Tw-city.info

IT Новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная динамика это в социологии

Социальная динамика

Социальная динамика — исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.

Социальная динамика — это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

Социальная динамика — математически вдохновленный подход, чтобы проанализировать общества, полагаясь на теорию систем и социологию.

Социологи, этнологи, экономисты, социальные психологи, криминологи, антропологи и биологи используют это в своих исследованиях систем и поведения.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальная динамика» в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — см. Динамика и статика социальные. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — см. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Социальная динамика — см. Социология … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Социальная динамика — 1. свободное значение – процессы, которые лежат в основе социальных изменений; 2. любой подход в социальной психологии или социологии, который в первую очередь занимается изучением социальных изменений … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — 1. Свободное значение – процессы, которые лежат в основе социальных изменений. 2. Любой подход в социальной психологии или социологии, который, прежде всего, занимается изучением социальных изменений. Ср. с групповой динамикой … Толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ — введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ. явлений. Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии

Социальная инженерия (социология) — Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

Социальная стратификация — (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… … Википедия

Социальная динамика, ее формы и уровни

Понятие «социальная динамика»

Социальная динамика на сегодняшний день является наиболее устоявшейся и обозначенной теорией прогресса. Данное понятие характеризует исключительно человеческие сообщества, и позволяет таким образом отделить социальные признаки человека от биологических. Именно благодаря прогрессу человек может смело заявить, что он отличается от животных.

Наш мир находится в непрерывном движении, но разные его сферы могут отличаться по характеру направленности и интенсивности этого движения. Для того, чтобы обозначить специфику каждого явления, исследователями были введены такие понятие, как «социальная динамика», «социальные изменения», «социальное развитие» и «социальный прогресс». К тому же, движение может носить не только позитивный, но и негативный характер, поэтому в качестве пятой категории принято выделять «социальный регресс».

Конкретно понятие «социальное динамика» было введено еще О. Контом, основоположником и отцом социологии как науки. Данное понятие он употреблял с несколькими смыслами.:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Во-первых, социальная динамика – это противопоставление социальной статике. Таким образом, динамика – это движение, которое может привести общество как к лучшим показателям, так и к ухудшению ситуации.
  • Во-вторых, социальная динамика – в некотором смысле смена состояний общественных явлений, которые действуют в обществе.

Таким образом, социальная динамика определяется как движение в обществе, которое ведет к структурированному или хаотичному изменению состояния общественных явлений и конкретных образований, так и общества в целом.

Близким по значению к понятию «социальная динамика» является понятие «социальное изменение». По сути, оно означает нарушение привычного уклада в каком-либо социальном явлении, которое может изменяться как внутри себя, так и под действием внешних факторов, оказывая на них взаимное влияние.

Формы социальной динамики

Развитие общества происходит непрерывно, поскольку на него оказывает влияние большое количество как внутренних, так и внешних факторов. Нельзя сказать, что при этом социальная динамика формируется только в одном устойчивом виде, ведь для каждого общества и для каждой системы существует своя особая форма социального развития и, соответственно, социальной динамики.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

На сегодняшний день учеными выделены следующие формы социальной динамики:

  • циклическая,
  • линейная,
  • спиралеобразная
  • ризомообразная.

Циклическое развитие и динамические проявления в обществе являются наиболее древними из всех вышепредставленных. Для нашего предка, первобытного человека время и пространство было замкнуто в круг, который постоянно повторялся. Отсюда и возникло понятие цикла. Это связано со сменой времен года, восходов Солнца, фаз луны. Циклическим представлялся и круг жизни. По представлениям древних людей, человек рождался и умирал, чтобы снова переродиться, но уже в новом теле, наделенном новыми, особыми качествами. В социальной жизни все также подвержено циклическим изменениям: законы традиционного общества как раз направлены на то, чтобы поддерживать стабильность в развитии населения. Образ жизни древнего человека на протяжении веков также оставался неименным, с его укладом, ценностями, языком и культурными проявлениями.

Но все изменяется и развивается. Социальная динамика и ее формы также совершенствовались, и в Средние века появилась вторая форма – линейная. Именно в тот период люди начинают осознавать влияние прошлого и анализировать пространство и время с точки зрения прошлого, которое можно изучить, настоящего, которое можно анализировать в настоящий момент времени, и будущего, которое можно прогнозировать на основе прошлого и настоящего опыта. Развитие, таким образом, обретает конкретную цель, а цикл превращается в прямую линию.

Читать еще:  Субъекты права социального обеспечения

Спиралеобразная форма социальной динамики была предложена на рубеже 18-19 веков Г. Гегелем. Автор предположил, что спираль может объединять в себе устройство цикла и линейной формы. Таким образом, человек нацелен на будущее, но при этом использует усовершенствованные навыки и знания из прошлого. Появляется возможность повторения опыта, но в более усовремененном виде.

Ризомообразная форма появилась в эпоху постмодернизма. Отметим, что ризома в биологии – это корневище, которое не имеет центрального стержневого корня. Если применить это понятие к обществу, то можно отметить, что сегодня оно развивается достаточно хаотично и спонтанно, а некоторые социальные процессы не имеют смысла.

Уровни социальной динамики

Уровни социальной динамики отражают основные этапы, которые способствовали возникновению и существованию той общественной системы, в которой мы сейчас живем. Исследователи выделяют три основных уровня:

  1. Первобытный общественный прогресс, который характеризуется сравнительно большой временной длительностью, но при этом социальные изменения происходили достаточно медленно. При этом материальная и духовная сферы общества не были никак отделены друг от друга;
  2. Прогресс антагонистического общества – динамика на основе научно-технического прогресса, возникновение большого количества технических приспособлений, которые практически вытеснили человека из трудового и производственного процесса;
  3. Формирование динамики на основании какой-либо общественной собственности, или при учете фактора соборности «обобществившегося человечества». Отсюда формируется третий этап общемирового социального процесса.

Таким образом, в уровнях социальной динамики выделяют регресс (негативное влияние на общество, что приводит к его постепенному угасанию и лишению параметров полноценного современного общества, реформа (принятое в высших органах власти решение о постепенных изменениях в каких-либо сферах общества), революция (спонтанный и хаотичный призыв к изменениям, на уровне требований, что может привести к негативным последствиям, кровопролитию).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальная динамика

Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие “социальные изменения”. Социальные изменения — это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: “Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все — течет, все — изменяется. ”

В каком же соотношении находятся понятия: “социальная динамика” и “социальные изменения”? Если исходить из положения, что “Движение, в применении к материи, — изменение вообще”, то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие “социальная динамика”, мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов.

Что касается понятия “социальное развитие”, то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).

Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций) ; отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и социальные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное развитие является одним из проявлений социальных изменений.

Определив понятия “социальная динамика”, “социальные изменения” и “социальное развитие”, их соотношение, рассмотрим более углубленно содержание и направленность социального развития.

Существенной характеристикой процессов развития является время, так как во-первых, только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.

С возникновением эмпирической науки нового времени идея линейного направления развития времени пробивает себе дорогу в исследованиях природы и ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Это имеет место в философии Гегеля. Опираясь на диалектический метод, он не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник —возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

Идея развития была взята на вооружение социологами при анализе общества и его истории. И О. Конт, и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и К. Маркс рассматривали общество, его структуры как постоянно развивающиеся феномены. Правда, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм разделяли концепцию эволюционного развития, К. Маркс и его последователи —революционного. К. Маркс считал революцию локомотивом истории.

Так в социологии сложились две концепции во взглядах на развитие общества: эволюционизм и марксизм. На их основе сформировались два течения —реформистское и революционное.

Не вдаваясь в анализ этих концепций, подчеркнем мысль о том, что как та, так и другая концепции подвергаются критике и в западной, и отечественной социологии.

Что же является методологической основой определения характера и направленности социального развития?

Очевидно, что этой основой должно выступать учение Гегеля о развитии. При опоре на данное учение можно сформулировать следующие сущностные характеристики социального развития.

1. По своему характеру социальное развитие представляет собой количественные накопления каких-то изменений в социальных явлениях, процессах, обществе в целом, которые на каком-то этапе (когда будет нарушена мера, характеризующая их устойчивость) , приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом. Например, если в обществе будут успешно проводиться реформы, результатом которых станет рост производства материальных благ, обогащение народа достижениями культуры, совершенствование системы управления на основе демократических принципов, улучшения жизненного уровня трудящихся, то по прошествии какого-то времени общество выйдет на качественно новый этап в своем развитии. Причем, этот скачек в общественном развитии не обязательно должен носить революционную форму.

Читать еще:  Понятие социальной динамики

Отличие реформистского или эволюционного характера развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и т. д.) не устраняются основы существующей социально-политической структуры и данного общественного строя. Революционный же характер общественного развития означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит разрушение, то он является болезненным для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными примерами.

Социальная динамика

Когда-то древнегреческий философ сказал «Всё течет – всё меняется». И не зря в наше время эта фраза стала крылатой. Даже предмет изучения социальной психологии: явления и процессы, социально-психологические закономерности и феномены – имеют свойство меняться. Изменения происходят во всей социальной материи и в разных её слоях, сферах жизни. Вся гамма изменений в социуме в целом может выражаться в изменении социально-политического строя, в переходе с одного этапа экономического развития на следующий. Меняются и некоторые характеристики типичных (уже когда-то вдоль и поперек) изученных социальных явлений: общественное настроение, социальное мнение, конформность и прочие.

Понятие социальной динамики

Пытаясь отследить, изучить новое в социальной материи, исследователи и теоретики ощутили необходимость в наличии подходящего термина, единого понимания процесса во всём научном сообществе. Потребовалось вывести понятие, в котором отразилась бы вся суть изменений социальной материи.

Для этих целей идеально подошел термин, введенный ещё основателем социологии О.Контом. Именно он описывал противоположное статичности состояние социальной материи. Конт пытался указать на постоянные изменения, не всегда похожие на прогресс (регресс), но всегда попадающие под выведенное им понятие «социальная динамика».

В настоящее время в социальной психологии под этим термином принято понимать движение в виде смены состояний социальной материи. Например, изменение в общественных явлениях или образованиях, которые копятся и меняют общество (или его часть) с течением времени.

Понятия «социальные изменения» и «социальная динамика»

Динамика всегда отражается в изменениях: о том, что произошла смена состояния в социуме, мы судим по произошедшим изменениям в явлениях и процессах в экономической, политической, социальной, духовной жизни.

«Социальное развитие» как положительная динамика

Столь же важным в социальной психологии является понятие «социального развития». Под словом развитие понимается качественное планомерное изменение. В этом случаи социальную динамику можно назвать положительной.

О социальном развитии свидетельствуют не любые изменения, а только те, которым свойственна направленность и временной показатель. Многие науки (биология, космология, естествознание, геология), а вначале христианство, философия выделяли особо необратимые изменения в природе. И только позже социолог О. Конт и Г. Спенсер подхватили научную мысль и стали говорить о постоянно развивающихся социальных феноменах, об эволюции. В то же время К.Маркс и его последователи представили миру концепцию революционного развития. По сей день обе концепции подвергаются критике.

Основой же для научного понимания социального развития стала философия Гегеля. Он раскрыл суть процесса, описал механизм. Как и у любого процесса, у развития есть начало. Это тот момент, когда появляются причины для изменений. Не всегда их бывает достаточно для запуска, но иногда всё же наступает следующий этап процесса – борьба (так его называл Гегель), которая в итоге приводит к преодолению противоположностей (завершение процесса развития). Основываясь на данных взглядах Гегеля были выведены важные характеристики и показатели развития общества.

Социологические показатели развития общества

  • Накопление. Изменившиеся социальные явления и процессы в определенный момент приводят к качественным изменениям, т.е. имеют свойства накапливаться, если речь идет о процессе развития. Например, реформы, проведенные Горбачевым, привели к распаду СССР. В связи с этим событием правительству пришлось строить новое демократическое государство. Что стало качественно новым этапом в развитии российского общества.
  • Необратимость. Достигнутый уровень развития является закрепившимся навсегда, необратимым изменением.
  • Многовариантность. Однако, начавшись, процесс развития не обязательно приведет к ожидаемому результату. Дело в том, что изменения могут происходит в разных направлениях, итог развития будет зависит от того, какое из них станет приоритетным. Этот довод отверг некогда известную и признанную в научных кругах теорию о линейности «социального развития». События последних лет доказали, что страны в своём развитии могут пойти разными путями, а это означит, что существует множество вариаций качественных изменений социальной материи (а не одно единственно верное). Это же подтверждается в известнейшей философской мысли: идеала не существует ни в чём.
  • Направленность к совершенствованию. Главная черта социального развития в отличии от социальной динамики или социальных изменений – направленность. Зарождаясь в виде изменений в социальных явлениях и процессах, события разворачиваются таким образом, что приводит к нужному результату: социальная материя совершенствуется и усложняется.
  • Закономерность. Развитие всегда происходит там, где это необходимо. Эта характеристика процесса называется закономерностью.
  • Результативность. Развитие может произойти в отдельной группе, в стране, в мировом сообществе. Результатом процесса совершенствования становиться изменений функций социального объекта. Так страны, которые существуют за счет природных ресурсов, меняются и переходят в разряд развивающихся или даже развитых за счет промышленности, систем управления и образовательная политика. Учитывая сказанное, можно говорить о следующем критерии или показатели развития – результативность измененного социального объекта.
  • Улучшение условий жизни. Также социальное развитие подразумевает улучшение условий жизни, удовлетворение потребностей каждого члена группы.

Система показателей как ответ на вопросы практиков

Ещё немало критериев вывели исследователи, чтобы описать «социальное развитие» и динамику. Сегодня из различных показателей: статистических, политических, денежных, социальных, психологических – ученые пытаются составить целую систему, которая смогла бы оценить состояние общества в данный момент и конечный результат его метаморфоз. Наибольшее признание получила «система социальных показателей», которую применили к российскому обществу ученые из ИСПИ РАН. В неё вошли как количественные, так и качественные показатели общественных отношений, а также «фон» или как ещё его называют общественное настроение. В системе эти критерии оценки позволят провести системную оценку уровня развития каждой из сфер жизни общества. Исследования ещё ведутся.

Читать еще:  Оценка социального проекта пример

Все эти усилия направлены не столько на составление теоретических знаний о развитии общества, сколько на поиск ответа на главный вопрос – к чему идет человечество, к благосостоянию, цивилизованному обществу, к процветанию. Или выбранный нами путь всё же не верен?
И в этом исследовательском поиске очень важно, чтобы каждый член научного сообщества правильно понимал тот или иной термин и оперировал одними и теми же категориями. Иначе все сделанные выводы, приведенные или опровергнутые теории о развитии общества, будут не поняты и не приняты обществом. А, следовательно, не принесут пользы. И мы отдалимся от ответа на основной вопрос: какую стратегию выбрать для выхода из кризиса, в каком направлении строить социальное развитие государств и народов.

Социология

Социальная динамика

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Социальная динамика – это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в “позитивную теорию человеческой природы” теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования”, развивать “в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь. ” [там же, 364].

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием “развития”. Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории “органические” периоды чередуются с “критическими”, когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, “настоящее беременно будущим” [там же, 336].

Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В “Позитивистском катехизисе” он утверждает: “Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках”. С этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае “бунта живых против мертвых”.

Главный закон социального прогресса у Конта – это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем – в богов (период политеизма); наконец – в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская – военным.

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется “учеными”, мирское – “индустриалами”. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В известном смысле она еще продолжается. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с “Курса позитивной философии”. Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в “Системе позитивной политики” он ее указывает: это 1860 – 1865 гг.

Чтобы эволюция человечества пришла к Земле Обетованной (позитивному состоянию), необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель – создать твердые и общепринятые мнения; их начало положено “Курсом”. Другие реформы – практические, политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, вторую – “индустриалам”, заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением компетентных людей.

Позитивный, высший этап у Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно туманно. Он считает, что пройдет “еще много веков, прежде чем подлинное Великое Существо (т. е. Человечество. – А. Г.) должно будет заняться своим собственным упадком. ” [10, 73]. Таким образом, у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо новый цикл развития, который начинается с новой “теологической” стадии.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector