Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальные движения кратко

Понятие «социальное движение»

В современном обществе все чаще субъектами социальных трансформаций становятся социальные движения — коллективные, более или менее организованные действия людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления этим изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформы — наиболее яркие примеры.

Социальные движения — это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Эти изменения могут проходить двумя путями. Первый исходит из активности масс; второй — из активности властных структур (государственных деятелей, менеджеров, администраторов и т. д.). Одни изменения могут быть результатом заранее продуманных, преднамеренных действий, другие — результатом стихийных, непреднамеренных действий.

Взаимодействие сознательного и стихийного в социальном движении порождает:

¾ латентные (скрытые) изменения, которые возникают «снизу»; например, благодаря людям, живущим реальной жизнью, делающим свой выбор и представляющим свои цели в экономической и социальной сфере. Многообразие разрозненных действий приводит к появлению долговременных или кратковременных тенденций в социальном движении;

¾ латентные изменения, осуществляемые «сверху»; например, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным явлениям, которые не предполагались;

¾ явные изменения, производимые «снизу»; например, когда правительство приступает к политическим или экономическим реформам под давлением масс;

¾ явные изменения, происходящие «сверху»; например, успешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим аппаратом.

Генезис социального движения связан с возникновением в недрах общества конфликтов и дезорганизации, недовольства социальной системой общества. Эрозия прежней системы ценностей побуждает определенную часть общества искать новые формы самореализации, а затем, по мере возрастания напряженности, объединяться в социальное движение. Осознание единых ценностей может приобретать форму утопий, политических мифов, идеологических доктрин.

В противоположность старому рабочему движению новые социальные движения, такие, например, как экологическое, феминистское, за мир
и безопасность, не выдвигают на первое место явно выраженные экономические требования. Их гораздо больше волнуют темы культуры, вопросы самостоятельности, прав человека, а также проблемы, связанные
с новыми ситуациями, риском, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения.

Таким образом, социальное движение — это свободно организованная общность людей, действующая самостоятельно в неинституциолизированной форме для того, чтобы произвести определенные изменения
в обществе:

¾ для установления нового порядка общественной жизни;

¾ преобразования социального порядка;

¾ принятия новых форм и ценностей;

¾ обеспечения коллективных усилий по контролю над изменениями или корректировке их направления.

Социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища — конгломераты и они более интегрированы. Имеется четкая связь между социальными движениями и социальными изменениями. Причем изменения являются основной характеристикой социальных движений. Принято считать, что социальные движения более динамичны, чем другие социальные формы общественного развития.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

¾ демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии;

¾ социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими. Поэтому участие
в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности;

¾ социальное неравенство, расслоение людей на «богатых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении;

¾ политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей;

¾ степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать и манипулировать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей — важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений;

¾ повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности и развитию социального интереса;

¾ средства массовой информации (СМИ) ускоряют формирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например, Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — финансирование и организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы, и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII в., а закончилось в конце XX в. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения,
к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

7.3. Социальные движения в современном
обществе. Типы социальных движений

Социальные движения проходят фазы возникновения, формирования, развития, угасания и исчезновения. Такой путь может быть коротким или продолжительным. Внутри движения на протяжении всего цикла идут постоянные внутренние процессы, которые охватывают не только участников движения, но и его организации, институты и нормативные системы.

На первом этапе социальное движение аморфно, плохо организовано. Но по мере своего формирования коллективное поведение приобретает организацию, набор стандартных обычаев и традиций. Ценностных ориентаций. Что же касается правил, ценностей, институтов прошлого, то им бросается вызов, они критикуются, квалифицируются как недостаточные, неадекватные новым реалиям и ситуациям.

В то же время динамика социальных изменений предполагает взаимодействия между различными социальными движениями, которые отличаются друг от друга:

¾ по мировоззренческой ориентации, особому мировосприятию;

¾ по масштабам предполагаемых изменений;

¾ по качеству предполагаемых изменений;

¾ по отношению к целям предполагаемых изменений; одни движения сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие — на изменении личности;

¾ по стратегической направленности изменений.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на следующие типы:

1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия» сформировавшееся в конце 1980-х гг.; тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата — Б. Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «Народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе. Сюда относятся также движения за и против абортов, требующие изменения в законодательстве, движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними, движения за права сексуальных меньшинств, освобождение женщин, движения за права фермеров и т. д.

2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше находились у власти, а после «августовской революции», уйдя
в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивными можно назвать «Национальный фронт трудящихся», т. к. это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Сюда же относятся движения экологические, фундаменталистские религиозные, эмигрантские, монархические, за этническое возрождение, спасение Отечества, в защиту региональной культуры и т. д. Но к регрессивным движениям нельзя отнести «Память», т. к. она отстаивает то, чего не было при социализме.

3. Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движения зеленых, «Лонга май», кришнаитов, антиглобалистов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858 гг.) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

Читать еще:  Тормозит браузер хром

В целом революционные движения ориентированы на будущее, их можно назвать прогрессивными. Это, например, движение за гражданские права, национальное освобождение, тотальное изменение общества, его социальных институтов, внедрение нового образа жизни.

5. Следующий тип социальных движений — экспрессивные. Участники экспрессивных социальных движений (религиозные, «Рок против наркотиков» и др.) не стремятся к перемене социального строя, но их экспрессивное поведение может оказывать воздействие, как на отдельных людей, так и на общество в целом. Люди, участвующие в этих движениях, находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться, не в состоянии изменить ее, но с помощью мечты, фантазии, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой.

6. Движения сопротивленияесли революционные движения возникают среди людей, которые неудовлетворенны тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро. Подобные движения всегда сопровождаются усилиями определенных социальных групп, направленных на блокирование возможных или искоренение уже произошедших изменений.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Социальные движения — это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления(направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединя­ются представители разных социальных групп. Социаль­ные движения — сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д.

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы — это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова «утопия» и «утопический» означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Республики» и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока «строители» совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление, ими именно этих качеств.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постеленным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция», «сексуальная революция». Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления — это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством.

Стадия возбуждения. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия, Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Читать еще:  Социально психологические функции менеджмента

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадия эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией.

Стадия распада движения. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения.

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем, определявшим культурное течение как процесс, в котором «небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп — мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.

Виды, типы, функции социальных движений

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 8733 ; Нарушение авторских прав

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения – игнорируют несправедливую действительность либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Они как бы уходят в эмоциональную экспрессию, находят эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой. Хиппи, рокеры, люберы и т. д. – есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества, если не в силах его изменить.

2. Утопические движения – это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения – призывают к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, ее структуры и функций основных социальных институтов, внедрению нового образа жизни.

4. Движения сопротивления – выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро и радикально. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы – оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин), требуют изменения в законодательстве, борются за права животных, права сексуальных меньшинств, освобождение женщин.

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – их идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот, выступают за чистоту религиозного учения.

8. Регрессивные движения – выступают за возвращение к старым порядкам, возрождение старых традиций, эмигрантские движения, часть религиозных движений.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

– по отношению к существующему строю – консервативные, реформаторские, революционные;

– по идеологической основе – либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

– по демографическому признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, за культурно-национальную автономию;

– по масштабам – региональные, республиканские, государственные, международные;

– по методам и способам действия – легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения бывают: политические, революционные, национальные, освободительные, экологические, религиозные, эмигрантские, феминистские, молодежные.

Иногда социальные движения сопровождаются возникновением контрдвижений, члены которых придерживаются противоположной точки зрения. Противоречия между противоборствующими движениями вносят заметный вклад в практику социальных движений.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

– они концентрируют интересы, настроения широких слоев населения;

– выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы их достижения;

– создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

– они часто стоят во главе массовых выступлений, организуют в основном ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

– на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

В современной России важное место в социальной сфере занимает молодежное движение. Согласно официальному документу (Концепции молодежной политики в Российской Федерации), молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Основной чертой нынешнего этапа эволюции молодежного общественного движения является его демонополизация и стабилизация. Общественное движение молодежи на современном этапе не только демонополизировано, но и вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, благотворительная), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Численность объединений колеблется от нескольких сот до нескольких десятков тысяч человек.

К наиболее крупным молодежным общественным объединениям в современной России можно отнести следующие:

1. Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» (РСМ), создана в 1991 г. Ее уставная цель – создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала, защиты интересов и прав членов РСМ.

2. Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), создана в 1995 г. Основные цели ее деятельности: выявление и поддержка социальных инициатив детских и молодежных общественных объединений; создание условий для реализации социально – значимых проектов и программ в интересах детско-молодежной социально-демографической группы населения.

3. Общероссийская общественная организация «Союз молодежных жилых комплексов России» (Союз МЖК России), образована в 1993 г. Основной целью деятельности Союза является всемирное содействие созданию и развитию молодежных жилых комплексов путем обеспечения правовых, экономических, социальных предпосылок и гарантий их самостоятельности.

Читать еще:  Педагогическая поддержка социализации обучающихся

4. Общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации» («МСЮ РФ») была создана в 1995 г. для содействия становлению нового поколения российских юристов, соответствующего запросам демократического правового государства.

5. Общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига», созданная в 1995 г. и определившая направления своей деятельности: экономическое, духовное и нравственное возрождение России, развитие молодежного движения, оказание всесторонней помощи, защиту прав и интересов подростков и молодежи.

6. Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе» (создана в 2001 г.) Основная цель ее деятельности – содействие воспитанию молодежи духовно, нравственно и физически, способной обеспечить реальное возрождение России, содействовать построению демократического общества.

7. Международный союз детских общественных объединений, «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО – ФДО), создан в 1990 г. Основными целями его деятельности являются: оказание помощи ребенку в познании и улучшении окружающего мира, развитии своих способностей; оказание помощи и поддержки членов СПО — ФДО в развитии детского движения гуманистической направленности в интересах детей и общества; укрепление межнациональных и международных связей.

8. Общероссийский союз общественных объединений, Союз детских организация России «Юная Россия» (дата создания 1992 г.) реализует свои проекты и программы для достижения целей развития детского движения в Российской Федерации в интересах детей и общества в целом, защиты прав и интересов детей и подростков, а также взрослых, работающих с детьми.

Активизирует возродившееся на рубеже 90-х годов XX в. скаутское движение, которое в Российской Федерации представлено:

– общероссийской общественной организацией «Национальная организация скаутского движения России» (НСОД), созданной в 1993 г.;

– общероссийской общественной организацией «Организация российских юных разведчиков» (ОРЮР), основанной в 1998 г.;

– межрегиональной общественной организацией «Русский Союз скаутов» (создана в 1999 г.);

– детской межрегиональной общественной организацией «Ассоциация девочек скаутов» (АДС), созданной в 1999 г.

Источник: Юзефавичус Т.А. Молодежь России и формы ее социальной активности / Т.А. Юзефавичус // Образовательная политика. – 2006, апрель. – С. 42-44.

Ученые в анализе и изучении ценностных ориентаций молодежи нередко пользуются данными социологических исследований, которые публикуются в печати.

Образцы поведения современной молодежи, %

Социальные движения

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – свободно организованные, продолжительные кампании в поддержку групповых или социально-значимых целей, добивающиеся осуществления или предотвращения перемен в общественной структуре или в ценностях. Хотя социальные движения отличаются по своим характеристикам, они являются результатом в большей или меньшей степени спонтанных объединений различных слоев населения, разделяющих общие взгляды на общество.

Социальные движения переплетаются с политическими движениями, иногда здесь трудно провести какую-либо разграничительную линию. Политические лидеры нередко используют их для решения политических, национальных и государственных задач. Социальные движения могут иметь как местный, локально-региональный, так и более широкий – общенациональный или международный масштаб.

Наибольшей степени развитости социальные движения достигли лишь в последние столетия. В Средние века и Новое время они были в основном движениями, возникавшими на религиозной почве. В эпоху феодализма крестьянские движения были обусловлены социальным неравенством и эксплуатацией крестьянства правящим классом феодалов. В 19–20 вв. заметной общественной силой стало рабочее движение, интересы которого на политической арене представляли социал-демократические организации и политические партии.

Наиболее заметным социальным движением стало в последние десятилетия движение в защиту окружающей среды, или «зеленых» («зеленые», напр., вошли в правящую коалицию в ФРГ). Это движение приобрело международный размах. Весьма заметным было и остается пацифистское, антивоенное движение. После 2-й мировой войны возникло и развивалось движение в защиту прав человека.

В большинстве случаев социальное движение формируется для того, чтобы изменить существующие порядки, чтобы показать, как люди могут воздействовать на общество с целью его изменения в соответствии с их убеждениями.

Одна из важных особенностей социального движения – отсутствие организационных структур, формальных лидеров, рыхлость и нередко направленность на достижение весьма отдаленных целей.

Неформальное членство в социальном движении связано с личной верой участников в цели движения и возможность их достижения, с некритическим отношением к идеологическим установкам движения.

Продолжительность существования социальных движений значительно варьируется. Внутри них можно выделить различные слои – руководящий (лидеры, обладающие харизмой), идеологический (интеллектуалы, пытающиеся создать особую идеологию), организационный (люди, управляющие организационно-практической деятельностью).

Под воздействием социальных движений происходят заметные сдвиги в обществе тогда, когда удается убедить общество принять ценностные установки приверженцев того или иного движений.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 613.

Политические движения — это. Общественно-политические движения и их отличия от партий

Политические движения , они же общественно-политические или социально-политические движения — это добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе общности интересов, чье внимание сосредоточено на конкретных политических или общественных задачах. Такие движения отличаются массовостью и спонтанностью. Как правило, они не имеют четкой структуры или членства. В них могут входить люди с разными взглядами, временно объединенные общей целью.

Примеры общественно-политических движений

Антивоенные движения — пацифисты.

Экологические движения — «зеленые».

Молодежные, женские, студенческие движения.

Движения против расовой и национальной дискриминации.

Движение за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека — правозащитники.

Общественные движения не входят в структуры государства или политических партий. Тем не менее, они являются субъектами политической системы. Общественно-политические движения — составляющая гражданского общества.

Политические движения могут ограничиваться определенной страной или регионом (например, национально-освободительные движения),а могут быть международными (например, движение за ядерное разоружение).

Виды политических движений

Многообразие общественно-политических движений затрудняет их классификацию. Движения могут быть массовыми и элитарными, экономическими, конфессиональными, социально-политическими и т.п.

По отношению к существующему строю политические движения можно делить на консервативные, реформаторские и революционные.

По демографическому составу: на крестьянские, пролетарские, молодежные, женские и т.п.

По степени организации: на стихийные, разрозненные, слабоорганизованные и высокоорганизованные.

По методам и способам действия: на легальные и нелегаль­ные, формальные и неформальные, мирные или ориентированные на насилие.

Общественные движения в России

В России определение общественного движения дано в федеральном закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Статья 9. Общественное движение

Признаки политических движений — их отличия от политических партий

По своим признакам общественно-политические движения отличаются от политических партий, стремящихся к завоеванию и удержанию власти. Политические движения характеризуются следующими признаками:

Политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействую на власть в важных для себя вопросах.

Добровольное членство или отсутствие формального членства. У движений по сравнению с партиями более широкий охват, более аморфная структура, нет обязательной поддержки каждым членом общей идеологии.

Отсутствие строгой иерархии — преобладают горизонтальные, а не вертикальные связи.

Ориентация на выражение частных интересов той или иной группы людей.

В больше степени зависят от своего лидера, его популярности и четкости программных установок.

Существуют относительно короткое время.

Этапы существования политических движений

В силу своей аморфности общественно-политические движения обычно существуют относительно недолго, успевая пройти следующие этапы:

1. Зарождение. Появление активистов, выработка общих взглядов.

2. Пропаганда взглядов. Агитация, привлечение сторонников.

3. Более четкое формирование идей и требований. Развитие общественно-политической активности.

Далее судьба движения зависит от того, удастся ли ему достичь своей цели. Когда цели достигнуты или наоборот оказываются недостижимыми, то движение затухает.

Как вариант, общественно-политическое движение может оформиться в политическую партию или организацию, участвующую в осуществлении политической власти.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×