Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теории социальной динамики

Теория социальной и культурной динамики

П.А. Сорокин определяет культуру как «некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознатель­ной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимо­действующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведе­нием».[64] Существуют разные формы культурной интеграции, которые в значительной сте­пени отличаются друг от друга. Все их многообразие социолог сводит к четырем основным типам:

1. Пространственное, или механическое соседство. Сюда относится любой конгломерат культурных элементов на данном участке социального и физического пространства, имеющий в качестве единственной объединяю­щей основы пространственное или механическое соседство.

2. Ассоциация под воздействием внешнего фактора. Объединение яв­ляется более тесным в тех случаях, когда два (или более) элемента культуры, граничащие в пространстве, но не имеющие функциональной или логической связи, оказываются все-таки связанными друг с другом благодаря тому, что каждый из них соединен с неким общим фактором, внешним по отношению к ним обоим.

3. Причинная, или функциональная, интеграция. Таким единством на­зывается комбинация элементов культуры, при которой они образуют единое причинное целое. Любой культурный синтез следует считать функциональ­ным, когда, с одной стороны, устранение одного из важных элементов за­метно влияет на его функции в целом, а с другой стороны, отдельный элемент, будучи перенесенным в совершенно иную комбинацию элементов, либо не может существовать вообще, либо должен радикально измениться, чтобы стать ее частью.

4. Внутреннее, или логико-смысловое единство. Это высшая форма ин­теграции. Если единообразие является основой интеграции причинной, то при логико-смысловом единстве такой основой служит главный смысл, или идея.

Проанализировав развитие различных сфер западного общества – религию, экономику, политику, этику, право, мораль – за последние 2500 лет, П.А. Сорокин пришел к выводу о том, что можно выделить довольно длительные периоды истории, в течение которых проявляются относительно близкие культурные образцы, включающие в себя различные формы интеграции (интегрированные культурные суперсистемы). Он полагает, что существуют два глубоко различных типа ин­тегрированной культуры, каждый из которых:

– обладает собственной менталь­ностью;

– собственной системой истины и знания;

– имеет собственную филосо­фию и мировоззрение;

– особый тип религии и образцы «святости»;

– свое соб­ственное представление о правильном и неправильном;

– особые формы ис­кусства и литературы;

– нравы, законы, правила поведения;

– собственную эко­номическую и политическую организацию;

– специфический тип человеческой личности.

Это идеациональная (умозрительная) и чувственная (сенсативная) системы культуры. П.А. Сорокин полагает, что ни идеациональный, ни чувственный типы куль­тур никогда не существовали в чистом виде, но все интегрированные куль­туры состоят из различных соединений этих двух чистых логико-смысловых форм. В некоторых преобладает первый тип, в некоторых – второй; в каких-то формах они смешаны в равных пропорциях и на одинаковом основании. Соот­ветственно одни культуры ближе к идеациональному типу, другие – к чувст­венному, а некоторые представляют собой сбалансированный синтез обоих чистых типов, так называемый идеалистический тип культуры.

Характеристику вышеназванных типов культуры П.А. Сорокин начинает с описания посылок их ментальностей (внутренних аспектов). Эти посылки со­стоят из четырех пунктов:

1. Природа реальности. Один и тот же комплекс материальных объек­тов, которые составляют окружающую среду, воспринимается и интерпрети­руется разными индивидами по-разному. Та ментальность, которая воспри­нимает окружающую среду в ее чувственной и материальной реальности, бу­дет делать акцент на удовлетворении чувственных телесных потребностей. Те, кто смотрят на нее лишь как на видимость, будут стремиться к удовле­творению главным образом духовных потребностей посредством взаимодей­ствия с последней реальностью. Те, кто занимает промежуточную позицию, испытывают потребности и чувственные, и духовные.

2. Природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетво­рены. Потребности можно рассматривать как чисто плотские или чувствен­ные (жажда, голод, секс, жилье), как чисто духовные (спасение души, испол­нение священного долга, служение Богу), как смешанные, или телесно-ду­ховные (стремление к первенству в области научных, художественных, мо­ральных, общественных и других творческих достижений).

3. Степень удовлетворения потребностей и целей. Каждая потреб­ность может удовлетворяться в разной степени или на разном уровне. Это утверждение справедливо в отношении всех видов потребностей.

4. Способы удовлетворения потребностей. Их можно разбить на три класса:

1) изменение окружающей среды с тем, чтобы создать средства для удовлетворения данной потребности;

2) изменение себя, своего тела и души таким образом, чтобы стать фак­тически свободным от данной потребности или чтобы сублимировать ее бла­годаря этому «самосовершенствованию»;

3) частичное изменение среды и себя самого.

С точки зрения вышеупомянутых четырех пунктов посылками идеациональной культуры явля­ются:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чув­ственными проявлениями (Бог, нирвана, Дао, Брахма). Она вечна и неиз­менна;

2) цели и потребности в основном предстают как духовные (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

3) степень их удов­летворения – максимальная и на высочайшем уровне;

4) способом их удовлетворения является добровольная мини­мизация большинства физических потребностей, причем в макси­мальной степени, вплоть до полного отказа от них.

Эти посылки – общие для всех разновидно­стей идеациональной культурной ментальности. Но на основе вариаций чет­вертого пункта можно выде­лить два основных подвида идеациональной мен­тальности и свя­занной с ней системы культуры.

A. Аскетический идеационализм. Он ищет удовлетворения потреб­но­стей и реализации целей путем чрезмерной минимизации плот­ских потреб­ностей и даже отказа от них, что сопровождается полной отрешенностью от чувственного мира и собственного тела, рассмат­риваемых всего лишь как иллюзия, нечто нереальное, несуществу­ющее. Чувственная среда и даже ин­дивидуальная «самость» це­ликом растворяются в сверхчувственной, послед­ней реальности.

B. Активный идеационализм. Идентичный с общим идеационализмом по своим посылкам, он ищет удовлетворения по­требностей и реализации це­лей не только путем минимизации теле­сных потребностей индивидов, но также и путем преобразования чувственно воспринимаемого, особенно со­циокультурного мира в направлении духовной реальности и целей, избран­ных в качестве основной ценности. Его носители не «бегут от мира иллюзии» и не растворяют целиком его и собственные свои души в последней ре­ально­сти, но стремятся приблизить их к Богу, спасти не только свои души, но и души других людей.

Основные характеристики чувственной культуры, по П.А. Сорокину:

1) реальностью является только то, что дано ор­ганам чувств. Не существует никакой сверхчувственной реальности. Даже в своем ослабленном вари­анте самое большее, что может чувственная культура – это занять агностическую позицию по отношению ко всему миру, лежа­щему по ту сторону ощущений. Чувственная реальность мыслится как ста­новление, процесс, изме­нение, течение, эволюция, прогресс, преобразование.

2) потребности и стремления носителя чувственной ментальности – в основном физические;

3) все делается для того, чтобы эти потребности были макси­мально удовлетворены.

4) способ их реализации заключается не в преобразова­нии или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира.

Короче говоря, чувственная культура по своим основным посылкам противополож­на культуре идеациональной. Эти черты свойственны всем разновидностям чувственной куль­турной ментальности, но на основе вариаций четвертого пункта (то есть способа реализации) можно выделить три основные разновид­ности этого типа.

A. Активная чувственная культурная ментальность (активное «эпи­курейство»). Разделяя с другими формами чувственной менталь­ности все че­тыре сформулированные выше предпосылки, она ищет удовлетворения своих потребностей и достижения целей на пути наиболее «эффективного» преоб­разования, настройки, перестрой­ки и реконструкции внешней среды. Преоб­разование неорганиче­ского и органического мира (технология, медицина и прикладные науки), культуры и общества, рассматриваемое главным образом внешне, является орудием этого вида ментальности. Великие исто­рические деятели, великие завоеватели и основатели империй – вот ее воплощения.

Читать еще:  Современные и традиционные социальные институты

B. Пассивная чувственная ментальность (пассивное «эпикурей­ство»). Характеризуется стремлением удовлетворять потребности и дости­гать целей не путем внутреннего преобразования «себя» и не путем эффек­тивного реконструирования внешнего мира, а путем паразитической экс­плуатации и утилизации внешней реальности в том виде, как она есть, и рас­сматриваемой всего лишь как средство для получения удовольствий.

C. Циничная чувственная ментальность (циничное «эпикурей­ство»). Цивилизация, где преобладает этот тип ментальности, в по­исках средств удовлетворения своих потребностей использует своеобразную технику попе­ременного надевания тех идеациональных масок, которые сулят принести материальную выгоду. Образцами этой ментальности являются все, кто при­вык менять свои ценности для того, чтобы плыть по течению.

Все другие культурные ментальности по своим главным посыл­кам представляют собой смесь идеациональной и чувственной форм в разных со­четаниях и пропорциях. За одним бесспорным исклю­чением, они являются, следовательно, эклектичными, внутренне противоречивыми и логически слабо интегрированными. Таким исключением становится идеалистическая культурная ментальность. Это единственная форма смешанного типа, которая является логически интегрированной. В ко­личественном отношении это более или менее сбалансированное соединение иде­ациональных и чувственных элементов с преобладанием, однако, эле­ментов идеациональных. В качественном отношении она синте­зирует по­сылки обоих типов в одно внутренне согласованное и гар­моничное единство.

Реальность для нее многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося Становления – духовного и материального. Ее потреб­ности и цели – духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным. Спосо­бы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в пре­образовании внешнего чувственно воспринимаемого мира.

Далее П.А. Сорокин обращается к проблеме исторического развития. Он полагает, что любое яв­ление имеет уникальную сторону, но у него также есть и повторяющиеся черты и свойства, которые присущи другим явлениям. В каком-то смысле социокультурная жизнь и история никогда не повторяют себя, и все же в дру­гом смысле они до некоторой степени повторяются всегда.

Иными словами, исторический процесс, по П.А. Сорокину, представляет собой флуктуацию (колебание) трех основных типов социокультурных суперсистем – идеациональ­ной, идеалистической и чувственной. П.А. Сорокин реконструировал исторические «волны» и «флуктуации» внутри греко-римской и западной культур, охватывая своим исследованием диапазон в более чем 2500 лет.

Таблица 1. П.А. Сорокин о периодизации западной истории.

Социальная динамика

Социальная динамика — исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.

Социальная динамика — это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

Социальная динамика — математически вдохновленный подход, чтобы проанализировать общества, полагаясь на теорию систем и социологию.

Социологи, этнологи, экономисты, социальные психологи, криминологи, антропологи и биологи используют это в своих исследованиях систем и поведения.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальная динамика» в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — см. Динамика и статика социальные. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — см. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Социальная динамика — см. Социология … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Социальная динамика — 1. свободное значение – процессы, которые лежат в основе социальных изменений; 2. любой подход в социальной психологии или социологии, который в первую очередь занимается изучением социальных изменений … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — 1. Свободное значение – процессы, которые лежат в основе социальных изменений. 2. Любой подход в социальной психологии или социологии, который, прежде всего, занимается изучением социальных изменений. Ср. с групповой динамикой … Толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ — введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ. явлений. Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии

Социальная инженерия (социология) — Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

Социальная стратификация — (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… … Википедия

Теории социальной динамики

В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Для практических и научных целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие.

В настоящее время существует множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики.

Назовем распространенные в научной литературе основания, выбранные для классификации:

§ эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);

§ цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);

§ формационное — по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое);

§ открытые и закрытые общества;

§ по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);

§ по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);

§ по степени стабильности (равновесные и неравновесные).

Ненаправленная динамика

Данная концепция развития общества обоснована в трудах П.А. Сорокина, который считал, что любое общество представляет собой целостность. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность» (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество… с. 429). В средние века на Западе этим принципом был Бог, вездесущий, всемогущий, всеведущий, справедливый, прекрасный. Такую унифицированную систему культуры, основанную на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности, Сорокин назвал идеациональной. К этому же типу относится культура брахманской Индии, буддистская, даосская культуры, греческая культура с VIII по конец VI в. до н. э.

Второй тип культуры, по Сорокину, – культура чувственная основной принцип которой заключается в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны, а вне чувственной реальности ничего нет. Такова современная западная культура.
Наконец, третий тип культуры представляет собой культуру, объективная реальность в которой частично сверхчувственна и частично чувственна. Такая культура содержит в себе сверхчувственный, сверхрациональный, рациональный и сенсорный аспекты, образуя их единство. Данный тип культуры Сорокин назвал идеалистическим и отнес к нему культуру Западной Европы XII–XIV вв. и греческую культуру V–IV вв. до н. э.

Читать еще:  Как выйти в социальные сети

Цикличное развитие

Два типа общества стали предметом особого внимания и сравнения – античный и современный западный. Но свои выводы Шпенглер распространил на все типы обществ.

Эволюционное развитие

Под общественным прогрессом можно понимать улучшение социальной структуры. Понятие общественного прогресса традиционно одно из основных в социологии. Сам «отец» социологии О. Конт выдвинул положение о законе эволюции, «заключающемся всегда, как для индивида, так и для рода, в беспрерывном поступательном движении» (Западно-европейская социология XIX в… с. 67). Дюркгейм вместо «общественности» использовал еще более сильное утверждение о росте человеческой солидарности, подхваченное, в частности, М.М. Ковалевским.
Дюркгейм относил древние общества с сегментарному типу, который образуется путем соединения одинаковых частей. Одинаковые люди объединяются в род, одинаковые роды – в племена. Солидарный тип закладывается постепенно. А если разделение труда приводит к образованию все более крупных обществ, то можно сделать вывод, что намечающееся ныне международное разделение труда (специализация) приведет к образованию всемирного общества и мирового правительства. Формы обществ: «город» Платона, «народ» Д. Вико, «нация» Гегеля, «цивилизация» А. Тойнби. Каждая из последующих форм все больше по объему на пути к «человечеству». А дальше идет «ноосфера» Тейяра де Шардена и Вернадского.

Идея прогресса – детище Нового времени. Она была чужда древним философам. В отношении их скорее следует говорить об идее социального регресса, присущей, скажем, Платону. Конт рассматривал четыре вида прогресса: материальный – улучшение экономического положения; физический – улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни; интеллектуальный – продвижение умственное и научное (тенденция рационализации); моральный – распространение доброты и мужества. Дюркгейм видел прогресс в общественном разделении труда, Спенсер – в усложнении общества, Маркс – в развитии производительных сил и т. д. В XX в. социологи к употреблению данного понятия стали относиться более осторожно. Отмечают тенденции, скажем, тенденцию рационализации, и те конкретные социальные формы, в которых данные тенденции реализуются.

В дополнение к сходству между индивидуальным развитием и социальным прогрессом можно говорить о необходимости различать общественный прогресс и прогресс личности и об опасности отождествления общественного прогресса с научно-техническим и экономическим. Общественный прогресс в широком смысле должен определяться такими социальными характеристиками, как рост продолжительности жизни, благосостояния населения, а также степенью гармонии между интересами личности и государства, между интересами различных групп и слоев общества, уменьшением степени напряженности и антагонистичности между ними.
В последние годы наметилась тенденция использовать вместо понятия прогресса другие, более конкретные, такие, как устойчивость, здоровье. Рост риска гибели человечества по мере создания новых технических средств уничтожения и обострение проблемы экологической – имеет отношение к указанной тенденции. С научной точки зрения, учитывая субъективность и многозначность понятия прогресса, уместнее говорить об эволюции как качественном изменении.

Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности (можно назвать это принципом интегративного разнообразия). Интегративное разнообразие необходимо для нормального функционирования общества. Когда порой забота о единстве и равенстве людей приводила к утрате разнообразия, как произошло в России после 1917 года, когда большевики ликвидировали целые общественные классы, это вело к социальному кризису, а затем потребности развития общества (работа естественных сил стратификации) неизбежно вызывали рост разнообразия (большевикам пришлось использовать лозунг «кадры решают все» и взамен уничтоженной создавать так называемую рабоче-крестьянскую интеллигенцию).
Социальная эволюция ускорилась в Новое время, когда господствующая отрасль культуры – наука – позволила критику идей. Представления и теории стали сменяться быстрее, а именно благодаря им происходит развитие цивилизации.
Не следует противопоставлять эволюцию и цикличное развитие. Цикличное развитие общества аналогично развитию экосистем, подчиняющемуся закону сукцессии. Но в экологии имеет место эволюция в смысле появления новых, все более сложных и разнообразных систем. Подобная эволюция имеет место и в обществе.
Итак, три основных способа социальных изменений: эволюция, цикличное развитие, ненаправленная динамика. Хотя позиции социального эволюционизма, возникшего в XIX в., в XX в. подверглись критике О. Шпенглером и П. Сорокиным, они и в XXI в. остаются главенствующими. Надо к тому же иметь в виду, что в естествознании принцип эволюции стал в XX в. основополагающим, что сказалось и на гуманитарных науках.

Концепция социокультурной динамики по Сорокину

Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что «основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения» [Сорокин. Социокультурная динамика. 1996. С. 386].

Анализируя общественную реальность в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест, о чем чуть ниже будет специально сказано.

В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре, которой можно обнаружить как остатки ее «предшественницы», так и ростки «наследницы». Этот поиск составляет важную задачу социологии и должен осуществляться, в соответствии с концепцией ученого, сквозь призму анализа ценностей различного характера, к числу которых в первую очередь относятся нормы (как правовые, так и в особенности культурные и моральные).

Сорокин рассматривал исторический процесс через призму движения типов культур, каждый из которых выступает как определенная целостность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса.

Рассматривая процесс перехода от чувственной культуры к идеациональной, Сорокин писал: «Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает спускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующий новое поколение — людей будущего» [Человек, цивилизация. 1992. С. 427].

Читать еще:  Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению

В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.

Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина — ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них — истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная — красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта-добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.

Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики был связан в значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова — вплоть до почти полного отождествления культуры и общества (о чем им написана книга «Кризис нашего века», изданная в Нью-Йорке в 1941 г., а затем и еще одна работа — «Общество, культура, личность»). Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса культуры и общества посредством «моральной реконструкции человечества», в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализма.

Типы и виды социальной динамики

Понятие «социальная динамика»

Понятие социальной динамики относится к теории прогресса и является объектом исследований многих социологов. В целом, авторы подчеркивают, что прогресс и его процессы свойственны только человеческим обществам, поскольку их действия и поведения отличаются целесообразностью и рациональностью.

Прогресс и, соответственно, динамичное развитие общества стало возможно именно благодаря тому, что, в отличие от животного, человек обретает новый опыт, который затем транслирует другим поколениям. Вместе с тем, только у человека есть возможность накапливать богатства как материального, так и духовного характера.

Социальная динамика представляет собой совокупность процессов функционирования, изменения общества и его развития. Без нее общество впадает в состояние стагнации, которая дает обратный эффект, и вместе прогрессивного развития социум регрессирует. По сути, динамика – это движение, изменение состояния социального явления или социального процесса, а также в целом социальной материи.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Динамику невозможно отследить, если не контролировать изменения, которые происходят в каком-либо объекте или явлении. О том, что произошла смена состояния социальной системы, мы судим по тому, как было раньше, и чем ее настоящее состояние отличается от предыдущего. Для этого нам требуются как количественные, так и качественные измерители состояния социальной системы. Если мы говорим конкретно о социальном развитии, которое происходит в процессе социальной динамики, то оно обладает некоторыми социологическими показателями:

  • Накопление – изменения в обществе могут сменять друг друга, но их последствия, а также показатели накапливаются. Например, некоторые реформы приводят к распаду какой-либо системы, но следствием этого процесса является появление новой системы, в улучшенном, усовершенствованном варианте, что является ее качественно новым этапом в развитии;
  • Необратимость социальной динамики – результат, которого социум достигает в процессе динамических изменений, является закрепившимся и не может подвергнуться иным изменениям, если только полной заменой одного процесса на другой;
  • Многовариантность – социальная динамика предполагает большое количество вариантов и путей дальнейшего развития социума. Причем, стоит учитывать, что процесс не всегда приведет к тому результату, который человек ожидает, или который будет благоприятно сказываться на дальнейших процессах;
  • Направленность к совершенствованию – социальная динамика и социальные изменения всегда предполагают стремление общественной системы и каждого ее структурного компонента к совершенствованию. Это очень важно, ведь каждый участник социального процесса опирается на мнение о том, что процессы и явления должны усложняться, что ведет к улучшению состояний, если верно направлять их и контролировать, используя качественные и количественные показатели;
  • Закономерность – развитие и социальная динамика проявляется всегда там, где системам и структурам это действительно необходимо. Именно эта характеристика носит название «закономерность». Если же система не нуждается в изменениях в какой-либо период, то они не будут приняты, при этом не навредят ее дальнейшему развитию, но будут восприняты как один из его вариантов;
  • Результативность – развитие может протекать в отдельной группе, но социальная динамика может прослеживаться во всем социуме. Необходимо учитывать особенности социальной системы, ведь изменения могут также отвергаться. В случае принятия меняются социальные функции объекта, а также его свойства, что ведет к усилению его позиций, а касаемо трудовой организации, то это ведет к улучшению ее качественных и количественных показателей, а также к усилению в конкурентной гонке.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Классификация социальной динамики

На сегодняшний день исследователи выделили несколько типов социальной динамики, которые представляют социальное развитие с разных сторон и с помощью разного принципа интерпретации. Среди них циклический, линейный, спиралеобразный и ризомообразный типы социальной динамики.

Циклическая модель социальной динамики является наиболее древней, и возникла еще в далекие первобытные времена. Для первобытного человека все процессы и явления были замкнуты и повторяющиеся. К ним относится смена времен года (от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени и снова возврат к зиме, что впервые вызвало у первобытного человек ассоциацию с циклом). Также все повторяется и в социальной составляющей жизни человека, поэтому законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности социальной системы.

Линейный характер социальной динамики состоит в том, что еще у средневекового человека появились представления о том, что есть прошлое, которое никогда не повторится, но при этом оно достаточно интенсивно влияет на настоящее. К тому же, от настоящего зависит еще одна категория – будущее. Поэтому благополучие процессов сейчас скажется на благоприятном развитию последующих социальных явлений.

Спиралевидная модель социальной динамики была предложена на стыке 18-19 веков философом и известным немецким исследователем Георгом Гегелем. Спирал в себе объединяет свойство круга и линии. Таким образом, некоторым явлениям свойственно повторяться, но уже в более усовершенствованном и адаптированном к современности варианте.

Ризомообразная концепция социальной динамики относится к философии постмодерна. Данный тип социальной динамики и социального развития обладает хаотичным характером проявления, потому что процессы не имеют единого начала. Это может значит и положительные, и отрицательные последствия. Любой тип социальной динамики зависит лишь от направленности социального развития, а также от его общественного характера. Он может быть как положительным, так и отрицательным, при этом не исключая также нейтральные последствия, которые не принесут никаких видимых изменений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector