Tw-city.info

IT Новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды социальных движений

Виды, типы, функции социальных движений;

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения – игнорируют несправедливую действительность либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Они как бы уходят в эмоциональную экспрессию, находят эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой. Хиппи, рокеры, люберы и т. д. – есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества, если не в силах его изменить.

2. Утопические движения – это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения – призывают к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, ее структуры и функций основных социальных институтов, внедрению нового образа жизни.

4. Движения сопротивления – выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро и радикально. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы – оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин), требуют изменения в законодательстве, борются за права животных, права сексуальных меньшинств, освобождение женщин.

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – их идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот, выступают за чистоту религиозного учения.

8. Регрессивные движения – выступают за возвращение к старым порядкам, возрождение старых традиций, эмигрантские движения, часть религиозных движений.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

– по отношению к существующему строю – консервативные, реформаторские, революционные;

– по идеологической основе – либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

– по демографическому признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, за культурно-национальную автономию;

– по масштабам – региональные, республиканские, государственные, международные;

– по методам и способам действия – легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения бывают: политические, революционные, национальные, освободительные, экологические, религиозные, эмигрантские, феминистские, молодежные.

Иногда социальные движения сопровождаются возникновением контрдвижений, члены которых придерживаются противоположной точки зрения. Противоречия между противоборствующими движениями вносят заметный вклад в практику социальных движений.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

– они концентрируют интересы, настроения широких слоев населения;

– выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы их достижения;

– создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

– они часто стоят во главе массовых выступлений, организуют в основном ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

– на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

В современной России важное место в социальной сфере занимает молодежное движение. Согласно официальному документу (Концепции молодежной политики в Российской Федерации), молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Основной чертой нынешнего этапа эволюции молодежного общественного движения является его демонополизация и стабилизация. Общественное движение молодежи на современном этапе не только демонополизировано, но и вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, благотворительная), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Численность объединений колеблется от нескольких сот до нескольких десятков тысяч человек.

К наиболее крупным молодежным общественным объединениям в современной России можно отнести следующие:

1. Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» (РСМ), создана в 1991 г. Ее уставная цель – создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала, защиты интересов и прав членов РСМ.

2. Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), создана в 1995 г. Основные цели ее деятельности: выявление и поддержка социальных инициатив детских и молодежных общественных объединений; создание условий для реализации социально – значимых проектов и программ в интересах детско-молодежной социально-демографической группы населения.

3. Общероссийская общественная организация «Союз молодежных жилых комплексов России» (Союз МЖК России), образована в 1993 г. Основной целью деятельности Союза является всемирное содействие созданию и развитию молодежных жилых комплексов путем обеспечения правовых, экономических, социальных предпосылок и гарантий их самостоятельности.

4. Общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации» («МСЮ РФ») была создана в 1995 г. для содействия становлению нового поколения российских юристов, соответствующего запросам демократического правового государства.

5. Общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига», созданная в 1995 г. и определившая направления своей деятельности: экономическое, духовное и нравственное возрождение России, развитие молодежного движения, оказание всесторонней помощи, защиту прав и интересов подростков и молодежи.

6. Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе» (создана в 2001 г.) Основная цель ее деятельности – содействие воспитанию молодежи духовно, нравственно и физически, способной обеспечить реальное возрождение России, содействовать построению демократического общества.

7. Международный союз детских общественных объединений, «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО – ФДО), создан в 1990 г. Основными целями его деятельности являются: оказание помощи ребенку в познании и улучшении окружающего мира, развитии своих способностей; оказание помощи и поддержки членов СПО — ФДО в развитии детского движения гуманистической направленности в интересах детей и общества; укрепление межнациональных и международных связей.

8. Общероссийский союз общественных объединений, Союз детских организация России «Юная Россия» (дата создания 1992 г.) реализует свои проекты и программы для достижения целей развития детского движения в Российской Федерации в интересах детей и общества в целом, защиты прав и интересов детей и подростков, а также взрослых, работающих с детьми.

Активизирует возродившееся на рубеже 90-х годов XX в. скаутское движение, которое в Российской Федерации представлено:

– общероссийской общественной организацией «Национальная организация скаутского движения России» (НСОД), созданной в 1993 г.;

– общероссийской общественной организацией «Организация российских юных разведчиков» (ОРЮР), основанной в 1998 г.;

– межрегиональной общественной организацией «Русский Союз скаутов» (создана в 1999 г.);

– детской межрегиональной общественной организацией «Ассоциация девочек скаутов» (АДС), созданной в 1999 г.

Источник: Юзефавичус Т.А. Молодежь России и формы ее социальной активности / Т.А. Юзефавичус // Образовательная политика. – 2006, апрель. – С. 42-44.

Ученые в анализе и изучении ценностных ориентаций молодежи нередко пользуются данными социологических исследований, которые публикуются в печати.

Образцы поведения современной молодежи, %

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Социальные движения — это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления(направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединя­ются представители разных социальных групп. Социаль­ные движения — сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д.

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Читать еще:  Политология в системе социально гуманитарного знания

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы — это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова «утопия» и «утопический» означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Республики» и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока «строители» совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление, ими именно этих качеств.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постеленным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция», «сексуальная революция». Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления — это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством.

Стадия возбуждения. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия, Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадия эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией.

Стадия распада движения. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения.

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем, определявшим культурное течение как процесс, в котором «небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп — мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.

Лекция 15. Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения

Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.). Социальное движение – это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности». Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.

Читать еще:  Социальные задачи организации труда

П. Штомпка в своей книге «Социология социальных изменений» (М., 1996) выделил следующие основные компоненты социальных движений: 1. Коллективность людей, действующих совместно. 2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно – изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.

Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы.

Суммируя сказанное, он предлагает под социальными движениями подразумевать «свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе».

Классик изучения данного направления Г. Блумер в своей известной работе «Коллективное поведение» (Collective Behavior) считает, что можно выделять следующие типы социальных движений:общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир),специфические социальные движения (это прежде всего разного рода реформистские и революционные движения),экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода),возрожденческие и националистические движения, а такжепространственные движения (движения кочевников, крестовые походы, паломничества, колонизация и миграции). Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении первых трех видов социальных движений.

Подробная классификация социальных движений, в основе который лежат разные критерии, приведена П. Штомпка. Исходя из данной классификации, социальные движения подразделяются:

§ по масштабам предполагаемых изменений: нареформистские социальные движения относительно ограниченные по своим целям и не ориентированные на преобразование основных институциональных структур, Т.е. направленные на преобразования внутри общества (например, движение за права животных, движение против абортов)радикальные социальные движения стремятся к более глубоким преобразованиям, пытаются затронуть основы социальной организации, в конечном результате они приводят к преобразованию самого общества (например, за национальное освобождение в колониальных странах). Крайней формой выступают революционные движения, направленные на тотальное изменение общества (например, коммунистическое движение);

§ по качеству предполагаемых изменений: напрогрессивные обращены в будущее, стремятся сформировать общество, которое раньше не существовало, внедрить новый образ жизни, создать новые институты, ввести новые законы (например, движение за освобождение женщин);«консервативные» или«ретро-активные» – обращены в прошлое, выступают за возрождение старых традиций, стремятся восстановить образ жизни, институты, законы и верования, которые раньше уже существовали, но по каким-то причинам или были забыты, или отброшены в ходе истории (например, монархические движения, выступающие за восстановление монархического строя, экологическое движение, разного рода религиозные движения);

§ по отношению к целям предполагаемых изменений: на первые – направлены на изменение социальных структур. Они могут принимать две формы: во-первых, это социополитические движения («национальные социальные движения»), выступающие за изменения в политике и экономике, за сдвиги в стратификационных и классовых структурах, во-вторых, это «социокультурные движения», выступающие за изменения убеждений, ценностей, норм, символики (например, хиппи, панки);вторые – на изменение личности, также могут принимать две формы: во-первых, это разного рода религиозные и мистические движения, борющиеся за спасение своих членов, общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения, движение «Белые одежды»); во-вторых, движения, призывающие к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту;

§ по «вектору» изменений: на положительный «вектор»имеет большинство социальных движений, в которые люди объединяются для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое; отрицательный «вектор» имеют движения, выступающие против современности (например, движения, возрождающие этнические или национальные особенности). Особо следует отметить альтернативные движения, Т.е. симметричные пары социальных движений, свойственные современным обществам (например, правые и левые, сионисты и антисемиты);

§ по времени возникновения на«старые социальные движения», характерные для раннего периода современной эпохи, в основном на первое место выдвигавшие экономические интересы и требования (например, рабочее движение, фермерское движение); «новыесоциальные движения», которые начали возникать в последние десятилетия (например, движение за мир, феминистское движение, экологическое движение). Новым движениям характерны следующие черты: их внимание сосредоточено на новых темах и интересах, находящих свое выражение в обеспокоенности по поводу качества жизни, их волнуют культурные проблемы, права личности; их членами являются представители разных классов и слоев, в основном преобладают люди, относящиеся к среднему классу, образованные и имеющие высокий уровень сознательности; они чаще всего децентрализованы и не имеют жесткой иерархической организации;

§ по «логике» действия, или основе стратегии: первым характерна «инструментальная» логика, они стремятся завоевать политическую власть, чтобы с ее помощью произвести предполагаемые изменения в законах, институтах и организациях общества; вторым – «экспрессивная» логика, они стремятся добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для членов своего движения или более широких общностей (например, движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов, феминистское движение).

Социальные движения, как отмечает Г.М. Андреева, могут различаться и своим уровнем: во-первых, это могут быть широкие движения с глобальными целями (например, движения, борющиеся за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.); во-вторых, локальные движения, ограниченные либо территорией, либо определенной социальной группой (например, движения против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.); в-третьих, движения в очень ограниченном регионе, выступающие с сугубо прагматическими целями (например, движение за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество. Внутри социального движения, с момента его возникновения и до полного исчезновения, происходят постоянные процессы, охватывающие не только участников движения, но и его организации, институты и нормативную систему. Все специфические социальные движения проходят определенные стадии в процессе своего развития: социального беспокойства, всеобщего (popular) возбуждения, формализации и институционализации. Механизмы и способы, способствующие росту и организации специфических социальных движений, подробно рассмотрены Г.Блумером.

Таким образом, если в начале своего пути развития социальные движения не имеют ясной цели, аморфны, плохо структурно организованы, то через определенное время они уже обладают четкой определенной целью, имеют развитую организацию и структуру, в которой индивиды занимают определенные статусные позиции, определенный членский состав, свои традиции, нормы, правила и ценности. Поэтому социальные движения нельзя строго отнести только лишь к большим организованным социальным группам или, наоборот, только к стихийным образованиям. Это что-то среднее между первым и вторым.

П. Штомпка, проведя тщательный анализ научных трудов, отмечает, что среди ученых существуют два противоположных подхода к вопросу возникновения социальных движений. Представители первого подхода ориентированы на действие, они считают, что социальные движения появляются «снизу» из-за того, что уровень недовольства и возмущения, а также крушение надежд начинают превышать допустимый порог. При этом одни авторы считают, что социальные движения просто «случаются», при этом сравнивают их с вулканом, по их мнению, социальное движение это спонтанный, стихийный взрыв коллективного поведения — лидеры, организация и идеология появляются позже. Другие, выдвигающие на первый план предпринимательские или конспиративные (заговорщические) факторы, считают, что социальные движения «формируются» по их мнению, социальные движения – это целенаправленные коллективные действия, которые подготавливаются и управляются лидерами для достижения специфических целей.

Представители второго подхода ориентированы на структурный контекст общества, в данном случае характер политической системы общества выступает в качестве основного фактора облегчения или сдерживания появления коллективных движений. В любом обществе всегда в той или иной мере существует определенный потенциал разного рода движения. Данные движения прорываются наружу только в том случае, когда для этого сложились благоприятные обстоятельства, условия или ситуация. При этом одни представители этого подхода сравнивают социальные движения, постоянно имеющиеся в той или иной мере в любом обществе, с клапаном для выпуска пара, выпуск которого осуществляется «сверху», когда сдерживающие механизмы на уровне политической системы не в состоянии его удержать. Другие – объясняют появление движений открытием новых благоприятных средств и возможностей, облегчающих коллективные действия. В настоящее время отмечается тенденция к синтезу данных двух теорий.

Выделяют два варианта завершения развития движения: оптимистический – движение побеждает, породившие его причины устраняются, поэтому деятельность движения сворачивается и оно распадается; пессимистический – движение или терпит поражение, подавляется, или само постепенно, не добившись победы, приходит в упадок. Но в обоих этих случаях ситуация может радикально измениться. В одном случае может возникнуть ситуация «кризиса победы» – полный успех движения, досрочное достижение поставленной цели и в связи с этим быстрый распад движения могут спровоцировать ответный удар противодействующих сил, и если не будут найдены силы для поддержания завоеваний, достигнутых движением, то все может быть утрачено. В другом случае может возникнуть ситуация «победы поражения» – неудача может помочь обнаружить слабые стороны, раскрыть истинных сторонников движения, выявить и уничтожить врагов, перегруппировать силы, пересмотреть тактику движения, развить новые формы.

Читать еще:  Когда появились первые социальные сети

Важность социальных движений заключается в том, что они являются одним из главных способов, с помощью которого изменяются и переделываются современные общества, а также созидателями социальных преобразований и исторических деятелей. Уникальность социальных движений состоит и в том, что и они сами все время находятся в движении, развитии.

Социология

Социальные движения

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Социальные движения — разновидность социальных процессов, представляющих собой деятельность людей, принадлежащих к различным социальным группам.

Социальные движения возникают с целью изменить что-то в существующем обществе или предотвратить изменения.

Существует множество разновидностей социальных дви­жений: религиозные, молодежные, политические и др . Эти движения непрерывно развиваются и изменяются. Обычно они состоят из небольшого числа участников, од­нако в процессе осуществления своей деятельности могут привлекать сторонников. Если движение получит широкое распространение среди населения, то оно превращается в социальный институт. Социальные институты явля­ются стабильными, они направлены на сохранение поряд­ка. На этом завершается жизненный цикл социального дви­жения.

Такие движения не являются социальными организация­ми. Характерная черта социальных организаций — их офи­циальное закрепление, наличие правил, членства в них. Дви­жение в процессе своего развития может стать организацией: в этом случае оно также перестает существовать в прежнем виде.

Социальные движения ставят перед собой определен­ную цель. Для ее достижения они предпринимают меры для давления на власть с целью изменения су­ществующей ситуации.

Социальные движения играют большую роль в жизни общества и потому исследуются учеными. Существу­ет несколько подходов к изучению социальных дви­жений: изучение социального движения «изнутри»; выявление причин его возникновения и развития; изучение деятельности участников движения — как рядовых, так и руководителей.

Строгая классификация социальных движений затруд­нительна, поскольку они могут преследовать различ­ные цели. Обычно они относятся к перечисленным ниже основным типам.

Экспрессивные движения. Для них не характерна активная деятельность по изменению существующей реальности. Люди лишь признают ее несовершен­ство. Такие движения были распространены в древ­ности. В современном мире они представлены в ос­новном молодежными движениями: хиппи, рокеры и др.

Утопические движения. Это движения, деятельность участников которых направлена на создание совер­шенного общества. Они предполагают смену ценно­стей, перераспределение власти для создания «новой» жизни. Эти движения очень жизнеспособны в силу человеческой психологии и веры в лучшее будущее.

Реформаторские движения. Они направлены на из­менение не всего общества, а его отдельных сторон. Эти движения характерны для обществ с высоким уровнем развития демократии. Люди высказывают свое мнение по поводу принятия того или иного зако­на, выступают за реформирование определенной сферы общественной жизни.

Революционные движения. Они направлены на ра­дикальное изменение существующей социальной си­стемы. В них участвуют лица, не обладающие в дан­ный момент государственной властью. Они возникают в социально неустроенных обществах.

Движения сопротивления. Это, например, движе­ния, считающие недопустимым проведение преобра­зований в обществе слишком быстрыми темпами. Они возникают часто наряду с революционными и рефор­маторскими движениями.

Социальные движения

Терминологический аппарат понятия социального движения

Социальное движение – это объединение и совокупность коллективов и коллективных действий созданных для поддержки социальных изменений.

Можно также рассматривать социальное движение как конфликтную коллективное действие, при которой противоположные, антагонистические группы (классы) противостоят друг другу. Следует отличать социальные движения от социальных институтов.

Социальные институты- это относительно стабильные общественные образования, а социальные движения являются динамичными новообразованиями с неопределенные жизненные циклы динамические, изменчивы, имеют.

Типология социальных движений выделяет их наиболее общие, существенные признаки.

Типы и виды социальных движений

Политические движения. В случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или изменение политической власти, политического режима, государственных органов и выражаются в требованиях, обращенных к властным органам — социальные движения политическими. Классифицируют политические движения по следующим параметрам:

  • По составу (крестьянские, пролетарские, феминистские)
  • По мотивации (религиозные, социокультурные)
  • По цели (движение сопротивления, национально-освободительные движения)
  • По особенности стратегии (революционные, реформистские)
  • По тактике действий (экстремистские, гражданского).

Экспрессивные движения. Массовые движения, связанные с неудовлетворением существующей социальной действительностью, считают ее порочной или просто некрасивой. При этом люди стремятся изменить действительность, а свое отношение к ней с помощью мечтаний, видений, ритуалов, каких-либо, не приемлемых в данном обществе, норм и образцов культуры. Данные группы людей находят эмоциональное облегчение в различных формах эмоциональной экспрессии, что делает их повседневную жизнь приемлемым и терпимым. Именно такой характер имели мистерии — массовые театрализованные, ритуальные, полные религиозного содержания действия жителей Древнего Египта, Греции, Персии, Индии. В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выраженные в молодежной среде. Проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров и других контркультур, и субкультур.

Революционные движения. Направленные на полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и деятельности большинства социальных институтов — государства, суда, системы образования и т.д.

Революционные движения имеют целью разрушить существующую социальную систему, сбросить присущий ей социальное устройство и установить новый.

Движения реформистов. Массовые политические действия, направленные на относительное изменение и совершенствование существующей социальной системы с помощью реформ. Это возможно, если участники этих движений положительно относятся к существующему социальному порядку. Кроме этого, они должны располагать институциональные (то есть такие, которые допускаются государством, законодательством) возможности выражать свои мысли и осуществлять действия в поддержку реформ.

Оппозиционные движения. Реакция общества, которая вызвана недовольством отдельных групп людей социальными изменениями, которые происходят. Неприятие, обычно, вызвано тем, что социальные изменения происходят слишком быстро или слишком медленно, непоследовательно. Возникают, вслед за революционными или реформистскими и представляют собой оппозицию по отношению к ним. Часто к этим движениям присоединяются представители бывших элит, не нашли достойного места в новой социальной системе, а также люди, потерявшие свои права и привилегии в результате реформ.

Экологические движения. Направленные на защиту природных ресурсов. Сторонники этих движений доказывают, что тенденции развития общества не могут быть полностью поняты вне экологической перспективы.

Молодежные движения. Собственно, к началу ХХ в. молодежь не относилась к социально зрелой категории граждан, в силу традиций и норм общественной жизни была зависима от родителей материально и морально. Поэтому в моду вошли молодежные социальные движения, которые были направленны на проявление гражданских позиций, изменение культурных явлений, появление субкультур, омоложение политики.

Феминистские (женские) движения и общества. Представляют собой массовые действия с привлечением женщин, для уравнивания их в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Характерна узкая трактовка социального равенства женщин и мужчин, сводилась к правовой, юридического равенства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Возникновение феминистских движений датируется эпохой буржуазных революций во Франции, Англии, США.

Список наиболее популярных социальных движений старшей возрастной группы

Следующими в списке идей выступают наиболее популярны среди старшей возрастной группы.

Либерально-реформистское направление пропагандирует необходимость социально — экономических, политических реформ, с целью социального равенства женщин с мужчинами. Соглашаясь с важностью материнских функций, представители этого направления призывают к привлечению в политическую, социокультурную и профессиональную жизнь женщин, имеющих высокую общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Национально-освободительные движения. Это массовые действия, направленные на свержение иностранного господства и завоевания национальной независимости. Включаясь в эти движения, национально-этнические общности реализуют свое право на самоопределение и создание независимых национальных государств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Движения в защиту мира. Эти движения представляют собой массовые действия против опасности новых войн, за укрепление мира и дружественных отношений между народами и странами. Развитие этих движений характеризуется цикличностью. В двадцатые годы XX в., После завершения Первой мировой войны образовался движение пацифистов, участники которого выступали за полное разоружение с целью не дать возникнуть новым войнам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector