Tw-city.info

IT Новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальные типы культуры

Социальные типы культуры. Понятие «массовая культура». Этнонациональные типы культур

Страницы работы

Содержание работы

Типы и виды культуры.

Общее понятие «культура» в реальной жизни воплощается, проявляется во множестве конкретных типов культуры. Типы культуры – конкретно-исторические совокупности ценностей и норм, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы. Эти системы состоят в свою очередь из ценностей и норм, сложившихся в различных сферах общественной жизни и представляющих собой соответственно художественную, экономическую, политическую, нравственную, правовую, религиозную и другие культуры, которые называют сферами культуры.

Содержательная характеристика конкретно-исторических типов культуры называется типологией культуры. История развития теоретической мысли о культуре знает много типологизаций, например, Данилевского, Ницше, Шпенглера, Сорокина, и др. Существует более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов систематизации культуры. В качестве основных критериев можно назвать следующие:

— социальная структура общества,

— регионально-этническая специфика общества,

-исторический тип общества.

1.Социальные типы культуры.

Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп – национальных, демографических, профессиональных ит.д. Несмотря на существующую между ними различия, у них некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультура.

Субкультура – эта часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающая или противостоящая доминирующей куьтуре, но в главных частях согласующаяся и продолжающая ее.

Контркультура. Термин предложен американцем Т.Роззак в труде «Становление контркультуры» (1969). В целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше.

Элитарная концепция Ф.Ницше проявляет себя в виде сверхчеловека. Сверхчеловек имеет привилегированное положение в обществе и наделен уникальной эстетической восприимчивостью.

Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционная мистика тела и т.д.

Контркультура может быть определена как протест против материального благополучия, конформизма и бездуховности наиболее обеспеченной части человечества. Представители контркультуры провозглашают собственность, семью, нацию, этику, личную ответственность и другие традиционные ценности цивилизации ненужными предрассудками.

Контркультура характерна для элиты молодежной среды, следовательно, ее можно рассматривать как молодежную контркультуру, как социальный инфантилизм, как детскую болезнь молодежи, физическое становление которой наступает гораздо раньше гражданского становления. Представители контркультуры впоследствии, после обретения жизненного опыта, становятся вполне законопослушными представителями своего общества.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень выделяют такие типы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура существовала с античных времен. В ХХ в. в элитарной культуре произошли такие явления как распад реализма в пластических искусствах, появление импрессионизма, кубизма; трансформация романа в «поток жизни», «поток сознания» Пруста и Джойса; символизм в поэзии (Блок, Белый).

Явления элитарной культуры исследовали Ницше, Ортега, Парето и др. По мнению Ортеги, элита есть в каждом обществе. Элита – это наиболее способная к духовной деятельности. Одаренная нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно элита обеспечивает прогресс общества. Поэтому художник сознательно обращается к ней, а не к массе. Недостаток элитарной культуры – эстетический изоляционизм, бесстрастное отношение к человеку, дегуманизация искусства.

Типичное явление элитарной культуры – теория и практика «чистого искусства». В первой половине ХХ в. сторонниками чистого искусства были С.Дягилев и художник А.Бенуа. Сторонники «чистого искусства» абсолютизировали личность творца. Они считали строго обязательным особое авторское видение действительности в художественном произведении. Причем этот подход понимался как наличие совести у художника.

Под совестью подразумевалась субъективная искренность творца в выражении им красоты. Деятельность Бенуа и других представителей «чистого искусства» получила мировую известность и поддержку от представителей западного модернизма.

Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, не профессионалы. Они зачастую неизвестны. Их произведения распространяются как в письменном, так и в устной форме. И существуют обычно во множестве вариантов (мифы, эпос, песни, сказки, легенды и т.д.). К народной культуре относится народная медицина, народная педагогика, суть которой часто выражается в пословицах и поговорках. Народная культура постоянно развивается и пополняется новообразованиями (анектдоты, тосты, песни и т.д.).

Как социальные типы культуры

Массовая и элитарная культура

Один из вариантов типологии – выделение социальных типов культуры.Среди основных социальных типов выделяютсямассовая и элитарная культура, субкультура и контркультура.

Массовая культура – это особый тип культуры, связанный с рыночными отношениями, это вид культурной продукции, производимый ежедневно и потребляемый большим количеством людей. К массовой культуре относятся:

· СМИ – средства массовой информации, транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика;

· система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского спроса вещей, идей, услуг и т.д., индустрия формирования имиджа;

· индустрия досуга, включающая в себя «массовую художественную культуру» среди которых: «бульварная» литература, развлекательные жанры кино, комиксы в изобразительном искусстве, рок-, поп-музыка, конферанс и «разговорные жанры», различные виды шоу-индустрии.

Целью «массовой культуры» является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека, сколько стимулирование потребительского сознания, формирование идеологии и мифологии общества потребления. Массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу. В рамках таких ее жанров как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс создаются упрощенные «версии жизни».

В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX–XX веков. Для этой эпохи стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни, котораязатронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Современные ученые полагают, что массовая культура представляет собой типично американский путь развития, существенно отличающийся от культурного развития других стран. Так, американский политолог 3. Бжезинский говорил: «Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру» [Цит. по 26, с.264].

Массовая культура выполняет роль низового этажа культуры. Она проста и доступна для восприятия, ориентируется на узнаваемые имиджи, типажи, модели поведения, которые сама же и создает, формируя особый тип человека – пассивного, неспособного к критическому восприятию и мышлению. Все это формирует личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Однако массовая культура имеет и положительные стороны: является источником информации, выполняет образовательную функции, несет культуру в массы (образовательные проекты и пр.) Она содействует создание новых учебных программ и курсов обучения. Но постоянное потребление только продуктов массовой культуры не содействует росту духовного и интеллектуального потенциала личности. (Более подробный анализ феномена массовой культуры см. в теме «Культура ХХ века» – с. 185-189).

Читать еще:  Влияние бюджета на социально экономические процессы

Элитарная культура – антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является элита (от франц. elite – лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. В философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Культурная элита – это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками.Именно она обеспечивает общественный прогресс.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В культурологических концепциях Ф. Ницше, элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью. В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были развиты X. Ортега-и-Гассетом. Элита – по Ортеге – это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия».Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу.

Социальные типы культур в их становлении и развитии.

Основными социальными типами культуры являлись элитарная и народная культуры. Элитарная являлась культурой высших слоев общества духовенства и аристократии. В новое время на Западе эти две культуры вытесняются буржуазной культурой, которая приобретает статус элитарной культуры. Народная культура часто ошибочно отождествляется с культурой массовой, однако ее истоки могут быть гораздо более глубокими нежели истоки официальной культуры . Народная культура содержит в себе информацию о традициях, мифах и ритуалах, которые являлись предшественниками ныне господствующему типу религиозного воззрения. Так в европейской культуре народная культура содержит в себе традиции до христианского язычества. Массовая культура в отличии от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется сведением всего к единообразию. Массовую культуру можно назвать антикультурой. Одним из наиболее ее ярких проявлений является поп – музыка.

55.Динамика культуры. Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма, ведущего направления в науке того времени. Правда, сам термин «динамика» еще не употреблялся. Ученые говорили об эволюции, постепенном закономерном развитии общества и культуры, рисовали общую верную картину истории человеческого общества от первобытного состояния до современного цивилизованного уровня. К сожалению, исследователи XIX в. абсолютизировали процессы развития, считая, что все культурные изменения должны представлять движение от простого к сложному, они говорили о запрограммированном прогрессивном усложнении культуры.

Начиная с XX в., происходит расширение представлений о характере и направленности изменений в культуре. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. К ним относят кризисы, возврат к старому, полное исчезновение и др. Также начинают говорить о постоянных сдвигах и трансформации культурных форм, которые могут быть упорядоченными и неупорядоченными, интенсивными и слабыми, устойчивыми и неустойчивыми, ведущими к развитию или к кризису.

Этапной для исследования вопроса культурных изменений стала книга П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937–1941). Именно там был впервые введен в научный оборот термин «динамика культуры». Динамика культуры — это развитие, любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, ту или иную ее периодичность, стадиальность, направленность к какому-нибудь состоянию.

Постепенно в ходе длительных исследований определился круг вопросов, которые рассматривались в связи с динамикой культуры — типы и формы (модели) культурных изменений, детерминанты и механизмы культурной динамики. В результате этих исследований учеными были предложены несколько моделей динамики культуры, рассматривающих ее как целостное образование, стремящихся не к изучению процессов качественных изменений внутри культуры, а лишь к описанию общей формы этих изменений.

Модели (формы) динамики культуры

Представления о динамике культуры, ее циклах, изменении и развитии базируются на наблюдении и изучении политических и хозяйственных циклов (этапов) развития, ритмов в динамике искусства, науки, повседневной жизни. Немаловажное значение здесь имеют также жизненные циклы индивида, которые являются наиболее важными и эталонными для оценки динамики культурного процесса. В результате этих наблюдений исследователи пришли к выводу, что в истории и культуре изменения имеют фиксированную последовательность стадий или состояний. Преемственность и периодичность изменений в культуре может существовать, по крайней мере, в двух формах. Во-первых, в форме эволюционного процесса, суть которого состоит в последовательном необратимом повышении уровня сложности и организованности культурных систем. Во-вторых, в форме временного круга (цикла), который представляет собой повторяющуюся последовательность определенных фаз или состояний. Помимо двух «чистых» форм культурной динамики реальный ход мировой истории и культуры демонстрирует нам еще несколько моделей культурной динамики, представляющих собой варианты циклической и эволюционной (линеарной) моделей, либо модели, синтезирующие в себе черты двух основных форм.

Циклическая модель

Исторически первые представления о динамике культуры в форме временного круга (цикла) возникли еще в Древнем мире, в рамках мифологических картин мира в Китае, Индии и Древней Греции. Они основывались на идее вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе и культуре.

Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду. — вся история человечества разделяется на четыре эпохи — золотой, серебряный, медный и железный века — и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Для каждой эпохи характерно свое состояние культуры. Смысл истории — в постоянном повторении, воспроизведении общих законов, не зависящих от особенностей конкретного общества. Чем дальше в своем развитии человек уходит от золотого века общества, тем сильнее отклонение от исходной идеальной модели-архетипа. Поскольку человек, по сути, считался неизменным, именно эти отклонения определяли культуру на каждом из четырех этапов. Культура тогда понималась как совокупность моральных норм, характер власти, связь поколений, способ усвоения культурных ценностей. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, существовала тесная связь поколений, не было необходимости трудиться, так как все необходимое для жизни человек получал прямо от природы, включая знания, которыми он обладал от рождения. К железному веку человек приходил с полным забвением моральных регуляторов, войной всех против всех, потерей связи поколений, утратой гармонии с природой.

Конечным моментом развития становился кризис культуры, связанный обычно с бунтом природы против человека. Кризис нельзя было считать целиком негативным явлением, так как он не приводил к окончательному краху культуры, он возвращал ее к исходной точке, с которой начинался новый цикл развития. В одной точке совпадали прошлое и будущее, они становились инвариантами друг друга. Такие циклы повторялись бесконечно, в этом — смыл вечного возвращения и идеализации прошлого.

Читать еще:  Современные и традиционные социальные институты

Вариантом циклической модели динамики культуры является инверсия, при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Поэтому, чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни: от жесткой нормативности до распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту.

Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды — от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. На определенном этапе такой характер принимал переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов. XX век продемонстрировал переход от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, огульной критике религии и расправе со священниками. В конце века маятник вновь качнулся в обратную сторону, и мы наблюдаем возрастающий интерес к религии, как со стороны народа, так и со стороны государства. Кроме того, многие страны демонстрировали переход от политики культурной изоляции к интенсивным контактам с другими культурами.

Примером инверсионного движения часто предстает революция, означающая радикальную ломку и переворот в социальных, экономических отношениях, а также в доминирующих в обществе ценностях. Созданная в рамках теории марксизма-ленинизма концепция социальной революции предусматривала уничтожение экономического и духовного господства свергнутого класса и утверждение ведущей роли нового революционного класса. Такой характер носила социалистическая революция в России, радикально изменившая жизнь страны на протяжении несколько десятилетий.

Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что вызывает рано или поздно возрождение или реставрацию прошлого. Так, европейское Возрождение привело к восстановлению античной языческой культуры, культивированию тех ценностей, которые отрицались христианской церковью на протяжении многих веков. Но за Ренессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение религии.

Рассмотренные нами выше концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби являются вариантами циклической модели динамики культуры. Отрицая понятие всемирной истории как единого исторического процесса, они выдвигают идею развития отдельных народов и культур, происходящую по циклическим законам. Развитие отдельных цивилизаций или культурно-исторических типов может происходить как последовательно, так и параллельно. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных цивилизаций проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка — возвращения к исходному состоянию.

Динамику развития отдельной локальной цивилизации можно сравнить с многолетним однократно цветущим растением, которое растет и набирается сил многие годы, чтобы один раз пышно расцвести, отдать этому все силы и затем погибнуть.

Локальные цивилизации тесно связаны с почвой, с природным ландшафтом, на котором они произрастают. Он предопределяет характер и специфику локальных цивилизаций, формирует их душу, которой их наделяет Бог или мировой разум, находящий свое воплощение в этих цивилизациях. Суть этого воплощения фиксируется в основной идее, развиваемой данной цивилизацией. Полное же самовыражение мирового разума возможно только через совокупность локальных цивилизаций и культур, через сумму идей, развиваемых ими. Это является причиной многообразия культур на нашей планете, существовавшего в прошлом и имеющегося в настоящее время.

Виды социальной культуры

Материальная и нематериальная культура

В социологии выделяют два вида культуры:

  1. Материальная культура: созданные людьми физические объекты, которым придается определенный смысл – сооружения, парки, церкви, одежда, книги, оружие, автомобили и т.д. Источник материальной культуры – технология, тесно связанная с инженерией и прикладной наукой.
  2. Нематериальная культура – это совокупность правил, верований, ценностей, систем правления, обычаев, языков и т.д., то есть всего, что относится к непредметной, духовной области.

Виды культуры тесно взаимосвязаны между собой и образуют единое целое, в котором переплетены технология, ценности, верования, обычаи. Степень и глубина этой связи, возникающие при этом культурные модели называют «культурной эмиграцией».

Отдельно рассматривается понятие «доминирующая культура».

Доминирующая культура – это совокупность норм и правил, ценностей, традиций, верований, обычаев, которые принимает и которыми руководствуется большинство членов общества. Включает в себя элементы как материальной, так и духовной культуры.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Разновидности культуры

Культурно-исторический тип, или цивилизация характеризует конкретные исторические эпохи, общества, нации и народности. При этом культура рассматривается как целостный исторический феномен:

античная культура, китайская, индийская, европейская и т.д.

Это располагающиеся в пространстве и во времени общности, проходящие этапы зарождения, формирования, расцвета и упадка, отличающиеся по территориальным, этническим, хозяйственным, политическим, языковым и психологическим признакам.

Субкультура – вид культуры, часть общей культуры, включающий определенные нормы и ценности, систему деятельности конкретной социальной общности, отличающийся от культуры большей части всего общества. Субкультура отклоняется от культуры большей части населения (молодежная субкультура, субкультура студенчества, субкультура религиозной общины и т.д.).

Контркультура – разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с господствующей культурой, создает ценности и нормы, противоречащие главным аспектам общей культуры (течение эмо, хиппи, уголовная культура). Ценности контркультуры способны проникать в господствующую культуру. В таких случаях они становятся менее конфликтными.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

С творческой деятельностью человека связано искусство – одна из форм культуры по созданию воображаемого мира. Специфика искусства заключается в том, что оно является наглядным и образным, в художественных образах отражает процессы жизнедеятельности людей.

Для художественного восприятия и воспроизведения окружающего мира характерны специфические способы их воспроизведения и средства для создания художественных образов:

  • художественная литература – слово;
  • музыка – звук;
  • живопись – цвет;
  • скульптура – объемно-пространственные формы.

К основным направлениям искусства относятся:

  • литература и фольклор,
  • живопись и скульптура,
  • музыка,
  • архитектура,
  • театр и кино,
  • танцы,
  • спорт и игры.

Средства массовой информации как вид культуры

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из видов современной культуры. Средства массовой информации –это:

  • периодические печатные издания;
  • видео- и телепрограммы;
  • радиопрограммы;
  • кинохроника и т.д.

По положению СМИ в государстве судят о степени демократизации его общества. Во многих государствах существуют определенные ограничения и запреты в работе СМИ:

  • разглашение сведений, касающихся государственной тайны;
  • использование скрытых вставок, оказывающих воздействие на подсознание человека;
  • распространение данных о способах изготовления и распространения и приобретения психотропных веществ и наркотиков;
  • пропаганда национальной розни, насилия и жестокости, порнографии;
  • использование СМИ для совершения уголовных правонарушения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальные типы культуры

Понятие культуры чрезвычайно широким, потому культурное охватывает социальное во всех его формах и на протяжении всей истории существования человечества. По свидетельству немецкого лингвиста. ИНидермана, термин»культура»как самостоятельная лексическая единица существует лишь с XVIII в. Ранее этот срок встречался только в словосочетаниях на определение функции чего-то: cultura juris (выработка правил поведения), cultura scientia e (получение знаний, опыта), cultura literarum (усовершенствование языка) и т п. В большинстве лингвистов не вызывает сомнения то, что своим происхождением слово»культура»(лат cultura — воспитание, образование, развито к, почитание) обязано латинским словам colo, col и происходили под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных природными причинамичинами.

Читать еще:  История социальной рекламы в россии

Но с XVIII в термин»культура»начал применяться в отношении людей и их творческой деятельности, он получил обобщающее значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культуру можн на рассматривать как созданную человеком»вторую природу», как весь созданный человеком свиіт.

По мнению. О. Якуби, понятие культуры означает качественную характеристику общества, выражает меру его прогресса, уровень достижений, связи и отношения. В наиболее общем смысле этого слова культура-это е системная интегративная качество общества, воплощение достижений в его развитоок.

Несколько в другом аспекте рассматривает понятие культуры. НСмелзер, один из крупнейших представителей американской социологической мысли. Сравнивая животный мир и мир человека, он отмечает, что поведение тва. АРИН преимущественно инстинктивное. Зато человеческое поведение гораздо меньше обусловлена ??прямым генетическим контролем. Что же формирует поведение человека, организует человеческую жизнь? енетично запрограммированное поведение, в жизни людей в основном осуществляет культура. Поэтому. Смелзер определяет культуру как систему ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. Итак, здесь подчеркивается, что культура, во-первых, создается людьми, а во-вторых, этой культуре обучаются. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение оттуда ворюе ее и передает следующим поколениям. Этот процесс является основой социализациалізації.

Итак, в социологии культуру определяют как освоение, гуманизация человеком природы, совершенствования всего того, что человек считает естественно данным, того, стихийно возникло в природе, обществе, лицу; вс это, созданное руками и умом человек.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и находит выражение в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение материальных предметов и духовных феномене.

Сферы проявления человеческой культуры

Можно выделить три основные сферы проявления человеческой культуры:

— отношение людей к природе (предполагает гармонию связей между человеком и природой);

— отношение к другим людям (цель оптимизации межличностных, межэтнических, межгосударственных отношений, создания культурного климата взаимоотношений в коллективе, семье, в быту);

— отношение человека к самому себе (направлено на самопознание, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвитие) 6

Типы и формы культуры

В зависимости от уровня, масштабов, форм социального взаимодействия различают типы и формы культуры. Основными типами культуры являются:

— общечеловеческая культура (в смысле культуры, созданной человечеством на протяжении всей истории его существования);

— суперкультуру (в смысле культуры, созданной конкретным обществом, которая передается из поколения в поколение);

— субкультура (в понимании культуры как совокупности убеждений, ценностей, норм»образцов поведения, характерных для определенной социальной группы; пример: национальные, профессиональные субкультуры);

— контркультура (в смысле культурной модели определенной группы, противостоящей или находится в конфронтации с господствующей су пер культуры. Смелзер приводит пример известной контркультуры в западном обществом тви — богемы, а в ней — стиль жизни и поведения хиппи. Для их культуры характерно стремление к самовыражения, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, любовь к экзотике. Это входит в кон фликт с такими ценностями господствующей западной культуры, как самодисциплина и самоограничения и т др.)ін.);

— девиантное культура (как разновидность субкультуры; присуща группам с социально отклоняющимся поведением; пример-стиль жизни криминальных группировок);

— личностная культура (подразумевается культура конкретного индивида)

Исторически сложились две формы культуры: высокая (элитарная) и народная (фольклорная). Элитарная культура включала в себя прежде всего классическую музыку, живопись, литературу, которые создавались профессионалами выс сокого уровня. Народная культура включала фольклор, песни, танцы, мифы, сказки, которые создавали люди в повседневной жизни. Как правило, элитарная культура создавалась и удовлетворяла потребности немногих, на родна же была связана с жизнью широких народных мамас.

В современном обществе в связи с развитием средств массовой информации возникает еще одна форма — массовая культура, которая апеллирует к всех и рассчитана на массовое потребление

Элементы культуры

Основными составляющими или элементами культуры являются:

1. Язык как система знаков, наделенных определенным значением, которые используются для хранения, преобразования и передачи информации

2. Ценности, включающих жизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни); гостиной (ценности здоровья, безопасности, благосостояния, семьи, ценности образования, правопорядка и др.); ценности обще ского призвание (социальное положение); ценности межличностного общения (честность, доброжелательность); демократические ценности (свобода убеждений, слова, политического выбора) партикулярные ценности (вера в. Богаа).

3. Нормы, олицетворяющих требования к поведению. Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и демонстрирует образцы поведения

4 сложных образцы поведения: обычаи, традиции, обряды. Обычай представляет собой привычную социальную регуляцию, взятое из прошлого. Традиции-элементы наследия, передающиеся от поколения к поколению и образуется юють наследственную связь в истории человечества. Обряды — стереотипы символических коллективных действий, выражает чувствауття.

4. Функции культуры

Заканчивая анализ основных понятий и категорий социологии культуры, укажем на социальные функции культуры:

— познавательная (исследования в области культуры дают возможность адекватно судить об обществе в целом, его сообщества, группы, личность в частности);

— функция социальной памяти или передача социального наследия;

— образовательно-воспитательная (именно культура делает человека человеком в процессе социализации, посредством обучения и воспитания);

— регулятивная (ценности, идеалы, нормы и образцы поведения определенной культуры в ходе социализации становятся частью самосознания личности, формируют и регулируют ее поведение);

— коммуникативная (культура выступает средством общения людей);

— интегративная и дезинтегративна (с одной стороны, культура способна сплотить людей, а с другой-она имеет свойство делить людей, противопоставлять их друг другу, другим общностям, поскольку они принадлежать ть до различных субкультур).

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1. Культура элитарная — культура, которая требует высокого профессионализма в исполнении

2. Народная культура — культура, созданная людьми в процессе их повседневной жизни (фольклор, мифы, сказки и т.д.)

3. Девиантное культура — культура, в которой доминируют маргинальные аспекты

ВОПРОСЫ

1. Что является предметом изучения социологии образования?

2. Назовите основные функции образования

3. Как определяют науку в социологической литературе?

4. Что является предметом изучения науки социологии?

5. Принципы социологии науки за. РМертоном

6. Что такое культура?

7. Что является составными элементами культуры?

ЛИТЕРАТУРА

1ИонинЛГ. Социология культуры. Учеб пособ-М:. Логос, 1996

2. Нечаев. ВЯ. Социология образования-М:. Изд-во. Моск ун-та, 1992

3. Смеязер. Н. Социология-М, 1994

4. Социология. Учебник для высшей учебных заведении (ГВОсипов

6. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие для студентов высшихучебныхзаведекий /. Под ред. ВПАндрущенко-Харьков, 1996

7. Филиппов. ФР. Социология образования-М

8. Черныш. Я. Социология. Курс лекций-Львов, 1996

9. Шаповал. М. Общая социология-Киев, 1996. Ю

10. Якуба. ОО. Социология-Харьков, 1996

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×