Tw-city.info

IT Новости
324 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные и традиционные социальные институты

Социальный институт: сущность, типология, функции. Процесс институционализации. Отличие современных социальных институтов от традиционных

Относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. С.И. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие «И. моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.

Основные функции,которые выполняет С.И.:

1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.

Деятельность С.И. определяется:

1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля.

С.И. могут быть охарактеризованы не только с т.з. их формальной структуры, но и содержательно, с позиции анализа их деятельности. С.И. — это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами, системой санкций и осуществляющих конкретную общественную функцию.

Успешное функционирование С.И. связано с наличием в рамках И. целостной системы стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы: они закреплены нормами права и иными социальными нормами. В ходе практики возникают определенные виды социальной активности, причем правовые и социальные нормы, регулирующие эту деятельность, концентрируются в определенную легитимированную и санкционированную систему, обеспечивающую в дальнейшем этот вид социальной деятельности. Такой системой и служит С.И.

В зависимости от сферы действия и их функций С.И. подразделяются на: а) реляционные — определяющие ролевую структуру общества в системе отношений; б) регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля); в) культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.д.; г) интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

Развитие социальной системы сводится к эволюции С.И. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т.е. происходящие внутри самой системы, так и экзогенные факторы.

История эволюции социальных систем есть постепенное превращение С.И. традиционного типа в современные С.И. Традиционный С.И. характеризуется прежде всего аскриптивностью и партикуляризмом, т.е. основывается на жестко предписанных ритуалом и обычаями правилах поведения и на родственных связях. В ходе же своего развития С.И. становится более специализированным по своим функциям и менее ригоризированным по правилам и рамкам поведения.

Процесс институционализации — процесс определения и запрещения социальных норм, статусов, ролей и приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Основные этапы процесса институционализации:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий

2) формирование общих целей

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами

5) институционализация норм и правил общественных процедур, их принятие и практическое применение

6) установление санкций для поддержания норм и правил, их дифференцирование

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института

Финал процесса институционализации — создание в соответствии с нормами, четкой ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса.

Таким образом социальные институты являются символами порядка и организованности в обществе.

Институционализированная роль — наиболее постоянная в данном социальном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Устойчивостью институционализированных ролей обусловливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при исполнении. Колебания индивидуальных различий ограничены и во многом заслоняются ролевыми требованиями.

История эволюции социальных институтов есть история постепенного превращения институтов традиционного типав институты современного типа.

Традиционные институты характеризуются прежде всего тем, что основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях. Род, большая семейная община являются доминирующими институтами первобытного общества. Уже на ранних этапах развития человеческого общества появились институты, регулирующие отношения между большеродными коллективами и поэтому не полностью погруженные в кровнородственный контекст и традиционную «заданность». Это – политические институты и институты экономического обмена. В ходе своего развития институты становятся все более специализированными по функции. Некоторые из них занимают в системе социальных институтов положение господствующих. В развитых обществах новейшего времени получают все более широкое развитие ценности, утверждающие успех и достижения. В число доминирующих попадают институты науки и массового высшего образования, которые обеспечивают воспроизводство и распространение ценностей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности, без присутствия которых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование современных социальных институтов. Отличительной чертой институтов новейшего времени является также их относительно большая независимость от степени моральных предписаний; выбор способов поведения и приятие или неприятие тех или иных институтов становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов. Соответственно увеличивается степень аномичности общественных систем (т.е. степень нормативного безразличия, не подчинения нормам) и происходит отказ личности от конформистских ценностей; зачастую этот процесс трактуется как процесс отчуждения.

ГИА по обществознанию

Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. 1

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
Читать еще:  Моделирование управленческого решения в социальной сфере

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием. 2

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). Процесс институционализации состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того, чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.

Среди огромного разнообразия институциональных форм можно выделить следующие основные группы социальных институтов:

Экономические институты:

  • собственность;
  • рынок;
  • деньги;
  • заработная плата и т.д.

Политические институты:

  • государство;
  • суд;
  • армия;
  • политические партии и т.д.

Духовные институты:

  • наука;
  • образование;
  • воспитание;
  • моральные нормы и т.д.

Институты в сфере семьи:

Типы функций социальных институтов

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым;
  • Регулятивная функция — выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т. е. социальный институт как элемент социального контроля);
  • Интегративная функция — процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;
  • Транслирующая функция — передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям;
  • Коммуникативная функция — распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.
  • социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.);
  • социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья);
  • социальный институт производства средств существования выполняет созидательную функцию;
  • социальный институт права выполняет функцию разработки правовых документов и ведает соблюдением законов и правовых норм и т. д. 4

Современные и традиционные социальные институты

Герберт Спенсер ввел понятие «социальный институт», однако использовал термин «социальное учреждение».
Сравнивая общество с биологическим организмом, он выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.

Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.

Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.

Определения социального института.

Функции социального института

Исходя из спенсоровского понимания сущности социального института можно сделать вывод, что основная его характеристика — функциональность. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности. В зависимости от направленности различают: функции и дисфункции; явные и латентные функции.

Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.

Дисфункции — деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а на разрушение. Дисфункции возникают, если социальный институт начинает выполнять несвойственную ему функцию. Дисфункция возникает, если бесконтрольно разросшаяся организация социального института начинает работать не на общество, а на самообеспечение.

Явные функции — деятельность социальных институтов, которая осознается людьми и носит намеренный характер.

Латентные (скрытые) функции — деятельность социальных институтов, последствия которой не осознаются участниками или не носит намеренный характер

Классификация функций

Совокупность всех социальных функций различных социальных институтов складываются в т.н. общие функции. Джордж Ландберг выделил четыре основные функции социальных институтов:

  • воспроизводство членов общества (семья, государство, религия)
  • социализация членов общества (семья, образование, религия, право)
  • производство и распределение (государство, промышленность, сельское хозяйство, торговля)
  • управление и контроль (государство, право, религия)

Классификация американского социолога Толкотта Парсонса, предусматривает выделение следующих функций:

  • адаптация к окружающей среде
  • обеспечение реализации основных целей системы, и мобилизация средств их осуществления
  • координация и интеграция деятельности структурных элементов системы
  • поддержка господствующего в обществе ценностного образца

Российский социолог Сергей Фролов предложил свою классификацию различных видов функций отдельных социальных институтов (подфункций):

  • закрепление и воспроизводство общественных отношений
  • регулятивная функция, заключающаяся в регулировании отношений между членами общества путем выработки норм и стандартов поведения
  • интегративная функция, включающая процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социального института
  • транслирующая функция, связанная с передачей социального опыта
  • коммуникативная функция, обеспечивающая распространение информации внутри социального института и между различными социальными институтами
Читать еще:  Принципы права социального обеспечения рб

Классификация социальных институтов

По масштабу деятельности:

  • главные, которые удовлетворяют основные, базовые потребности общества
  • не главные — структурные элементы или составные части главных социальных институтов, обеспечивающие их деятельность

По внутренней структуре:

  • простые — выполнение функций которых не требует системного деления
  • сложные — сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты

По сфере деятельности:

  • политические (государство, парламент, партии)
  • экономические (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)
  • социально-культурные (наука, образование, искусство)
  • нормативные (право, суд)
  • семейные (семья, брак)
  • религиозные (религия, церковь, секта)

11 Основные институты общества

1. Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.


2.
Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции

Ключевые институты

Сферы общества

Основные роли

Физические черты

Символичес-кие черты

Другие институты данной сферы общества

Забота, воспитание детей

Семья,

Наследование

Социальная (семейно-брачные отношения)

  • Отец
  • Мать
  • Ребенок

Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.

Добывание пищи, одежды, жилья

Собственность

  • Работодатель
  • Наемный работник
  • Покупатель
  • Продавец

Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.

Поддержание законов, правил и стандартов

Власть

Государство

  • Законодатель
  • Субъект права

Общественные здания и места

Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.

Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

Религия

  • Священник
  • Прихожанин

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

Образование

  • Учитель
  • Ученик

Общественное мнение, СМИ и др.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.


Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.


3. Типы функций социальных
институтов:

  • Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом
  • Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).


4. Значение социальных институтов.
Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах.

Социальные институты общества.

Важнейшими элементами общества являются социальные институты— устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направ­лена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.

К фундаментальным институтам общества отно­сят семью, школу, производство, церковь и государ­ство. Это объясняется наличием пяти видов важней­ших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:

1) в воспроизводстве рода (семья);

2) в безопасности и социальном порядке (государство);

3) в средствах существования (производство);

4) в получении знаний, социализации подрастаю­щего поколения, подготовке кадров (школа);

5) в решении духовных проблем, поиске смысла жизни (религия).

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной по­требности и достижения определенной цели лично­го, группового или общественного характера. Воз­никновение социальных институтов привело к за­креплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Характерными чертами социальных институтов являются:

1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности;

2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимым для какого-либо вида деятельности;

4) четкое разграничение функций каждого субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;

5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества.

Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные. Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными — отдельные государственные органы и должностные лица.

Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми.

Таким образом, важнейшими институтами общества являются социальные институты.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от места человека в социальной иерархии.

Читать еще:  Раскрутка аккаунтов в социальных сетях

Черты традиционного общества:

· Основа экономики – сельское хозяйство. Главное богатство – земля.

· Большая часть населения проживает в сельской местности.

· Сословное деление общества. Сословная замкнутость.

· Большая роль и влияние церкви.

· Число образованных людей ограниченно.

· Медленные темпы развития.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Существует она 200 – 250 лет.

Черты индустриального общества:

· Основа экономики – промышленное производство. Главное богатство – заводы, фабрики, шахты, железные дороги.

· Большая часть населения живет в городах. Процессы урбанизации.

· Резко снижается роль церкви. Научные взгляды на мир.

· Создается правовое государство. Личность защищена от произвола и беззакония.

· Уходит в прошлое сословное деление. Положение человека в обществе определяется не богатством и происхождением, а его деловыми качествами. Высокая мобильность.

· Большое количество грамотных людей

· Изменения происходят быстро. Научно – техническая революция.

· Это общество массового производства и массового потребления.

Таким образом, доиндустриальная цивилизация противостоит индустриальному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Некоторые современные страны приближаются к стадии постиндустриальногообщества. Тоффлер, Белл, Бжезинский)

Черты постиндустриального общества:

· Большая часть людей занята в сфере услуг.

· Возрастает роль мелкосерийного производства.

Таким образом, традиционное и индустриальное общества – это этапы развития общества.

Цивилизации и формации.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация».

Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениям) — совокупность общественных отношений, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие производительные силы входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы и средства труда. Производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил.

Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.

Под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном процессе.

2) решающая роль материального производства в развитии общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания формационная теория переживает кризис. На первый план выходит цивилизационный подход.

Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию; «. Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector