Tw-city.info

IT Новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Примеры социальных движений

Психология социальных движений

Социальное движение — это достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель (связанную с каким-либо изменением социальной действительности). Соответственно, группа людей хочет изменить что-то в мире, изменить отношение к чему-либо. Поддерживающие эту позицию люди, которые имеют желание поспособствовать изменениям, присоединяются к уже функционирующей группе.

Тем не менее, такие единства людей могут быть совершенно разными. Назовем их и дадим примеры.

широкие-глобальные — такие как борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой — такие как группы против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе — такие как за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета

У всех видов социальных движений все-равно прослеживаются общие черты:

Они базируются на определенном общественном мнении, которое подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движенияЕсть общая цель — изменение ситуации в зависимости от его уровня: или в обществе в целом, или в регионе, или в какой-либо группеОбщая программа, с той или другой степенью разработанности и четкостиДвижение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средствДвижение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды

Как возникает социальное движение?

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация. Это означает, что определенные события приносят дискомфорт, вызывают негативные эмоции в обществе. Данная ситуация требует решения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в социальном движении.

В формировании социального движения важную роль будут играть:

устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группыподвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации (часто неполной и односторонней) Из-за того, что в структуре социального движения есть и динамичные подвижные элементы, изменения в лозунгах, задачах и даже целях этого движения порой могут меняться легко и быстро.

Все сложно и непонятно? Простыми словами, социально-активные люди, которые верят, что могут повлиять на что-то в окружающей обстановке, видят проблему (ситуацию, которая их не устраивает). Не важно, проблема это общемировая или просто проблема жилого района. Он присоединяется к группе людей, которые тоже хотят что-то изменить. У них есть общая программа и общая деятельность (например, они печатают плакаты, проводят съезды). Они опираются на последнюю информацию по этой ситуации, но учитывают уже устойчивое мнение по поводу данной ситуации. Таким образом, они принимают решение, как дальше действовать и достигать общей цели.

Не каждому понравится быть активным участником социальных движений, и это нормально. При этом, такие движения имеет много плюсов. Участие в них мотивирует людей, придает жизни смысл, способствует новым знакомствам.

Виды, типы, функции социальных движений

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения — игнорируют несправедливую действительность, либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Хиппи, рокеры, люберы и т.д. — есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества.

2. Утопические движения — это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения — приводят к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, структуры, и функций основных социальных институтов.

4. Движения сопротивления — выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы — оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин).

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот выступают за чистоту религиозного учения. В настоящее время набирают силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные, фундаменталистские движения и другие.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

— по отношению к существующему строю — консервативные, реформаторские, революционные;

— по идеологической основе — либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

— по демографическому признаку — национально — освободительные, за самоопределение нации, за культурно — национальную автономию;

— по масштабам — региональные, республиканские, государственные, международные;

— по методам и способам действия — легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

— они концентрируют интересы, настроения, широких слоев населения;

— выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы его достижения;

— создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

— социальные движения часто стоят во главе массовых выступлений, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

— на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социального движения. В чём отличие между революционным и реформистским движениями?

2. Основные виды социальных движений.

3. Условия развития и жизненные циклы социальных движений.

4. Назовите основные социальные движения реальности и их предназначения.

5. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях?

Рефераты

1. Социальные движения: типы, причины, трансформация, циклы.

2. Модели современных социальных движений во взглядах ученых-социологов.

Контрольные вопросы

1. Социальные движения и их виды.

2. Основные потребности, направляющие поведение человека.

1. Жизненные циклы социальных движений.

2. Социальные взаимодействия, их виды и предназначения.

1. Основные условия развития социальных движений.

2. Стадии развития революционных движений.

ТЕСТ

1. Назовите, что наиболее реально раскрывает суть социальных движений.

Социальные движения – это совокупность усилий, направленных на специальные изменения;

Социальные движения – это жизненный цикл, объединяющий группы, классы и другие элементы общества;

Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации интересов.

2. Верно ли, что социальные движения прекращают существование, обрастая нормами, правилами, уставами?

3. Охарактеризуйте, в чем сущность социальных движений, таких как:

4. Продолжите перечисление жизненных циклов социальных движений:

Читать еще:  Интеграция с социальными сетями

Стадия беспокойства, _

5. Верно или неверно, что среди предпосылок возникновения социальных движений имеют место:

Барьеры в социальной структуре

Контакты между неудовлетворенными людьми

Вера в то, что коллективные действия ослабят неудовлетворенность

Наличие идеологии, оправдывающей социальные действия.

6. Продолжите перечисление основных видов взаимодействий: межличностные _

7. Верно или неверно, что на поведение людей влияют потребности:

Удовлетворение голода и жажды;

Дыхания, обмена веществ, сна, игры;

Общения с себе подобными;

Литература

1. Социология общественных движений: концептуальные модели 1989-1990. – СПб, 1990

2. Волков Ю.Г., Мостовая и.В. Социология. – М., 1998

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М. Центр, 1996

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999

5. Кравченко А.и. Социология. – Екатеринбург. – М., 1998

6. Волков Ю. Социология/ Под общ. Ред. доктора философских наук профессора В.И. Добренькова – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2005

Виды, типы, функции социальных движений;

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения – игнорируют несправедливую действительность либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Они как бы уходят в эмоциональную экспрессию, находят эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой. Хиппи, рокеры, люберы и т. д. – есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества, если не в силах его изменить.

2. Утопические движения – это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения – призывают к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, ее структуры и функций основных социальных институтов, внедрению нового образа жизни.

4. Движения сопротивления – выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро и радикально. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы – оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин), требуют изменения в законодательстве, борются за права животных, права сексуальных меньшинств, освобождение женщин.

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – их идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот, выступают за чистоту религиозного учения.

8. Регрессивные движения – выступают за возвращение к старым порядкам, возрождение старых традиций, эмигрантские движения, часть религиозных движений.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

– по отношению к существующему строю – консервативные, реформаторские, революционные;

– по идеологической основе – либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

– по демографическому признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, за культурно-национальную автономию;

– по масштабам – региональные, республиканские, государственные, международные;

– по методам и способам действия – легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения бывают: политические, революционные, национальные, освободительные, экологические, религиозные, эмигрантские, феминистские, молодежные.

Иногда социальные движения сопровождаются возникновением контрдвижений, члены которых придерживаются противоположной точки зрения. Противоречия между противоборствующими движениями вносят заметный вклад в практику социальных движений.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

– они концентрируют интересы, настроения широких слоев населения;

– выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы их достижения;

– создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

– они часто стоят во главе массовых выступлений, организуют в основном ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

– на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

В современной России важное место в социальной сфере занимает молодежное движение. Согласно официальному документу (Концепции молодежной политики в Российской Федерации), молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Основной чертой нынешнего этапа эволюции молодежного общественного движения является его демонополизация и стабилизация. Общественное движение молодежи на современном этапе не только демонополизировано, но и вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, благотворительная), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Численность объединений колеблется от нескольких сот до нескольких десятков тысяч человек.

К наиболее крупным молодежным общественным объединениям в современной России можно отнести следующие:

1. Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» (РСМ), создана в 1991 г. Ее уставная цель – создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала, защиты интересов и прав членов РСМ.

2. Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), создана в 1995 г. Основные цели ее деятельности: выявление и поддержка социальных инициатив детских и молодежных общественных объединений; создание условий для реализации социально – значимых проектов и программ в интересах детско-молодежной социально-демографической группы населения.

3. Общероссийская общественная организация «Союз молодежных жилых комплексов России» (Союз МЖК России), образована в 1993 г. Основной целью деятельности Союза является всемирное содействие созданию и развитию молодежных жилых комплексов путем обеспечения правовых, экономических, социальных предпосылок и гарантий их самостоятельности.

4. Общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации» («МСЮ РФ») была создана в 1995 г. для содействия становлению нового поколения российских юристов, соответствующего запросам демократического правового государства.

5. Общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига», созданная в 1995 г. и определившая направления своей деятельности: экономическое, духовное и нравственное возрождение России, развитие молодежного движения, оказание всесторонней помощи, защиту прав и интересов подростков и молодежи.

6. Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе» (создана в 2001 г.) Основная цель ее деятельности – содействие воспитанию молодежи духовно, нравственно и физически, способной обеспечить реальное возрождение России, содействовать построению демократического общества.

7. Международный союз детских общественных объединений, «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО – ФДО), создан в 1990 г. Основными целями его деятельности являются: оказание помощи ребенку в познании и улучшении окружающего мира, развитии своих способностей; оказание помощи и поддержки членов СПО — ФДО в развитии детского движения гуманистической направленности в интересах детей и общества; укрепление межнациональных и международных связей.

8. Общероссийский союз общественных объединений, Союз детских организация России «Юная Россия» (дата создания 1992 г.) реализует свои проекты и программы для достижения целей развития детского движения в Российской Федерации в интересах детей и общества в целом, защиты прав и интересов детей и подростков, а также взрослых, работающих с детьми.

Читать еще:  Материальные социальные факты

Активизирует возродившееся на рубеже 90-х годов XX в. скаутское движение, которое в Российской Федерации представлено:

– общероссийской общественной организацией «Национальная организация скаутского движения России» (НСОД), созданной в 1993 г.;

– общероссийской общественной организацией «Организация российских юных разведчиков» (ОРЮР), основанной в 1998 г.;

– межрегиональной общественной организацией «Русский Союз скаутов» (создана в 1999 г.);

– детской межрегиональной общественной организацией «Ассоциация девочек скаутов» (АДС), созданной в 1999 г.

Источник: Юзефавичус Т.А. Молодежь России и формы ее социальной активности / Т.А. Юзефавичус // Образовательная политика. – 2006, апрель. – С. 42-44.

Ученые в анализе и изучении ценностных ориентаций молодежи нередко пользуются данными социологических исследований, которые публикуются в печати.

Образцы поведения современной молодежи, %

Психология социальных движений

Социальное движение — это достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель (связанную с каким-либо изменением социальной действительности). Соответственно, группа людей хочет изменить что-то в мире, изменить отношение к чему-либо. Поддерживающие эту позицию люди, которые имеют желание поспособствовать изменениям, присоединяются к уже функционирующей группе.

Тем не менее, такие единства людей могут быть совершенно разными. Назовем их и дадим примеры.

широкие-глобальные — такие как борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой — такие как группы против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе — такие как за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета

У всех видов социальных движений все-равно прослеживаются общие черты:

Они базируются на определенном общественном мнении, которое подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движенияЕсть общая цель — изменение ситуации в зависимости от его уровня: или в обществе в целом, или в регионе, или в какой-либо группеОбщая программа, с той или другой степенью разработанности и четкостиДвижение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средствДвижение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды

Как возникает социальное движение?

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация. Это означает, что определенные события приносят дискомфорт, вызывают негативные эмоции в обществе. Данная ситуация требует решения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в социальном движении.

В формировании социального движения важную роль будут играть:

устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группыподвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации (часто неполной и односторонней) Из-за того, что в структуре социального движения есть и динамичные подвижные элементы, изменения в лозунгах, задачах и даже целях этого движения порой могут меняться легко и быстро.

Все сложно и непонятно? Простыми словами, социально-активные люди, которые верят, что могут повлиять на что-то в окружающей обстановке, видят проблему (ситуацию, которая их не устраивает). Не важно, проблема это общемировая или просто проблема жилого района. Он присоединяется к группе людей, которые тоже хотят что-то изменить. У них есть общая программа и общая деятельность (например, они печатают плакаты, проводят съезды). Они опираются на последнюю информацию по этой ситуации, но учитывают уже устойчивое мнение по поводу данной ситуации. Таким образом, они принимают решение, как дальше действовать и достигать общей цели.

Не каждому понравится быть активным участником социальных движений, и это нормально. При этом, такие движения имеет много плюсов. Участие в них мотивирует людей, придает жизни смысл, способствует новым знакомствам.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Социальные движения — это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления(направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединя­ются представители разных социальных групп. Социаль­ные движения — сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д.

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы — это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова «утопия» и «утопический» означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Республики» и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока «строители» совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Читать еще:  Особенности социально экономических систем

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление, ими именно этих качеств.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постеленным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция», «сексуальная революция». Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления — это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством.

Стадия возбуждения. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия, Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадия эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией.

Стадия распада движения. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения.

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем, определявшим культурное течение как процесс, в котором «небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп — мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×