ( скопление рабочих на предприятиях и организациях);

3. массовый характер образования (движения студентов за свои права);

4. современные технологии, облегчающие мобилизацию социальных движений и пополнение их участниками;

5. увеличение свободного времени людей.

Характерные черты социальных движений:

1. коллективность людей, действующих совместно;

2. единство в отношении цели;

3. действие имеет относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированной формы.

Классификация социальных движений:

1.по ориентации на радиус действий:

реформаторские

Реформаторские движения требуют , как правило, изменения законодательных норм (например, изменение трудового законодательства, законодательства в области охраны труда, окружающей среды, правил дорожного движения); в некоторых случаях – изменение в традициях, нормах, морали (например, защита животных).

Революционные движения ориентированы на ценности и стремятся к наиболее фундаментальным изменениям, затрагивающим структурные сферы общества (социокультурные изменения). Например, движение «солидарность» в Польше; движение за права чернокожих в Америке М.Л.Кинга.

2.сфера жизни, в которой действуют социальные движения:

3.различия в используемых социальными движениями методов действия («протестного репертуара» -Ч.Тилли):

движения, исключающие силовые методы, применения насилия, теракты; выступающие за мирные акции. Например, движение «солидарность» в Польше;

движения, признающие методы насилия в качестве основного средства борьбы за свои цели . Например, националистические, сепаратистские (в Испании – ЕТО(ЭТО), в Ирландии – движение IRA), фундаменталистские (движение Хасбаланд, исламскиё джихад).

4.временной (исторический) аспект:

Старые движения характерны для 19 в., представляли интересы отдельных классов или сегментов социальной структуры, например, рабочие, крестьянские, профсоюзные движения. Направлены на материальные, экономические интересы, связанные с размером заработной платы, уровнем жизни, институтом собственности. Отличаются внутренней иерархической структурой и довольно высокой степенью организованности, легко преобразовываются в политические партии или профсоюзные организации.

Новые движения характерны для второй половины 20 в., рекрутируют своих членов из разных классов и социальных слоев общества; ценности, вокруг которых они концентрируются, называются постматериалистическими или универсальные общечеловеческие; характеризуются гораздо более свободными формами организации, носят более эгалитарный децентрализованный характер; опираются на принципы добровольности и самодеятельные формы активности.

Например, экологические, феминистские, против распространения ядерного оружия, за мир и права человека, против смертной казни.

Новейшие движения занимают промежуточное положение. Со старыми социальными движениями их связывает концентрация внимания на экономические проблемы, антикапиталистическую идеологию и направленность против ТНК; с новыми – выступают за интересы всего человечества, привлекая представителей самых разных классов, групп, возрастов.

Например, антиглобалистские движения.

Г.Блумер в конце 60-х годов попытался использовать в комбинации 2 критерия (широта и глубина социальных движений):

Общие движения направлены на трансформацию социальных норм и ценностей. Например, рабочее и молодежное движения. По своему характеру они склонны к постепенным изменениям культуры.

Специфические движения ориентированы на вполне конкретную цель и потому более динамичны. Они подразделяются на реформаторские и революционные:

— реформаторские движения ориентированы на частичные изменения, не стремясь при этом к изменению основополагающих принципов общества;

— революционные движения стремятся к кардинальному изменению существующих норм и ценностей, радикальной трансформации социальной структуры и социального порядка.

Экспрессивные движения ориентированы на изменение религиозных ценностей и норм и ведут к серьезным социальным преобразованиям. Например, деятельность христианских организаций, занятых поиском новых членов, которых они обращают в свою веру, тем самым спасая их духовно.

Лекция 15. Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения

Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.). Социальное движение – это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности». Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.

П. Штомпка в своей книге «Социология социальных изменений» (М., 1996) выделил следующие основные компоненты социальных движений: 1. Коллективность людей, действующих совместно. 2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно – изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.

Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы.

Суммируя сказанное, он предлагает под социальными движениями подразумевать «свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе».

Классик изучения данного направления Г. Блумер в своей известной работе «Коллективное поведение» (Collective Behavior) считает, что можно выделять следующие типы социальных движений:общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир),специфические социальные движения (это прежде всего разного рода реформистские и революционные движения),экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода),возрожденческие и националистические движения, а такжепространственные движения (движения кочевников, крестовые походы, паломничества, колонизация и миграции). Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении первых трех видов социальных движений.

Подробная классификация социальных движений, в основе который лежат разные критерии, приведена П. Штомпка. Исходя из данной классификации, социальные движения подразделяются:

§ по масштабам предполагаемых изменений: нареформистские социальные движения относительно ограниченные по своим целям и не ориентированные на преобразование основных институциональных структур, Т.е. направленные на преобразования внутри общества (например, движение за права животных, движение против абортов)радикальные социальные движения стремятся к более глубоким преобразованиям, пытаются затронуть основы социальной организации, в конечном результате они приводят к преобразованию самого общества (например, за национальное освобождение в колониальных странах). Крайней формой выступают революционные движения, направленные на тотальное изменение общества (например, коммунистическое движение);

§ по качеству предполагаемых изменений: напрогрессивные обращены в будущее, стремятся сформировать общество, которое раньше не существовало, внедрить новый образ жизни, создать новые институты, ввести новые законы (например, движение за освобождение женщин);«консервативные» или«ретро-активные» – обращены в прошлое, выступают за возрождение старых традиций, стремятся восстановить образ жизни, институты, законы и верования, которые раньше уже существовали, но по каким-то причинам или были забыты, или отброшены в ходе истории (например, монархические движения, выступающие за восстановление монархического строя, экологическое движение, разного рода религиозные движения);

§ по отношению к целям предполагаемых изменений: на первые – направлены на изменение социальных структур. Они могут принимать две формы: во-первых, это социополитические движения («национальные социальные движения»), выступающие за изменения в политике и экономике, за сдвиги в стратификационных и классовых структурах, во-вторых, это «социокультурные движения», выступающие за изменения убеждений, ценностей, норм, символики (например, хиппи, панки);вторые – на изменение личности, также могут принимать две формы: во-первых, это разного рода религиозные и мистические движения, борющиеся за спасение своих членов, общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения, движение «Белые одежды»); во-вторых, движения, призывающие к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту;

§ по «вектору» изменений: на положительный «вектор»имеет большинство социальных движений, в которые люди объединяются для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое; отрицательный «вектор» имеют движения, выступающие против современности (например, движения, возрождающие этнические или национальные особенности). Особо следует отметить альтернативные движения, Т.е. симметричные пары социальных движений, свойственные современным обществам (например, правые и левые, сионисты и антисемиты);

§ по времени возникновения на«старые социальные движения», характерные для раннего периода современной эпохи, в основном на первое место выдвигавшие экономические интересы и требования (например, рабочее движение, фермерское движение); «новыесоциальные движения», которые начали возникать в последние десятилетия (например, движение за мир, феминистское движение, экологическое движение). Новым движениям характерны следующие черты: их внимание сосредоточено на новых темах и интересах, находящих свое выражение в обеспокоенности по поводу качества жизни, их волнуют культурные проблемы, права личности; их членами являются представители разных классов и слоев, в основном преобладают люди, относящиеся к среднему классу, образованные и имеющие высокий уровень сознательности; они чаще всего децентрализованы и не имеют жесткой иерархической организации;

Читать еще:  Примеры социальных движений

§ по «логике» действия, или основе стратегии: первым характерна «инструментальная» логика, они стремятся завоевать политическую власть, чтобы с ее помощью произвести предполагаемые изменения в законах, институтах и организациях общества; вторым – «экспрессивная» логика, они стремятся добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для членов своего движения или более широких общностей (например, движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов, феминистское движение).

Социальные движения, как отмечает Г.М. Андреева, могут различаться и своим уровнем: во-первых, это могут быть широкие движения с глобальными целями (например, движения, борющиеся за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.); во-вторых, локальные движения, ограниченные либо территорией, либо определенной социальной группой (например, движения против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.); в-третьих, движения в очень ограниченном регионе, выступающие с сугубо прагматическими целями (например, движение за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество. Внутри социального движения, с момента его возникновения и до полного исчезновения, происходят постоянные процессы, охватывающие не только участников движения, но и его организации, институты и нормативную систему. Все специфические социальные движения проходят определенные стадии в процессе своего развития: социального беспокойства, всеобщего (popular) возбуждения, формализации и институционализации. Механизмы и способы, способствующие росту и организации специфических социальных движений, подробно рассмотрены Г.Блумером.

Таким образом, если в начале своего пути развития социальные движения не имеют ясной цели, аморфны, плохо структурно организованы, то через определенное время они уже обладают четкой определенной целью, имеют развитую организацию и структуру, в которой индивиды занимают определенные статусные позиции, определенный членский состав, свои традиции, нормы, правила и ценности. Поэтому социальные движения нельзя строго отнести только лишь к большим организованным социальным группам или, наоборот, только к стихийным образованиям. Это что-то среднее между первым и вторым.

П. Штомпка, проведя тщательный анализ научных трудов, отмечает, что среди ученых существуют два противоположных подхода к вопросу возникновения социальных движений. Представители первого подхода ориентированы на действие, они считают, что социальные движения появляются «снизу» из-за того, что уровень недовольства и возмущения, а также крушение надежд начинают превышать допустимый порог. При этом одни авторы считают, что социальные движения просто «случаются», при этом сравнивают их с вулканом, по их мнению, социальное движение это спонтанный, стихийный взрыв коллективного поведения — лидеры, организация и идеология появляются позже. Другие, выдвигающие на первый план предпринимательские или конспиративные (заговорщические) факторы, считают, что социальные движения «формируются» по их мнению, социальные движения – это целенаправленные коллективные действия, которые подготавливаются и управляются лидерами для достижения специфических целей.

Представители второго подхода ориентированы на структурный контекст общества, в данном случае характер политической системы общества выступает в качестве основного фактора облегчения или сдерживания появления коллективных движений. В любом обществе всегда в той или иной мере существует определенный потенциал разного рода движения. Данные движения прорываются наружу только в том случае, когда для этого сложились благоприятные обстоятельства, условия или ситуация. При этом одни представители этого подхода сравнивают социальные движения, постоянно имеющиеся в той или иной мере в любом обществе, с клапаном для выпуска пара, выпуск которого осуществляется «сверху», когда сдерживающие механизмы на уровне политической системы не в состоянии его удержать. Другие – объясняют появление движений открытием новых благоприятных средств и возможностей, облегчающих коллективные действия. В настоящее время отмечается тенденция к синтезу данных двух теорий.

Выделяют два варианта завершения развития движения: оптимистический – движение побеждает, породившие его причины устраняются, поэтому деятельность движения сворачивается и оно распадается; пессимистический – движение или терпит поражение, подавляется, или само постепенно, не добившись победы, приходит в упадок. Но в обоих этих случаях ситуация может радикально измениться. В одном случае может возникнуть ситуация «кризиса победы» – полный успех движения, досрочное достижение поставленной цели и в связи с этим быстрый распад движения могут спровоцировать ответный удар противодействующих сил, и если не будут найдены силы для поддержания завоеваний, достигнутых движением, то все может быть утрачено. В другом случае может возникнуть ситуация «победы поражения» – неудача может помочь обнаружить слабые стороны, раскрыть истинных сторонников движения, выявить и уничтожить врагов, перегруппировать силы, пересмотреть тактику движения, развить новые формы.

Важность социальных движений заключается в том, что они являются одним из главных способов, с помощью которого изменяются и переделываются современные общества, а также созидателями социальных преобразований и исторических деятелей. Уникальность социальных движений состоит и в том, что и они сами все время находятся в движении, развитии.

Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения

В развитии общества довольно часто возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение последних.

Содержание понятия «социальное движение» органически связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивление им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных обществ, их борьба за социальный контроль.

Исходя из этого, можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими социальными группами.

Под такое определение подпадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистических, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.

Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Если социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах, то социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенные жизненные циклы.

Социальные движения существенно отличаются и от социальных организаций. Если социальные организации в большинстве своем являются

формальными образованиями с отчетливо выраженным официальным членством и фиксированными уставами, нормами и правилами взаимодействия, то социальные движения не обладают такими признаками.

Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Одним из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения. К их числу обычно относят рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира.

Наряду с общими, в современном обществе имеют широкое распространение специфические социальные движения. Нередко они возникают на тех социальных основах, которые присущи общим социальным движениям, но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях.

Если говорить о современных социальных движениях, то необходимо отметить, что в послевоенный период возникли и стали активно развиваться такие социальные движения как: женское движение, движение за права сексуальных и гендерных меньшинств, движение за мир, движение за гражданские права, антиядерное движение и энвайронментализм. Часто эти движения называются новыми социальными движениями. Они стали основой для возникновения, в частности, зеленых партий и организаций, находящихся под влиянием идей новых левых. Некоторые считают, что 1990-е годы стали временем появления нового глобального социального движения — антиглобализационного.

Классификация социальных движений:

1. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них имеют относительно скромные цели и не стремятся к преобразованию основных институциональных структур. Таковы, например, движения против абортов, в защиту прав животных, за ограничение скорости на автострадах. Другие движения стремятся к более

глубоким преобразованиям, затрагивающим основы социальной организации. К ним относятся, например, движения за гражданские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное освобождение в колониальных странах. Вследствие того что под их прицелом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение в структуре общества, активность этих движений имеет гораздо более далеко идущие последствия, чем предполагалось изначально: происходит радикальное преобразование самого общества. Если же предполагаемые изменения касаются основ социальной структуры и направлены на тотальное изменение общества в целом, построение вместо него «альтернативного» общества, тогда речь идет о революционных движениях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунистическое движения.

2. Социальные движения различаются в зависимости от целей собственной активности. Одни сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие – на изменении личности. Первые в свою очередь делятся на социополитические движения, которые пытаются добиться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах, и социокультурные движения, которые стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним, например, битников, хиппи, панков). Движения, нацеленные на изменения личности, тоже имеют две разновидности. Первая – мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения). Вторая – движения, призывающие к самосовершенствованию, исходя из того, что люди, изменившиеся к лучшему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки.

Читать еще:  Социальная хартия российского бизнеса это

3. Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений:преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские, направленные на их частичные изменения; движения спасения, преследующие цель

полностью изменить членов общества; альтернативные, предполагающие их частичное изменение.

4. Социальные движения различаются в зависимости от характера своих требований. Некоторые движения стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, новые верования. Такие движения ориентированы на будущее. Их можно назватьпрогрессивными. К ним можно отнести, например, движения республиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Другие движения обращены в прошлое, то есть стремятся восстановить институты, законы, образ жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории. Их можно назвать консервативными, или ретроактивными. Примерами могут служить экологическое движение; движение за этническое возрождение в Восточной и Центральной Европе, возникшее после краха коммунизма. Различие между прогрессивными и консервативными движениями аналогично общему политическому разделению на левых и правых. Левые чаще прогрессивно ориентированы, правые обычно консервативны.

5. Социальные движения различаются в зависимости от стратегии, внутренней логики своей деятельности. Одни следуют «инструментальной» логике, их первичная цель – политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства (партия зеленых в Германии, «Солидарность» в Польше). Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для своих членов или более широких общностей. Таковы движения за гражданские права, этнические, феминистские и др.

В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом деятельность одних движений создает условия для возникновения контрдвижений.

Общество, которое подавляет, блокирует или запрещает социальные движения, уничтожает механизм собственного самоулучшения и само-трансценденции, т. е. выхода за свои собственные пределы (термин Гидденса). Если сектор социального движения узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», обреченным на застой и упадок.

Понятие и классификация социальных движений

  • Общество
  • Понятие и признаки общества
  • Сферы жизни общества
  • Общество как социальная система
  • Цивилизационный и формационный подходы
  • Человек в обществознании
  • Типология общества
  • Типы обществ
  • Правовое государство

Понятие социальных движений

Социальные движения — это отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур. Жизнь людей в обществе всегда порождала социальные движения, но в XIX-XX вв. они превратились в поистине массовое, повсеместное и крупномасштабное явление. Уже в середине XIX в. это вызвало рост научного интереса к причинам возникновения таких движений, условиям их массового распространения и социальным последствиям.

Рассматривая феномен социальных движений в самом общем виде, можно сделать вывод, что все они, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм: путем перегруппирования и мобилизации индивидов ориентировать их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.

Французский социолог А. Турен предложил двухуровневую классификацию движений, различая их по уровню типов и уровню условий возникновения. Например, Жакерия — крупнейшее в истории Франции восстание крестьян (1358) принадлежит к типу «летучих» движений протеста, гак же как и голодные бунты, периодически сотрясающие большие города третьего мира.

Преследуемые движениями цели в качестве критерия классификации социальных движений предлагает Н. Смелзер. Например, нормоориентированные движения руководствуются утилитарной логикой: они направлены на улучшение условий труда и повышение оплаты труда; ценностно ориентированные движения, напротив, мотивируются идеальными целями; для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, наличие перспективных программ и харизматических лидеров.

Революционные движения стремятся изменить общество, полностью отменив существующую систему ценностей.

Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), экологические (движения за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

Движения сопротивления как социальные движения ставят цель не добиться перемен, а блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Например, движение чернокожего населения южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения — организацию советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана (1865).

Экспрессивные социальные движения отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом вожди движения дают обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже не за горами и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и духовном перерождении.

Социальные движения можно классифицировать также на секулярные, или светские, и религиозные.

К секулярным движениям относятся те из них, идеологическое обоснование которых не содержит собственно религиозных идей, и даже такие, которые отличаются программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России была типично секулярной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии.

Религиозные движения используют в качестве лозунгов и программ образы и представления, почерпнутые из религиозной традиции, а иногда их лидеры пытаются создать собственную новую религию или культ, который, по их мнению, лучше соответствует их политическим идеалам. Например, во время Французской революции 1789 г. якобинцы в период своей диктатуры пытались навязать народным массам «религию разума» с праздниками и богослужениями.

От таких движений следует отличать чисто религиозные по своей природе и целям движения, направленные либо на «очищение» традиционных религиозных институтов, либо на формирование новых, более адекватных эпохе. Например, таким социальным движением была борьба зародившегося протестантизма против господства католической церкви, религиозных институтов, не отвечавших требованиям обновленной социальной реальности. Подобные движения основываются на новой религиозной парадигме, новом понимании сакральных значений, деятельности харизматических лидеров и пророков.

Критерии классификации социальных движений

Все социальные движения, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм — они перегруппируют и мобилизуют индивидов с целью ориентации их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.

Классификация социальных движений осуществляется по разным основаниям. По такому основанию, как преследуемые движением цели, выделяют движения:

  • нормоориентированные, руководствующиеся утилитарными целями, например направленные на улучшение условий труда и повышение заработной платы;
  • ценностноориентированные, мотивирующиеся идеальными целями; для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, перспективные программы и харизматические лидеры.

По отношению к фундаментальным социальным ценностям выделяют движения:

  • революционные, которые стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;
  • реформаторские, которые стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному ее функционированию. К реформаторским относятся аболиционистские движения (за отмену какого-либо закона), экологические (за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

По отношению к религии выделяют социальные движения:

  • секулярные (или светские), идеологическое обоснование которых не содержит собственно религиозных идей, и движения, отличающиеся программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция в России была типично секулярной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии;
  • религиозные, которые отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие Мессии уже «не за горами» и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.

Социальные движения возникают не только с целью добиться перемен, но и с целью блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения — это движения сопротивления. Например, в США после Гражданской войны (1861 — 1865) движение негров южных штатов за свои гражданские права вызвало ответ белого населения — организацию Советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.

Э. Гидденс предложил более простую типологию социальных движений:

  • демократические движения, направленные на сохранение или защиту политических прав;
  • рабочие (профсоюзные) движения, ставящие целью контроль за рабочими местами, охрану экономических и трудовых прав работников, отстаивание более справедливого распределения экономической власти;
  • экологические движения, направленные на ограничение промышленного загрязнения природной среды и истребления живых существ;
  • движения за мир, направленные на отказ от производства и испытания средств массового уничтожения, от силовых методов решения межнациональных конфликтов.

В эту типологию не вошли набравшие в последние десятилетия силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные и фундаменталистские движения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×