Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типология социальных движений

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для защиты или сопротивления социальным изме­нениям.

Они представляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и рели­гиозные реформации — наиболее яркие примеры.

Поясняющий пример СЕСТРИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Сестринское движение возникло в период Крымской войны 1856 г. Это движение сестер милосердия, помогающих раненым на поле боя. Медицинские сестры и сестры милосердия — разные вещи. Первые работают за плату, вторые — бесплатно и более добросовестно. Сегодня они носят красные крестики на белых косынках. Они тесно связаны с православием, регулярно ходят в церковь и смотрят на свою работу как на выполнение своего религиозного долга.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вно­сят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных орга­низациях, возглавляющих социальное движение. Формальные орга­низации, например Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, финан­сирования, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения существуют многие годы и даже десяти­летия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце XX века. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и ме­тоды борьбы. Некоторые движения, к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросан­ных по разным городам и даже странам. Они координируются в международном масштабе. Многие политические партии начина­ли свою историю как общественные движения.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:

Реформаторские движения выступают за постепенное и про­грессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия», сформировавшееся в конце 80-х годов. Тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата Б. Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» исполь­зовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским мож-

но отнести экологическое и феминистское движения, «народ­ные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштаб­ные или частичные изменения в обществе.

Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. До августа 1991 г. коммунисты находились у власти, а после «августовской революции», уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвраще­ние общества к социализму. Регрессивным можно назвать «Наци­ональный фронт трудящихся», так как это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Но к регрессивным движени­ям нельзя отнести «Память», так как она отстаивает то, чего не было при социализме.

Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движение зеленых, движение «Лонга май», движение кришнаитов и другие относятся к утопи­ческим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопи­ческого социализма Роберт Оуэн (1771 — 1858) основал опыт­ные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуа­тации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре утопичес­кое движение прекратило свое существование.

Революционные движения подразумевают коренное измене­ние существующего строя, его ценностей и институтов.

Необычные цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, тер­рористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционе­ров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Ла­тинской Америке.

УТОПИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Выделим ключевые понятия:

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ РЕГРЕССИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Социология

Типология социальных движений

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для защиты или сопротивления социальным изменениям.

Они представляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформации — наиболее яркие примеры.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, финансирования, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения существуют многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце XX века. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения, к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются в международном масштабе. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:

Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия», сформировавшееся в конце 80-х годов. Тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата Б.Н.Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе.

Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. До августа 1991 г. коммунисты находились у власти, а после «августовской революции», уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивным можно назвать «Национальный фронт трудящихся», так как это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Но к регрессивным движениям нельзя отнести «Память», так как она отстаивает то, чего не было при социализме.

Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движение зеленых, движение «Лонга май», движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771- 1858) основал опытные коммунистические колонии

в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре утопическое движение прекратило свое существование.

Читать еще:  Социальный закон как разумное основание деятельности

Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Необычные цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

Когда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообществе или проводим сравнительный анализ обществ, мы характеризуем мегамир социологии.

Когда мы описываем судьбу одной страны, разбираем ее социальную структуру или взаимодействие больших социальных групп, мы вторгаемся в макромир социологии.

Но, оказывается, существует еще один уровень, без познания которого социальная картина общества останется неполной. Это микромир социологии — малая группа и межличностные отношения, характеризующие ближайшее социальное окружение человека.

Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.

Пример: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.

Малую группу называют еще первичной, контактной, неформальной. Термин «малая группа» более распространен, чем «первичная группа». Известны следующие определения малой группы:

Дж.Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Р.Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.

Р.Бейлз: малая группа — это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.

Количество определений малой группы в литературе приближается к ста. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.

Чаще всего ученые указывают на следующие признаки малой группы:

1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний — 2. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.

2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.

4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек — II, а в группе из 7 — 120 связей.

5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5-7 человек считается оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее индивидов.

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.

7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.

9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Виды, типы, функции социальных движений

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения — игнорируют несправедливую действительность, либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Хиппи, рокеры, люберы и т.д. — есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества.

2. Утопические движения — это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения — приводят к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, структуры, и функций основных социальных институтов.

4. Движения сопротивления — выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы — оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин).

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот выступают за чистоту религиозного учения. В настоящее время набирают силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные, фундаменталистские движения и другие.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

— по отношению к существующему строю — консервативные, реформаторские, революционные;

— по идеологической основе — либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

— по демографическому признаку — национально — освободительные, за самоопределение нации, за культурно — национальную автономию;

— по масштабам — региональные, республиканские, государственные, международные;

— по методам и способам действия — легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

— они концентрируют интересы, настроения, широких слоев населения;

— выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы его достижения;

— создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

— социальные движения часто стоят во главе массовых выступлений, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

— на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

Читать еще:  Социальная динамика определение

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социального движения. В чём отличие между революционным и реформистским движениями?

2. Основные виды социальных движений.

3. Условия развития и жизненные циклы социальных движений.

4. Назовите основные социальные движения реальности и их предназначения.

5. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях?

Рефераты

1. Социальные движения: типы, причины, трансформация, циклы.

2. Модели современных социальных движений во взглядах ученых-социологов.

Контрольные вопросы

1. Социальные движения и их виды.

2. Основные потребности, направляющие поведение человека.

1. Жизненные циклы социальных движений.

2. Социальные взаимодействия, их виды и предназначения.

1. Основные условия развития социальных движений.

2. Стадии развития революционных движений.

ТЕСТ

1. Назовите, что наиболее реально раскрывает суть социальных движений.

Социальные движения – это совокупность усилий, направленных на специальные изменения;

Социальные движения – это жизненный цикл, объединяющий группы, классы и другие элементы общества;

Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации интересов.

2. Верно ли, что социальные движения прекращают существование, обрастая нормами, правилами, уставами?

3. Охарактеризуйте, в чем сущность социальных движений, таких как:

4. Продолжите перечисление жизненных циклов социальных движений:

Стадия беспокойства, _

5. Верно или неверно, что среди предпосылок возникновения социальных движений имеют место:

Барьеры в социальной структуре

Контакты между неудовлетворенными людьми

Вера в то, что коллективные действия ослабят неудовлетворенность

Наличие идеологии, оправдывающей социальные действия.

6. Продолжите перечисление основных видов взаимодействий: межличностные _

7. Верно или неверно, что на поведение людей влияют потребности:

Удовлетворение голода и жажды;

Дыхания, обмена веществ, сна, игры;

Общения с себе подобными;

Литература

1. Социология общественных движений: концептуальные модели 1989-1990. – СПб, 1990

2. Волков Ю.Г., Мостовая и.В. Социология. – М., 1998

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М. Центр, 1996

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999

5. Кравченко А.и. Социология. – Екатеринбург. – М., 1998

6. Волков Ю. Социология/ Под общ. Ред. доктора философских наук профессора В.И. Добренькова – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2005

Понятие и классификация социальных движений

  • Общество
  • Понятие и признаки общества
  • Сферы жизни общества
  • Общество как социальная система
  • Цивилизационный и формационный подходы
  • Человек в обществознании
  • Типология общества
  • Типы обществ
  • Правовое государство

Понятие социальных движений

Социальные движения — это отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур. Жизнь людей в обществе всегда порождала социальные движения, но в XIX-XX вв. они превратились в поистине массовое, повсеместное и крупномасштабное явление. Уже в середине XIX в. это вызвало рост научного интереса к причинам возникновения таких движений, условиям их массового распространения и социальным последствиям.

Рассматривая феномен социальных движений в самом общем виде, можно сделать вывод, что все они, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм: путем перегруппирования и мобилизации индивидов ориентировать их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.

Французский социолог А. Турен предложил двухуровневую классификацию движений, различая их по уровню типов и уровню условий возникновения. Например, Жакерия — крупнейшее в истории Франции восстание крестьян (1358) принадлежит к типу «летучих» движений протеста, гак же как и голодные бунты, периодически сотрясающие большие города третьего мира.

Преследуемые движениями цели в качестве критерия классификации социальных движений предлагает Н. Смелзер. Например, нормоориентированные движения руководствуются утилитарной логикой: они направлены на улучшение условий труда и повышение оплаты труда; ценностно ориентированные движения, напротив, мотивируются идеальными целями; для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, наличие перспективных программ и харизматических лидеров.

Революционные движения стремятся изменить общество, полностью отменив существующую систему ценностей.

Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), экологические (движения за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

Движения сопротивления как социальные движения ставят цель не добиться перемен, а блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Например, движение чернокожего населения южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения — организацию советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана (1865).

Экспрессивные социальные движения отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом вожди движения дают обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже не за горами и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и духовном перерождении.

Социальные движения можно классифицировать также на секулярные, или светские, и религиозные.

К секулярным движениям относятся те из них, идеологическое обоснование которых не содержит собственно религиозных идей, и даже такие, которые отличаются программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России была типично секулярной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии.

Религиозные движения используют в качестве лозунгов и программ образы и представления, почерпнутые из религиозной традиции, а иногда их лидеры пытаются создать собственную новую религию или культ, который, по их мнению, лучше соответствует их политическим идеалам. Например, во время Французской революции 1789 г. якобинцы в период своей диктатуры пытались навязать народным массам «религию разума» с праздниками и богослужениями.

От таких движений следует отличать чисто религиозные по своей природе и целям движения, направленные либо на «очищение» традиционных религиозных институтов, либо на формирование новых, более адекватных эпохе. Например, таким социальным движением была борьба зародившегося протестантизма против господства католической церкви, религиозных институтов, не отвечавших требованиям обновленной социальной реальности. Подобные движения основываются на новой религиозной парадигме, новом понимании сакральных значений, деятельности харизматических лидеров и пророков.

Критерии классификации социальных движений

Все социальные движения, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм — они перегруппируют и мобилизуют индивидов с целью ориентации их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.

Классификация социальных движений осуществляется по разным основаниям. По такому основанию, как преследуемые движением цели, выделяют движения:

  • нормоориентированные, руководствующиеся утилитарными целями, например направленные на улучшение условий труда и повышение заработной платы;
  • ценностноориентированные, мотивирующиеся идеальными целями; для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, перспективные программы и харизматические лидеры.

По отношению к фундаментальным социальным ценностям выделяют движения:

  • революционные, которые стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;
  • реформаторские, которые стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному ее функционированию. К реформаторским относятся аболиционистские движения (за отмену какого-либо закона), экологические (за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.
Читать еще:  Прогнозирование социальных и экономических последствий инноваций

По отношению к религии выделяют социальные движения:

  • секулярные (или светские), идеологическое обоснование которых не содержит собственно религиозных идей, и движения, отличающиеся программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция в России была типично секулярной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии;
  • религиозные, которые отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие Мессии уже «не за горами» и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.

Социальные движения возникают не только с целью добиться перемен, но и с целью блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения — это движения сопротивления. Например, в США после Гражданской войны (1861 — 1865) движение негров южных штатов за свои гражданские права вызвало ответ белого населения — организацию Советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.

Э. Гидденс предложил более простую типологию социальных движений:

  • демократические движения, направленные на сохранение или защиту политических прав;
  • рабочие (профсоюзные) движения, ставящие целью контроль за рабочими местами, охрану экономических и трудовых прав работников, отстаивание более справедливого распределения экономической власти;
  • экологические движения, направленные на ограничение промышленного загрязнения природной среды и истребления живых существ;
  • движения за мир, направленные на отказ от производства и испытания средств массового уничтожения, от силовых методов решения межнациональных конфликтов.

В эту типологию не вошли набравшие в последние десятилетия силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные и фундаменталистские движения.

Виды, типы, функции социальных движений

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения — игнорируют несправедливую действительность, либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Хиппи, рокеры, люберы и т.д. — есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества.

2. Утопические движения — это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения — приводят к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, структуры, и функций основных социальных институтов.

4. Движения сопротивления — выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы — оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин).

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот выступают за чистоту религиозного учения. В настоящее время набирают силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные, фундаменталистские движения и другие.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

— по отношению к существующему строю — консервативные, реформаторские, революционные;

— по идеологической основе — либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

— по демографическому признаку — национально — освободительные, за самоопределение нации, за культурно — национальную автономию;

— по масштабам — региональные, республиканские, государственные, международные;

— по методам и способам действия — легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

— они концентрируют интересы, настроения, широких слоев населения;

— выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы его достижения;

— создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

— социальные движения часто стоят во главе массовых выступлений, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

— на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социального движения. В чём отличие между революционным и реформистским движениями?

2. Основные виды социальных движений.

3. Условия развития и жизненные циклы социальных движений.

4. Назовите основные социальные движения реальности и их предназначения.

5. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях?

Рефераты

1. Социальные движения: типы, причины, трансформация, циклы.

2. Модели современных социальных движений во взглядах ученых-социологов.

Контрольные вопросы

1. Социальные движения и их виды.

2. Основные потребности, направляющие поведение человека.

1. Жизненные циклы социальных движений.

2. Социальные взаимодействия, их виды и предназначения.

1. Основные условия развития социальных движений.

2. Стадии развития революционных движений.

ТЕСТ

1. Назовите, что наиболее реально раскрывает суть социальных движений.

Социальные движения – это совокупность усилий, направленных на специальные изменения;

Социальные движения – это жизненный цикл, объединяющий группы, классы и другие элементы общества;

Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации интересов.

2. Верно ли, что социальные движения прекращают существование, обрастая нормами, правилами, уставами?

3. Охарактеризуйте, в чем сущность социальных движений, таких как:

4. Продолжите перечисление жизненных циклов социальных движений:

Стадия беспокойства, _

5. Верно или неверно, что среди предпосылок возникновения социальных движений имеют место:

Барьеры в социальной структуре

Контакты между неудовлетворенными людьми

Вера в то, что коллективные действия ослабят неудовлетворенность

Наличие идеологии, оправдывающей социальные действия.

6. Продолжите перечисление основных видов взаимодействий: межличностные _

7. Верно или неверно, что на поведение людей влияют потребности:

Удовлетворение голода и жажды;

Дыхания, обмена веществ, сна, игры;

Общения с себе подобными;

Литература

1. Социология общественных движений: концептуальные модели 1989-1990. – СПб, 1990

2. Волков Ю.Г., Мостовая и.В. Социология. – М., 1998

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М. Центр, 1996

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999

5. Кравченко А.и. Социология. – Екатеринбург. – М., 1998

6. Волков Ю. Социология/ Под общ. Ред. доктора философских наук профессора В.И. Добренькова – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2005

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector