Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие процесса процессы природные и социальные

Социальные процессы: понятие и сущность

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовиться к егэ по обществознанию и либо повторим, либо узнаем материал темы «Социальные процессы в России». Существует мнение, что они всегда предсказуемы и контролируются людьми. Но это далеко не так, и скоро вы сами в этом убедитесь!

Во многих учебных пособиях данная тема раскрывается только сквозь призму темы «социальная стратификация», что является совсем неудовлетворительным, ведь в тестах егэ можно встретить задания и по этносоциальным процессам (ассимиляция, дивергенция и пр.), по мировым глобальным процессам (глобализация, мультикурулализм и пр.). Видите, какая это многогранная тема? То то. Ну ничего — сейчас всё разложим по полочкам!

Итак тему «Социальные процессы в современной России» нужно начать с определений и примеров.

Само понятие «социальный процесс» означает изменение социального объекта или социальной единицы в течение времени. Социальной единицей, как вы знаете из курса «Социальная сфера» может быть и социальная группа, и социальный институт и пр. Какие же есть социальные процессы?

Социальные процессы, связанные с темой «социальная стратификация».

Основные социальные процессы

Вот ключевые классификации социальных процессов.

В контексте социальной мобильности выделяют:

  • Маргинализация — процесс утери личностью социальных связей со своим окружением. Маргинал — человек, который порвал со своим старым социальным окружением, и пока ещё не вписался в новое. а может и не впишется. Так, например, человек, приехавший из провинции учиться в вузе — для всё будет новым и он пока ещё не усвоил всех тонкостей жизни в новом социальном окружении — городе. Конечно, есть и конченные маргиналы — бродяги по жизни. Они уже переходят в страту люмпенов.
  • Люмпенизация — процесс массового перехода людей в страту «социального дна», когда они становятся социальными аутсайдерами, то есть не желают жить по принятым в обществе социальным нормам. Бродяги, бомжи и другие такие люди являются люмпенами.

Естественно, если в общество много маргиналов и люмпенов — это негативный, кризисный фактор.В этом случае развивается такой негативный социальный процесс как аномии (Эмиль Дюркгейм) я, при котором разлагаются социальные нормы. Существуют пять основных стадий аномии:

  • Конформизм имеет место, когда члены общества принимают социальные нормы и культурные цели и достигают их легальными способами.
  • Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются социально установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Например, у человека есть цель — деньги. Нормальный человек — пойдет заработает. А при инновации — приобретет их незаконными способами — например сворует, или смошенничает.
  • Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают социальные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, ревностные бюрократы каждый день ходят на работу, но ритуально, символически выполняют свои обязанности, или делают вид, что выполняют.
  • Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и социальные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”. То есть обычные люмпены 🙂

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Ну, думаю, про бунтарей понятно. «Отнять и разделить» — их лозунг! :)))

Этносоциальные процессы. Часть из них описаны здесь.

Глобальные мировые социальные процессы

Глобализация — стирание культурных, экономических и даже государственных границ между странами и государствами. Она подменяет национальную культуру — массовой культурой, как правило это культура потребления. Это разумеется негативный признак глобализации. Сегодня во всем мире грубо говоря одни и те же товары, одни и те же (голливудские) фильмы и пр. Это и есть глобализация!

Мультикультурализм — это политика и процесс слияния культур в одно течение при сохранении уникальности каждой культуры. Я здесь конечно всё упрощаю до уровня средней школы, господа академики! Это определение не для вас! А для вас — господа абитуриенты! ;). Кстати, про глобальные проблемы современности читайте здесь.

Вот такие социальные процессы в России вам необходимо знать, дорогие абитуриенты, и уметь применять при решении тестов. Естественно, в России все эти процессы наблюдаются (ну может, кроме бунта) примеры, думаю, сами сможете привести :). Кстати, ВСЕ темы по обществу раскрыты в моем видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Комментарии

Отзывов (8) на Социальные процессы: понятие и сущность”

Обычно слова «дивергенция», «сепарация» воспринимаются школьниками как ругательства. Просмотрев материал и решив тест в данном посте можно понять, что это не так. Дерзайте, господа школьники и абитуриенты)

жаль на сайте нету кнопки добавить в избранное,чтобы можно было делать закладки,на нужных тебе темах.

Сбоку такая оранжевая кнопка — не замечали? ))

Абрек тоже не имеет социальных связей со своим окружением. Но он не маргинал.

А террористы почему не включены?

Про террористов в тестах ЕГЭ нет ничего слава Богу. К тому же эта очень болезненная тема, я не считаю нужным ее здесь поднимать. Разговоры о терроризме приводят к нему, так как эта война «слабых» против «сильных» методом запугивания населения точечными террористическими акциями.

История человечества – это закономерная смена социально-экономических формаций, каждая из которых формировала функционально необходимую властную страту (правящий класс). Россия всегда идёт своим путём. В эпоху, постсоциализма и недокапитализма власть в России «всерьёз и надолго» взяли в свои руки силовые структуры, опирающиеся на часть охлоса (такая система управления обществом называется охлократия). Классическая охлократия недолговечна и является переходным периодом к «нормальной» модели управления. В России симбиоз силовиков и охлократии стал самостоятельной перманентной формой правления полицай-чекистского правящего класса, (теневой) реальной власти «человека с ружьём».

Группы охлоса-люмпенов-нелюдей, контролируемых силовиками полностью или частично и служащих опорой паразитической полицейской власти — это наркоманы, южные торговцы, проститутки, гомосексуалисты, некоторые нацменьшинства, часть людей, прошедших места заключения, отдельные профессиональные группы, люди с некоторыми заболеваниями (дегенераты). По нашим подсчетам силовики, члены их семей, связанные и подконтрольные им сообщества составляют около 40% населения страны. Это класс, аналога которому не было в истории человечества и который соединяет в одном бокале паразитизм рантье с отмороженностью карателей.

Талантливые писатели порой описывают в своих произведениях окружающий мир в аллегорическом смысле. В начале 60-х гг. в Польше вышел роман известного фантаста Станислава Лема «Солярис». Литературоведы до сих пор спорят о том, что хотел сказать автор этим произведением? Когда такой вопрос был задан журналистом самому Лему, он ответил: «Я сам не знаю». Возможно, выдающийся фантаст лукавил, возможно, сказал правду. Творчество процесс непростой. Что стало импульсом к созданию того или иного образа, чем навеяна данная фантасмагория – не понимает порой сам автор.

Тем не менее «расшифровать» сложный фантастический сюжет о странной планете (Солярис), которую обволакивала разумная протоплазма, убивающая или доводящая до самоубийства людей, знающая всё о каждом человеке, контролирующая его поступки, «вытягивающая» из тёмного человеческого подсознания спрятанные в его тайниках аномальные животные влечения и материализующие их – можно, если вспомнить в какое время жил Станислав Лем. В недавнем прошлом участник антифашистского подполья, борец за освобождение Польши от немецких оккупантов обнаруживает пришествие новой тоталитарной власти, устанавливающей всеобъемлющий контроль над гражданами в недавнем прошлом демократической республики, поощряющей всё аномальное, извращённое. В результате было создано одно из самых «загадочных» литературных произведений, в метафорической форме описывающее тоталитарно-полицейское государство

По мнению одного из комментаторов: «Судя по реакции Лема на замысел Тарковского, он и сам не заметил, что описал в планете Солярис все наиболее существенные признаки русской цивилизации» (Романов Роман Романович. Обратная сторона Соляриса).

‎Мы считаем, что всё с точностью до наоборот: 1. Если в названии Лемовской планеты Solaris переставить буквы получится слово L’Rossia. 2. В этом контексте легко «расщёлкивается» загадка, над которой полвека «бьются» Лемоведы: Почему в повести Станислава Лема (мёртвая) планета Солярис, вопреки законам грамматики польского языка, женского рода? Ответ: Потому что Россия – женского рода. Еврейский юноша из варшавского подполья до конца жизни остался конспиратором, «шифрующим» опасные мысли.

Теневая власть полиции, чекистов, особистов в России за последние десятилетия окрепла и развратилась (в прямом и переносном смыслах) — Каждый день десятки странных полицейских патрулей выходят из ворот отдельного батальона патрульно-постовой службы Владивостокского УМВД. Это полицейское подразделение является центром гомосексуального сообщества владивостокских правоохранителей. Вопреки закону, (точнее наплевав на него) квазисупружеские гомосексуальные пары, заботливо сформированные командиром батальона Анисимовым С.Ю. , с утра до вечера занимаются пропагандой нетрадиционных гомосексуальных отношений среди несовершеннолетних г. Владивостока. Как поётся в известной песне про детство: «пропадали пропадом мы во дворах». Дворы, улицы, площади – вотчина детей, где они традиционно проводят свободное время. Педерасты отдельного батальона ППС совершенно официально (патрулирование) облюбовали эти городские пространства для демонстрации любовных отношений между дядями Стёпами.

Попытка остановить «победное шествие вооружённых аномалов» может закончиться плохо. Согласно закону, демонстрация нетрадиционных отношений несовершеннолетним должна наказываться штрафом как для физических лиц, так и (многократно больше) для организаций. На практике моя попытка помешать двум выродкам в полицейской форме заниматься любовью на детской площадке закончилась плачевно для меня. Оказалось, что я, встав на защиту закона, сам нарушил закон «матерно ругаясь», о чём был составлен протокол, на основании которого меня оштрафовали на 500 рублей. Проводить медико-психиатрическую экспертизу на предмет выяснения гей-интимных отношений Седых А.С. и Мазурова А.С. «компетентные органы» наотрез отказались. Действительно, кто же согласится признать, что целое полицейское подразделение (батальон ППС) – рассадник вредной гомосексуальной инфекции.

Читать еще:  Социальная ответственность в управлении

В случае с педерастией выражение «дурной пример заразителен» — отнюдь не «фигура речи». Педерастия распространяется «индуктивно». (По мнению психологов: «Индукции идей способствует ситуация … закрытого тоталитарного общества, … Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом. В основе биологии индуцирования лежит эффект …толпы, при котором конкретное поведение осуществляется быстрее, если оно наблюдается у других» — Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Ростов н/Д. 2002. С. 13.)

Два аномала – Седых А.С. и Мазуров А.С. получили «индульгенцию» за прошлые «педеральные» грехи и разрешение развращать детей Владивостока в будущем. Чем опасно поощрение именно этой «сладкой парочки»? Седых А.С. — активный педераст в этом гей-тандеме, ещё и дегенерат. Это не оскорбление, а медицинская констатация генетического заболевания. (60% педерастов имеют сопутствующие психиатрические аномалии). У дегенератов нет моральных императивов. Их поведение определяется текущим опытом. Проще говоря, оставленные без наказания гей-игры полицая Седых А.С. на детской площадке, позволят ему перейти к более тяжким преступлениям -изнасилованию ребёнка. (При доле в населении 2-4%, гомосексуалисты совершают 36% актов педофилии. — K. Freund «Pedophilia and Heterosexuality vs. Homosexuality» «Journal of Sex & Marital Therapy», №10, 1984; P.193-200).

Североамериканские индейцы (до прихода европейцев) жили на одном месте по нескольку лет. После того как они загаживали прилегающую территорию, делая ее непригодной для проживания, племя снималось с места и переселялось в другой район. Жить сегодняшним днем – закон примитивных сообществ (племя, стая). Силовики, как разновидность примитивных сообществ, будут вести себя так же, «загаживая» свою «среду обитания», коей для них является население России. В результате, на территорию с немногочисленным населением, у которого ослабленный иммунитет и растущий процент гомосексуалистов, придут более развитые, окружающие Россию народы (европейцы, турки, монголы, китайцы и др.), которые и с племенем правоохранителей, а заодно и со всем аборигенным населением (россияне) поступят так же как европейцы поступили с североамериканскими индейцами – загонят в резервации. Таким будет закономерный финал грядущего полицейского правления в России.

Гайкин В.А. кандидат истор. наук. старший науч. сотрудник.

Понятие социального процесса. Виды социальных процессов;

Функции и типология социальных институтов.

Функция (от лат. – исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функции государства, семьи и т.д. в обществе).

Функции социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

Далее к универсальным (явным) функциям можно отнести:

функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

— транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей.

коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

— экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

— политические – институты власти;

— семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

— военные – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

— религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

— потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

— потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства);

— потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты);

— потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования);

— потребность в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальный процесс – это такое взаимосвязанное действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.

В обществе происходит множество социальных процессов, которые, в соответствии с различными критериями, можно отнести к разным видам. Однако, чаще всего их делят на четыре вида:

Независимо от того, о каком виде социальных процессов идет речь, изменения, которые они вызывают, можно разделить на три большие группы:

— изменения в природе;

— изменения, происходящие с самим человеком;

— изменения в обществе.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов:кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: «ко» — вместе и «операри» — работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией кооперация основывается не на бескорыстии, а скорее на корыстных целях, т.к. главный ее смысл состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.

Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности).

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды (студенты, эмигранты и т.д.).

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным.

Компромисс – форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.

Терпимость – необходимое условие для успешного протекания процесса приспособления по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям (например, молодежная культура и культура старшего поколения).

Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам (например, иммигранты, прибывшие в Америку из Европы).

Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации.

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, появлении общей идентификации членов группы. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон. Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от военных или милиции своими халатами.

Создание системы связей. Все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. При отсутствии границ происходит слияние группы с обществом, при отсутствии взаимосвязей возможна изоляция, которая приводит к потере возможностей роста.

В заключении следует сказать, что все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая, таким образом, возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.

Социальные процессы и их виды

Понятие «социальный процесс»

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Читать еще:  Моделирование управленческого решения в социальной сфере

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Понятие социального процесса

Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факторы доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов — социальных, экономических, политических, экологических, правовых и прочих.

Социальный процесс(Питирим Сорокин)- под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации чередования или «эволюции», т.е. любое изучение объекта в течении определяемого времени. Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, который упорядочивает его соц.изменения:

1) Процесс включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующ. Фактам, условий…

2) Динамика процесса базируется на показателе силы масштаба набора измерений и продолжительности рабочего ритма.

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

1. Объектной, то есть в форме последовательного изменения состояния социального объекта;

2. Субъектной, или деятельностной, то есть в форме последовательных действий субъекта;

3. Технологической, то есть в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений:

– структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и прочее;

– динамика процесса базируется на показателях силы и масштаба происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Основными элементами социального процесса выступают:

1. Участники процесса: к ним относятся все активные и пассивные члены общества, чьи интересы затрагивают происходящие в обществе изменения.

2. Субъект (инициатор) процесса: один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознаваемым, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Это способно (помимо прочих факторов) стимулировать широко распространенные случаи утраты инициатором контроля за вызванными им изменениями [9].

Следует отчетливо различать субъекта процесса и причины процесса: природные, демографические, культурные, социально-политические и прочие. Субъект может быть неизвестен, его роль может быть неосознаваемой им самим, а причина — органически присуща процессу и составляет его внутренний источник.

Читать еще:  Типы социальных изменений

Наблюдатель — формальный или неформальный член научного сообщества, который является источником когнитивных параметров процесса

3.Сущность и содержание социально – экономических и политических процессов.

Научное исследование — это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко.

В процессе исследований вырабатываются соответствующие познавательные механизмы, посредством которых осуществляется познание изучаемых явлений и процессов:

1) соответствующий категориальный аппарат, т.е. система основных понятий, в рамках которых осмысливаются изучаемые явления;

2) научные идеи, гипотезы и теории, которые могут объяснить те или иные стороны изучаемого предмета;

3) методы исследования,

-индуктивныйумозаключения ученого и его выводы основаны на опытных данных, полученных в ходе исследования или в процессе обобщения большого исторического материала (исторического опыта);

-дедуктивныйученый осмысливает изучаемые явления и процессы непосредственно на основе теорий, истинность которых не вызывает у него сомнений. На основе данных методов складываются так называемые эмпирические и теоретические виды исследований, которые можно представить как определенные уровни познания изучаемых предметов — соответственно низший и высший. Эти виды исследований могут проводиться с помощью так называемых общенаучных и прикладных методов исследования.

Понятие «экономический процесс» отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил (самих производителей, их знаний, навыков, умений, а также техники и других материальных условий производства) и складывающихся на их основе производственных отношений между людьми, в том числе отношений собственности на средства производства (частной, государственной, кооперативной), обмена деятельностью на базе существующего разделения труда и отношений распределения материальных благ.

Понятие «политический процесс» весьма многогранно и выражает главным образом борьбу различных социальных сил (прежде всего классов и выступающих от их имени политических партий) за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических, политических и других интересов.

4.Основные подходы к исследованию социально – экономических и политических процессов.

1. Эволюционный- базируется на абсолютизации источников внутреннего роста развития исследуемого процесса. Располагая фиксируемые факты в определенном хронологически выстроенном порядке, эволюционизм придает им связность и внутренний исторический смысл, позволяющий упорядочить множество на первый взгляд несвязных событий и сделать их понятными внешнему наблюдателю [18].

Социальная динамика О. Конта — была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Английский философ и социолог Г. Спенсер, также рассматривал общество на уровне институтов и функций. Методологический подход Спенсера к общественным процессам является структурно-функциональным. Социальный философ на основе знания структурных и функциональных характеристик обнаруживает в обществе инвариантные последовательности процессов, что дает возможность вероятностного предвидения отдельных событий и общих тенденций развития. Спенсер предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов. Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределенности к определенности, упорядоченности. Эволюция приводит к одновременным изменениям в структуре и функциях.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется в виду, что начальная точка — это военное общество, а конечная — это промышленное общество.

2.Функционализм является влиятельнейшим методологическим направлением в современной социологии, сформировавшимся под непосредственным влиянием наследия ведущих западных социологов — Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. Истоки функционализма восходят к известным аналогиям общества с биологическим организмом, с которыми наиболее часто выступал Г. Спенсер. Функционализм выразил важнейшее направление в западной теоретической социологии, заострив внимание на проблемах, связанных с функционированием и воспроизводством социальной структуры.

Основные теоретические положения современного функционализма состоят в следующем.

1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов двадцатого века внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев

3. Институционализм — направление, получившее широкое распространение в западной экономической науке. Его образует обширный массив разнородных концепций, общей чертой которых является изучение экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими и другими явлениями и процессами. Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений .

Впервые институты — социальные, политические, правовые — были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма — американскими экономистами Т. Вебленом, Д. Коммонсом, У. Митчеллом. В первой четверти двадцатого века они составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством.

Так называемый неоинституционализм представлен многочисленными разноплановыми концепциями. Защитники теорий конвергенции, техноструктуры, постиндустриального общества, следуя традициям «старого» институционализма, исходят из первичности институтов: государства, управленческих и других структур, которые определяют действия индивидов. В отличие от этих концепций методологической основой теорий прав собственности, общественного выбора, трансакционных издержек служит неоклассическая экономическая теория, рассматривающая рынок как наиболее эффективный механизм регулирования экономики .

Институты представляют собой форму существования и концентрации социального опыта, обеспечивающую структуризацию социальных общностей, регламентацию поведения социальных групп, индивидов в экономических, политических и социальных средах. Именно институты являются одним из внешних регуляторов среды, участвующих в формировании моделей социального поведения, являющихся условием научной типизации социальных событий и процессов.

Институты определяют взаимодействие индивидов посредством контрактов, которые устанавливают правила, регулирующие гражданские отношения двух и более лиц в конкретной ситуации.

Основные социальные институты — это брак и семья; экономическая система; система права; религия; политическая структура общества; банки; образование; здравоохранение; культура и прочее.

Понятие и сущность социальных процессов

Процессы социальные — общественные явления, рассматриваемые в динамике, как претерпевающие те или иные изменения во времени. В широком смысле — это любые изменения, происходящие в обществе или его отдельных подсистемах, во всех сферах его жизнедеятельности. В узком смысле — изменения в одной из этих сфер — социальной (см. Социальная сфера), изменения образующих ее явлений.

В литературе можно встретить другие трактовки сущности и видов П.с, с которыми нельзя безоговорочно согласиться. Например, что П.с. — это совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий и взаимодействий. Но как видно из приведенного перечня, далеко не все П.с. складываются из действий и взаимодействий людей, многие являются их следствиями, результатами, а элементы, из которых они непосредственно складываются, имеют иную природу. Вряд ли можно безоговорочно принять классификацию П.с, данную американскими социологами Р. Парком и Э. Берджесом и воспроизводимую нередко до сих пор. Ими выделены следующие виды: кооперация, конкуренция, приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация, к чему позже были добавлены поддержание границ и систематические связи. Но далеко не все это представляет собой процессы, т.е. изменения во времени. Другие из названных здесь явлений представляют собой лишь внешние, формальные, а не содержательные характеристики некоторых П.с. И самое главное — вообще за пределами внимания остаются многие реальные П.с, которые перечислены в ранее приведенном перечне. Думается, что именно заложенная в нем классификация охватывает все различающиеся между собой по их содержанию П.с. Наряду с этим можно и нужно выделить разные их виды по другим основаниям классификации. П.с. различаются по своим масштабам: одни протекают в масштабах всего общества, другие — в рамках тех или иных его подсистем, структурных образований — больших и малых социальных групп, социально-территориальных и других общностей. Важными являются различия П.с. по их направленности. В одних воплощаются прогрессивные изменения соответствующих явлений — когда последующему состоянию по сравнению с предыдущим присущи большие количественные и/или лучшие (в соответствии с объективными критериями) качественные характеристики; это 1-й тип — процессы прогрессивного развития. В других воплощается регресс вплоть до деградации, это — 2-й тип, процессы регрессивного развития. 3-й тип — процессы функционирования — когда изменения происходят в рамках прежних количественных и/или качественных определенностей (например, изменился состав трудового коллектива, но новые работники не лучше и не хуже прежних). На ход П.с. влияют социальная политика и инструмент ее реализации — социальное управление. Смысл этого влияния в том, чтобы ограничивать возможности для регрессивного развития и способствовать развитию прогрессивных изменений, создавать для этого благоприятные условия, нейтрализовать препятствующие им негативные факторы, направлять соответствующим образом поведение людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector