Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальное назначения одежды

Требования к одежде

Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

По целевому назначению одежда:

повседневная – это одежда, которая употребляется ежедневно и отличается относительно строгими формами, умеренным количеством украшений;

торжественная – это одежда для различных торжеств, праздников и отдыха.

Ассортимент (франц. assortiment – подбор, набор, комплект) – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров.

Ассортимент женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду:

Белье – это все, что надевают прямо на тело.

Легкое платье – изделия, которые надевают поверх белья.

Верхняя одежда – все то, что надевают поверх легкого платья.

По способу эксплуатации одежда делится на поясную (держится на талии) и плечевую (держится на плечах).

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5-6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека.

Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки. Свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Основные потребительские свойства и требования к одежде

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия. Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5—6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материал лов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для уве личения теплозашитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю сред; Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которого одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность чело

иска. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды). Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Антропометрические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие размерных характеристик изделий форме и размерам тела человека в статике и динамике, создающие благоприятные условия для дыхания, кровообращения, а также — выполнения различных движений, удобство в эксплуатации (способность легко надеваться, сниматься, застегиваться, пользоваться отдельными элементами).

Безопасность изделий — свойство изделий, обеспечивающее отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу человека. Определяется безвредностью — отсутствием выделения вредных для организма веществ (токсичных, патогенных микроорганизмов, аллергического действия), электризуемости материалов. В одежде безопасность обеспечивается также необходимыми параметрами под одежного пространства, способностью изделий защищать тело человека от вредного воздействия окружающей среды; надежностью соединения деталей и узлов.

Гигиенические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие комфортный микроклимат пододежного пространства (температуру, влажность, газовый состав, чистоту и др.), хорошее самочувствие и работоспособность человека, защищающие от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основными характеристиками этих свойств являются: теплозащитные, гигроскопичность, сорбционная способность, воздухопроницаемость, пылепроницаемость, пылеемкость, электризуемость, грязеемкость.

Моральный износ (социальное устаревание) изделий — потеря изделиями способности удовлетворять эстетические потребности при сохранении основных полезных свойств с изменением моды, детской одежды — несоответствием форме и размерам ребенка в результате роста.

Потребительские свойства изделий — комплекс свойств, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) изделий, включающий безопасность, функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности.

Психофизиологические свойства швейных изделий—свойства, обеспечивающие душевный комфорт и физиологические потребности человека. Определяются эстетичностью изделий, хорошей посадкой на фигуре (одежда), антропометрическим соответствием, комфортными условиями для организма.

Ремонтопригодность изделий — способность изделий к восстановлению исходных свойств в результате мелкого, а также среднего и капитального (перелицовка) ремонта одежды. Определяется сложностью конструкции, способом соединения деталей и узлов. Наиболее ремонтнопригодны изделия с ниточным соединением.

Свойства надежности швейных изделий — свойства, обеспечивающие способность изделий сохранять материальные и нематериальные свойства в заданных пределах в течение определенного времени при хранении, транспортировании и эксплуатации, включающие долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность.

Читать еще:  Содержание правоотношений в праве социального обеспечения

Сохраняемость изделий — способность изделий сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования.

Срок службы изделий — календарная продолжительность эксплуатации изделий до предельного состояния (физического и (или) морального износа) в днях, месяцах, годах.

Физиологические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие изделий силовым и скоростным возможностям человека. Определяются соответствием изделий размерам и форме тела человека, массой, жесткостью, гибкостью, силой трения между слоями изделия, изделием и кожей человека.

Физический износ изделий — ухудшение свойств материалов или их разрушение, изменение конструкции, формы и (или) размеров изделий, разрушение соединений деталей и узлов под влиянием одновременного воздействия механических, физикохимических и биологических факторов.

Формо- и размероустойчивость изделий — способность изделий сохранять и быстро восстанавливать первоначальную форму, измененную в процессе хранения, транспортирования, эксплуатации под воздействием физико-химических и механических факторов. Определяется упругостью, жесткостью, величиной усадки (притяжки) материалов; в одежде также — конструкцией изделия, — наличием упругих прокладочных деталей, обработкой жестких деталей (выстегивание нижнего воротника, лацканов, пояса и др.), несминаемостью и противоусадочностью отделок.

Функциональные свойства швейных изделий — обеспечивающие соответствие изделий размерной и полнотно-возрастной группе человека; области применения и условиям эксплуатации в одежде; сезону.

Эргономические свойства швейных изделий — характеризующие удобство и комфорт, включающие антропометрические, гигиенические, психофизиологические и физиологические.

Эстетические свойства изделий — обеспечивающие способность изделий удовлетворять социальные потребности человека, соответствие общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, моде, вкусам потребителей. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, высокий уровень конфекционирования, технологической обработки и отделки.

Одежда и социология

Социологи знают, что одежда человека — такой же социальный сигнал, как и его речь, поведение и т. д. Даже те, кто уверяет, что «наряды им совершенно не интересны», и одеваются настолько небрежно, насколько это возможно, по сути, таким образом сообщают о своей роли в обществе и о своем отношении к той культуре, в которой они живут.

Говорят, что современный человек одевается все более свободно и «неформально». Но такое утверждение обманчиво. В действительности прежние условности уступают дорогу новым. Джинсы на молодом человеке сегодня — такая же условность, как цилиндр на его сверстнике из предшествующей эпохи. Современному парню может казаться, что он носит то, что хочет, и что он наконец избавился от тесных правил костюмного этикета, которые когда-то определяли существование людей в обществе — да, старые правила отброшены, но их быстро заменили неписаные правила сегодняшнего дня.

Чтобы понять эти правила, необходимо оглянуться на происхождение одежды. У одежды три основных функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и, так сказать, «демонстрационная» функция. Обеспечение комфорта — это, конечно же, внеобщественная и внеличностная функция одежды. Природа требовала от человека защищаться от жары, холода и т. д.

Однако благодаря современной технологии люди, получается, могли бы отказаться от этой функции одежды: квартиры снабжены центральным отоплением и мягкой мебелью, так что мы можем преспокойно существовать в пределах своих квартир и нагишом. Но то, что мы этого не делаем, подводит нас к следующей основной функции одежды — к соблюдению приличий.

В различные эпохи правила скромности были различными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским было общество, тем тщательнее полагалось скрывать свое тело. Пример крайности в этом отношении — одеяния женщин в некоторых арабских странах, где скрывается не только тело, но и его очертания. В этих странах женщина никогда не появлялась на людях без плотной вуали, и только ее муж знал, кто она на самом деле — красавица или уродина.

Сегодня трудно и представить, насколько далеко цивилизованное общество заходило в своих требованиях соблюдения приличий. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки роялей во время публичных концертов закрывались чехлами. Ступеньки, ведущие из купальных кабин в море или реку, занавешивались, чтобы посторонние не могли видеть, как люди в купальных костюмах спускаются в воду,— и так было всего сто лет назад.

Перейдем к следующей функции одежды, а именно к демонстрационной. Запрет мужчинам появляться без галстука в дорогих ресторанах связан не с тем, что они обнажают адамово яблоко, а с тем, что галстук — это показатель определенного социального статуса. Как и многие другие элементы костюма, галстук выступает не как средство создания комфорта или в качестве детали, что-то скрывающей, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к четкой социальной группе. И эта древнейшая функция одежды сохраняет свою значимость и в наши дни. Именно поэтому бесцветные, сугубо практичные туники людей космической эры, знакомые нам по второразрядным научно-фантастическим книгам и фильмам, так же маловероятны, как и возвращение человека к полной наготе. Как только общество отказывается от одного набора декоративных деталей одежды, на смену ему приходит новый — и подобная эволюция будет продолжаться, вероятно, до тех пор, пока человек не перестанет быть «общественным животным»: одежда — слишком удобное средство для демонстрации статуса и взглядов ее обладателя, поэтому навряд ли человек откажется от этой ее функции и перейдет к нейтральной защитной оболочке.

В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась крайне жестко. Например, в Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Большую часть времени тогдашний парламент посвящал определению правил одежды для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его на общественной лестнице, он подвергался штрафу, а «незаконная» одежда конфисковывалась. Однако закону этому люди сопротивлялись с упорством чрезвычайным: настолько велико было желание англичан демонстрировать — хотя бы посредством костюма — высокое положение в обществе. Правила ужесточались, штрафы росли — но тщеславие было непобедимо.

Англия не была одинока в строгости. В Германии времен Возрождения женщина, нарушившая подобные правила, была обязана носить на шее тяжелый деревянный воротник. А в американских колониях женщине возбранялось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов.

Все это — отдельные примеры, взятые из множества подобных предписаний, существовавших в ранние периоды истории человечества. И для нас важно обратить внимание на следующее: люди стремились «завысить» свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм, а наказывали их, по сути, не за сам костюм, но за попытку с его помощью завысить свой статус. В нашей обыденной жизни ношение одежды уже не ограничено такими жесткими правилами, тем не менее майор, например, не имеет права носить форму полковника, да и другие виды официального костюма регулируются столь же жестко, как и в давние времена.

Может показаться, что современный «распад» системы «костюмных» законов и правил приведет к декоративному хаосу, но это отнюдь не так. Общество вместо того, чтобы прийти к полной свободе в выборе одежды, выработало свои собственные ограничения. Сначала юридические законы сменились законами этикета, сформулированными, пожалуй, не менее тщательно, чем уголовный кодекс. Затем, с уничтожением жесткой общественной структуры, пособия по этикету костюма исчезли. Но сами правила отнюдь не самоустранились — они просто «ушли в подполье», став неписаными и даже не произносимыми вслух. Когда британского лорда спросили, есть ли преимущества в его общественном положении, он ответил: «Есть только одно преимущество — я не должен одеваться так же чертовски тщательно, как мои слуги».

Впрочем, свято место пусто не бывает: демонстрация своего высокого положения в обществе нашла новые формы. Так, например, в XVIII веке такой формой стал. спорт. «Высокородные» мужчины занимались «высокородными» видами спорта. И при верховой езде английские сельские джентльмены надевали для удобства фраки и цилиндры — именно это одеяние стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. «Благородный» спортивный костюм при помощи молодых модников превратился в повседневный костюм высшего света, а позже, к середине XIX века, стал обычным костюмом большой части общества.

Но повседневность данного костюма лишила его признаков «высокого статуса», и в поисках авангардных идей модники продолжали исследовать новую — спортивную — сферу. Наступила очередь ружейной охоты, рыбалки и гольфа — дорогостоящих развлечений, распространенных среди обеспеченных классов и потому являющихся прекрасным источником новых идей в области моды. Джентльмены надели клетчатые костюмы и котелки. Вначале подобная одежда считалась крайне неофициальной, но затем клетчатая ткань потеряла свою яркость и, став более приглушенной по цвету, вытеснила черный фрак, оставив ему скромное место одеяния для свадебных и других официальных торжеств, а также для некоторых вечерних «мероприятий». И по сути, все без исключения современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы наметилась новая тенденция. Общество равных возможностей со все большей неприязнью относится к привилегиям, и это заставило тех, кто занимает высокое положение, еще более изощренно демонстрировать свой социальный статус. Стало немодным и даже опасным заявлять — при помощи одежды — о своей принадлежности к элите, которая может дозволить себе «дорогие» виды спорта. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов»,— она давала возможность продемонстрировать, что в груди у богатых и знаменитых людей билось сердце «простых парней».

Самым первым симптомом таких перемен стала мода, родившаяся в результате отдыха в средиземноморских странах. Богатые молодые люди нарядились в грубые рубашки и свитеры местных рыбаков, затем мода распространилась во всех странах. Но какую, если вдуматься, информацию сообщала нам эта «простая» одежда непростых людей? А вот какую: «Я одобряю бедных ребят, но сам к ним не отношусь». Как это им удается? Способов много. Первый — носить свитер и джинсы в тех общественных ситуациях, в которых бедняк оденется в свой лучший костюм. Второй — носить прекрасно сшитую, стилизованную «одежду бедняка». Есть еще с десяток способов, но суть их одна — контраст между одеждой и тем, кто ее носит. Любой богатый или известный человек, чье лицо регулярно появляется на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров и кинотеатров, может позволить себе надевать самую «бедняцкую» одежду на самые ответственные мероприятия. В этих случаях он или она, используя этот контраст, совершает молчаливую, но активную атаку на общество, превозносящее благосостояние в качестве высшей ценности.

Читать еще:  Социально экономические цели фирмы

В сложном мире сигналов, «излучаемых» человеческой одеждой, существует множество тенденций. Часто они пересекаются, одни из них быстротечны, другие живут десятилетиями. Кратковременные тенденции — это обычно не более чем поиск нового; в их основе лежит потребность носителей одежды демонстрировать свою «современность». Такие тенденции зачастую быстро облетают земной шар и затем уходят в небытие. Однако демонстрация последних тенденций моды свидетельствует не только о том, что индивидуум идет в ногу с обществом, но и о его способности через определенные интервалы времени платить за новую модную одежду, то есть о его социальном статусе. Следя за мельчайшими изменениями в деталях нашего костюма (например, за изменениями ширины брюк или пиджачных лацканов), можно составить графики изменений сигналов, подающихся человеческой одеждой. Бессознательно мы постоянно составляем такие графики, что помогает нам «считывать» множество сигналов, передаваемых нам другими людьми. Таким образом, одежда является такой же частью языка человеческого общения, как и жесты, выражения лица и позы.

Десмонд Моррис, английский социолог

Основные потребительские свойства и требования к одежде

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия. Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5—6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материал лов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для уве личения теплозашитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю сред; Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которого одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность чело

иска. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды). Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Антропометрические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие размерных характеристик изделий форме и размерам тела человека в статике и динамике, создающие благоприятные условия для дыхания, кровообращения, а также — выполнения различных движений, удобство в эксплуатации (способность легко надеваться, сниматься, застегиваться, пользоваться отдельными элементами).

Безопасность изделий — свойство изделий, обеспечивающее отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу человека. Определяется безвредностью — отсутствием выделения вредных для организма веществ (токсичных, патогенных микроорганизмов, аллергического действия), электризуемости материалов. В одежде безопасность обеспечивается также необходимыми параметрами под одежного пространства, способностью изделий защищать тело человека от вредного воздействия окружающей среды; надежностью соединения деталей и узлов.

Гигиенические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие комфортный микроклимат пододежного пространства (температуру, влажность, газовый состав, чистоту и др.), хорошее самочувствие и работоспособность человека, защищающие от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основными характеристиками этих свойств являются: теплозащитные, гигроскопичность, сорбционная способность, воздухопроницаемость, пылепроницаемость, пылеемкость, электризуемость, грязеемкость.

Моральный износ (социальное устаревание) изделий — потеря изделиями способности удовлетворять эстетические потребности при сохранении основных полезных свойств с изменением моды, детской одежды — несоответствием форме и размерам ребенка в результате роста.

Потребительские свойства изделий — комплекс свойств, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) изделий, включающий безопасность, функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности.

Психофизиологические свойства швейных изделий—свойства, обеспечивающие душевный комфорт и физиологические потребности человека. Определяются эстетичностью изделий, хорошей посадкой на фигуре (одежда), антропометрическим соответствием, комфортными условиями для организма.

Ремонтопригодность изделий — способность изделий к восстановлению исходных свойств в результате мелкого, а также среднего и капитального (перелицовка) ремонта одежды. Определяется сложностью конструкции, способом соединения деталей и узлов. Наиболее ремонтнопригодны изделия с ниточным соединением.

Свойства надежности швейных изделий — свойства, обеспечивающие способность изделий сохранять материальные и нематериальные свойства в заданных пределах в течение определенного времени при хранении, транспортировании и эксплуатации, включающие долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность.

Сохраняемость изделий — способность изделий сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования.

Срок службы изделий — календарная продолжительность эксплуатации изделий до предельного состояния (физического и (или) морального износа) в днях, месяцах, годах.

Физиологические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие изделий силовым и скоростным возможностям человека. Определяются соответствием изделий размерам и форме тела человека, массой, жесткостью, гибкостью, силой трения между слоями изделия, изделием и кожей человека.

Физический износ изделий — ухудшение свойств материалов или их разрушение, изменение конструкции, формы и (или) размеров изделий, разрушение соединений деталей и узлов под влиянием одновременного воздействия механических, физикохимических и биологических факторов.

Формо- и размероустойчивость изделий — способность изделий сохранять и быстро восстанавливать первоначальную форму, измененную в процессе хранения, транспортирования, эксплуатации под воздействием физико-химических и механических факторов. Определяется упругостью, жесткостью, величиной усадки (притяжки) материалов; в одежде также — конструкцией изделия, — наличием упругих прокладочных деталей, обработкой жестких деталей (выстегивание нижнего воротника, лацканов, пояса и др.), несминаемостью и противоусадочностью отделок.

Функциональные свойства швейных изделий — обеспечивающие соответствие изделий размерной и полнотно-возрастной группе человека; области применения и условиям эксплуатации в одежде; сезону.

Эргономические свойства швейных изделий — характеризующие удобство и комфорт, включающие антропометрические, гигиенические, психофизиологические и физиологические.

Эстетические свойства изделий — обеспечивающие способность изделий удовлетворять социальные потребности человека, соответствие общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, моде, вкусам потребителей. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, высокий уровень конфекционирования, технологической обработки и отделки.

Основные понятия об одежде и ее классификации

основные понятия об одежде, такие как деталь, пере (полочка), спинка, центральная часть переда или спинки, бочок, рукав, воротник, половинка брюк, полотнище юбки, плечевая накладка, детали верха, подкладки и, прокладки, а так же понятия о функциях, классификации, ассортименте, виде и назначении одежды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лекция №1 : Основные понятия об одежде и ее классификации

Одежда – изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Служит для обеспечения жизнедеятельности и взаимосвязи человека с окружающей социальной и материальной средой.

Деталь – это часть плоского материала, полученная в результате членения для создания объёмной формы изделия. Деталь одежды — цельнокроеная (или состоящая из элементов) часть швейного изделия. Это могут быть перед (полочка), спинка, рукав, воротник, левая или правая половинка брюк, заднее или переднее полотнище юбки и т.п. Развертка деталей одежды – развернутая на плоскость поверхность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры человека, конструктивные прибавки к данным измерениям и технологические припуски.

Каждая деталь одежды имеет технологическое наименование.

Перед – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Полочка – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, имеющая разрез или застёжку от линии горловины до линии низа.

Спинка — основная задняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Центральная часть переда или спинки – передняя или задняя деталь швейного изделия, составная центральная (средняя) часть переда (полочки) или спинки, расположенная между их боковыми частями.

Бочок – боковая деталь швейного изделия, составная боковая часть переда (полочки) или спинки.

Рукав – деталь швейного изделия, полностью или частично покрывающая руку. Может быть выкроен совместно или раздельно с полочкой и спинкой.

Воротник – сдвоенная (верхняя и нижняя) или одинарная деталь швейного изделия, выкроенная из основных материалов, предназначенная для выражения художественной идеи модели, может выполнять теплозащитную функцию. По детали нижнего воротника выкраивают деталь верхнего воротника.

Читать еще:  Государственные социальные трансферты

Половинка брюк, левая (или правая) – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая спереди или сзади левую (или правую) нижнюю часть туловища и ногу.

Полотнище юбки – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая переднюю (или заднюю) нижнюю часть туловища и ног.

Плечевая накладка – деталь швейного изделия, предназначенная для придания устойчивой формы плечевой части изделия и формирования плечевого пояса фигуры.

Деталь верха – деталь швейного изделия из основного материала (или материалов), цельнокроеная или состоящая из частей.

Деталь подкладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из подкладочного материала по контурам (с небольшими отличиями) деталей изделия, предназначенная для оформления внутренней (изнаночной) стороны изделия, предохранения от быстрого износа и создания удобства в носке.

Деталь прокладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из специального материала (прокламелина, флезилина, утепляющих материалов и т.п.), расположенная между деталями верха и подкладки и служащая для придания формы или утепления модели.

Функция изделия — назначение или служебная роль изделия. Функциональность — соответствие изделия его назначению, способность изделия выполнять определенную службу, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.

Классификация одежды – разделение современной одежды на ассортиментные группы в зависимости от половозрастного признака, способа изготовления, сезона, функции и стиля. Одежду подразделяют на верхнюю и повседневную одежду; одежду для отдыха, спорта, туризма; одежду нарядную, праздничную и вечернюю; одежду специального назначения — для торжественных случаев, свадебную и т.п.

Ассортимент — ряд изделий, подразделяющиеся по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью. Ассортимент одежды – совокупность изделий различных видов и назначения, объединённых в отдельные группы по определённым признакам (материалы изготовления, размеры, назначение и т.п.), выпускаемых промышленностью для удовлетворения потребительского спроса.

Вид одежды – совокупность швейных изделий, объединенных в самостоятельную группу по определенным признакам, сходных по назначению и близких по модельно-конструктивному решению. Так, вид одежды — верхняя одежда включает – летнее пальто, демисезонное пальто, зимнее пальто, полупальто, жакет и т.п.

Лёгкая одежда – одежда, относящаяся к повседневной, летней или другим видам одежде, изготовленная из облегчённых материалов и не играющая большой роли в утеплении организма (сарафаны, платья, блузы, сорочки, брюки и т.п.). Под платьем иногда понимают одежду, надеваемую на белье. Это может быть и костюм, и платье, и блузка, и юбка и т.п.

Верхняя одежда – одежда, надеваемая наверх белья, которая в основном служит для тепловой изоляции организма. Это — платья, юбки, пиджаки, брюки, пальто и т.п. Под верхней одеждой понимают так же одежду, надеваемую на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ и т.п.).

Каждый вид одежды делится на ассортиментные подвиды (группы) по определенным признакам: назначению, условиям эксплуатации, сезонному, половозрастному, виду материала и др.

Ассортиментной группой называется ряд изделий, выполняющих одну функцию и одно назначение. Признаки деления одежды на ассортиментные группы положены в основу различных классификаций: торговой, швейной, десятичной системы классификаций одежды ОКП (Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Назначение одежды — по этому признаку одежду делят на ассортиментные группы в соответствии с целевым назначением, областью, условиями и способами эксплуатации, сезонным и половозрастным назначением, по сырьевому признаку и др. В соответствии с целевым назначением одежду делят на бытовую, спортивную, производственную, форменную и ритуальную. Условия эксплуатации разделяют одежду на повседневную или выходную, способ ее применения — на верхнюю, нижнюю (надеваемую непосредственно на тело) и корсетные изделия.

Область эксплуатации — конкретизация условий и способа применения. Например, повседневную одежду для дома, работы или прогулок и т.п. конкретизируют в зависимости от способа употребления. Например, одежду для дома делят на одежду для отдыха дома, уборки, для работы в саду и т.п.

По сезонному признаку одежду делят на летнюю, зимнюю, внесезонную и сезонную.

По половозрастному признаку одежду делят на мужскую и мальчиков, женскую и девочек, одежду для взрослых, детей и подростков (15…18 лет). Одежду для взрослых делят на младшую; (18…29 лет), среднюю (30…45 лет) и старшую (старше 45 лет) возрастные группы. Детскую одежду делят на одежду для новорожденных, ясельную, для дошкольников, для младшего школьного возраста, для старшего школьного возраста.

По сырьевому признаку (видам материалов) одежда делится на группы в зависимости от волокнистого состава материала основных деталей изделия — на одежду изготовленную из материалов из натуральных волокон (хлопок, лен, шерсть, шелк), смесовых, синтетических (химических), на одежду, изготовленную из одного материала и комбинированную.

По степени производственной готовности одежду делят на готовую одежду (пригодную к эксплуатации) и полуфабрикаты (с незаконченной обработкой некоторых узлов, с целью дальнейшей подгонки изделия на фигуре). Одежда может быть изготовлена на массового и конкретного потребителя.

Кодирование деталей и узлов одежды. Детали и узлы одежды кодируют для применения на различных этапах производства компьютерной техники. Код или совокупность взаимосвязанных шрифтов – условное сокращенное обозначение продукции в классификаторе. При кодировании используют десятичную классификацию швейных изделий в общероссийском классификаторе продукции (ОКП). Швейные изделия делят по различным видам признаков, последовательно на классы, подклассы, виды, группы, подгруппы, типы, подтипы, варианты. Основным, наиболее общим признаком в классификации является функциональность одежды. По этому признаку в зависимости от назначения одежду делят 1 – на класс бытовой одежды (в коде первая цифра 1), 2 – на класс спортивной одежды (первая цифра 2) и 3 — на класс производственной одежды (первая цифра 3). Затем каждый класс одежды делят в зависимости от специализации промышленности, торговли, условий эксплуатации и далее по более узкому назначению — на подклассы, виды, группы и подгруппы. В основе признака назначения одежды лежит защитная функция. Бытовая одежда служит для защиты организма человека от неблагоприятных воздействий экологии, спортивная – защиты спортсмена от травм и достижения более высоких спортивных результатов, производственная — защиты работника от неблагоприятных воздействий окружающей и производственной среды. Затем класс бытовой одежды делится на подклассы (в коде вторая цифра, после цифры 1) – бельевые изделия; костюмно-платьевые; верхней одежды; корсетные изделия; головные уборы; перчатки и рукавицы. В свою очередь, каждый подкласс одежды делится на виды (в коде третья цифра, после второй цифры). Так, подкласс костюмно-платьевых изделий может быть подразделен на следующие виды:

1.2.1 – пиджаки; 1.2.6 – брюки;

1.2.3 – жакеты; 1.2.7 – сорочки;

1.2.4 – жилеты; 1.2.8 – платья;

1.2.5 – блузки; 1.2.9 – платья-костюмы;

1.2.10 – юбки и т.д.

Каждый вид бытовой одежды, в зависимости от условий и места ее использования, классифицируют на повседневную, нарядную, домашнюю, производственную, зрелищную, форменную, одежду для отдыха.

Повседневная одежда предназначена для различных занятий (работы, учебы, прогулок, посещений выставок и т.п.) и ее носят в течение дня. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. На стиль повседневной одежды влияет вид деятельности и характер работы человека, его образ жизни. Например, для работы в офисе или учебы характерны стиль деловой одежды и предъявляются строгие классические требования к прическе, костюму и обуви.

Нарядная одежда — одежда для особых случаев, торжеств, приемов, праздников и т.п. Она создает особое настроение и праздничную атмосферу. Нарядная одежда в зависимости от события и назначения подразделяется на одежду для домашних торжеств, официальных приемов, бала, свадьбы, посещения театров, и т.д.

Одежда для отдыха – одежда, отличающаяся удобством, функциональностью, способностью отражать индивидуальность человека. Это одежда для занятий спортом, прогулок, для отдыха у моря, для посещения дискотек, клубов и т. п.

Домашняя одежда – повседневная одежда для отдыха и работы дома. Ее вид зависит от рода занятий дома. Это могут быть традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки или джинсы, трикотажные майки и джемпера.

Спортивная одежда — специальная одежда для занятий профессиональным или любительским спортом. Спортивную профессиональную одежду для специальных видов спорта изготавливают из новейших материалов, максимально учитывая современные требования конкретного вида спорта.

Производственная одежда — спецодежда для работы на производстве, ее вид зависит от условий, рода производственной деятельности человека и требований охраны труда. Это могут быть спецовки, жилеты дорожных рабочих, халаты врачей и т.п. Спецодежда для работы в неблагоприятной среде для человека выполняет защитную функцию и должна быть максимально удобной для выполнения работ. Это одежда работника химического производства, нефтегазовой промышленности, сталевара, шахтера и т. п. изготовленная из огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты специальных материалов и т. п.

Зрелищная одежда — костюмы различного вида, для представлений, исполнения ролей в театре, кино, концертах, цирке, участия в карнавальных, фольклорных танцевальных и музыкальных выступлениях. Такая одежда должна соответствовать характеру конкретного представления и создавать яркий образ.

Форменная одежда — униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В одежде значимы знаковая и защитная функции.

В зависимости от способа крепления на фигуре человека, одежду делят на плечевую и поясную. От способа расположения на фигуре — на нижнюю, легкую и верхнюю одежду.

Поясная одежда – одежда, которая опирается на поверхность тела между линиями талии или бёдер (на талиевый или тазовый пояс) и частично или полностью покрывает нижнюю часть туловища и нижние конечности. К ней относятся различные покрои юбок, брюк, фартуков.

Плечевая одежда – одежда, которая опирается на плечевой пояс или участок туловища, расположенный в верхней части спины, груди. Это различные покрои платьев, блуз, сорочек, пиджаков, пальто и т.п.

Нижняя одежда — бельевая или нательная одежда, надеваемая непосредственно на тело, служащая для обеспечения нормального функционирования кожных покровов и регуляции теплообмена организма человека. Это могут быть трусы, майка, корсетные изделия, нижняя сорочка и т.п. Бывает повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье.

Корсетные изделия – изделия, формирующие и поддерживающие отдельные части тела и надеваемые непосредственно на тело человека. Это могут быть бюстгальтер, грация, корсет и т.п.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector