Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальные функции телевидения

Социальные функции ТВ и их современные особенности.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории.

В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной.

В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Она присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране, создает эффект присутствия зрителя.

Информационная функция. Телевидение способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ.

Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.

Интегративная функция. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Эта функция учитывает интересы различных социальных и возрастных групп.

Социально-педагогическая или управленческая функция.Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.

Организаторская функция. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции.

Образовательная функция. К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование.

Рекреативная функция. Также мало связана с журналистикой. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

РАДИОЖУРНАЛИСТИКА
Этапы развития радиожурналистики.

25апр.(7мая)1895— русский ученый Попов выступил с демонстрацией прибора, который был назван «грозоотметчиком».

1896— передана первая радиограмма.

1919 — в России первые по радио прозвучал голос человека.

12окт.1924 — начало ежедневной передачи московской радиостанции им. Попова. Экспериментальное массовое вещание в России начинается не с политики, а с литературно-художественных программ-радиоконцертов.

В условиях нового политического строя радио было призвано не просто дополнять прессу, но даже замещать ее в системе информации.

1925— при ЦК партии была создана Радиокомиссия.

1928 – вводится типовая недельная сетка вещания.

1933— был образован Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещании. (ВРК).

В годы ВОВ огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и на фронте. После войны ещё более увеличилась цензура, из эфира практически исчезают «прямые передачи», идут в записи.

1970— происходит смена руководства Гостелерадио и реорганизация. На 1 место вновь выходят пропагандистские цели, а просвещение, объективное информирование, досуг уходят на второй план.

Феномен 70-х-первой половины 80х– огромное число рубрик, многие из которых дублируют друг друга.

1985.- открытость информации, принятие Закона о печати, обращение к запрещенным темам. Журналисты начинали поиск новых форм вещания, тем, тональности репортажей.


Выразительные средства радио.

В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, т.к. только звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.Формирование звукового образа =деления «на голоса» + музыка и шумы + соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.
Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы:

  1. Исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист,включает в себя 4 элемента:
    1. слово (речь),
    2. музыка,
    3. шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и
    4. документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими.Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

  1. Находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики называют техническими, или стилеобразующими:монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

3 задачи:

1) слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу.

2) нужно найти наиболее точную интонацию, которая часто несёт ничуть не меньше информации, чем само содержание.

3) поиск логических и экспрессивных акцентов-ударений.

Функции телевидения;

Сущность телевидения проявляется в его функциях:

Информационная функция. Назначение всех средств массовой информации — удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.

Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы — от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм — болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело — найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру.

Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности.

Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих.

Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов — сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.

Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.

Социально-педагогическая или управленческая функция. Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д. Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать». Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.

Читать еще:  Духовные социальные факты

Организаторская функция. Ее следует отличать от управленческой, где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и иных административных структур. В отличие от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей.

Образовательная функция. Предполагает регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование. Учебные программы транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу.

Рекреативная функция. Рекреация (от лат. ecreation — восстановление) — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Телевидение транслирует разнообразные развлекательные программы, шоу и т. д., помогая человеку «убежать» от повседневных забот, расслабиться, отдохнуть.

Для того чтобы выявить специфику телевидения, следует сравнить его с другими видами СМИ и художественными средствами выражения, например кино и театром.

Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью «проникнуть в личное пространство». Отличие телевидения от радиовещания — в средствах выражения. Единственное средство радио — звук; телевидение воздействует и звуком, и изображением.

Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы. Иными словами, телевидение подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность.

Отличие телевидения от кино — в условиях просмотра и характере аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту.

Подобно театру телевидение использует слово и игру актеров; в силу своей природы телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства.

В отличие от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Зритель в театре «может играть роль», его можно в определенном смысле назвать участником спектакля. Известно, что от зрителя, от его реакции во многом зависит ход спектакля; публика заставляет актера подчиняться своему смеху, аплодисментам или свисткам; зритель в театре может даже сорвать спектакль. В телевидении же сценическое действие ограждено от такого вторжения зрителя. Единственное, что в его власти — это выключить телевизор. Но в этот момент он уже перестает быть зрителем. Еще один фактор, разделяющий театр и телевидение, — способность телевизионной камеры «вырезать» часть пространства. Отсюда происходит еще одно очень важное отличие — то, как мы видим происходящее действие. В театре вы видите все пространство сцены, и другой возможности нет. На экране можно увидеть часть пространства (ту, которая «вырезана» камерой). Внимание телезрителя на том или ином объекте сосредотачивает телевизионный режиссер, так как в поле зрения камеры находится не вся сцена, а лишь тот ее участок, который в данный момент заслуживает, по мнению режиссера, наибольшего внимания.

Таким образом, можно сказать, что телевидение — это неоднозначно понимаемое, многоаспектное социальное явление, отличающееся спецификой своей деятельности от других каналов коммуникации. Телевидение играет заметную роль в обществе и выполняет множество социальных функций.

Телевидение в системе социальной жизни

Сегодня общество переживает новую эру межличностного общения. Телевидение, являющееся ярким и несравненным явлением культурной и социальной жизни современного общества, предоставляет все условия для свободы, просвещения, обмена информацией и мнений, сближает народы, государства. Чрезвычайные возможности телевидения позволяют людям получать информацию с любой точки мира.

О пользе телевидения обществу говорилось много. Вместе с тем, в переживаемом ныне периоде глобализации и интеграции, феномен телевидения должен рассматриваться в контексте социо-культурной динамики с учетом будущих перспективных развитий. Такой подход диктует актуальность исследования, которая заключается в определении положительных и отрицательных влияний телевидения обществу, что позволит усвоить пользу, привносимую эволюции цивилизации, и вовремя предотвратить негативные явления. Недооценка той социальной опасности, которую несет сегодня телевидение, может привести в будущем к серьезным проблемам. C этой точки зрения, одним из условий, обуславливающих актуальность предоставляемой статьи, является необходимость глобального подхода к решению поставленной проблемы на современном этапе. Следует признать, что телевидение – мощное оружие, влияющее на общественное мнение. В Азербайджане, как и во всем мире, телевидение играет важную роль в культурном, идеологическом и нравственном воспитании людей. Телевидение – трибуна выступлений миллионов людей. Телевидение – «окно в мир». Телевидение – электронный учитель, популяризирующий знания. Телевидение – незаменимое средство, организующее досуг людей. В современных условиях телевидение обладает передовой ролью среди средств массовой информации. Для миллионов людей телеэкран превратился в основной источник осмысления информации и окружающей действительности. Телевидение, являющееся составной частью системы социальных отношений общества, совместно с другими средствами массовой информации осуществляет одни и те же функции: передачу и распространение информации, знаний, культуры, обеспечение социальной стабильности, организации людей и т.д. В то же время, телевидение обладает качествами, недоступными другим средствам массовой информации. Сегодня телевидение занимает первое место среди СМИ по охвату аудитории и объему уделяемого ему времени, способности привлечения общественного внимания. Сегодня все страны мира обладают мощным социальнокультурным орудием, которым является телевидение. Таким образом, с учетом указанной выше современной точки зрения, становится актуальным изучение существенных особенностей телевидения в современном обществе в контексте глобального подхода. По мнению многих телевизионных теоретиков, «телевидение занимает большое и значительное место в нравственном воспитании, направленности продуцирующих сил, проектировании образа мышления и вкуса…» [1, 55]. С первых дней становления телевидения проводило большую работу по освещению, сохранению и донесению до нового поколения, а также пропаганде культурных ценностей, работа в этом направлении продолжается и поныне.

Говоря другими словами, руководящей функцией телевидения является ее социально-педагогическая функция. Эта функция условно определяет направление телевидения на систему административного влияния населения. В то же время, на основе существующего образа жизни общества, эта функция пропагандирует различные политические и морально-этические ценности. Естественно, что направление социальнопедагогической функции и сила влияния телевидения зависит от политического положения того или другого государства. В то время как конкретно определенный политический курс играет значительную роль в развивающихся странах современного мира, например, политика ограничения деторождаемости в стране или новых технологических новшеств в аграрной области, каждый новый шаг в политике пропагандируется массам посредством телевидения. В тех странах, где господствует тоталитарный режим, функциональная пропагандистская работа распространяется на все телепрограммы, начиная с информационной до другой экранной продукции. В этих странах социально-педагогическая функция телевидения, используя силу своего воздействия, демонстрирует всенародную любовь к правительству и проявляет внимание к претворению в жизнь его указов. Однако следует отметить, что даже в цивилизованных демократических странах телевидение в определенной степени играет роль посредника в пропаганде политического курса правящего правительства. Вот как звучит девиз телевизионной корпорации Великобритании: «Информировать! Учить! Развлекать!». В цивилизованных обществах призыв телевидения «Учить!» в первую очередь направлен на изучение общей существующей среды общественного мнения, связанного с государственной политикой и различными нравственными вопросами, а затем, исходя из социально-педагогической функции, определяет объект влияния. В пропаганде государственной политики демократические страны отводят телевидению место на втором плане. Наблюдения показывают, что в странах, где государственная политика направлена на благосостояние общества, телевизионные обозреватели, придерживаясь профессиональной этики, при изложении идей, диктуемых правящей «верхушкой», преподносят их массам как собственные нравоучительные выводы. В целом, личность телеобозревателя в представлении миллионов зрителей объясняется конкретным и определенным политическим подходом. Таким образом, факт профессиональной связи тележурналиста с представителями власти в демократических странах является естественным явлением.

Предполагается, что граничащие с интегративной и информационной функцией социально-педагогическая или же управляющая функция телевидения, находятся во взаимосвязи. Определение информационного понятия как средства управления вошло в область телеэфира из кибернетической науки. Если бы в обязанности руководства телеэфиром не входило право управления информацией («что давать в эфир», «чего в эфир давать не следует»), такой подход не вызывал бы недовольства. Согласно распространенному мнению, этим они помогают телеаудитории в выборе просмотра. На самом же деле, этот выбор осуществляется с учетом интересов руководителей эфира. Для верного выбора телеаудиторией телепередачи требуется максимальное расширение информации. Информация должна быть в первую очередь справедливой и правдивой, другими словами предоставляться аудитории как есть. Сокрытие информации или же ее искаженное донесение является большой несправедливостью по отношению к обществу. По мнению русского писателя А.И.Солженицына «…скрытие информации между различными частями планеты является серьезной опасностью. Современная наука хорошо знает, что препятствовать информации – путь, ведущий к энтропии» [2].

Такие международные влиятельные организации как ООН и ЮНЕСКО отмечают неэквивалентность существующего информационного потока в современный период. Еще в 1957 году ЮНЕСКО перед Главной Ассамблеей ООН была поднята проблема неравномерного распределения информации между развитыми странами Севера и отсталыми странами Юга. Мировая общественность 80% всех новостей получает из Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Известно, что индустриальные страны держат под полным контролем информацию о научных и технических, промышленных, коммерческих, банковских, торговых операциях, природных ресурсах и климате. Эта информация охраняется государственными органами и крупными корпорациями, которые предохраняют ее отток в развивающиеся страны. Эта проблема очень волнует ООН И ЮНЕСКО. Потому что неравное распределение в количественном отношении однажды может привести к качественному неравенству. В целом, идеальный вариант распространения информации вне зависимости от степени профессионализма и политического сторонничества должен быть справедливым и непредвзятым. Естественно, что телевизионный журналист, хотя и очень стремится к непредвзятому обеспечению сообщения, оно не может быть совершенно справедливым. Телепроекты информационного типа отличаются от программ, занимающихся «агитационной пропагандой». Первая часть главной формулы канала «ВВС» является «информировать», а вторая – «учить». Они обладают отличными качествами, выраженными определениями «факт» и «комментарий». Факт – непреложен, а комментарий – свободен. Точнее, автор здесь обладает возможностью свободно осуществить определенную тенденцию. По существу, эта «свобода» во многих случаях подразумевается как синоним политического соглашения (т.е. политические взгляды правящего верхушки). Адаптация населения к изменяющимся условиям жизни и к различным изменениям жизненной среды – главная цель социально-педагогической функции телевидения. Каждый журналист, работающий в этой области, учитывая в качестве главной цели реальную психологию, привычки, систему ценностей различных людей, а вовторых – направления общественного мнения в среде этих изменений, должны затем, обращаясь к аудитории, что-то ей объяснить, в чем-то ее убедить. Здесь не должно быть места делению на «своих» и «чужих», призыва к насилию. Социально-педагогическая функция телевидения за эту своеобразную особенность составляет одно целое с интегративной функцией. Каждое телевизионное объединение должно воспитывать народные массы, прививать интерес к национальным ценностям государства, поучать и, учитывая круг интересов будущего населения, развивать его национальный дух. Однако политика «сторонничества», наблюдаемая в некоторых телевизионных объединениях, изменение направленности общего общественного мнения определенного народа в сторону личных интересов создатели телеобъединения является недопустимым фактом.

Читать еще:  Образовательная область социализация

В телевизионных передачах некоторых демократических стран подстрекательства, направленные против образа мыслей индивида или общества, запрещены законом. Репортерам даже запрещено брать интервью у организаторов уличных беспорядков и лиц, выдающих себя за политических лидеров. Отражение общественной мысли, как правило, преследует цель повлиять на это мнение. Для грамотной реализации подобной социально-педагогической функции телевидения каждый телеспециалист должен обладать элементарными знаниями в области социологической науки. Понятие репрезентации важно для избежания грубых ошибок в процессе работы в этом направлении. Во многих случаях мнение телевизионных специалистов совпадает с общим мнением активных телезрителей, звонящих или пишущих на телевидение. Важным условием является строго разграничить организационную функцию телевидения от руководящей (социальнопедагогической). В основном из-за того, что социально-педагогическая функция телевидения, под руководством правящего государства и различных административных учреждений осуществляет акцию на общественное мнение и социальные процессы. Порой телевидение само превращается в зачинщика общественных акций, против подобного метода давления на общее общественное мнение. Тому примером служат бессмысленные, не имеющих никакой общественной цели и задачи ток-шоу, призывающие людей принять участие в дешевых соревнованиях, проводимых на различных частных каналах.

Осуществление роли коллективной организаторской функции на современном азербайджанском телевидении не потребовало большого времени. Следует отметить различные программы телемарафонного характера, призывающие к осуществлению социально-моральной и показывают, что население до сих по-прежнему представляет себе иерархию телевизионных функций. В представлении людей основной целью телевидения вновь остается информирование, просвещение и воспитание. Развлекательная функция, как и прежде, не считается основной. Однако следует отметить, что современное молодое поколение недолго оставалось под влиянием советских стереотипов. Молодежь рассматривает телевидение скорее как средство развлечения, нежели источник информации. Интерес среднего и старшего поколения к телевидению объясняется необходимостью проводить обмен мнениями и мыслями, почувствовать себя частицей общества. Другими словами, старшее поколение воспринимает телевидение в качестве информатора, коллективного пропагандиста и агитатора.

Таким образом, участие телевидения в социальной жизни расценивается как положительное явление. Однозначна подтверждается позитивная роль телевидения в формировании мировоззрения людей, вовлечении их в мировые процессы, а также влиянии на политическую жизнь страны. Телевидение является культурным институтом, влияющим на просвещение, формирование художественного и эстетического вкуса, а также морально-нравственных ценностей людей нашей страны. Как политический интститут современное азербайджанское телевидение считается демократическим учредителем, который определяет политическую позицию, формирует личностное отношение к различного рода общественным проблемам.

vladis_baxman

Carpe diem

15. Соц функции телевидения и их современные особенности

С понятием «функция» тесно связано другое – «цель». Цель журналистской работы – не только сумма прописью в бухгалтерской ведомости. Всякая передача оказывает определенное воздействие на аудиторию, поведение людей во многом определяется комплексом знаний об окружающей действительности.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории.

В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной.

В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране, создает эффект присутствия зрителя.

Информационная функция. Телевидение способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы — от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы.

Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией.

Одного из «боссов» столичных новостей, посетившего журфак МГУ, спросили: почему вы не показываете новую продукцию российских заводов, новые машины, приборы, станки, продукты? Это поднимало бы дух людей, показывало бы, что не все так плохо, что страна может выйти из кризиса, в ней есть здоровые силы, талантливые люди. «Босс» ответил: я не хочу выполнять работу рекламной службы какого-нибудь завода. Пусть платят деньги за рекламу. В «его» новостях преобладают сюжеты о катастрофах и убийствах, о политиках, бомжах и проститутках.

Рекламная функция как часть информационной функции. Реклама ориентирует зрителя а сфере товаров и услуг.

Культурно-просветительская функция . (эстетическая, просветительская, рекреативная) Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ.

К культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – систематическое образование.

Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм.

Из отечественных программ этого направления отметим «Клуб путешественников» с Юрием Сенкевичем, «В мире животных» с Василием Песковым и Николаем Дроздовым.

Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.

В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

Интегративная функция. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем.

Эта функция учитывает интересы различных социальных и возрастных групп.

Доминанта вещания – выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной. Помимо национального и религиозного признаков обращают внимание на социальные (в том числе классовые), социально-психологические, возрастные различия людей. Телевизионные каналы удовлетворяют, кроме того, потребность каждого зрителя идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическими интересами.

Интегративная (объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др.

В начале девяностых годов опрометчивые оценочные суждения в телепрограммах, называющихся информационными («Время», «Вести», «600 секунд» и др.), вызывали немало протестов из Прибалтики, Закавказья и Украины. Вместо консолидации народов неумелыми и неуместными пропагандистскими выступлениями усугублялось разобщение. Преувеличенное внимание к православной церкви вызывало ревность приверженцев иных конфессий. Уничижительное отношение к новоизбранному главе смежного государства вызывала обиду не только лидера, но и его избирателей.

Журналисты с трудом избавлялись от менторского, поучающего тона и других стереотипов, связанных с «руководящей ролью Центра», к которому они причисляли и себя.

Лишь постепенно приходит понимание новой роли телевизионной журналистики в сохранении единого информационного, культурного, духовного пространства.

Социально-педагогическая или управленческая функция. (Агитация) Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства.

В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму – от информации до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики.

Читать еще:  Принципы права социального обеспечения рб

Адаптация населения к меняющимся обстоятельствам жизни, к изменениям самой среды обитания – важнейшая социально-педагогическая задача. Журналист, работающий в этой сфере, должен представлять себе, во-первых, реальную психологию, привычки, систему ценностей людей, которых он намерен в чем-либо убедить, и, во-вторых, желаемое направление изменений в общественном мнении. Особо важную роль играет пропаганда ненасилия и неразделения на «наших» и «ненаших» – и здесь социально-педагогическая функция телевидения прямо смыкается с интегративной.

Важнейшим элементом системы управления является, как известно, обратная связь. Поэтому, когда говорят о ТВ как средстве контроля народа за действиями властей, речь идет все о той же социально-педагогической функции.

Отражение общественного мнения, как правило, преследует цель влияния на это мнение. Для грамотного выполнения такой социально-педагогической работы журналист должен обладать знаниями в области социологии, понятие репрезентативности (пропорциональной представительности разных социальных групп) поможет избежать грубых ошибок.

Организаторская функция . Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции.

Образовательная функция . К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование.

Крупнейшие ученые, лучшие специалисты преподают в телеуниверситетах мира. Существуют платные университеты, высылающие зрителям тексты телелекций и выдающие дипломы после сдачи экзаменов.

Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность, связь с учебными программами соответствующих школ, колледжей, вузов.

Рекреативная функция. Также мало связана с журналистикой. Рекреация — это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы типа «Любовь с первого взгляда» и пр.) создается, как правило, специализированными телекомпаниями.

Журналист, помни! Знание общественных функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому журналисту для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода на экран. В перечне профессиональных качеств журналиста (подробнее о них в специальной главе) независимо от его специализации или экранного амплуа важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей.

Телевидение и общество. Социальные функции ТВ.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

1.информационная – информировать, удовлетворить инф.потребности аудитории. ТВ осведомляет о происходящих событиях. Инф.выпуски явл.опорными точками сетки вещания. Остальные передачи распространяются между выпусками новостей. Сдвинуть программу может чрезвычайное происшествие. В инф.выпуске могут быть прямые включения, репортаж с места события. Нельзя заканчивать плохими новостями.

2.культурно-просветительская – любая передача в той или иной мере приобщает человека к культуре. Даже в инф.выпуске сам облик показываемых людей, их манера общения, стиль речи, грамотность влияют на зрительские установки. Сегодня мало культурных программ. Трансляция любых культ.мероприятий: спектакли, концерты, кино и телефильмы.

3.интегративная – вещатель должен работать на чувство сопричастности друг к другу. Акцент на систему ценностей: общечеловеческие, общенациональные.

4.социально-педагогическая (управленческая) – прямая вовлечённость в ту или иную систему воздействия на население, пропаганда опр.образа жизни. Реализуется в инф.и др.общ.-политических программах. «государство-сми-народ».

5.организаторская – ТВ само становится инициатором той или иной общ.акции. Например, телемарафоны с благотворительной целью.

6.образовательная – трансляция учебных циклов, видеоуроков, программы для изучения языка, для детей, для поступающих в вузы.

7.рекреативная – развлечения, развлекательные программы.

Типология современных коммерческих радиостанций. Форматы.

FM-диапазон в течение последних 15 лет заполнялся музыкальными форматами, но периодически осуществлялись попытки создать успешную информационно-разговорную радиостанцию. Однако, только «Эхо Москвы» остается непревзойденным образцом коммерческого радио.

Исходя из общих представлений о предпочтениях слушателей, радиостанции выбирают свой формат – совокупность жанровых, тематических прочих признаков, формирующих концепцию вещания.

нишевые программные форматы – новости, спорт, музыка, кино. На радиорынке выбор формата, как нетрудно заметить, напрямую связан с возможностями радиостанции привлекать определенные типы рекламы посредством «организации» определенных сегментов аудитории.

Практика развитых радиорынков, прежде всего США, показывает, что в основе деятельности практически всех коммерческих радиостанций лежит не более 20 основных форматов.

Развитие современного радиорынка в последние годы приводит к неизбежной интеграции наиболее популярных форматов.

Форматы: 1. АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория — 20-45 лет. 2. CHR (Contemporary Hit Radio) — современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. 3. Rock — Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это достаточно узкий формат. 4. Classical — классическая музыка (тип — самое первое «Радио Классика» с очень узкой целевой аудиторией без возраста), 5. Oldies — ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип «Радио Ретро«), 6. NAC/Smooth Jazz — мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет , Alternative — альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25.

Существует еще целый ряд очень узких специфических форматов, свойственных, скорее, североамериканскому радиорынку.

17) Радио «перестройки и гласности» (1985-1991). Новые направления и формы
радиовещания.

1985 год стал переломным в жизни огромной страны, в развитии средств массовой информации. Политика перестройки, провозглашенная новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым на апрельском Пленуме 1985 года, должна была по идее охватить все стороны жизни общества, все звенья государственного механизма. Был официально взят курс на демократизацию и гласность

В первые годы перестройки Всесоюзное радио продолжало работать по сложившимся стереотипам, в рамках устоявшейся за долгие годы жесткой вещательной сетки. В 1985–1987 годах в программах радиовещания проводятся пропагандистские кампании, посвященные пленумам ЦК КПСС и XXVII съезду партии, широко освещается XIIВсемирный фестиваль молодежи и студентов, отмечается 50-летие стахановского движения, 70-летие Октябрьской революции. Крупная пропагандистская акция была проведена в связи с постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».несмотря на официально объявленные новые критерии работы, в радиопропаганде действовали старые стандарты. Замалчивались острые темы, касающиеся истории страны, особенно ее советского периода, межнациональных конфликтов. С большим опозданием радио сообщило об общенациональной трагедии – аварии на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, причем в репортажах с места события хотя и рассказывалось о героической работе ликвидаторов аварии, размеры трагедии преуменьшались, ее последствия замалчивались

Корреспонденты и редакторы радио способствовали формированию нового общественного сознания, и прежде всего активному участию личности в политических и социальных процессах страны. Не менее важным было и обращение к повседневным жизненным проблемам, волнующим людей. Радиожурналисты стали показывать человека с нелегкой судьбой, реальные трудные жизненные ситуации. Это внимание к новому герою, социально-психологический интерес к проблемам людей, исследовательский подход, аналитичность явились феноменом радиоэфира периода перестройки.

Наконец, обозначились существенные сдвиги в программировании: появилась новая радиоформа – каналы (информационно-музыкальные, публицистические, литературные и др.) как самостоятельные передачи.

Многие из перечисленных новшеств получили развитие в дальнейшем, как в государственном радиовещании, так и на негосударственных радиостанциях.

Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций «Юность» и «Маяк». С января 1987 года по III программе Всесоюзного радио начала выходить новая утренняя передача «Юности» «Молодежный канал».

Редакция решила возродить прямой эфир, а это требовало от журналистов новых навыков работы у микрофона: умения импровизировать, четкости.

Первый радиомост «СССР – США» состоялся в 1986 году.

Отечественное радиовещание в условиях рыночной экономики.

Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий.

Прежде всего, подверглась изменениям структура Гостелерадио СССР, Главный удар — создание официального государственного «Радио России», вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК.

В условиях рынка радиостанции являлись уже не только государственной, но и государственно-кооперативной собственностью. Ими владели акционерные общества, частные лица. В начале 90-ых гг только в Москве функционировало 23 частных радиостанции.

Появились и такие станции, которые сдавались в аренду, принадлежали общественным организациям или смешанным компаниям с участием иностранного капитала – это делалось для преодоления кризиса. Основные среди них – реклама, спонсорство, совместные мероприятия.

В роли учредителей и собственников часто выступали политические силы.

Интернет и радиовещание.

Интернет-радио или веб-радио — группа технологий передачи потоковых аудиоданных через сеть Интернет. Также в качестве термина интернет-радио или веб-радио может пониматься радиостанция, использующая для вещания технологию потокового вещания в Интернет.

В технологической основе системы лежит три элемента:

1. Станция — генерирует аудиопоток

2. Сервер (повторитель потока) — принимает аудиопоток от станции и перенаправляет его копии всем подключённым к серверу клиентам

3. Клиент — принимает аудиопоток от сервера и преобразует его в аудиосигнал, который и слышит слушатель интернет-радиостанции.

Кроме потока звуковых данных обычно передаются также текстовые данные, чтобы в плеере отображалась информация о станции и о текущей композиции. Существует большое количество серверов интернет-вещания. Серверы могут различаться по форматам аудиоданных, например: MP3, Ogg/Vorbis, RealAudio.

В качестве клиента можно использовать любой медиаплеер, поддерживающий потоковое аудио и способный декодировать формат, в котором вещает радио.

Следует заметить, что интернет-радио к эфирному радиовещанию, как правило, никакого отношения не имеет. Но возможны и редкие исключения, которые, на территории СНГ не распространены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector