Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность типология социальных институтов

Сущность социальных институтов, их типы

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» (от лат. institutum) означает «устройство, установление».

Социальные институты являются специфическими образованиями, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты представляют собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на чётко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты являются символами порядка и организованности в обществе.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые элементы социальной жизни. В жизни люди, желая реализовать свои потребности, ищут различные способы, приемлемые образцы поведения, которые при частом повторении превращаются в стандарты, привычки, обычаи, образцы поведения, шаблоны. На этой основе разрабатываются приемлемые стандарты, система санкций, навыки, которые узакониваются общественным мнением.

Социальные институты – это определённая организация специальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.

В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которые объединяют важнейшие общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. При этом нужно отметить, что общественные ценности— идеи, цели, общественные процедуры — это образцы поведения в групповых процессах, система социальных связей — это сплетение социальных ролей и статусов. Пример — семья, институт дуэлей.

С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной, социальной функции.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

— более или менее чётко сформулированные цели своей деятельности;

— набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

— систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

— конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется ещё одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

Дж. Ленски выделил ключевые социальные потребности общества:

1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком, образованием, связью, транспортом;

2) потребность в производстве товаров и услуг;

3) потребность в распределении товаров, услуг и привилегий;

4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности);

7) потребность в поддержании системы неравенства (размещения общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев).

В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество – становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом.

Социальная структура общества часто находит своё выражение в институтах, которые существуют в обществе.

Социологи выделяют несколько типов институтов: семейные, политические, экономические, образовательные, религиозные, институт науки, медицины, социальной деятельности, бизнеса, власти, промышленный, обрядовый, церковный и многое другое. В каждый институт входят группы, ассоциации с определенными целями и поведением.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов.

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распределение товаров и услуг.

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти.

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов.

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций.

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Таким образом, социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают стабильность в обществе, порядок и социальные структуры.

На этой основе происходит замена спонтанного поведения индивидов на предсказуемое, регулируемое, ожидаемое, моделируемое. И осуществляется это в виде институционализации. Этот процесс невозможен без появления социальной потребности — материальной, духовной, культурной, физиологической.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

· возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

· формирование общих целей;

· появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

· появление процедур, связанных с нормами и правилами;

· институционализация норм и правил, процедур, их принятие, практическое применение;

· установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Институционализация представляет собой процесс упорядочения и формализации социальных связей, определения и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей, приведение их в такую систему, которая способна удовлетворить общественные потребности. Особенно они проявляются в коммуникации, в обеспечении безопасности граждан, в социальном контроле за поведением членов общества, в производстве продуктов и услуг, в распределении благ и привилегий. Отсюда важным компонентом институционализации является материальная, финансовая и ресурсная её базы.

Итогом процесса институционализации можно считать создание четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Отсюда, термин социальный институт подразумевает упорядочение, формализацию общественных связей и отношений. Институт обладает такими чертами как:

· постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений

· четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи

· регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов

· наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов

Все социальные институты имеют общие характеристики:

· наличие цели своей деятельности

· функции, обеспечивающие достижения целей

· набор социальных позиций, ролей и статусов

В зависимости от сферы действий, функций, социальные институты делятся на:

Реляционные институты — определяют ролевую структуру общества по различным признакам: полу, возрасту, образованию, виду занятий, способностям.

Регулятивные институты определяют границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей. Они определяют санкции, предусмотренные при выходе за эти границы.

Культурные институты – идеологические, религиозные, связанные с искусством, образованием, духовным развитием общества и личности.

Интегративные институты – связаны с социальными ролями, ответственными за удовлетворение интересов и потребностей социальной общности.

Традиционные институты – держатся вековых традиций, ритуалов, родственных отношений, обрядов, обычаев, сформированных исторически.

Современный социальный институт – государство, семья, наука, мораль, личность, бизнес и другие.

Традиционными социальными институтами являются: институты собственности, институты власти, институты права, институт семьи, институт — образования и науки, институт — средств массовой информации, институт здравоохранения, институт управления, институт бизнеса, религии и многие другие. Все институты имеют институциональные признаки, в виде культурных символов, кодексов поведения, идеологии. Культурные символы могут быть в виде материального или нематериального элемента культуры, дают представление об институте, его образ: для государства – флаг, герб, для церкви – распятие, для университета – эмблема «альма-матер». Кодексы поведения – это выраженные в правилах нормы поведения, которые несут в себе необходимые ролевые установки и ролевое поведение, неформальные традиции, ожидания (присяга на верность стране, клятва при заключении брака, клятва Гиппократа).

Читать еще:  Моделирование управленческого решения в социальной сфере

Идеология – выступает как система идей, которая санкционирована совокупностью норм. Она включает в себя главные, основополагающие убеждения данного института, в комплексе содержит кредит доверия институту, оправдывает и объясняет его деятельность.

Сущность и типология социальных институтов

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации.

Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя:

— совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

— общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);

— переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Итак, социальные институты — специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения признания и одобрения.

Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Социальные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты). Однако их внутренняя структура однотипна по составу исходных элементов:

— любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений и фиксируется в социальном статусе.

— социальный статус проявляется в динамической форме, его поведенческим воплощением служит социальная роль.

— взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована, благодаря наличию норм.

Типы социальных институтов.

Экономические институты — их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение.

Политические институты — основная функция — установление, исполнение и поддержание власти, доминирующей в обществе социальной группы. Обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры.

Социокультурные и воспитательные институты — освоение и последующее воспроизводство социокультурных ценностей.

Нормативно-ориентирующие институты — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов, придание поведению и мотивации нравственную ориентацию, этическую основу.

Нормативно-санкционирующие институты — осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты (основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных норм, их официальном или неофициальном закреплении) — временные способы социальной регуляции.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Сущность и типология социальных институтов

Содержание

1. Сущность и типология социальных институтов. 3

2. Эволюция социальных институтов. 5

3. Трансформация социальных институтов в России. 7

3.1. Институт семьи. 7

3.2. Образование 9

3.4. Экономическая система 10

3.5. Политическая система 12

Введение

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие «институт» — одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Сущность и типология социальных институтов

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя:

— совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

— общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);

Читать еще:  Критерии и показатели эффективности социального проекта

— переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Итак, социальные институты — специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения признания и одобрения. Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Социальные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты). Однако их внутренняя структура однотипна по составу исходных элементов:

— любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений и фиксируется в социальном статусе.

— социальный статус проявляется в динамической форме, его поведенческим воплощением служит социальная роль.

— взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована, благодаря наличию норм.

Типы социальных институтов.

Экономические институты — их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение.

Политические институты — основная функция — установление, исполнение и поддержание власти, доминирующей в обществе социальной группы. Обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры.

Социокультурные и воспитательные институты — освоение и последующее воспроизводство социокультурных ценностей.

Нормативно-ориентирующие институты — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов, придание поведению и мотивации нравственную ориентацию, этическую основу.

Нормативно-санкционирующие институты — осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты (основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных норм, их официальном или неофициальном закреплении) -временные способы социальной регуляции.

Введение. На тему: Понятие, структура и типология социальных институтов

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

На тему: Понятие, структура и типология социальных институтов

Выполнила: студентка 1-ого курса

1.Определение понятия «социальный институт». 4

2.Типология социальных институтов. 7

3.Их функции и дисфункции. 10

Список литературы. 13

Введение

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие «институт» — одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
1.Определение понятия «социальный институт».

Понятие «институт» (от лат. institutum — установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д. ), которые образуют институциональный порядок. Немецкий социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных. По мнению Л.Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Дж. Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. Согласно С.С.Фролову социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно- нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт—институт брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы поведения и институциональные нормы, становились привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло.Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Э. Дюркгейм придерживался мнения о том, что социальные институты выступают важнейшим средством самореализации человека. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся анахронизмом, на самом деле полезны и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называет институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью[5,c.234].

Социальные институты это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Процесс образования институтов, т. е. процесс упорядочения, формализации и стандартизации — институционализация — подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

-возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;

-появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил;

-принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;

-создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.

Читать еще:  Закон социального сравнения

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то он представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы, совокупность обычаев, традиций и правил поведения, формальную и неформальную организацию, совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений, обособленный комплекс социальных действий.
2.Типология социальных институтов.

Социальные институты разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

-экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

— политические – институты власти;

— семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

— военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от

— религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Их предназначение удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

— потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

— потребность в безопасности и социальном порядке (институт

государства и др. политики).

— потребность в добывании и производстве средств существования

-потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).

— потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальный институт: сущность, типология, функции. Процесс институционализации. Отличие современных социальных институтов от традиционных

Относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. С.И. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие «И. моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.

Основные функции,которые выполняет С.И.:

1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.

Деятельность С.И. определяется:

1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля.

С.И. могут быть охарактеризованы не только с т.з. их формальной структуры, но и содержательно, с позиции анализа их деятельности. С.И. — это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами, системой санкций и осуществляющих конкретную общественную функцию.

Успешное функционирование С.И. связано с наличием в рамках И. целостной системы стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы: они закреплены нормами права и иными социальными нормами. В ходе практики возникают определенные виды социальной активности, причем правовые и социальные нормы, регулирующие эту деятельность, концентрируются в определенную легитимированную и санкционированную систему, обеспечивающую в дальнейшем этот вид социальной деятельности. Такой системой и служит С.И.

В зависимости от сферы действия и их функций С.И. подразделяются на: а) реляционные — определяющие ролевую структуру общества в системе отношений; б) регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля); в) культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.д.; г) интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

Развитие социальной системы сводится к эволюции С.И. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т.е. происходящие внутри самой системы, так и экзогенные факторы.

История эволюции социальных систем есть постепенное превращение С.И. традиционного типа в современные С.И. Традиционный С.И. характеризуется прежде всего аскриптивностью и партикуляризмом, т.е. основывается на жестко предписанных ритуалом и обычаями правилах поведения и на родственных связях. В ходе же своего развития С.И. становится более специализированным по своим функциям и менее ригоризированным по правилам и рамкам поведения.

Процесс институционализации — процесс определения и запрещения социальных норм, статусов, ролей и приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Основные этапы процесса институционализации:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий

2) формирование общих целей

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами

5) институционализация норм и правил общественных процедур, их принятие и практическое применение

6) установление санкций для поддержания норм и правил, их дифференцирование

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института

Финал процесса институционализации — создание в соответствии с нормами, четкой ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса.

Таким образом социальные институты являются символами порядка и организованности в обществе.

Институционализированная роль — наиболее постоянная в данном социальном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Устойчивостью институционализированных ролей обусловливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при исполнении. Колебания индивидуальных различий ограничены и во многом заслоняются ролевыми требованиями.

История эволюции социальных институтов есть история постепенного превращения институтов традиционного типав институты современного типа.

Традиционные институты характеризуются прежде всего тем, что основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях. Род, большая семейная община являются доминирующими институтами первобытного общества. Уже на ранних этапах развития человеческого общества появились институты, регулирующие отношения между большеродными коллективами и поэтому не полностью погруженные в кровнородственный контекст и традиционную «заданность». Это – политические институты и институты экономического обмена. В ходе своего развития институты становятся все более специализированными по функции. Некоторые из них занимают в системе социальных институтов положение господствующих. В развитых обществах новейшего времени получают все более широкое развитие ценности, утверждающие успех и достижения. В число доминирующих попадают институты науки и массового высшего образования, которые обеспечивают воспроизводство и распространение ценностей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности, без присутствия которых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование современных социальных институтов. Отличительной чертой институтов новейшего времени является также их относительно большая независимость от степени моральных предписаний; выбор способов поведения и приятие или неприятие тех или иных институтов становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов. Соответственно увеличивается степень аномичности общественных систем (т.е. степень нормативного безразличия, не подчинения нормам) и происходит отказ личности от конформистских ценностей; зачастую этот процесс трактуется как процесс отчуждения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×