Tw-city.info

IT Новости
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальный состав класса

Социально-классовая структура общества

В социальной структуре общества принято выделять следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую. Каждая подструктура характеризуется своим набором социальных организаций и учреждений, своей системой социальных ролей, социальных ценностей и норм.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества – класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. Лучшее из них дал В. Ленин: «Классы – это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Социально-классовая структура общества – это совокупность различных по численности, облику, положению в системе социальных отношений общественных групп, существенную роль среди которых играют классы и социальные слои (страты).Социальные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам доли общественного богатства. Социальные слои – это социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам — доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п.

Наличие общественных классов было констатировано наукой еще в начале ХIХ века. Французские историки показали противоположность классовых интересов, неизбежность их столкновения. Английские экономисты раскрыли внутреннее строение классов, их “анатомию”. В дальнейшем К.Маркс сделал вывод о том, что наличие классов связано только с определенными историческими формами развития общества, что их борьба ведет к установлению диктатуры пролетариата, которая “сотрет” классовые различия. Теория классового строения общества была жестко противопоставлена концепции его слоевой структуры. На деле же слоевой “срез” социальной структуры существенно дополняет и обогащает классовый “срез”, дает возможность получить более выверенную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков.

Само понятие социальной дифференциации заметно обогатилось с момента его появления в начале ХХ века. Социальная дифференциация – это различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям.

Еще Платон и Аристотель делили общество (государство) на три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Впослед­ствии деление социальных групп и индивидов на категории получи­ло название социально-классовой структуры общества.

Социально-классовая структура общества это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отноше­ний между ними.

Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей, М. Вебер ввел такие до­полнительные критерии определения социальной принадлежности, каксоциальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по М. Веберу, может не зависеть от богатства и нласти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприни­матели или высокопоставленные чиновники.

Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П. Сорокин, Т. Парсоис, Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Так, уче­ный-социолог П. Сорокин наиболее четко обосновал критерии при­надлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основ­ных критерия: экономический, профессиональный, политический.

Теория социальной стратификации дает более реальное представ­ление о социальной структуре современного общества, нежели мар­ксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграниче­ния (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, пре­стижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Социальная стратификация — это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum слой, пласт) — социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является есте­ственное и социальное неравенство людей.

Социально-классовую структуру современного общества приня­то делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социаль­ным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.

Число делений на классы и страты может зависеть от конкрет­ных задач социологического исследования. Если целью исследова­ния является получение общего представления о социальной струк­туре общества, то число делений будет небольшим. Если же необхо­димо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.

При исследовании социальной структуры необходимо учитывать, что социальный состав общества (деление на социальные общности), как правило, не совпадаете социально-классовой дифференциацией. Например, высококвалифицированный рабочий по уровню доходов, по образу жизни и способам удовлетворения своих потребностей мо­жет быть отнесен к среднему классу, а рабочий низкой квалифика­ции — к низшему.

Каждое общество стремится институанализировать социальное неравенство для того, чтобы никто не мог произвольно и хаотично менять структуру социальной стратификации. Для этого существуют особые механизмы (институты), защищающие и воспроизводящие социальную иерархию. Например, институт собственности дает раз­личные шансы богатому наследнику и выходцу из бедной семьи; институт образования позволяет легче сделать карьеру тем, кто при­обрел соответствующие знания; членство в политической партии предоставляет возможность сделать политическую карьеру и т. д.

В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции. Например, человек, имеющий вы­сокий политический статус, может получать относительно неболь­шие доходы, а богатый предприниматель — не иметь должного об­разования и т. д. Поэтому для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических ис­следованиях используют интегральный показатель социальной пози­ции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений.

Кроме указанного метода, существуют и другие, например ме­тод самоклассификации, суть которого заключается в самооценке своей классовой принадлежности. Он не может считаться объектив­ным с точки зрения критериев оценки, но в значительной степени отражает классовое самосознание людей.

Социально-классовая структура общества

В социальной структуре общества принято выделять следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую. Каждая подструктура характеризуется своим набором социальных организаций и учреждений, своей системой социальных ролей, социальных ценностей и норм.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества – класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. Лучшее из них дал В. Ленин: «Классы – это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Социально-классовая структура общества – это совокупность различных по численности, облику, положению в системе социальных отношений общественных групп, существенную роль среди которых играют классы и социальные слои (страты).Социальные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам доли общественного богатства. Социальные слои – это социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам — доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п.

Наличие общественных классов было констатировано наукой еще в начале ХIХ века. Французские историки показали противоположность классовых интересов, неизбежность их столкновения. Английские экономисты раскрыли внутреннее строение классов, их “анатомию”. В дальнейшем К.Маркс сделал вывод о том, что наличие классов связано только с определенными историческими формами развития общества, что их борьба ведет к установлению диктатуры пролетариата, которая “сотрет” классовые различия. Теория классового строения общества была жестко противопоставлена концепции его слоевой структуры. На деле же слоевой “срез” социальной структуры существенно дополняет и обогащает классовый “срез”, дает возможность получить более выверенную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков.

Само понятие социальной дифференциации заметно обогатилось с момента его появления в начале ХХ века. Социальная дифференциация – это различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям.

Еще Платон и Аристотель делили общество (государство) на три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Впослед­ствии деление социальных групп и индивидов на категории получи­ло название социально-классовой структуры общества.

Социально-классовая структура общества это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отноше­ний между ними.

Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей, М. Вебер ввел такие до­полнительные критерии определения социальной принадлежности, каксоциальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по М. Веберу, может не зависеть от богатства и нласти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприни­матели или высокопоставленные чиновники.

Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П. Сорокин, Т. Парсоис, Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Так, уче­ный-социолог П. Сорокин наиболее четко обосновал критерии при­надлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основ­ных критерия: экономический, профессиональный, политический.

Теория социальной стратификации дает более реальное представ­ление о социальной структуре современного общества, нежели мар­ксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграниче­ния (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, пре­стижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Читать еще:  Детство как особое социальное явление

Социальная стратификация — это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum слой, пласт) — социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является есте­ственное и социальное неравенство людей.

Социально-классовую структуру современного общества приня­то делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социаль­ным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.

Число делений на классы и страты может зависеть от конкрет­ных задач социологического исследования. Если целью исследова­ния является получение общего представления о социальной струк­туре общества, то число делений будет небольшим. Если же необхо­димо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.

При исследовании социальной структуры необходимо учитывать, что социальный состав общества (деление на социальные общности), как правило, не совпадаете социально-классовой дифференциацией. Например, высококвалифицированный рабочий по уровню доходов, по образу жизни и способам удовлетворения своих потребностей мо­жет быть отнесен к среднему классу, а рабочий низкой квалифика­ции — к низшему.

Каждое общество стремится институанализировать социальное неравенство для того, чтобы никто не мог произвольно и хаотично менять структуру социальной стратификации. Для этого существуют особые механизмы (институты), защищающие и воспроизводящие социальную иерархию. Например, институт собственности дает раз­личные шансы богатому наследнику и выходцу из бедной семьи; институт образования позволяет легче сделать карьеру тем, кто при­обрел соответствующие знания; членство в политической партии предоставляет возможность сделать политическую карьеру и т. д.

В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции. Например, человек, имеющий вы­сокий политический статус, может получать относительно неболь­шие доходы, а богатый предприниматель — не иметь должного об­разования и т. д. Поэтому для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических ис­следованиях используют интегральный показатель социальной пози­ции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений.

Кроме указанного метода, существуют и другие, например ме­тод самоклассификации, суть которого заключается в самооценке своей классовой принадлежности. Он не может считаться объектив­ным с точки зрения критериев оценки, но в значительной степени отражает классовое самосознание людей.

Социальный состав класса

Классовая структура российского общества стала изменяться. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы – буржуазия и пролетариат. Но официально все население делилось на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, городские жители, казачество.

Дворянство – экономически и политически господствующий класс. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата они составляли его основу. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Духовенство. Делилось на черное и белое. Наиболее преданных церковников самодержавия стремилось привлечь к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Крестьяне. Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. Обязанности как собственности дворян: барщина, оброк и др. повинности. Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов. Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.

Городские обыватели. Это сословие делилось на 6 групп: почетные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму. Почетные граждане пользовались рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от личных повинностей. Купечество делилось на 2 гильдии. Первая — оптовые торговцы; вторая розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам, делясь на мастером и подмастерьев. Городское население составляли мещане, в основном работавших по найму на фабриках и заводах. Права: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов.

Казачество как сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества. Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках.

Государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.

Вторая половина 19 века:

После отмены крепостного права произошли существенные изменения в общественном строе страны:

Дворянство потеряло бесплатную рабочую силу, большая часть разорилась, другая – вступила на путь предпринимательства. Дворянству удалось сохранить свое привилегированное положение. В его руках находилась политическая власть.

Духовенство. Правовое положение сословия существенно изменилось. Сами служители церкви получили еще больше привилегии.

Крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами. Они должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов и могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока они не выкупали ее, назывались временнообязанными, неся в пользу помещиков повинности. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества, которые, в свою очередь, образовывали волости. В селах и в волостях крестьянам был предоставлено самоуправление.

Городские обыватели. Городовое положение 1870 года устранило из устройства городского управления сословный принцип как вредный для преуспевания городов. Право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью, в размере требуемом законом. Таким образом, сохранявшиеся в законе постановления о городском состоянии были лишены всякого практического значения и стали иметь лишь исторический интерес.

Казачество .В основе привлечения казачества к военной службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в XIX в. система землевладения в казачьих областях. Положение 1869 г. закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями, из которых производилось наделение казаков «паем» в 30 десятин на казака. Затем государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское.

В результате казачество, являвшееся ранее угрозой царской власти, стало ее опорой в борьбе с революционным движение

Развитие отходничества оказывало влияние на жизнь деревни. Отходники, пусть и в искаженной подчас форме, знакомили односельчан с городскими нравами и бытом. Особенно быстро подхватывала новшества сельская молодежь. Усилился интерес к танцам; в праздничные дни в селах устанавливали незамысловатые карусели, возводили балаганы для кукольных представлений.

19 февраля (3 марта) 1861 года — Отмена крепостного права.
После данной реформы крепостные крестьяне получили свободу и стали считаться временнообязанными. Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. Крестьянам предстояло погашать земельные долги ежегодными выплатами(выкупные платежи) 49 лет. Крестьяне были обязаны объединяться в общины. Многие крестьяне уходили на заработки в города и становились рабочими.

Заметные изменения происходили в первой половине XIX в. в быту горожан. Уменьшается число индивидуальных хозяйственных построек в городах : хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием торговли, транспорта, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных гуляний и массовых развлечений. Участились многолюдные гулянья в садах и парках, на площадях и бульварах. Широкое распространение среди горожан получило чаепитие. Горожане не начинали дня и не ложились спать без чая. Сама процедура чаепития складывалась в России по западноевропейскому, а не по восточному образцу. В некоторых местах приобретает популярность и кофе.

Купцы медленнее других слоев городского населения приобщались к новшествам в бытовой жизни, отчасти в силу традиционной неприязни «аристократии крови».Основная масса купечества по-прежнему соблюдала традиционные уклад жизни и методы ведения дел. В домах сохранялась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Дабы приумножить и сохранить капитал, купцы предпочитали лично контролировать ход дел.

Читать еще:  Социальные сети что это такое

В быт рядового населения города и деревни все активнее проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах в значительной степени вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX в. была предметом не очень привычным и отчасти аристократическим. Все отмеченные новации явились следствием происходивших в рассматриваемый период социально — экономических и культурных процессов.
Городские обыватели занимались ремеслом, торговлей.

В первой половине столетия дворянские дети получали домашнее образование. Обычно оно состояло в изучении двух-трех иностранных языков и начальном освоении основных наук. Учителями чаще всего нанимали иностранцев, которые у себя на родине служили кучерами, барабанщиками, актерами, парикмахерами. Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С 7-8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Правительство считало уклонение от службы предосудительным. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма.

Летом дворяне, сохранившие поместья, покидали города. Зимой, обычно перед Рождеством, они возвращались в город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись в города заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные окорока, вяленую рыбу, солонину, муку, крупу, масло.

С 11 июня 1845 года гражданские чины X—XIV классов вместо личного дворянства начали давать лишь почётное гражданство. С 1856 года личное дворянство начиналось с IX класса, потомственное — с VI по военной службе (полковник) и с IV по гражданской (действительный статский советник).

После крестьянской реформы 1861 года экономические позиции дворянства ослабли. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе. После отмены крепостного права в 1861 году дворяне сохраняют около половины земли, получив щедрую компенсацию за вторую половину; однако к началу XX века помещики владеют уже только 60 % земли, принадлежавшей им в 1861 году.

Церковное управление делилось на епархии. Имелась система духовно-учебных заведений.
Высшим церковным органом с 18 в. являлся Синод.

Социальная структура общества

Современное общество состоит из социальных групп, слоёв населения и национальных общностей, которые неизбежно выполняют свои функции и связаны между собой. Они взаимосвязаны между собой экономическими, социальными, политическими и духовными отношениями. Вся эта система взаимоотношений образует в совокупности структуру общества.

Базу для социальной структуры общества составляют общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. Основу общественного разделения труда формируют социальные группы: классы, профессиональные группы, группы людей одного населённого пункта, а также одного вида умственного или физического труда. Отношения собственности на основе экономических принципов закрепляют внутреннюю разрозненность общества, которая образуется в социальную структуру внутри самого общества.

Основные элементы социальной структуры общества

Среди основных элементов социальной структуры общества выделяют:

  • Классы.
  • Люди города и деревни.
  • Представители физического и умственного труда.
  • Сословия (имеются в виду социальные группы, чьё место в обществе определено положением в системе социально-экономических отношений, традициями и правовыми актами).
  • Социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодёжь и т.п.).
  • Национальные общности – нации, этнические группы.

Социальные группы и национальные общности имеют неоднородный состав. В силу этого внутри определённой социальной группы происходит деление на слои и группы, которые схожи по конкретным характеристикам. Это могут быть политические или социальные интересы. Это факт хорошо изучен западными социологами, которые выдвигают теорию стратификации, которая, по их мнению, делит общество на различные слои («страты»), основываясь на различных факторах, например, уровень дохода или политические воззрения, профессиональная деятельность или духовная принадлежность.

Множество западных социологов работают над вопросом и проблематикой малых социальных групп, которые формируются на основе регулярных и близких контактов между несколькими людьми. Чаще всего такие группы складываются внутри крупных социальных групп и слоёв общества, даже классов, профессиональных и этнических группах. Таким образом, они могут оказывать определённое воздействие на социальную структуру обществ, тем самым давать предпосылки для формирования свойственных мотивов поведения людей, которые относятся к той или иной группе.

Социальные группы и национальные общности находятся в определённой взаимосвязи, эта связь имеет динамический характер. Её вовсе нельзя отнести к статической, потому что это взаимодействие происходит в активном режиме постоянно изменяющихся потребностей потребителя, а также возможности реализации этих потребностей.

Кроме всего прочего группы и общности состоят в постоянных отношениях между собой. Имеются в виду социальные отношения посредством работы общественной структуры. Такие отношения характерны субъектам, которые занимаются удовлетворением своих потребностей, например, нормальных условиях труда, потреблении материальных благ, получении достойного образования, доступе к объектам духовной культуры, а также улучшения качества быта и отдыха. Проще говоря, удовлетворение потребностей, которые имеют отношение к социальной сфере общественной жизни, а также фактах самоутверждения в той или иной социальной группе.

В современном мире вполне логично, что свои потребности стараются реализовать и получить право на их исполнение не только рабочие, крестьяне, предприниматели или интеллигенция, но и такие социальные группы, как молодёжь, люди преклонного возраста, женщины и пр. Кроме того, вместе с тем, как меняется и обновляется мир, многие национальные меньшинства и отдельные этнические группы также стремятся реализовать свои экономические, политические и духовные интересы. Более того, каждая социальная группа старается упрочить своё положение и получить определённые гарантии в этом отношении.

Социальная мобильность

Одним из важных факторов, который влияет на нормальное функционирование социальной структуры, значится социальная мобильность.

Социальная мобильность – это переход людей из одной социальной группы в другую или перемена слоя общества.

Пример социальной мобильности прост. В случае, когда крестьянин меняет место жительство и род занятий он выполняет акт социальной мобильности. Так, из сельского жителя он превращается в городского, и вместе с тем, из крестьянина превращается в рабочего завода. Еще один пример социальной мобильности выглядит так: ребёнок рабочих может стать интеллигентом, а, скажем, дети крестьян, могут выбрать путь предпринимателей. Этот же процесс происходит, когда, например представитель предпринимательской среды начинает деятельность на политическом поприще.

Процессы социальной мобильности изучаются на государственном уровне, это имеет важное значение для общества. Государство должно представлять процессы, которые происходят в обществе, и знать о социальных перемещениях населения. Кроме того, устанавливать причины, по которым происходят акты социальной мобильности и основные направления. Это помогает регулировать эти процессы и оказывать вспомогательное действие в интересах государственной социальной политики, сохранения равновесия и стабильности.

Гражданское общество непосредственным образом связано с взаимодействием различных социальных групп. Поэтому проблемы функционирования социальной структуры, так или иначе, тоже связаны с проблемами гражданского общества. Впервые об этом заговорил Гегель. ОН выдвинул идею по решению данной проблемы. По его мнению, гражданское общество – это независимая сфера личных потребностей и интересов, которая основана на частной собственности и достаточно формальном равенстве всех людей.

Гражданское общество основывается на праве и частной собственности, таким образом, можно говорить, что это система отношений личностей и сословий.

Гегель писал: «Собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью. В свою очередь, право выступает в форме закона и должно одновременно обладать значением».

Поясним, идея Гегеля о том, что право обладает общезначимостью, лежит в основе правового гражданского общества. Гегель в своих трудах часто объяснял беспрекословную связь социально-экономической политики и правовой стороны гражданского общества.

О гражданском обществе много рассуждал и к. Маркс. Он выдвигал своё мнение о том, что именно исторический процесс вплотную привязан к действиям в гражданском обществе, что эти два понятия неразрывны между собой. Это видение К. Маркса вполне логично, ведь согласно учению марксизма именно социально-экономическая сфера лежит в основе общественной жизни людей. Помимо всего прочего именно отношения собственности, которые характерны социально-экономической сфере, являются основой развития гражданского общества.

Рассуждая на тему проблем гражданского общества, можно говорить о том, что философы всех времён и народов оставили современникам огромный багаж знаний, но не стоит при этом забывать о том, что реальность нынешнего времени отлична от других и взгляды на проблематику могут значительно меняться. С одной стороны весьма логично рассматривать гражданское общество как единый организм, в котором взаимодействуют большие и малые социальные группы. При этом различные формы собственности, развивающиеся свободно, являются экономической основой такого взаимодействия. В силу этого, стоит предположить, что защита интересов производится посредством правовых органов государства, где всё подчиняется законам.

С другой стороны, реалии таковы, что в истинном гражданском обществе, где права и свободы отдельных граждан являются основой существования, каждый имеет право и возможности проявлять себя в разный ипостасях. При этом он удовлетворяет свои потребности и приносит пользу обществу и людям. Важный момент: ему доступны все блага социальной и правовой защиты.

Социальная структура России

Социальная структура современной России сформировалась под воздействием исторических событий недавних лет. Судить, насколько она полноценна или оптимальна достаточно сложно. Поскольку исторические события тридцатилетней давности показали обществу, насколько несовершенна может быть любая структура. Дело обстоит следующим образом: во времена СССР, когда социальный состав в большинстве своём был представлен рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией, не был обеспечен достаточный уровень динамического развития социальной структуры.

Читать еще:  Социальный закон можно определить как

То ли дело современное общество, когда различные социальные группы, которым характерно активное участие в общественной жизни добавляют обществу динамизма, но при этом зачастую их интересы не совпадают с интересами других социальных групп и обществ. Отсюда и берёт своё начало проблема формирования гармоничных отношений между различными слоями населения и социальными группами.

Основные тенденции развития социальной структуры

Всего выделяют две тенденции в развитии социальной структуры современного общества:

  • Активная дифференциация общества и формирование новых социальных групп.
  • Развитие социальной структуры общества определяется интеграционными процессами в экономике.

В силу этого, можно говорить о том, что системно пересекаются интересы разных социальных групп и обществ, что приводит к их сближению и пересечению интересов. Таким образом, происходит формирование новых условий жизни, потребностей и интересов.

Любое государство не должно пропустить момент формирования новых социальных групп, и уж тем более учитывать эти тенденции в своей политике. Такая политика должна предполагать регулирование интересов и отношений между всеми социальными группами. Основная задача, которая стоит перед государством – создать необходимые условия для нормальной жизни, при этом повышая их благосостояние, соблюдая принципы социальной справедливости.

Стоит заметить, что решить данные проблемы достаточно непросто. Даже беспрекословно следуя всем правилам и учитывая реальные тенденции развития, наладить порядок и гармонию в социально-экономической сфере нелегко. Российское общество вступило в переходный период своего развития в переломный момент от прежних социально-экономических отношений и становление, без прикрас, достаточно непростое, которое должно функционировать по законам рыночной экономики.

На наглядном примере реальных условий жизни, можно увидеть, насколько серьёзное восстановление требуется после сложившегося ранее положения социальной нестабильности. Здесь стоит отметить тот факт, что во времена распада СССР, общество резко поделилось на бедный и богатых, между которыми была насколько огромная пропасть, что всё это повлекло за собой неустойчивое положение многих социальных групп.

Все эти факты способствуют тому, что общество требует повышения уровня социальной защищенности ввиду того, что возникают острые социальные противоречия между различными социальными группами. Здесь имеется в виду то, что государство должно выстраивать свою социальную политику таким образом, чтобы уязвимые социальные группы и общества имели возможность получения помощи. Это не только финансовая поддержка в определённых условиях, а также помощь в освоении новых профессий, помощь при желании осуществлять ту или иную производственную или предпринимательскую деятельность. Основной критерий для государства – полезность для общества такой деятельности. Такие меры должно принимать государство, которое заботится о стабильность и гармоничном развитии общества.

Социальный класс

Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

В социально-классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений) и неосновные классы (остатки прежних классов в новой формации или зарождающиеся классы), а также различные слои общества.

«…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).

Понятие «социальный класс» начали разрабатывать ученые Англии и Франции в XVII—XIX веках. Ими рассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные, рабочие-капиталисты, собственники-несобственники. Французские историки Ф. Гизо и О. Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения. Английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо раскрыли внутреннее строение классов.

Деление на антагонистические (непримиримо борющиеся между собою) социальные классы впервые наиболее полно и развёрнуто описал Карл Маркс.

Содержание

Социальные классы в марксизме

Согласно марксизму, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после — феодалы и крепостные крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третий класс — это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей.

Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание собственностью. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.

Все марксистские определения класса имеют три основные отличительные черты: Классы понимаются не просто как существующие «над» или «под» другими классами; они скорее всегда определяются с точки зрения их социального отношения к другим классам. Соотвественно, названия классов — не «высший», «средний» и «низший», а «капиталисты», «рабочие», «феодалы» и «крепостные».

Социальные отношения, определяющие класс, всегда анализируются прежде всего с точки зрения социальной, а не технической организации экономических отношений. Классовые отношения прежде всего определяются социальными отношениями в процессе производства, а не социальными отношениями в процессе обмена.

Но и среди марксистов нет согласия относительно того, какие классы существуют при современном капитализме. В спорах о его классовой структуре главную роль играет спор о «среднем классе». Все марксисты соглашаются, что индустриальные наемные работники физического труда принадлежат к рабочему классу и все они сходятся в том, что владельцы семейных предприятий относятся к классу капиталистов. Разногласия же начинаются при переходе к анализу проблемы «белых воротничков», — позиций, занимаемых высококвалифицированными специалистами и различными типами менеджеров.

Некоторые марксисты считают, что за исключением очень небольшого числа менеджеров высшего звена, непосредственно связанных с буржуазией посредством владения акциями, все наемные работники — это рабочий класс. Другие помещают многие категории наемных работников в сегмент мелкой буржуазии, который часто называют «новой мелкой буржуазией» — чтобы отличить её от традиционной мелкой буржуазии ремесленников, владельцев магазинов, производителей-индивидуалов. Третий вариант — это считать специалистов и менеджеров не частью мелкой буржуазии, а новым классом, называемым «классом специалистов и менеджеров» (КСМ) (Professional and Managerial Class). Этот класс определяется скорее специфической ролью, которую он играет в воспроизводстве классовых отношений, чем просто его позицией в рамках социальных отношений производства как таковых.

Немарксистские теории социальной стратификации

Альтернативой марксистской теории социальных классов стали работы М.Вебера, в которых были заложены основы современного подхода к изучению социальной стратификации. Вебер кроме экономического критерия (отношения к собственности и уровень доходов) учитывал также как социальный престиж (получение индивидом от рождения или благодаря своим личным качествам определенного социального статуса, позволяющего занять ему соответствующее место в социальной иерархии) и политическую власть.

Большой вклад в развитие теории социальной стратификации внесли также такие ученые, как Т. Парсонс, Р.Дарендорф, Б. Барбер, К. Девис, У. Мор, Р. Коллинз, П.А.Сорокин. Сторонники этой теории социальной стратификации считают, что понятие класса годится только для анализа социальной структуры обществ прошлого, а в современном обществе оно уже не применимо, так как возрастание роли наемных менеджеров привело к тому, что отношения собственности потеряли свою определенность, оказались размыты и поэтому понятие «класс» следует заменить понятием «страта» или слой, а общество рассматривать с точки зрения теории социальной стратификации, а не теории социально-классового строения общества. Страты, в отличие от класса, формируются не только по формальным экономическим признакам (наличие частной собственности, доход, профессии и др.), но и по таким признакам, как престиж, образ и стиль жизни, объем власти и авторитета.

В этих стратификационных моделях выделяются три уровня: высший слой (высший класс), средний слой (средний класс) и низший слой (низший класс). Высший слой — это элитарное меньшинство населения. Средний слой является основным слоем, который стабилизирует все общество. Низший слой занимают люди, опустившиеся на социальное «дно».

Б. Барбер указывал, что за последние сто лет западное общество проделало эволюции от пирамидального типа социальной структуры к ромбовидному типу. Он пишет, что «самый большой процент населения принадлежит по своему рангу к верхней, средней и нижней частям средних слоев, а не к остроконечной верхушке или основанию стратификационных пирамид».

Принятый в США вариант социальной стратификации:

  • высший высший класс: руководитель общенациональной корпорации, совладелец крупной фирмы, высший военный чин, федеральный судья, крупный архитектор, известный врач, архиепископ;
  • высший класс: руководитель средней фирмы, врач с частной практикой, адвокат, преподаватель университета;
  • высший средний класс: преподаватель муниципального колледжа, менеджер среднего звена, учитель средней школы;
  • средний средний класс: банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, менеджер супермаркета, квалифицированный столяр;
  • низший средний класс: автомеханик, парикмахер, бармен, квалифицированный рабочий, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика;
  • средний низший класс: среднеквалифицированный рабочий, водитель такси;
  • низший низший класс: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, дворник, мусорщик, неработающие, полностью зависящие от программ государственного вспомоществования.

В последнее время учёными выделяется ещё один класс, класс когнитариата. [1]

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×