Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уровни социальной динамики

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс

Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.
Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.
Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.
Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.
В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.
Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.
Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.
Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)
Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.
Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Следует признать, что реформа и революция лечат уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и ранняя профилактика. К такого рода профилактике относятся ИННОВАЦИИ и процессы МОДЕРНИЗАЦИИ. Согласитесь, не так радикально и чувствительно для общества.

Процесс модернизации может быть проиллюстрирован примеров постепенного перехода от феодализма к капитализму в Англии в результате промышленной революции. Внедрение парового двигателя, замена ручного труда машинным производством происходило без контроля и вмешательства государства, очень медленно и постепенно, не ломая радикально привычный образ жизни. Общество успевало адаптироваться к плавным изменениям капитализма.

Социальная динамика

Социальная динамика — исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.

Социальная динамика — это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

Социальная динамика — математически вдохновленный подход, чтобы проанализировать общества, полагаясь на теорию систем и социологию.

Социологи, этнологи, экономисты, социальные психологи, криминологи, антропологи и биологи используют это в своих исследованиях систем и поведения.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальная динамика» в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — см. Динамика и статика социальные. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

Читать еще:  Среди приведенных социальных групп определите квазигруппы

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — см. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Социальная динамика — см. Социология … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Социальная динамика — 1. свободное значение – процессы, которые лежат в основе социальных изменений; 2. любой подход в социальной психологии или социологии, который в первую очередь занимается изучением социальных изменений … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — 1. Свободное значение – процессы, которые лежат в основе социальных изменений. 2. Любой подход в социальной психологии или социологии, который, прежде всего, занимается изучением социальных изменений. Ср. с групповой динамикой … Толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ — введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ. явлений. Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии

Социальная инженерия (социология) — Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

Социальная стратификация — (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… … Википедия

Социальная динамика, ее формы и уровни

Понятие «социальная динамика»

Социальная динамика на сегодняшний день является наиболее устоявшейся и обозначенной теорией прогресса. Данное понятие характеризует исключительно человеческие сообщества, и позволяет таким образом отделить социальные признаки человека от биологических. Именно благодаря прогрессу человек может смело заявить, что он отличается от животных.

Наш мир находится в непрерывном движении, но разные его сферы могут отличаться по характеру направленности и интенсивности этого движения. Для того, чтобы обозначить специфику каждого явления, исследователями были введены такие понятие, как «социальная динамика», «социальные изменения», «социальное развитие» и «социальный прогресс». К тому же, движение может носить не только позитивный, но и негативный характер, поэтому в качестве пятой категории принято выделять «социальный регресс».

Конкретно понятие «социальное динамика» было введено еще О. Контом, основоположником и отцом социологии как науки. Данное понятие он употреблял с несколькими смыслами.:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Во-первых, социальная динамика – это противопоставление социальной статике. Таким образом, динамика – это движение, которое может привести общество как к лучшим показателям, так и к ухудшению ситуации.
  • Во-вторых, социальная динамика – в некотором смысле смена состояний общественных явлений, которые действуют в обществе.

Таким образом, социальная динамика определяется как движение в обществе, которое ведет к структурированному или хаотичному изменению состояния общественных явлений и конкретных образований, так и общества в целом.

Близким по значению к понятию «социальная динамика» является понятие «социальное изменение». По сути, оно означает нарушение привычного уклада в каком-либо социальном явлении, которое может изменяться как внутри себя, так и под действием внешних факторов, оказывая на них взаимное влияние.

Формы социальной динамики

Развитие общества происходит непрерывно, поскольку на него оказывает влияние большое количество как внутренних, так и внешних факторов. Нельзя сказать, что при этом социальная динамика формируется только в одном устойчивом виде, ведь для каждого общества и для каждой системы существует своя особая форма социального развития и, соответственно, социальной динамики.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

На сегодняшний день учеными выделены следующие формы социальной динамики:

  • циклическая,
  • линейная,
  • спиралеобразная
  • ризомообразная.

Циклическое развитие и динамические проявления в обществе являются наиболее древними из всех вышепредставленных. Для нашего предка, первобытного человека время и пространство было замкнуто в круг, который постоянно повторялся. Отсюда и возникло понятие цикла. Это связано со сменой времен года, восходов Солнца, фаз луны. Циклическим представлялся и круг жизни. По представлениям древних людей, человек рождался и умирал, чтобы снова переродиться, но уже в новом теле, наделенном новыми, особыми качествами. В социальной жизни все также подвержено циклическим изменениям: законы традиционного общества как раз направлены на то, чтобы поддерживать стабильность в развитии населения. Образ жизни древнего человека на протяжении веков также оставался неименным, с его укладом, ценностями, языком и культурными проявлениями.

Но все изменяется и развивается. Социальная динамика и ее формы также совершенствовались, и в Средние века появилась вторая форма – линейная. Именно в тот период люди начинают осознавать влияние прошлого и анализировать пространство и время с точки зрения прошлого, которое можно изучить, настоящего, которое можно анализировать в настоящий момент времени, и будущего, которое можно прогнозировать на основе прошлого и настоящего опыта. Развитие, таким образом, обретает конкретную цель, а цикл превращается в прямую линию.

Спиралеобразная форма социальной динамики была предложена на рубеже 18-19 веков Г. Гегелем. Автор предположил, что спираль может объединять в себе устройство цикла и линейной формы. Таким образом, человек нацелен на будущее, но при этом использует усовершенствованные навыки и знания из прошлого. Появляется возможность повторения опыта, но в более усовремененном виде.

Ризомообразная форма появилась в эпоху постмодернизма. Отметим, что ризома в биологии – это корневище, которое не имеет центрального стержневого корня. Если применить это понятие к обществу, то можно отметить, что сегодня оно развивается достаточно хаотично и спонтанно, а некоторые социальные процессы не имеют смысла.

Уровни социальной динамики

Уровни социальной динамики отражают основные этапы, которые способствовали возникновению и существованию той общественной системы, в которой мы сейчас живем. Исследователи выделяют три основных уровня:

  1. Первобытный общественный прогресс, который характеризуется сравнительно большой временной длительностью, но при этом социальные изменения происходили достаточно медленно. При этом материальная и духовная сферы общества не были никак отделены друг от друга;
  2. Прогресс антагонистического общества – динамика на основе научно-технического прогресса, возникновение большого количества технических приспособлений, которые практически вытеснили человека из трудового и производственного процесса;
  3. Формирование динамики на основании какой-либо общественной собственности, или при учете фактора соборности «обобществившегося человечества». Отсюда формируется третий этап общемирового социального процесса.

Таким образом, в уровнях социальной динамики выделяют регресс (негативное влияние на общество, что приводит к его постепенному угасанию и лишению параметров полноценного современного общества, реформа (принятое в высших органах власти решение о постепенных изменениях в каких-либо сферах общества), революция (спонтанный и хаотичный призыв к изменениям, на уровне требований, что может привести к негативным последствиям, кровопролитию).

Читать еще:  Что такое социальная

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальная динамика

Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие “социальные изменения”. Социальные изменения — это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: “Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все — течет, все — изменяется. ”

В каком же соотношении находятся понятия: “социальная динамика” и “социальные изменения”? Если исходить из положения, что “Движение, в применении к материи, — изменение вообще”, то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие “социальная динамика”, мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов.

Что касается понятия “социальное развитие”, то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).

Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций) ; отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и социальные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное развитие является одним из проявлений социальных изменений.

Определив понятия “социальная динамика”, “социальные изменения” и “социальное развитие”, их соотношение, рассмотрим более углубленно содержание и направленность социального развития.

Существенной характеристикой процессов развития является время, так как во-первых, только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.

С возникновением эмпирической науки нового времени идея линейного направления развития времени пробивает себе дорогу в исследованиях природы и ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Это имеет место в философии Гегеля. Опираясь на диалектический метод, он не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник —возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

Идея развития была взята на вооружение социологами при анализе общества и его истории. И О. Конт, и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и К. Маркс рассматривали общество, его структуры как постоянно развивающиеся феномены. Правда, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм разделяли концепцию эволюционного развития, К. Маркс и его последователи —революционного. К. Маркс считал революцию локомотивом истории.

Так в социологии сложились две концепции во взглядах на развитие общества: эволюционизм и марксизм. На их основе сформировались два течения —реформистское и революционное.

Не вдаваясь в анализ этих концепций, подчеркнем мысль о том, что как та, так и другая концепции подвергаются критике и в западной, и отечественной социологии.

Что же является методологической основой определения характера и направленности социального развития?

Очевидно, что этой основой должно выступать учение Гегеля о развитии. При опоре на данное учение можно сформулировать следующие сущностные характеристики социального развития.

1. По своему характеру социальное развитие представляет собой количественные накопления каких-то изменений в социальных явлениях, процессах, обществе в целом, которые на каком-то этапе (когда будет нарушена мера, характеризующая их устойчивость) , приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом. Например, если в обществе будут успешно проводиться реформы, результатом которых станет рост производства материальных благ, обогащение народа достижениями культуры, совершенствование системы управления на основе демократических принципов, улучшения жизненного уровня трудящихся, то по прошествии какого-то времени общество выйдет на качественно новый этап в своем развитии. Причем, этот скачек в общественном развитии не обязательно должен носить революционную форму.

Отличие реформистского или эволюционного характера развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и т. д.) не устраняются основы существующей социально-политической структуры и данного общественного строя. Революционный же характер общественного развития означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит разрушение, то он является болезненным для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными примерами.

Социальная динамика личности

Личностная динамика рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как внешне обусловленная и детерминированная деятельность человека, осуществляемая им в процессе социализации, а с другой — как его собственная активность, выраженная в индивидуальном стиле жизни и жизненных стратегиях.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).

Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией.

Типизацияопределяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой — как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.
Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.

Т. Парсонс считает социализациюобучением(1) ролевому поведению; (2) мотивам и ценностям: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий». Средствами социализации родившегося человека становятся (1) подражание поведению взрослых; (2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; (3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное). В жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

Читать еще:  Процессы самоорганизации социальных систем

Первый способ социализации основан на генетически присущей человеку способностизапоминать ивоспроизводитьразличные типы поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается развитием мышления.

Второй способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.

Третий (и главный) способ социализации — это научение становящегося человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации (знаний). Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Формирование мышления (анализа и синтеза, обобщения и выдвижения гипотез и т. д.) начинается с конкретных действий:

уборка постели (практика),

изучение (познание) родного языка и т. п.

В первом случае человек будет переносить навыки уборки постели в другой контекст, а во втором — навыки мышления на незнакомый текст: узнавать, понимать и толковать его.

Для формированиятворческого восприятия и мышления (что составляет важнейшую задачу социализации) нужно ставить изучаемый предмет в разнообразные связи, отделять существенное от несущественного, случайное от необходимого, причину от следствия и т. д., т. е. решатьмыслительные задачи.

В результате решения теоретических задач индивид видит предмет с разных сторон, переходит от одного его определения к другому, обнаруживает отдаленные аналогии (распад СССР и распад Римской империи). Формирование творческого мышления — этоне запоминание на уроках каких-то формулировок, ведущее к развитиюпамяти, а научениеанализу, синтезу, обобщению.

Смысловое развитие языка, речи, мышления формирует ментальность человека, в которой уровень мышления связан со смысловым содержанием. При одинаковом уровне мышления можно иметь разный по смыслу менталитет.

С социологической стороны, с точки зрения внешней соотнесенности с обществом, социализация представляет собой процесс формирования системыстатусов — ролей, образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п. Подобная система включает в себя, прежде всего, формирование совокупностимотиваций: потребностей и интересов, когнитивных и оценочных способностей. Кроме того, в нее входит формирование ценностей, верований и убеждений, соответствующих культуре данного общества. И, наконец, она включает в себя формирование способности согласовывать мотивы и ценности людей, их индивидуальные и общественные потребности.

В мире происходят процессыдифференциации и интеграции человеческой деятельности, ролей, сознания (познания, воли, памяти). Люди становятся профессионалами во все более узкой сфере, что сопровождается их отчуждением (непониманием и зависимостью) от других сфер жизнедеятельности людей и общества. Профессиональную специализацию компенсирует социализация общечеловеческих моральных, научных, художественных ценностей, формирование общей ментальности жителей Земли.

Привязанность к людям, возникающая в процессе социализации, является основой общества. Вместе с развитием человечества происходит усиление ееуниверсализма — от ближних к дальним. Ему противостоят другиеценности и нормы: например, привязанность к родственникам, семейственность и т. п., — оставшиеся от традиционного общества; универсализм может противоречить и личному долгу, и нормам права. Поэтому социализация должна включать в себя и усвоение все более универсальных норм и ценностей, сочетать как освобождение от некоторых норм и ценностей традиционного общества, так и сохранение некоторых из них.

Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.

Структура процесса социализации личности включает в себя элементы:

Процесс социализации проходит в своем развитии три основные фазы:

1. Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

2. Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

3. Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить:

Основные этапы социализации личности:

1. Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

2. Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме. Сюда относят и понятие «ресоциализация» — процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.

Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.
Так, по мнению Дж. Мила, этот процесс включает в себя не сколько стадий, связанных с формированием Я:

· стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы);

· игровую стадию (проигрывание ролей);

· стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»)

В концепции 3. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и прежде всего сексуальными влечениями.

Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников; группы сверстников и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и пр. На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты.

· На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники.

· На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации.

· На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается. Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это — экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфербренермеханизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухинарассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский– закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Различают два вида механизмов социализации:

1.психологические и социально-психологические (импринтинг (запечатление) , экзистенциальный нажим , подражание, идентификация, рефлексия).

2. социально-педагогические (традиционный механизм социализации (стихийный), институциональный механизм социализации, стилизованный механизм социализации, межличностный механизм социализации).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector