Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная функция одежды

Функции одежды

Дата добавления: 2013-12-24 ; просмотров: 9322 ; Нарушение авторских прав

Общие сведения об одежде

Короткая история развития одежды и способы ее производства

1. История развития одежды

2. Что такое одежда

3. Как делится одежда по назначению (бытовая, производственная, специальная (форм.))

4. Что содержат в себе швейные изделия

5. Функции одежды

ДЕРЖСТАНДАРТ 17037-85 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения»

Шаршов В.С. Введение в специальность

Иллюстрированная энциклопедия моды.

ТШИ — Першина Л.Ф.

ТШИ — Савостицкий А.В.

История одежды из древних времен является зеркалом в котором отражается вся история человечества, каждая страна, каждый народ в отдельные периоды накладывают свой отпечаток.

Одежда является наиболее индивидуальной формой материальной культуры народа. В одежде находит свое отражение и его духовная культура, воплощенные представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души и окружающего мира.

В течении всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой взнос в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был наиболее близкий большинству людей, так как в нем каждый мог проявить свое мастерство, фантазию, понимание прекрасного. Т.э. одежда — это изделие или совокупность изделий надеваемое человеком, которая несет утилитарные и эстетические функции. Она создает необходимый комфорт, который разрешает сохранить здоровье и трудоспособность человека в разных метеорологических условиях. Украшает и защищает от влияния окружающей среды.

В зависимости от климатических условий одежда может быть выполнена из разных материалов и иметь вид многослойного пакета. Качество одежды характеризуется совокупностью потребительских и производственных свойств изделия, которые определяют степень его пригодности для использования его по назначению.

В зависимости от сезона одежда подразделяется на:

3. демисезонную (для весняно-осеннього периода)

4. всесезонную (для ношения в любое время года)

В зависимости от половозрастного признака одежда делится на:

В свою очередь детская делится на:

1. грудных детей (до 9месяцев)

2. ясельного возраста (от 9месяцев до 3лет)

3. дошкольного возраста (от 3лет до 7лет)

4. мл.шк. возраста — девочки (от7лет до 11,5лет),

мальчики (от 7лет до 12,5лет)

5. старш.шк. возраста — девочки (от 11,5лет до 14,5лет),

мальчики (от 12,5лет до 15,5лет)

6. подростков — девочки (от 14,5лет до 18лет),

мальчики (от 15,5лет до 18лет)

По назначению одежда подразделяется на: бытовую, производственную, форменную, согласно (ГОССТАНДАРТ 17037-85) государственного стандарта. «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения».

I Бытовая одежда – одежда для ношения в разных бытовых и общественных условиях.

Бытовая одежда в свою очередь подразделяется на:

1. повседневную — бытовая одежда для повседневного ношения.

2. торжественную — бытовая одежда для ношения в торжественных условиях.

3. домашнюю — бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях.

4. рабочую — домашняя одежда для работы в бытовых условиях.

5. спортивную — бытовая одежда для занятий спортом.

6. национальную — бытовая одежда, которая отражает специфику национальной культуры и быта народа.

IIПроизводственная одежда – одежда для ношения в производственных условиях разных областей народного хозяйства.

Производственная одежда подразделяется на:

1. специальную — производственная одежда для защиты работающего об влияния опасных и вредных производственных факторов.

2. санитарную — производственная одежда для защиты предметов работы от работающие и работающие от общих производственных загрязнений. Примечание. Разновидностью санитарной одежды является технологическая одежда для защиты предметов работы.

IIIФорменная одежда – одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учеников, для которых установленная форма.

По способу производства одежда делится:

I. Одежда массового производства — одежда на типичные фигуры, установленная сериями в условиях поточного производства (фабрики).

II. Одежда по индивидуальному заказу — одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели (ателье).

III. Готовая одежда — одежда готовая к эксплуатации, с законченным циклом технологической обработки.

IV. Одежда полуфабрикат — одежда с незаконченным циклом технологической обработки. (характеризуется необработанными некоторыми узлами, заканчивается после подгона изделия по фигуре человека)

По материалу верха одежды, подразделяется на одежду с натуральных (х/б, льняных, шерстяных, шелковых) и химических (искусственных и синтетических) волокон.

Одежда делится на 2 большие группы:

1. плечевая одежда – одежда, которая опирается на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а внизу – линией, которая проходит через выступающие точки лопаток и груди.

2. поясная одежда – одежда, которая опирается на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченной сверху линией талии, а снизу — линией бедер.

Швейные изделия делятся на изделия, изготовленные в условиях швейного производства из любых видов материалов, предназначенных для одежды и бельевые изделий).

Термины и определения швейных изделий:

1. комплект одежды — одежда состоит из 2х или больше изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.

2. верхняя(ее) одежда (изделие) — одежда (изделие) надеваемое на корсетные изделия, нательное бельё и изделия костюмно-платьевой группы.

3. бельевое изделие — швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиеничных условий тела и быта (пример: к бельевому относятся нательное бельё, постельная и столовая бельё).

4. корсетное изделие — швейное или трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело для формирования и поддерживания отдельных частей тела, а также для держания чулок.

5. головной убор — швейное или трикотажное изделие, которое покрывает голову.

6. чулочно-насочное изделие — трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело и покрывающая нижнюю часть туловища ноги, каждую отдельно, включая ступни.

7. перчаточное изделие — швейное или трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья.

8. платочно-шарфовое изделие — швейное или трикотажное изделие, которое покрывает голову или шею.

Назначение изделия определяет его главную функцию, а условия эксплуатации — второстепенную функцию.

Под функцией одежды понимают ту роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делят на утилитарные и социально-эстетические.

Социально-эстетические функции одежды состаят в ее духовной полезности, т.е. способности одежды предметно-чувственным образом отображать свою естественную и общественную целесообразность, красоту и совершенство, нести в себе определенную информацию.

1. защитные — наиболее важные в группе утилитарных и обеспечивают защиту человека от неблагоприятных влияний, химической, биологической, естественной среды и механических повреждений.

2. утилитарно — практические — обеспечивают эффективное выполнение разных процесов, для которых она предназначена: (работа, сон, отдых, спорт, и т.д.) это характеризует функцию назначения. Второй чертой утилитарно- практической функции есть практическая функция присущий некоторым видам одежды (грация, пояса, и т.д.) и, что состоит в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придание им определенной формы.

3. социальные функции — характеризуют их общественную целесообразность и значимость.

4. художественно-эстетическая функция — заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, выразительностью, гармонией с окружающей средой и внешним видом человека.

Каждая модель одежды определенного вида выполняет не все функции, а только некоторые, из которых одна — две главные, другие второстепенные.

Истоки одежды уходят глубоко в века. Уже 30тыс. лет тому люди могли пользоваться различными природными материалами, для создания одежды и украшений. Своеобразность одежды разных народов зависело от разных факторов — естественных условий, климата, образа жизни и основных занятий, доступных материалов и систем религиозных представлений.

Поэтому со времени своего возникновения одежда кроме чисто утилитарной , выполняла социальную и эстетическую функцию.

В настоящее время костюм может дать довольно много информации о своем владельце, не смотря на значительное ослабление социальной функции одежды. Но как и прежде, большое значение предаётся ее эстетической роли. Благодаря одежде, человек может изменить свой внешний вид, украсить себя, спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства внешности, продемонстрировать свой вкус.

Женщина всегда понимала, что ее оценивают не только по уму, характеру, хозяйственным привычкам, но и по туалету и, учитывая это, уделяла умению одеваться, довольно много времени, сил, средств, раскрывая в этом все свои достоинства. На развитие одежды не могли отразиться религиозные взгляды людей, и их внимание очень заметно на протяжении почти всей истории. Это влияние было различным в разные времена и у разных народов. Например: орнаментация одежды у славянских народов строго отвечало языческим представлениям о миру и человеке. Так как природа по представлениям славянина была насыщенна духами зла и добра. Человек был беззащитный, и ему помогали доброжелательные символы (изображение солнца, фигуры богинь, знаки воды, дождя, растений, животных, птиц), которые располагались в самых чувствительных местах жилья и одежды.

Особое значение предоставлялось головному убору, в котором воплощалась идея неба, солнца (форма) мирового древа жизни, направленного к небу, птицам. Это отражалось даже в названиях (кокошник — (от кокош — петух), кика (кичка — утка) от головного убора к груди шли подвески — рясны, имитирующие струи дождя, небесной влаги, на концах которых крепились колты с фигурками посредников между небом и землей. Потеряв со временем свое языческое содержание, эти орнаменты и знаки остались своеобразной эстетической основой художественного оформления одежды.

Читать еще:  Webgl как включить в браузере

Изменение религии, принятие христианства отразились на одежде появлением новых форм, взятых из Византии. Народная одежда в отличии от духовенства изменялась медленно. В русском костюме особенно великолепны были вышивки — любимый вид отделки, доступной любой мастерице, позволяющей создать неповторимые по красоте шедевры. Особенности времени, в котором мы живем, внесли в довольно неторопливый когда-то процесс создания новой моды большие изменения.

Революцией в моде стало промышленное производство одежды. Быстрое удовлетворение больших потребностей человека в необходимой одежде ее высокое качество и большое разнообразие, тем не менее отняли у костюма одно из особенно ценных его свойств — уникальность, индивидуальность. Промышленное производство освободила нас от необходимости уметь изготовливать себе одежду, но одновременно с этим и почти разучило нас шить. В то же время не вполне удоволетворенное стремление быть единственной и неповторимой, не вздрагивать, встречая на улице двойников, вызывает во многих женщин желания научиться шить.

Гете говорил: «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится каждый раз начинать сначала. Не только осваивать ценности прошлого, но и вносить в них нового, созвучное времени».

Социальная функция одежды

В статье обозначены основные междисциплинарные подходы к изучению одежды, а также базовые концептуальные модели социологического анализа костюма. Авторы полагают, что в социологических исследованиях не оправдано использование лишь какого-то одного подхода и следует выбирать оптимальное для решения конкретной задачи их сочетание, однако семиотический подход предлагает наиболее интересные и эффективные инструменты интерпретации функций и кодов одежды в изменяющем культурно-историческом контексте.

Статья рассматривает вопросы становления науки о языке как социально-культурном феномене. Авторы приходят к выводу о том, что в процессе общения прослеживается непосредственная связь со способом соединения способности с нормами регулятивной деятельности.

В работе излагается социологическая модель дискурса, опирающаяся на концепты «различие» и «смысловая схема». Операционализируются понятия «смысловая структура социологического дискурса» и «социальная структура социологического дискурса». Статистически конструируется смысловая и социальная структуры социологического дискурса, как он представлен в журнале «Социологические исследования» за 1996 год. Статистически устанавливается изоморфизм смысловой и социальной структур социологического дискурса и рассматриваются возможные следствия этого для социологии социальных наук.

Статья посвящена результатам анализа интерпретаций и перспектив использования актуальных символов в дизайне и рекламе современного костюма.

Статья посвящена актуальным вопросам применения семиотического подхода к анализу текста. Авторы приходят к выводу, что процесс понимания носит системный характер и возможен в процессе взаимодействия частей и целого в рамках данной знаковой структуры.

В настоящей работе предпринимается попытка рассмотреть образовательное пространство в контексте семиотического подхода. Современные образовательные модели подвержены воздействию интеграционных процессов и находятся в процессе непрерывной транформации. При этом, феномен образовательного пространства может быть с различных позиций: как социокультурный феномен, как объект научно- практического исследования и как звено социальной практики.

Статья посвящена результатам анализа «Системы символов костюма» (ССК) за сезон весна – лето и использованию этих данных в разработке базы данных и компьютерной программы «Система символов в дизайне современного костюма».

Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара «Математическое моделирование социальных процессов» им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.

Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.

В статье рассмотрены вопросы миграции и миграционной политики в России с точки зрения СМИ и общественного мнения.

Данная статья раскрывает понятия политического управления и культурной политики, их сущность и содержание с точки зрения тенденций развития постиндустриального общества. В частности, обозначено, что культурная политика в настоящее время является основой всей региональной политической деятельности. В статье отмечено, что регионы могут получить значительные конкурентные преимущества в случае успешной реализации культурной политики, что может заложить основу для развития всей новой экономики.

Одежда и социология

Социологи знают, что одежда человека — такой же социальный сигнал, как и его речь, поведение и т. д. Даже те, кто уверяет, что «наряды им совершенно не интересны», и одеваются настолько небрежно, насколько это возможно, по сути, таким образом сообщают о своей роли в обществе и о своем отношении к той культуре, в которой они живут.

Говорят, что современный человек одевается все более свободно и «неформально». Но такое утверждение обманчиво. В действительности прежние условности уступают дорогу новым. Джинсы на молодом человеке сегодня — такая же условность, как цилиндр на его сверстнике из предшествующей эпохи. Современному парню может казаться, что он носит то, что хочет, и что он наконец избавился от тесных правил костюмного этикета, которые когда-то определяли существование людей в обществе — да, старые правила отброшены, но их быстро заменили неписаные правила сегодняшнего дня.

Чтобы понять эти правила, необходимо оглянуться на происхождение одежды. У одежды три основных функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и, так сказать, «демонстрационная» функция. Обеспечение комфорта — это, конечно же, внеобщественная и внеличностная функция одежды. Природа требовала от человека защищаться от жары, холода и т. д.

Однако благодаря современной технологии люди, получается, могли бы отказаться от этой функции одежды: квартиры снабжены центральным отоплением и мягкой мебелью, так что мы можем преспокойно существовать в пределах своих квартир и нагишом. Но то, что мы этого не делаем, подводит нас к следующей основной функции одежды — к соблюдению приличий.

В различные эпохи правила скромности были различными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским было общество, тем тщательнее полагалось скрывать свое тело. Пример крайности в этом отношении — одеяния женщин в некоторых арабских странах, где скрывается не только тело, но и его очертания. В этих странах женщина никогда не появлялась на людях без плотной вуали, и только ее муж знал, кто она на самом деле — красавица или уродина.

Сегодня трудно и представить, насколько далеко цивилизованное общество заходило в своих требованиях соблюдения приличий. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки роялей во время публичных концертов закрывались чехлами. Ступеньки, ведущие из купальных кабин в море или реку, занавешивались, чтобы посторонние не могли видеть, как люди в купальных костюмах спускаются в воду,— и так было всего сто лет назад.

Перейдем к следующей функции одежды, а именно к демонстрационной. Запрет мужчинам появляться без галстука в дорогих ресторанах связан не с тем, что они обнажают адамово яблоко, а с тем, что галстук — это показатель определенного социального статуса. Как и многие другие элементы костюма, галстук выступает не как средство создания комфорта или в качестве детали, что-то скрывающей, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к четкой социальной группе. И эта древнейшая функция одежды сохраняет свою значимость и в наши дни. Именно поэтому бесцветные, сугубо практичные туники людей космической эры, знакомые нам по второразрядным научно-фантастическим книгам и фильмам, так же маловероятны, как и возвращение человека к полной наготе. Как только общество отказывается от одного набора декоративных деталей одежды, на смену ему приходит новый — и подобная эволюция будет продолжаться, вероятно, до тех пор, пока человек не перестанет быть «общественным животным»: одежда — слишком удобное средство для демонстрации статуса и взглядов ее обладателя, поэтому навряд ли человек откажется от этой ее функции и перейдет к нейтральной защитной оболочке.

Читать еще:  Типы социальных изменений

В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась крайне жестко. Например, в Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Большую часть времени тогдашний парламент посвящал определению правил одежды для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его на общественной лестнице, он подвергался штрафу, а «незаконная» одежда конфисковывалась. Однако закону этому люди сопротивлялись с упорством чрезвычайным: настолько велико было желание англичан демонстрировать — хотя бы посредством костюма — высокое положение в обществе. Правила ужесточались, штрафы росли — но тщеславие было непобедимо.

Англия не была одинока в строгости. В Германии времен Возрождения женщина, нарушившая подобные правила, была обязана носить на шее тяжелый деревянный воротник. А в американских колониях женщине возбранялось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов.

Все это — отдельные примеры, взятые из множества подобных предписаний, существовавших в ранние периоды истории человечества. И для нас важно обратить внимание на следующее: люди стремились «завысить» свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм, а наказывали их, по сути, не за сам костюм, но за попытку с его помощью завысить свой статус. В нашей обыденной жизни ношение одежды уже не ограничено такими жесткими правилами, тем не менее майор, например, не имеет права носить форму полковника, да и другие виды официального костюма регулируются столь же жестко, как и в давние времена.

Может показаться, что современный «распад» системы «костюмных» законов и правил приведет к декоративному хаосу, но это отнюдь не так. Общество вместо того, чтобы прийти к полной свободе в выборе одежды, выработало свои собственные ограничения. Сначала юридические законы сменились законами этикета, сформулированными, пожалуй, не менее тщательно, чем уголовный кодекс. Затем, с уничтожением жесткой общественной структуры, пособия по этикету костюма исчезли. Но сами правила отнюдь не самоустранились — они просто «ушли в подполье», став неписаными и даже не произносимыми вслух. Когда британского лорда спросили, есть ли преимущества в его общественном положении, он ответил: «Есть только одно преимущество — я не должен одеваться так же чертовски тщательно, как мои слуги».

Впрочем, свято место пусто не бывает: демонстрация своего высокого положения в обществе нашла новые формы. Так, например, в XVIII веке такой формой стал. спорт. «Высокородные» мужчины занимались «высокородными» видами спорта. И при верховой езде английские сельские джентльмены надевали для удобства фраки и цилиндры — именно это одеяние стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. «Благородный» спортивный костюм при помощи молодых модников превратился в повседневный костюм высшего света, а позже, к середине XIX века, стал обычным костюмом большой части общества.

Но повседневность данного костюма лишила его признаков «высокого статуса», и в поисках авангардных идей модники продолжали исследовать новую — спортивную — сферу. Наступила очередь ружейной охоты, рыбалки и гольфа — дорогостоящих развлечений, распространенных среди обеспеченных классов и потому являющихся прекрасным источником новых идей в области моды. Джентльмены надели клетчатые костюмы и котелки. Вначале подобная одежда считалась крайне неофициальной, но затем клетчатая ткань потеряла свою яркость и, став более приглушенной по цвету, вытеснила черный фрак, оставив ему скромное место одеяния для свадебных и других официальных торжеств, а также для некоторых вечерних «мероприятий». И по сути, все без исключения современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы наметилась новая тенденция. Общество равных возможностей со все большей неприязнью относится к привилегиям, и это заставило тех, кто занимает высокое положение, еще более изощренно демонстрировать свой социальный статус. Стало немодным и даже опасным заявлять — при помощи одежды — о своей принадлежности к элите, которая может дозволить себе «дорогие» виды спорта. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов»,— она давала возможность продемонстрировать, что в груди у богатых и знаменитых людей билось сердце «простых парней».

Самым первым симптомом таких перемен стала мода, родившаяся в результате отдыха в средиземноморских странах. Богатые молодые люди нарядились в грубые рубашки и свитеры местных рыбаков, затем мода распространилась во всех странах. Но какую, если вдуматься, информацию сообщала нам эта «простая» одежда непростых людей? А вот какую: «Я одобряю бедных ребят, но сам к ним не отношусь». Как это им удается? Способов много. Первый — носить свитер и джинсы в тех общественных ситуациях, в которых бедняк оденется в свой лучший костюм. Второй — носить прекрасно сшитую, стилизованную «одежду бедняка». Есть еще с десяток способов, но суть их одна — контраст между одеждой и тем, кто ее носит. Любой богатый или известный человек, чье лицо регулярно появляется на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров и кинотеатров, может позволить себе надевать самую «бедняцкую» одежду на самые ответственные мероприятия. В этих случаях он или она, используя этот контраст, совершает молчаливую, но активную атаку на общество, превозносящее благосостояние в качестве высшей ценности.

В сложном мире сигналов, «излучаемых» человеческой одеждой, существует множество тенденций. Часто они пересекаются, одни из них быстротечны, другие живут десятилетиями. Кратковременные тенденции — это обычно не более чем поиск нового; в их основе лежит потребность носителей одежды демонстрировать свою «современность». Такие тенденции зачастую быстро облетают земной шар и затем уходят в небытие. Однако демонстрация последних тенденций моды свидетельствует не только о том, что индивидуум идет в ногу с обществом, но и о его способности через определенные интервалы времени платить за новую модную одежду, то есть о его социальном статусе. Следя за мельчайшими изменениями в деталях нашего костюма (например, за изменениями ширины брюк или пиджачных лацканов), можно составить графики изменений сигналов, подающихся человеческой одеждой. Бессознательно мы постоянно составляем такие графики, что помогает нам «считывать» множество сигналов, передаваемых нам другими людьми. Таким образом, одежда является такой же частью языка человеческого общения, как и жесты, выражения лица и позы.

Десмонд Моррис, английский социолог

Лекционный материал. Для студентов СПО специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Лекция № 1 Тема: Функции и классификация современной одежды.

Моделирование одежды, основано на трёх принципах:

Соответствие одежды её назначению;

Соответствие применяемого материала форме и назначению одежды;

Соответствие одежды внешнему и внутреннему облику потребителя.

Для решения этих задач необходим определённый объём знаний об одежде её свойствах и функциях.

Человек живёт среди вещей, которые служат ему на работе, в быту, во время отдыха, т.е. выполняют определённые функции.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Это — характеристика, определяющая реальное выполнение изделием своего прямого назначения, т.е. возможность использования изделия в определенных условиях, удовлетворение конкретных потребностей человека.

Потребность человека в одежде определенного назначения представляет собой определенную комбинацию утилитарных, эстетических и культурных запросов человека. Комбинация этих потребностей зависит от того, кто является потребителем данного изделия, (человек умственного или физического труда, научный работник или офисный служащий, люди творческих профессий) каковы условия и способы его эксплуатации. Если же потребность удовлетворяется, изделие полезно человеку- функционально.

Основными функциями современной одежды являются: утилитарная, социальная, эстетическая.

1. Утилитарные функции одежды заключаются в её практической полезности для человека. Они включают:

Защитная функция — сводится к защите от неблагоприятных воздействий климатической среды, опасностей создаваемых людьми (войны), от укусов

насекомых (свободная одежда, которая соприкасается с телом только во время движения),от механических повреждений (травм), и неблагоприятных воздействий производственной среды (агрессивных сред) и т,д.

Гигиеническая функция отвечает за благоприятные условия пододежного микроклимата: гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, дыхание. Эргономическая функция определяет удобство выполнения человеком тех или иных процессов, удобство одежды в статике и динамике.

Использование одежды, не приспособленной к тем или иным процессам может привести к утомлению, ухудшению здоровья, снижению производительности труда, травматизму.

Практическая функция присуща некоторым видам одежды (грации, пояса, бюстгальтеры, и т.д.), заключается в фиксации отдельных участков тела в определённом положении или придании им определённой формы.

Социальная и эстетическая функции одежды являются информативными. Они дают информацию о человеке (о его социальном статусе, материальном положении, культурном уровне, профессиональной принадлежности, интересах).

2. Социальные функции одежды характеризуют соответствие изделия общественным потребностям, определяют его общественную значимость и целесообразность. Они раскрывают нам региональные, обрядовые, символические, знаковые функции человека в одежде, информируют нас о морально-эстетических нормах общества, о характере субкультуры (национальной, региональной, профессиональной), традициях, обычаях, которые диктуют вид одежды, способ её ношения или полное отсутствие.

Читать еще:  Защитно охранная функция социального педагога

Анатоль Франс: «Одежда и особенно женский костюм, являются своеобразным зеркалом эпохи. И если бы исчезло всё и остался бы только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить и эпоху и материальную среду, и общественные нравы и обычаи того времени».

Многое может поведать одежда о человеке, который ею пользуется: о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте, интересах и т.д. Кроме того, сам облик вещи несёт информацию о том, к какому классу, типу она относится, и как с ней обращаться.

Визуально-коммуникативная функция одежды заключается в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая определённые сведения от кого-то кому-то. Это возникло из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на определённые группы, в целях регулирования отношений между ними. И одежда выступает здесь как — признак отличия групп. Деление на группы может осуществляться по профессиональным признакам (форменная одежда железнодорожников, работников милиции и т.д.), по государственным признакам (форменная одежда военнослужащих) и т.д. Такое деление позволяет человеку своевременно ориентироваться в окружающей его обстановке, выработать определённые правила и нормы взаимодействия, и поведения.

Символическая или знаковая : символика форменной одежды, профессиональный спорт, и т.д. (разная символика): принадлежность человека к той или иной социальной группе (статусность одежды).

Воспитательная функция одежды заключается в воспитании и развитии эстетических вкусов, так как воспитывают не только люди и события, но и вещи. Особенно ярко эта функция проявляется в детской одежде, которая даёт первые уроки эстетического воспитания детям, прививает им правила хорошего тона, формирует привычки.

3.Эстетическая функция одежды заключается в её способности доставлять человеку эмоциональное удовлетворение своей художественностью, гармонией с окружающей средой, внешним обликом и личностью человека. Каждая историческая эпоха, каждый народ по своему ставят и решают задачи создания красивой одежды. И в наши дни не прекратился поиск оптимального решения этой задачи.

Каждая вещь выполняет не все функции, а только несколько, из которых одна две являются основными, остальные — второстепенными .

Общее назначение изделия определяет его главную функцию . Ниже перечислены главные функции основных видов одежды.

Основная функция нательного белья — обеспечение нормального функционирования кожных покровов и регуляция теплообмена организма благодаря своевременной эвакуации из пододёжного пространства антропотоксинов и созданию благоприятных условий для жизнедеятельности организма. Кроме того некоторые виды корсетных изделий предназначены для фиксации отдельных участков тела в определённом положении.

Женское платье — один из наиболее распространённых видов одежды, основная функция которой — регуляция и теплоотдача организма, создание благоприятных условий для труда и отдыха, и украшения человека.

Основные функции пальто, п/пальто, костюмов и т.д. — усиление тепловой изоляции организма, защита человека от неблагоприятных воздействий природной среды и украшение человека.

Функции спортивной, производственной и форменной одежды зависят от условий эксплуатации и определяются ими. Для форменной, одежды главной функцией является — знаковая. Эстетическая функция более важна для праздничной одежды, нежели будничной. Функции спортивного костюма: утилитарная (защитная, знаковая) и эстетическая.

Эти функции в различных соотношениях представлены во всех видах спортивной одежды. В костюме для одних видов спорта (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей) ведущими являются защитная и знаковая, для других (фигурное катание) – утилитарная и эстетическая, для третьих (плавание и прыжки в воду) – утилитарная и т.д. Ведущая функция костюма какого либо назначения и определяет его форму и структуру.

В детской одежде и обуви присутствуют в основном утилитарная согласно возрасту и эстетическая функции.

Второстепенные функции одежды определяются условиями эксплуатации и требованиями потребителя (в зимней одежде, к примеру, основная функция – защита от холода, второстепенные – соответствие пакета одежды климатическим условиям среды, эстетическая функция).

Требования к одежде

Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

По целевому назначению одежда:

повседневная – это одежда, которая употребляется ежедневно и отличается относительно строгими формами, умеренным количеством украшений;

торжественная – это одежда для различных торжеств, праздников и отдыха.

Ассортимент (франц. assortiment – подбор, набор, комплект) – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров.

Ассортимент женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду:

Белье – это все, что надевают прямо на тело.

Легкое платье – изделия, которые надевают поверх белья.

Верхняя одежда – все то, что надевают поверх легкого платья.

По способу эксплуатации одежда делится на поясную (держится на талии) и плечевую (держится на плечах).

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5-6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека.

Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки. Свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector