Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон неравномерности социально экономического развития общества

Закон неравномерности развития общества

Дата добавления: 2014-11-27 ; просмотров: 7040 ; Нарушение авторских прав

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности, на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом а) развития социальной структуры общества и одновременно механизмом б) его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов (в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тыс., семейно-брачных отношений более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа – нация, народность, племя.

На рис. 3.8 изображена траектория социального прогресса, которая совпадает с кривой развития социальной структуры большинства стран мира. Здесь видно, что кривая медленно движется в сторону первобытной и средневековой эпох, а затем стремительно взлетает вверх. Именно такой развивался научно-технический и социальный прогресс. На этой кривой можно взять любую точку, опустить перпендикуляры на оси ОХ и OY , тем самым определив а) количество статусов в социальной структуре данной страны и б) реальный (в отличие от хронологического времени) уровень ее развития или реальное историческое время.

Две страны – Франция и Россия в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек (проекция на ось OY ), и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре намного меньше. Действительно, в XVIII , как и в XX веке, Монголия по сравнению с Россией или Францией представляла более отсталое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, а стало быть вместо 40 тыс. профессиональных статусов у нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Если опустить перпендикуляр на ось ОХ, то получится, что количество статусов Монголии соответствует количеству статусов России и Франции XII века. Как это понимать? Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одном и том же исторической периоде – в XVIII веке. Но реально по уровню своего социального развития монгольское государство находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию социальной структуры (совокупности пустых, незаполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития, иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания. С ее помощью можно, к примеру, объяснить, почему в конце XX века развалился СССР. Для объяснения причин построим новый график, на котором изобразим бывшие союзные республики, расположенные в своем реальном историческом времени. Иначе говоря, если центральный промышленный регион России, прежде всего Москву и Ленинград, взять за эталон научно-технического и культурного развития всей страны, то прибалтийские республики по некоторым параметрам окажутся даже чуть впереди, а вот среднеазиатские – далеко позади. Киргизия или Казахстан до прихода советской власти в 20-е годы представляли собой отсталые феодальные страны с первобытным кочевым и пастушеским хозяйством. Переселение туда русскоязычного населения искусственно подтянуло их до некоторого среднесоюзного стандарта, поскольку стали открываться промышленные предприятия и развиваться сфера обслуживания (рис. 3.9).

Проведенные еще в советские времена социологические исследования свидетельствовали о том, что различие между уровнем социального, культурного и экономического развития союзных республик (Молдавия, Эстония, РСФСР, Казахстан и др.) составляет от 15–20 до 40–45 лет. Возможно, что по идеологическим причинам ученые дали намеренно меньшие цифры, чем было на самом деле. Если принять во внимание всю совокупность факторов, в том числе исторических, то разрыв может оказаться на порядок выше (рис. 3.9).

Таким образом, СССР представлял собой крайне гетерогенное образование: районы, застывшие на уровне первобытного хозяйства (Чукотка), объединялись с технически передовыми обществами. Такое разношерстное и громоздкое образование не способно долго существовать. Скорость социального развития в целом определяется в таком случае не по передовым, а по самым отсталым элементам общества. Еще в 20-е годы А. Богданов, автор знаменитой «Тектологии», говорил о том, что, согласно общей теории систем, прочность и темпы развития целого определяются наиболее слабыми элементами. В пример он приводил военную эскадру, спешащую к месту боя. Ее боеспособность в значительной степени определят не линкоры и миноносцы, а отставшие суденышки тылового обеспечения, подвозящие боеприпасы. При эффективной организации общества все его элементы должны развиваться с одинаковой скоростью.

Распад великой Британской империи, а еще раньше татаро-монгольской и многих других, также представлявших собой крайне разрозненные образования, свидетельствует о том, что крах СССР был неминуем. Отсталые республики Средней Азии и передовые регионы Прибалтики удержать вместе могли только политические силы. А они часто носят внешний по отношению к социальному устройству общества характер. Если же учесть очень сильные различия в типе культуры и религии, существовавшие между различными регионами СССР, то указанный выше вывод может получить силу вполне логичного теоретического доказательства.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор), о котором речь впереди, неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики – законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других – медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX века, вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма народные обычаи и нравы.

Закон неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма и возможность победы социализма в одной стране.

Положение коренным образом изменилось с переходом к монополистическому капитализму. Высокий уровень развития техники открыл перед молодыми странами возможность быстро, скачками перегонять и опережать более старых соперников. Страны, позднее других вступившие на путь капиталистического развития, используют готовые результаты технического прогресса — машины, методы производства и т.д. С другой стороны, в старых странах раньше, чем в молодых, сложилось господство монополий; которым свойственна тенденция к паразитизму, загниванию, застою техники. Отсюда — быстрое, скачкообразное развитие одних стран, задержка роста других. Эта скачкообразность развития чрезвычайно усиливается также вывозом капитала. Создаётся возможность для одних стран перегнать другие страны, вытеснить их с рынков, вооружённой рукой добиваться передела уже поделённого мира. В период империализма неравномерность развития капиталистических стран превратилась в решающую силу империалистического развития.

Читать еще:  Социальный закон это в социологии

Соотношение экономических сил империалистических держав изменяется с небывалой быстротой. Рост военных сил империалистических государств также происходит неравномерно. Изменившееся соотношение экономических и военных сил неизбежно приходит в столкновение со старым распределением колоний и сфер влияния. Завязывается борьба за передел уже поделённого мира. Проверка действительного могущества тех или иных империалистических групп происходит путём кровопролитных и опустошительных войн.

В 1860 г. первое место в мировом промышленном производстве занимала Англия; Франция шла за ней следом. Германия и Соединённые Штаты Америки тогда ешё только выходили на мировую арену. Прошёл десяток лет, и быстро растущая страна молодого капитализма — Соединённые Штаты Америки — обогнала Францию и поменялась с ней местами. Ещё через десятилетие Соединённые Штаты Америки обогнали Англию и прочно заняли первое место в мировом промышленном производстве, а Германия обогнала Францию и заняла

третье место после США и Англии. К началу XX века Германия оттеснила Англию, заняв второе место после США. В результате изменений в соотношении сил капиталистических стран происходит раскол капиталистического мира на два враждующих империалистических лагеря и возникают мировые войны.

В силу неравномерности развития капиталистических стран в период империализма мировой капитализм не может развиваться иначе, как через кризисы и военные катастрофы. Обострение противоречий в лагере империализма и неизбежность военных столкновений ведут к взаимному ослаблению империалистсов. мировой фронт империализма становится легко уязвимым для пролетарской революции.

Неравномерность экономического развития в эпоху империализма определяет собой и неравномерность политического развития, означающую разновременность вызревания политических предпосылок победы пролетарской революции в разных странах. К числу этих предпосылок относятся прежде всего острота классовых противоречий и степень развития классовой борьбы, уровень классовой сознательности, политической организованности и революционной решимости пролетариата, его способность повести за собой основные массы крестьянства.

Закон неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма составляет исходный пункт ленинского учения о возможности победы социализма первоначально в нескольких странах или даже в одной, отдельно взятой, стране.

Маркс и Энгельс в середине XIX века, изучая домонополистический капитализм, пришли к выводу, что социалистическая революция может победить лишь одновременно во всех или в большинстве цивилизованных стран. Однако в начале XX века, особенно в период первой мировой войны, положение коренным образом изменилось. Капитализм домонополистический перерос в капитализм монополистический. Капитализм восходящий превратился в капитализм нисходящий, умирающий. Война вскрыла неизлечимые слабости мирового империалистического фронта. В то же время закон неравномерности развития предопределил разновременность созревания пролетарской революции в разных странах. Исходя из закона неравномерности развития капитализма в эпоху : империализма, Ленин пришёл к выводу, что старая формула Маркса и Энгельса уже не соответствует новым историческим условиям, что в новых условиях социалистическая революция вполне может победить в одной, отдельно взятой, стране, что одновременная победа социалистической революции во всех странах или в большинстве цивилизованных стран невозможна ввиду неравномерности вызревания революции в этих странах.

«Неравномерность экономического и политического развития,— писал Ленин,— есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране»1.

Это была новая, законченная теория социалистической революции, созданная Лениным. Она обогатила марксизм и двинула его вперёд, раскрыла революционную перспективу пролетариям отдельных стран, развязала инициативу в деле натиска на свою буржуазию, укрепила их веру в победу пролетарской революции.

В период империализма завершается образование капиталистической системы мирового хозяйства, в связи с чем отдельные страны превратились в звенья единой цепи. Ленинизм учит, что в условиях империализма социалистическая революция сначала побеждает не обязательно в тех странах, где капитализм более всего развит и пролетариат составляет большинство населения, а прежде всего в тех странах, которые являются слабым звеном в цепи мирового империализма. Объективные условия социалистической революции созрели во всей системе мирового капиталистического хозяйства. При таких условиях наличие в составе этой системы стран, недостаточно развитых в промышленном отношении, не может служить препятствием к революции. Для победы социалистической революции необходимы наличие революционного пролетариата и пролетарского авангарда, объединённого в политическую партию, наличие в данной стране серьёзного союзника пролетариата в лице крестьянства, способного пойти за пролетариатом в решительной борьбе против империализма.

В эпоху империализма, когда революционное движение растёт во всём мире, империалистическая буржуазия вступает в союз со всеми без исключения реакционными силами и всемерно использует пережитки крепостничества для увеличения прибылей. В силу отого ликвидация феодально-крепостнических порядков невозможна без решительной борьбы с империализмом. В этих условиях пролетариат становится гегемоном буржуазно-демократической революции, сплачивая вокруг себя массы- крестьянства для борьбы против крепостничества и империалистического колониального гнёта. По мер,е решения антифеодальных и национально-освободительных задач буржуазно-демократическая революция перерастает в революцию социалистическую.

В период империализма в капиталистических странах растёт возмущение пролетариата, накапливаются элементы революционного взрыва, а в колониальных и зависимых странах развивается освободительная война против империализма. Империалистические войны за передел мира ослабляют систему империализма и усиливают тенденции к объединению пролетарских революций в капиталистических странах с национально-освободительным движением в колониях.

1 В.И. Ленин, О лозунге Соединенных Штатов Европы, Сочинения, т. 21, стр. 311.

Пролетарская революция, победившая в одной стране, является вместе с тем началом мировой социалистической революции и могучей базой её дальнейшего развёртывания. Ленин научно предвидел, что мировая революция будет развиваться путём революционного отпадения ряда новых стран от системы империализма при поддержке, оказываемой пролетариям этих стран со стороны пролетариата империалистических государств. Самый же процесс отпадения от империализма ряда новых стран будет происходить тем скорее и основательнее, чем основательнее будет укрепляться социализм в первой стране победившей пролетарской революции.

«Исход борьбы,— писал Ленин в 1923 г.,—зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т.п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена»1.

Закон неравномерности

2.2 Закон неравномерности

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Возьмем две страны — Францию в Россию в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию в том же XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре, намного меньше. Действительно, в XVIП; как и в ХХ, веке Монголия представляла собой, по сравнению c Россией или Францией, гораздо более отcтaлое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, a, стало быть, вместо 40 тысяч профессиональных статусов y нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одной и той же исторической эпохе — в XVIII веке. Но реально, по уровню своего социального развития, монгольское общество находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Читать еще:  Сценарий социальной рекламы

Таким образом, благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор) неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики — законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.

3. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые; дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся; дикие варварские и цивилизованные и т. д.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т.е.: умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописьменных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах). Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей — и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным: существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

Кривая роста производительности труда

30-40 тыс. лет 8-10тыс. лет 250 лет

Рис. Историческая закономерность: чем ниже производительность труда, тем меньше численность населения и тем дольше существует общество. Максимальные народонаселение и производительность труда – в индустриальном обществе, минимальные — в обществе охотников и собирателей

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия, (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы ХХ века на смену, индустрнапьному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции – признаки постиндустриального общества.

В. середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общecтвa, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталая Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К Марксу, человечество последовательно прошло чeтыpe формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, a производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается чepeз пpoцecc развития сменяющих друг круга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формации.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (p. 1919). Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Другие ученые предлагали свои варианты триады, в частности концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского (С. Крук и С. Лэш), доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В.Л. Иноземцев), a также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале ХХ века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое, признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.

Читать еще:  Социальные законы проявляются

В доиндустрнальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, a от него к индустриальному — промышленной революцией.

4. Список литературы:

1. Социология / Учебник / А.И.Кравченко – М., 2005

Закон неравномерности экономического и политического развития

При капитализме предприятия, отрасли хозяйства, страны не могут развиваться равномерно. Частная собственность на средства производства, анархия производства и конкуренция делают неизбежным неравномерное развитие капиталистического хозяйства: одни капиталистические предприятия, отрасли, страны отстают, другие вырываются вперед. В эпоху свободной конкуренции, когда не было монополий, капитализм развивался сравнительно плавно. Для того чтобы одни страны опередили другие, требовалось длительное время. Еще существовали громадные свободные территории, которые можно было превращать в колонии. Рост экономической мощи сопровождался захватом этих не занятых капиталистическими державами земель. Дело обходилось в тот период без крупных военных столкновений между ними. Действие присущего капитализму закона неравномерности развития не приводило к мировым войнам. Это было время относительно мирного развития капитализма.

Понадобились многие десятилетия, чтобы Англия завоевала промышленное превосходство, оттеснила своих конкурентов — Голландию, а затем Францию — и утвердила за собой место первой державы мира. В середине 19 века она была «мастерской всего мира», поставщицей промышленных изделий во все страны, которые должны были в обмен снабжать ее сырьем и продовольствием. В 1850 г. доля США в

мировой промышленной продукции составляла 15%, а доля Англии — 39 %. Что касается Германии, то до 70-х годов прошлого столетия ее мощь как индустриальной страны не шла ни в какое сравнение с могуществом Англии.

Дело коренным образом изменилось с переходом к империализму. В последней четверти 19 века монополия Великобритании оказалась подорванной. Это было вызвано более быстрым развитием таких капиталистических стран, как США, Германия, а затем и Япония. Развитие Англии и Франции с начала 70-х годов замедляется: за период с 1870 по 1913 г. вся мировая промышленность увеличилась почти в четыре раза, в том числе промышленность США — в девять раз, Германии — почти в шесть раз, Франции — втрое, а Англии — только в 2,25 раза. Накануне первой мировой войны Германия обогнала Англию и Францию по объему промышленной продукции. Доля США в мировой промышленной продукции превзошла долю Англии и Германии, вместе взятых.

Столь стремительное опережение одними странами других стало возможным в конце 19 и в начале 20 века благодаря небывалому развитию техники, росту концентрации производства и капитала, развитию монополий. Страны, позже других вставшие на путь капиталистического развития, используют готовые результаты технического прогресса, быстрее развивают новые отрасли промышленности. В то же время в странах «старого» капитализма раньше начинает проявляться тенденция к загниванию, к торможению развития производительных сил. Результатом является скачкообразное развитие одних стран, задержка развития других. Старое распределение колоний и сфер влияния уже не соответствует новому соотношению сил. Страны, выходящие вперед, становятся на путь вооруженной борьбы за передел уже поделенного мира, за захват колоний. Результатом является громадный рост противоречий между империалистическими странами, ослабление фронта империализма, появление в цепи империализма слабых звеньев.

Неравномерность экономического развития в эпоху империализма связана с неравномерностью и политического развития, т. е. разновременностью созревания политических предпосылок победы социалистической революции. В. И. Ленин говорил, что «пролетарская революция растет во всех странах неравномерно, так как все страны стоят в разных условиях политической жизни, и в одной стране слишком ослаблен пролетариат, а в другой — он сильнее. Если в одной стране верхушечная группа пролетариата слаба, то в других странах бывает так, что на время буржуазии удается расколоть рабочих, как это случилось в Англии и Франции, — вот почему пролетарская революция развивается неравномерно. » 21

Анализ изменений в характере действия закона неравномерности развития капиталистических стран в эпоху империализма дал В. И. Ленину основание прийти к выводу о невозможности одновременной победы революции во всех странах и, наоборот, о возможности победы революции первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране. Это была новая теория социалистической революции. Маркс и Энгельс, изучая домонополистический капитализм, пришли к выводу, что революция может победить только одновременно во всех или в главных капиталистических странах. С переходом к империализму положение изменилось. Рост империалистических противоречий и разновременность вызревания революции в разных странах сделали возможным прорыв цепи империализма первоначально в ее наиболее слабом звене.

Жизнь целиком подтвердила правильность ленинской теории социалистической революции.

НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое «НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН» в других словарях:

Неравномерности экономического и политического развития капитализма закон — в эпоху империализма, основное содержание созданного В. И. Лениным, развитого КПСС и др. коммунистическими и рабочими партиями учения об общих закономерностях развития капитализма, международных отношений капиталистических стран в эпоху… … Большая советская энциклопедия

Общий кризис капитализма — революционный процесс распада мировой системы капитализма и подтачивание его «внутренним разложением»(см. В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 38, с. 44). Переход от всемирного капитализма к всемирному социализму,… … Большая советская энциклопедия

Империализм, как высшая стадия капитализма — («Империализм, как высшая стадия капитализма»,) произведение В. И. Ленина, в котором он первым из марксистов раскрыл экономическую и политическую сущность Империализма, новой стадии, в которую к началу 20 в. вступил в своём развитии… … Большая советская энциклопедия

Мировая система капитализма — совокупность стран с капиталистическим общественным строем, связанных между собой экономическими, политическими и другими отношениями, В основе их общности господство однотипных, капиталистических производственных отношений, хотя степень их… … Научный коммунизм: Словарь

Уровень экономического развития — состояние народного хозяйства (общественного производства) страны (группы стран, экономического района) в определённый исторический момент. У. э. р. – обобщающее понятие и характеризуется несколькими группами показателей: 1) производство… … Большая советская энциклопедия

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — одна из левых, наиболее радикальных версий марксизма, разработка которой принадлежит в первую очередь В.И. Ленину. В Советском Союзе и в др. странах т.н. социалистического лагеря М. л. являлся ядром официальной коммунистической идеологии. М. л.… … Философская энциклопедия

Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

Капитализм — общественно экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму первой фазе коммунизма. Основные признаки К.: господство… … Большая советская энциклопедия

Империализм — (франц. impérialisme, англ. imperialism, нем. Imperialismus, от лат. imperium власть, господство) монополистический капитализм, высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции. Переход к И. произошёл на рубеже 19 и … Большая советская энциклопедия

Интеграция — I Интеграция (лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый) понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. … … Большая советская энциклопедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector