Tw-city.info

IT Новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы социальных движений

Виды, типы, функции социальных движений

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения — игнорируют несправедливую действительность, либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Хиппи, рокеры, люберы и т.д. — есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества.

2. Утопические движения — это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения — приводят к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, структуры, и функций основных социальных институтов.

4. Движения сопротивления — выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы — оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин).

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот выступают за чистоту религиозного учения. В настоящее время набирают силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные, фундаменталистские движения и другие.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

— по отношению к существующему строю — консервативные, реформаторские, революционные;

— по идеологической основе — либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

— по демографическому признаку — национально — освободительные, за самоопределение нации, за культурно — национальную автономию;

— по масштабам — региональные, республиканские, государственные, международные;

— по методам и способам действия — легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

— они концентрируют интересы, настроения, широких слоев населения;

— выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы его достижения;

— создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

— социальные движения часто стоят во главе массовых выступлений, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

— на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социального движения. В чём отличие между революционным и реформистским движениями?

2. Основные виды социальных движений.

3. Условия развития и жизненные циклы социальных движений.

4. Назовите основные социальные движения реальности и их предназначения.

5. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях?

Рефераты

1. Социальные движения: типы, причины, трансформация, циклы.

2. Модели современных социальных движений во взглядах ученых-социологов.

Контрольные вопросы

1. Социальные движения и их виды.

2. Основные потребности, направляющие поведение человека.

1. Жизненные циклы социальных движений.

2. Социальные взаимодействия, их виды и предназначения.

1. Основные условия развития социальных движений.

2. Стадии развития революционных движений.

ТЕСТ

1. Назовите, что наиболее реально раскрывает суть социальных движений.

Социальные движения – это совокупность усилий, направленных на специальные изменения;

Социальные движения – это жизненный цикл, объединяющий группы, классы и другие элементы общества;

Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации интересов.

2. Верно ли, что социальные движения прекращают существование, обрастая нормами, правилами, уставами?

3. Охарактеризуйте, в чем сущность социальных движений, таких как:

4. Продолжите перечисление жизненных циклов социальных движений:

Стадия беспокойства, _

5. Верно или неверно, что среди предпосылок возникновения социальных движений имеют место:

Барьеры в социальной структуре

Контакты между неудовлетворенными людьми

Вера в то, что коллективные действия ослабят неудовлетворенность

Наличие идеологии, оправдывающей социальные действия.

6. Продолжите перечисление основных видов взаимодействий: межличностные _

7. Верно или неверно, что на поведение людей влияют потребности:

Удовлетворение голода и жажды;

Дыхания, обмена веществ, сна, игры;

Общения с себе подобными;

Литература

1. Социология общественных движений: концептуальные модели 1989-1990. – СПб, 1990

2. Волков Ю.Г., Мостовая и.В. Социология. – М., 1998

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М. Центр, 1996

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999

5. Кравченко А.и. Социология. – Екатеринбург. – М., 1998

6. Волков Ю. Социология/ Под общ. Ред. доктора философских наук профессора В.И. Добренькова – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2005

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Социальные движения — это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления(направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединя­ются представители разных социальных групп. Социаль­ные движения — сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д.

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы — это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова «утопия» и «утопический» означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Республики» и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока «строители» совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление, ими именно этих качеств.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постеленным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция», «сексуальная революция». Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления — это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

Читать еще:  Социальные функции телевидения

Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством.

Стадия возбуждения. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия, Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадия эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией.

Стадия распада движения. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения.

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем, определявшим культурное течение как процесс, в котором «небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп — мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.

Понятие «социальное движение»

В современном обществе все чаще субъектами социальных трансформаций становятся социальные движения — коллективные, более или менее организованные действия людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления этим изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформы — наиболее яркие примеры.

Социальные движения — это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Эти изменения могут проходить двумя путями. Первый исходит из активности масс; второй — из активности властных структур (государственных деятелей, менеджеров, администраторов и т. д.). Одни изменения могут быть результатом заранее продуманных, преднамеренных действий, другие — результатом стихийных, непреднамеренных действий.

Взаимодействие сознательного и стихийного в социальном движении порождает:

¾ латентные (скрытые) изменения, которые возникают «снизу»; например, благодаря людям, живущим реальной жизнью, делающим свой выбор и представляющим свои цели в экономической и социальной сфере. Многообразие разрозненных действий приводит к появлению долговременных или кратковременных тенденций в социальном движении;

¾ латентные изменения, осуществляемые «сверху»; например, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным явлениям, которые не предполагались;

¾ явные изменения, производимые «снизу»; например, когда правительство приступает к политическим или экономическим реформам под давлением масс;

¾ явные изменения, происходящие «сверху»; например, успешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим аппаратом.

Генезис социального движения связан с возникновением в недрах общества конфликтов и дезорганизации, недовольства социальной системой общества. Эрозия прежней системы ценностей побуждает определенную часть общества искать новые формы самореализации, а затем, по мере возрастания напряженности, объединяться в социальное движение. Осознание единых ценностей может приобретать форму утопий, политических мифов, идеологических доктрин.

В противоположность старому рабочему движению новые социальные движения, такие, например, как экологическое, феминистское, за мир
и безопасность, не выдвигают на первое место явно выраженные экономические требования. Их гораздо больше волнуют темы культуры, вопросы самостоятельности, прав человека, а также проблемы, связанные
с новыми ситуациями, риском, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения.

Таким образом, социальное движение — это свободно организованная общность людей, действующая самостоятельно в неинституциолизированной форме для того, чтобы произвести определенные изменения
в обществе:

¾ для установления нового порядка общественной жизни;

¾ преобразования социального порядка;

¾ принятия новых форм и ценностей;

¾ обеспечения коллективных усилий по контролю над изменениями или корректировке их направления.

Социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища — конгломераты и они более интегрированы. Имеется четкая связь между социальными движениями и социальными изменениями. Причем изменения являются основной характеристикой социальных движений. Принято считать, что социальные движения более динамичны, чем другие социальные формы общественного развития.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

¾ демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии;

¾ социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими. Поэтому участие
в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности;

¾ социальное неравенство, расслоение людей на «богатых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении;

¾ политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей;

¾ степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать и манипулировать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей — важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений;

¾ повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности и развитию социального интереса;

¾ средства массовой информации (СМИ) ускоряют формирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например, Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — финансирование и организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы, и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII в., а закончилось в конце XX в. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения,
к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

7.3. Социальные движения в современном
обществе. Типы социальных движений

Социальные движения проходят фазы возникновения, формирования, развития, угасания и исчезновения. Такой путь может быть коротким или продолжительным. Внутри движения на протяжении всего цикла идут постоянные внутренние процессы, которые охватывают не только участников движения, но и его организации, институты и нормативные системы.

На первом этапе социальное движение аморфно, плохо организовано. Но по мере своего формирования коллективное поведение приобретает организацию, набор стандартных обычаев и традиций. Ценностных ориентаций. Что же касается правил, ценностей, институтов прошлого, то им бросается вызов, они критикуются, квалифицируются как недостаточные, неадекватные новым реалиям и ситуациям.

В то же время динамика социальных изменений предполагает взаимодействия между различными социальными движениями, которые отличаются друг от друга:

Читать еще:  Основное содержание воспитания и социализации обучающихся

¾ по мировоззренческой ориентации, особому мировосприятию;

¾ по масштабам предполагаемых изменений;

¾ по качеству предполагаемых изменений;

¾ по отношению к целям предполагаемых изменений; одни движения сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие — на изменении личности;

¾ по стратегической направленности изменений.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на следующие типы:

1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия» сформировавшееся в конце 1980-х гг.; тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата — Б. Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «Народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе. Сюда относятся также движения за и против абортов, требующие изменения в законодательстве, движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними, движения за права сексуальных меньшинств, освобождение женщин, движения за права фермеров и т. д.

2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше находились у власти, а после «августовской революции», уйдя
в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивными можно назвать «Национальный фронт трудящихся», т. к. это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Сюда же относятся движения экологические, фундаменталистские религиозные, эмигрантские, монархические, за этническое возрождение, спасение Отечества, в защиту региональной культуры и т. д. Но к регрессивным движениям нельзя отнести «Память», т. к. она отстаивает то, чего не было при социализме.

3. Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движения зеленых, «Лонга май», кришнаитов, антиглобалистов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858 гг.) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

В целом революционные движения ориентированы на будущее, их можно назвать прогрессивными. Это, например, движение за гражданские права, национальное освобождение, тотальное изменение общества, его социальных институтов, внедрение нового образа жизни.

5. Следующий тип социальных движений — экспрессивные. Участники экспрессивных социальных движений (религиозные, «Рок против наркотиков» и др.) не стремятся к перемене социального строя, но их экспрессивное поведение может оказывать воздействие, как на отдельных людей, так и на общество в целом. Люди, участвующие в этих движениях, находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться, не в состоянии изменить ее, но с помощью мечты, фантазии, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой.

6. Движения сопротивленияесли революционные движения возникают среди людей, которые неудовлетворенны тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро. Подобные движения всегда сопровождаются усилиями определенных социальных групп, направленных на блокирование возможных или искоренение уже произошедших изменений.

Социология

Типология социальных движений

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для защиты или сопротивления социальным изменениям.

Они представляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформации — наиболее яркие примеры.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, финансирования, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения существуют многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце XX века. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения, к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются в международном масштабе. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:

Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия», сформировавшееся в конце 80-х годов. Тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата Б.Н.Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе.

Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. До августа 1991 г. коммунисты находились у власти, а после «августовской революции», уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивным можно назвать «Национальный фронт трудящихся», так как это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Но к регрессивным движениям нельзя отнести «Память», так как она отстаивает то, чего не было при социализме.

Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движение зеленых, движение «Лонга май», движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771- 1858) основал опытные коммунистические колонии

в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре утопическое движение прекратило свое существование.

Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Необычные цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

Когда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообществе или проводим сравнительный анализ обществ, мы характеризуем мегамир социологии.

Когда мы описываем судьбу одной страны, разбираем ее социальную структуру или взаимодействие больших социальных групп, мы вторгаемся в макромир социологии.

Но, оказывается, существует еще один уровень, без познания которого социальная картина общества останется неполной. Это микромир социологии — малая группа и межличностные отношения, характеризующие ближайшее социальное окружение человека.

Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.

Пример: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.

Малую группу называют еще первичной, контактной, неформальной. Термин «малая группа» более распространен, чем «первичная группа». Известны следующие определения малой группы:

Дж.Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Р.Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.

Р.Бейлз: малая группа — это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.

Количество определений малой группы в литературе приближается к ста. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.

Чаще всего ученые указывают на следующие признаки малой группы:

1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний — 2. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.

2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.

4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек — II, а в группе из 7 — 120 связей.

5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5-7 человек считается оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее индивидов.

Читать еще:  Мораль как социальный институт

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.

7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.

9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Типы социальных движений

1. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них относительно ограниче-ны по своим целям и не ориентированы на преобразования основных институциональных структур. Они хотят преобразований внутри струк-туры, а не ее самой. Мы называем их реформистскими. Таковы, напри-мер, движения за и против абортов, которые требуют соответствующих изменений в законодательстве; движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними; движения, которые вы-ступают за ограничение скорости на германских автострадах. Другие дви-жения стремятся к более глубоким преобразованиям, пытаются затро-нуть основы социальной организации. Вследствие того, что под их при-целом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение, изменения имеют гораздо более далеко идущие послед-ствия, чем предполагалось изначально. В результате происходит преоб-разование самого общества, а не внутри него. Такие движения мы назы-ваем радикальными. К ним относятся, например, движения за граждан-ские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное освобождение в колониальных странах. Когда предполагаемые измене-ния охватывают все ключевые аспекты социальной структуры (полити-ческий, экономический, культурный) и направлены на тотальное из-менение общества, построение вместо него «альтернативного» обще-ства, тогда мы говорим о революционных движениях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунистическое движения.

Другую формулировку той же типологии дал Нейл Смелзер, ко-торый различал движения, «ориентированные на нормы» и «ориен-тированные на ценности». Первые нацелены на утверждение разделя-емой всеми идеологии, которая предполагает пересмотр норм; вто-рые — на пересмотр ценностей. Ценности, по Смелзеру, включают в себя общечеловеческие стремления к справедливости, знаниям, де-мократии, свободе, а нормы представляют собой средства достиже-ния этих целей. Таковы, например, дисциплина, образование, труд. «Нормы имеют более специфический характер, чем общие ценности, поскольку они уточняют определенные регулирующие принципы, необходимые для реализации ценностей».

2. Социальные движения различаются по качеству предполагаемых изменений. Некоторые стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, новые верования. Коро-че говоря, они хотят сформировать общество, которое раньше не су-ществовало. Такие движения ориентированы на будущее. Их можно на-звать прогрессивными. К ним можно отнести, например, движения рес-публиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Другие движения обращены в прошлое, стремясь восстановить институты, за-коны, образ жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории. Предлагаемые ими изме-нения направлены в прошлое, и основное внимание уделяется возрож-дению традиции. Мы можем назвать их «консервативными» или «ретро-активными». Это и экологическое движение; и фундаменталистские ре-лигиозные движения, и движение «Морального большинства» в США, призывающее вернуться к семейным ценностям; и монархические дви-жения, выступающие за восстановление монархического строя; и дви-жение за этническое возрождение в Восточной и Центральной Европе, которое возникло после краха коммунизма. Различие между прогрес-сивными и консервативными движениями аналогично общему полити-ческому разделению на левых и правых. Левые чаще прогрессивно ори-ентированы, правые обычно консервативны.

3. Социальные движения различаются по отношению к целям пред-полагаемых изменений. Одни сосредоточиваются на изменении соци-альных структур, другие — на изменении личности. Первые принима-ют две формы. Социополитические движения (или, как их называет Чарлз Тилли, «национальные социальные движения») пытаются до-биться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классо-вых и стратификационных структурах. «Социокультурные движения» стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним, например, битников, хиппи, панков).

Движения, нацеленные на изменения личности, также принима-ют две формы. Первая — мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление рели-гиозного духа (религиозные движения в средние века, исламские фун-даменталистские движения, евангелическое движение, объявленное папой Иоанном Павлом II) и призывают к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту.

Движения, направленные на изменение структуры, предполага-ют, что достижение этой цели повлияет и на личность. И наоборот, движения второго типа предполагают, что люди, изменившиеся к луч-шему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки. И все же одни движения ключевым считают изменение струк-тур, а другие — людей.

Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений: 186

преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские, направленные на их частичные изменения; движе-ния спасения, преследующие цель-полностью изменить членов обще-ства; альтернативные, предполагающие их частичное изменение.

4. Социальные движения различаются «вектором» изменений. Как я уже упоминал, у большинства движений «вектор» позитивен. Но может сложиться и противоположная ситуация, когда люди объеди-няются не для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое, а для того, чтобы воспрепятствовать развитию тех или иных социальных тенденций. В таких случаях мы говорим об отрицательном «векторе». К данной категории принадлежат многочисленные движения, высту-пающие против современности, например, те, что защищают мест-ные культуры, борются с глобализацией, пытаются возродить этни-ческие или национальные особенности, укрепить фундаменталистс-кие религиозные предписания. Сюда же можно отнести экологические движения, поскольку они протестуют против явлений (загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов), вызванных индустриали-зацией. Существуют движения, цель которых — приостановить дей-ствие конкретных законов или решений правительства, например, движение в США против введенных методов расового объединения в школах, движение «самозащиты» польских крестьян против высоких налогов. Еще одна, особая категория — альтернативные движения. Иногда имеют место симметричные пары: левые и правые, антисеми-ты и сионисты, атеисты и фундаменталисты, демократы-реформато-ры и сторонники жесткой линии.

5. Социальные движения отличаются по лежащей в их основе стра-тегии, или «логике», их действия. Одни следуют «инструментальной» логике, стремясь достичь политической власти и ее средствами уси-лить предполагаемые изменения в законах, институтах и организа-ции общества. Их первичная цель — политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства. Приме-ры недавнего времени партия «зеленых» в Германии и победоносная «Солидарность» в Польше.

Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь авто-номии, добиться равных прав, культурной или политической эман-сипации для своих членов или более широких общностей. Таковы дви-жения за гражданские права, этнические, феминистские, за права гомосексуалистов.

6. Различные типы движений действуют в разные исторические эпохи. Для современной истории наиболее характерны два типа. Дви-жения, характерные главным образом для раннего периода современ-ной эпохи (так называемые «старые социальные движения»), были ориентированы на экономические интересы, причем их члены рекру-тировались из отдельных социальных классов жестким, централизо-

ванным образом. Примеры — тред-юнионы, рабочие и фермерские движения. Со временем они постепенно устаревают.

В последние десятилетия наиболее развитые капиталистические общества, вступившие в стадию постмодернизма, становятся свиде-телями возникновения другого типа, называемого «новыми социальны-ми движениями». В их числе экологическое и феминистское движе-ния, движение за мир. Им свойственны три черты.

Во-первых, они сосредоточиваются на новых темах, новых инте-ресах, новых участках социальных конфликтов. Свою реакцию на втор-жение политики, экономики, технологии и бюрократии во все сферы человеческого существования они выражают в обеспокоенности по поводу качества жизни, расширения жизненного пространства, по-беды «гражданского общества».

Во-вторых, члены таких движений не являются представителями какого-то одного определенного класса. Можно говорить лишь о пре-обладании людей образованных, а также тех, кто относится к средне-му классу, что объясняется, скорее всего, более высоким уровнем сознательности представителей этих слоев и тем, что у них больше свободного времени, денег и энергии.

В-третьих, новые социальные движения обычно децентрализова-ны и не принимают формы жесткой, иерархической организации.

7. В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом на-блюдается ряд явлений. Во-первых, наряду с движениями возникают «контрдвижения». Они объединяются в «свободно связанном конф-ликте», взаимно стимулируя и усиливая качество. Точнее говоря, «дви-жения любой степени видимости и плотности создают условия для возникновения контрдвижений. Ратуя за те или иные изменения, вы-ступая против утвердившихся, господствующих интересов, предлагая одни символы и усиливая значение других, они вызывают недоволь-ство и создают условия для организационного оформления контрдви-жения, для выработки его целей и формулирования спорных вопро-сов». «Тактика контрдвижения является реакцией на структуру и так-тику движения».

Кроме того, Маккарти и Залд вводят понятие «индустрия соци­альных движений» (ИСД), содержание которого составляют движе­ния, имеющие сходные или идентичные цели и защищающие общие интересы. Например, движение рабочего класса включает стихийные выступления (типа луддитов), тред-юнионы, социалистические орга-низации и т.д.

Наконец, картина деятельности социальных движений меняется от одного общества к другому. Гарнер и Залд определяют целостность, в пределах которой они действуют, как «сектор социального движе-ния» (ССД). «Это структура антагонистических, конкурирующих и 188

кооперирующихся движений; она, в свою очередь, является частью более широкой структуры, включающей в себя партии, государствен-но-административный аппарат, средства информации, группы давле-ния, церкви и т.д.».

Уникальный характер ССД обусловливает особую специфику и задает общий тон деятельности каждого составляющего его движе-ния, а также определяет уровень активности в данном обществе. Об-щество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал и стремится изменить себя к выгоде всех его членов, должно не толь-ко допускать, но и поощрять социальные движения, что приведет к возникновению богатого и разнообразного ССД. Это — «активное об-щество». Общество, которое подавляет, блокирует или уничтожает социальные движения, уничтожает собственный механизм самоулуч-шения и самотрансценденции, т.е. выхода за свои собственные преде-лы (термин Гидденса. — Ред.). Если ССД узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», а его члены — невежественными, безразличными и бессильными людьми, тогда единственной истори-ческой перспективой являются застой и упадок.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×