Tw-city.info

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон социального сравнения

Социальные сравнения

Сравнение является одной из важных мыслительных операций человека, дейст­вующего на основе психической способности сопоставлять признаки сравнивае­мых объектов, оценивать их. Продуктом сравнения является принятие решения,

Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологии рекламы 43

которое наиболее часто в литературе рассматривается как выбор. Социальное срав­нение — понятие, которое означает сопоставление субъектом некоторых своих соб­ственных характеристик с характеристиками другого субъекта на основе опреде­ленной принятой им системы ценностей. Как правило, общаясь, субъекты всегда сравнивают друг друга. Цель такого сравнения состоит в том, чтобы определить свой собственный статус по отношению к статусу другого субъекта для выявления возможности занять доминирующую позицию (Журавлев А.Л., 1999).

И. С. Кон считает, что индивид оценивает себя двояко: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) пу­тем сравнения себя с другими людьми. Автор подчеркивает, что даже простое опи­сание, фиксация того или иного качества большей частью включает в себя момент оценки и сравнения. «Вряд ли кто-нибуДь измерял длину своего носа в сантимет­рах, — пишет И. С. Кон. — Однако каждый знает, большой у него нос или маленький, красивый или некрасивый. Постигается это путем сравнения. Прилежный, умный, сильный, красивый, вспыльчивый, послушный, старательный — все эти определе­ния имеют оценочный смысл и обязательно предполагают сравнение с кем-то» (Кон И. С., 1978. С. 32-33).

В экспериментах американского психолога К. Гер гена (Gergen K.J., 1971) иссле­довалась динамика самооценок и социального сравнения. Людям, приглашенным на работу в фирму, предлагалось самостоятельно оценить некоторые свои личные качества. Затем в офисе, где проводилось собеседование, появлялся «еще один претендент на ту же должность», роли «претендентов» выполняли специально на­нятые экспериментаторами люди. В одном случае это был хорошо одетый, само­уверенный, интеллигентного вида человек с портфелем в руке, в другом — опус­тившаяся личность (в грязной мятой рубашке и туфлях на босу ногу). После этого испытуемому предлагалось вновь заполнить бланк анкеты для самооценки. В ре­зультате, если в качестве претендента выступал хорошо одетый человек, то уровень самооценки испытуемого снижался, если плохо одетый — то самооценка повыша­лась. Таким образом, самооценки изменяются не только в зависимости от содер­жания и успешности выполняемой деятельности, но и от внешних факторов соци­ального сравнения.

Проблема изучения механизмов социального сравнения получает опреде­ленные объяснения в рамках теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера (L. Festinger). Основываясь на этой теории, Л. Фестингер предположил, что если че­ловек поступает вопреки своим убеждениям, то он будет испытывать некий диссо­нанс, который будет тем сильнее, чем слабее давление со стороны. Так, при силь­ном социальном давлении человек уже не будет чувствовать себя субъектом дей­ствия. Способом уменьшения диссонанса является изменение человеком своей первоначальной установки, приспособление ее к совершенному поступку, некое са­мооправдание. Если психологическое давление изменяется пропорционально силе диссонанса, то наибольшее изменение установки произойдет в ситуации наимень­шего внешнего принуждения.

В эксперименте Л. Фестингера и Дж. Карлсмита (Festinger L., CarlsmithJ., 1959) двум группам студентов поручили по очереди выполнять однообразную, скучную работу. При этом испытуемых из второй группы, которые ожидали своей очереди

44 Психология рекламы

в коридоре, всячески убеждали, что студенты первой группы выполняют очень ин­тересную работу. После выполнения работы обеими группами испытуемых членам первой заплатили по одному доллару, а членам второй — по двадцать. После того как испытуемых попросили оценить выполненную работу, члены первой группы заявили, что работа была «очень интересной». В свою очередь члены второй груп­пы заявили, что работа была крайне неинтересной.

И. С. Кон так интерпретирует результаты данного эксперимента: «Когда чело­века подкупают и при этом взятка мала, он вынужден, раз уж взялся за дело, при­знаться себе, что его «купили по дешевке». Такое признание снижает его самоува­жение, и, чтобы избежать этого, он убеждает себя, что поступил так не из-за «жал­ких денег», а по искреннему убеждению. Если же сумма велика, он объясняет свое поведение тем, что «никто не отказался бы от такой сделки». Менять свои действи­тельные взгляды на предмет ему в этом случае не нужно: его поведение откровен­но цинично» (Кон И. С., 1978. С. 94).

Социальное сравнение как мыслительная операция на уровне индивида основа­на на сопоставлении огромного количества объективных признаков субъектов: ин­теллект, способности, материальное благосостояние, сила, ловкость, вес соперни­ка и пр. Для того чтобы использовать фактор сравнения в целях достилсения более высокого статуса, людям с древности была необходима рекламная деятельность (самореклама) — демонстрация собственных возможностей, иногда с некоторыми преувеличениями имеющегося потенциала, и отражение этих возможностей в зна­ковой форме (украшения, боевая раскраска, жесты, звуки, одежда, специальные формы выражения почтения, уважения, подчинения и пр.)’.

По мнению ряда авторов, психологическое понятие сравнения тесно связано с этическим понятием зависти. Так, философ Ф. Бэкон писал, что в зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти. Американский фило­соф Б. Рассел однажды заявил, что именно зависть является основой демократии. Итальянский философ М. Унамуно, подтверждая данную идею, отмечал, что демо­кратия завистлива, и что именно зависть побуждала демократические республики отменять титулы, почетные звания, ордена. Однако автор добавляет, что позже обычно места графов и маркизов занимали генералы, доктора наук и др. Анализи­руя данную ситуацию, российский исследователь Н. С. Пряжников пишет: «К со­жалению, в последние годы в России отмечается настоящий «бум наград и премий». Более того, чем меньше создается сколько-нибудь значительных художественных шедевров, которые отражали бы то, что волнует людей в столь непростое время, тем больше таких «наград» и тем более помпезно все это обставляется на различных «презентациях» и «номинациях». » (Пряжников Н. С., 2000. С. 74-75).

В настоящее время статус человека в обществе, уровень его личных достиже­ний определяется не непосредственно, в условиях многочисленных форм соци­альных сравнений. Кроме того, термин «социальное сравнение» вполне применим

В связи с этим возникает проблема: создает ли врожденная социальная мотивация психологический механизм сравнения или механизм сравнения приводит к возникновению и закреплению в психи­ке человека социальных мотивов: честолюбия, престижа, доминирования и пр.? Однако решение этой проблемы предполагает исследования в области общей психологии, а также психогенетики и выходит за рамки психологии рекламы.

__________ Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологии рекламы 45

к конкурирующим организациям и даже к соревнующимся на междуйародной аре­не государствам.

Категории и законы социологии

В социологии, также, как и во всех других науках содержатся определенные категории и законы, структурная организация которых выступает в качестве отражения внутренней логики социологической науки, а также способствует раскрытию и конкретизации характеристик ее предмета и методов, выступая при этом в качестве основы теоретического познания социальных процессов и явлений.

Категории социологии

Социологические категории – это основные понятия, которые составляют базу в терминологическом словаре социологии, в которых отражена социальная реальность, как определенная целостность в становлении и развитии науки. Вместе с тем, в этих понятиях выражается сущность непосредственно процессов социологического знания, совместно с его методами и механизмами реализации.

В основе терминологического словаря социологии находятся три группы категорий:

  • общенаучные категории, которые интерпретируются социологическим знанием (Например: социальная структура, социальное развитие, социальная система и прочие).
  • непосредственно социологические категории (Например: социальный институт, социальный статус, социальная стратификация и прочие).
  • категории смежных с социологией дисциплинами (Например: личность, культура, власть, государство и прочие).

Одной из исходных категорий социологического знания является термин «социальное», с помощью которого принято определять некоторые значимые категории социологии, среди которых: «социальный институт», «социальная организация», «социальная структура», «социальное действие и взаимодействие», «социальная система», «социальная общность», «социальные отношения» и прочие.

В данном перечне, особую значимость имеет категория «социальная общность», поскольку в ней отражаются все формы и виды социальных образований, субъекты, которые входят в их состав, обладают общими интересами и находятся в ситуации прямого, либо косвенного взаимодействия.

Согласно позиции многих исследователей, представленная категория выступает в качестве ключевой, и основной в контексте социологического анализа, поскольку в ней содержится источник самодвижения и развития социальных отношений и процессов.

В качестве одной из важнейших категорий социологии выступают термины «социальная система» и «социальная структура», поскольку они обладают большой методологической значимостью для проведения макросоциологических исследований.

Читать еще:  Социальную среду разделяют на

Специалисты, которые изучают человеческое поведение на микроуровне используют термины «социальное действие и взаимодействие», «социальные роли и статусы», «малые социальные группы», «социальные нормы и ценности и прочие».

В качестве отдельной группы выступает процедурная категория, в которой раскрывается методика исследований социологии, среди которых: «социологический опрос», «интервьюирование», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ», «анкетирование», «выборка» и прочие.

Законы социологии

В случае, если социологические категории выступают в качестве отражателей наиболее значимых свойств и признаков изучаемых социальных объектов, то в их законах устанавливается прочная связь, которая возникает между ними, то социологические законы имеют социальную природу.

Социальные законы – это отражение значимых, необходимых и комплексных связей между социальными явлениями и процессами, но, в первую очередь связей, которые возникают вследствие совместных форм деятельности людей, их сообществ и групп.

Так, к социальным принято относить, например, законы урбанизации и индустриализации общества, совместно с законами социальной мобильности и социальной миграции, социальной интернационализации, дезорганизации общественных форм жизнедеятельности и прочие.

В общем смысле, социальные законы принято разделять на пять групп:

  1. Законы, в которых отражается сосуществование социальных явлений. В контексте понимания данных законов, при наличии явления А, обязательно должно быть явление Б. Например, процессы урбанизации и индустриализации в обществе отражают снижение числа экономически активных граждан, которые заняты в области сельского хозяйства.
  2. Законы, в которых отражаются тенденции развития. За счет их деятельности происходят изменения в структуре социальных объектов, совместно с переходом от одной установленной формы порядка к другой. В качестве примера можно привести тот факт, что при изменении особенностей в производительных силах необходимо реализовывать изменения и в производственных отношениях.
  3. Законы, благодаря которым устанавливается функциональная зависимость между различными социальными явлениями. Например, чем больше индивид склонен участвовать в политической общественной жизни, тем выше показатели его внутренней культуры.
  4. Законы, с помощью которых происходит фиксация причинных связей между социальными явлениями. В качестве примера можно привести то, что значимым и нужным условием реализации процессов социальной интеграции выступает рациональное комбинирование личностных интересов с общественными.
  5. Законы, в которых утверждается вероятность, или возможность взаимосвязи и влияния между различными социальными процессами. Например, количество процессов по бракоразводным делам в разных странах зависит от экономического цикла страны.

Социальные законы принято разделять на общие и специфические. В общих законах определяется общественное развитие, понимаемое в контексте целостных социальных систем. В специфических законах развиваются отдельные элементы представленной системы.

В контексте характера и способа выражения, социальные законы принято разделять на динамические – то есть отражающие однозначные и жесткие связи, которые существуют между социальными явлениями и стохастические (статические) – те, которые детерминируют социальные процессы не в тотальной форме, а в контексте определенной степени вероятности.

Социальные законы находят отражение в деятельности определенных индивидов, из которых состоят социальные общности и группы. Исходя из этого, при изучении социальных законов, важным является выявление социально значимых, устойчивых и типичных (повторяющихся) поведенческих паттернов, совместно с некоторыми их сложными взаимосвязями с явлениями окружающей социальной среды.

Изучение представленных закономерностей позволяет эффективно разрешать социальные проблемы, также становится возможным совершенствование механизмов социального управления и повышения за счет этого эффективности работы на всех социальных уровнях.

Специфика социальных законов

Понятие социальных законов

Социальные законы — относятся к тем закономерностям, которые складываются в естественном ходе событий. Эти закономерности прежде всего проявляются в непреднамеренной последовательности действий многих индивидов в социальных ситуациях и непреднамеренных связях между элементами этих ситуаций.

Не все наблюдаемые закономерности социальных действий служат для формулирования социальных законов. Например: Закономерности, являются результатом конформности по отношению к особым предписаниям, соглашениям, договоренностям, разработанных человеком для регулирования поведения в обществе.

Человеческая или социальная сфера существования, совместно с физическими и органической сферами, образует естественно установленный и функциональный порядок. Такой порядок Флориан Знанецкий назвал «аксинормативным». А Эмиль Дюркгейм «моральным». Таким образом:

1) Нормальное функционирование общества зависит от конформности людей к нормам и ценностям (идеологическим моделям).

2) Помимо закономерностей, обусловленных аксионормативным порядком, значение имеют закономерности, имеющие естественный характер, т.е. естественным образом протекают в обществе. Эти закономерности и служат основанием формулирования научных законов.

Виды социальных законов

Законы, доказывающие инвариантное сосуществование социальных явлений.

«Любое общество независимо от его размеров, стратифицировано»,

«Всякая социализация начинается в первичных группах»,

«законы, не опирающиеся на моральные установки, не имеют силы».

Социальные законы не подчиняются волевым действиям человека.

2) Законы, утверждающие функциональную зависимость между социальными явлениями:

«Чем больше люди обращаются друг к другу на условиях равенства, тем больше разделяют нормы и ценности друг друга и тем больше нравятся друг к другу».

«При прочих равных условиях, в периоды, когда существующая культура или/и система социальные отношений переживают быструю трансформацию, внутренние беспорядки усиливаются, и наоборот».

3) 3аконы, утверждающие закономерности развития и регулярные тенденции:

«Основная индустриализация способствует изменению темпов роста городов, освоению новых регионов, оказывает косвенное влияние на организацию семьи и уровень жизни, усиления секуляризации. (Что в свою очередь приводит и открытию и утверждению классовой структуры)».

«Там, где существуют этнические проблемы, резкая мобильность по нисходящей, порождает этнические предрассудки».

«Харизматический авторитет не остается стабильным, а становятся либо традиционным, либо рациональным».

4) Законы, утверждающие возможность, или статистическая вероятность связей между социальными явлениями:

«Долгосрочная тенденция роста числа разводов (по крайней мере в Западных странах) повышается и колеблется вместе с экономическими циклами».

«Преступное поведение наиболее вероятно:

А) среди тех, кто не прочно привязан к социальной группе, или к обществу в целом (вследствие неразделяемых норм поведения);

Г) Среди молодежи;

Д) В городских районах;

Е) Среди менее религиозных;

Ж) В мирное время, нежели во время войны или бедствия».

«Уровень социальной мобильности в индустриальных обществах изменяется прямо пропорционально уровню достигнутой индустриализации».

«Враждебная внешняя реакция на дружеское устремление, превращающееся в дружеские устремления, а дружеское устремление во враждебную реакцию».

Специфика социальных законов

Особенностями социальных законов являются:

1) Социальные законы косвенно опираются на другие явления и законы;

2) Подразумеваемые социальными законами количественные отношения, как правило, не отражаются в цифрах;

3) техническая невозможность применения цифровых законов в социологии связано с трудностями точного измерения социального параметров (переменных) и практической невозможности проведения наблюдений в точных экспериментальных условиях;

4) В социологии преобладают частные законы (во многом это объясняется отсутствием крупномасштабных сравнительных исследований) над общими. Частные законы применимы к «частным» историческим периодам и культурным областям. Общие законы действуют в любое время и повсюду.

4. В ее структуре можно выделить общую социологическую теорию (общую социологию),частные социологические теории и, в качестве базового элемента, поставляющего материал для теоретического анализа, – эмпирическую социологию.

Общая социологическая теория– это систематическое изложение наиболее общих законов, по которым развивается общественная жизнь, а также основных категорий и понятий, описывающих функционирование общества и его элементов. Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и включение в общую социологическую «картину мира» результатов, полученных в рамках частных социологических теорий.

В литературе часто встречается другое название – «теории среднего уровня», введенное видным американским социологом Р. Мертоном. Однако, как отмечает ряд отечественных специалистов, в русском языке слово «уровень» автоматически указывает на вертикальную иерархичность и, кроме того, имеет оценочную нагрузку (например: «средний» – это явно не «лучший», а «так себе»). Чтобы передать мысль Р. Мертона, правильнее было бы называть их «теориями среднего радиуса действия».

Частные социологические теории (теории среднего уровня, среднего радиуса действия)имеют самые разные основания для их обособления. Так, к числу теорий среднего уровня относят:

• социологические направления, ориентированные на отдельные сферы деятельности: экономическая социология, разрабатывающая социальные проблемы экономики; медицинская социология; социология менеджмента и др.;

• отрасли институциональной социологии, исследующие устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни: социология образования; социология брака, семьи, религии и др.

Существуют десятки других социологических концепций, которые также можно отнести к разряду теорий среднего уровня: социология города, социология досуга и т. д. и т. п. Совершенно очевидно, что с усложнением общественной жизни их количество будет только возрастать.

Читать еще:  На социальную эффективность менеджмента влияет

Под эмпирической социологией, несмотря на определенные разногласия специалистов, чаще понимают не только «совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации», но и сами результаты конкретных исследований. Понятно, что, будучи осмысленными в более широком контексте, в совокупности с материалами других социологических исследований, результаты исследований укладываются в логику той или иной теории среднего уровня (не теряя при этом своего эмпирического происхождения).

Ранее за этой частью социологии было закреплено название «прикладная социология», что не совсем корректно. Самая высокая социологическая теория может (и должна) использоваться в прикладных целях, ибо иначе теряется смысл самой социологии. Если наука о законах развития общества не может быть применена на практике – она не нужна. Собственно, бурное развитие социологии в XX в. было обеспечено именно ее практическим, прикладным использованием.

В последнее время принято выделять четвертый элемент социологического знания –социальную инженерию. Это социальные технологии, обеспечивающие социоинженерную деятельность, т. е. практическую деятельность руководителей и специалистов по управлению современным народным хозяйством и обществом. Почти дословно повторяя слова Питирима Сорокина, можно сказать, что социологизация общественной жизни – это знамение времени.

Однако существует обстоятельство, изрядно нарушающее стройность структуры социологического знания. Общая социологическая теория не является общепринятой для представителей всех социологических школ и направлений. На протяжении ХХ в. предпринимались, по выражению Роберта Мертона, «всеохватные систематические попытки развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эти попытки не увенчались успехом, и в рамках той части социологии, которая носит название «общая социологическая теория», сосуществуют и конкурируют несколько исследовательских парадигм.

К основным из этих парадигм в современной литературе принято относить: структурный функционализм, символический интеракци-онизм и парадигму социального конфликта.

Существует и другой подход. В нем выделяются пять парадигм, различающихся в зависимости от точки зрения авторов на содержание социальной реальности:

1. Парадигма социально-исторического детерминизма, основанная на марксистской социологической традиции.

2. Парадигма социальных фактов, сводящая социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам. Начало этого подхода относят к трудам Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы ведущим направлением является структурный функционализм.

3. Парадигма социальных дефиниций, в которой социальная реальность выступает как совокупность значений, символов, в которых люди оценивают окружающий мир. Родоначальником ее является М. Вебер, впоследствии выделились направления феноменологической социологии, символического интеракционизма и этнометодологии.

4. Парадигма социального поведения, связанная с бихевиористским подходом и теорией социального обмена, продолжающая психологическое направление в социологии.

5. Парадигма психологического детерминизма, развиваемая в теориях неофрейдизма и фрейдомарксизма.

5.Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. Почему? Да потому, что это — комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т.п. Экономист сильнее экономического социолога (есть такая специальность) в части узкотехнических, профессиональных вопросов. Но социолог с экономической ориентацией видит предмет шире и правильнее.

То же самое касается и политических деятелей. Примеров ошибок, связанных с отсутствием у многих политиков социологической культуры, более чем достаточно. Вы сами можете привести массу примеров того, к чему приводит незнание социокультурных факторов, традиций и обычаев народа, отношения к жизни и труду, социальных норм и законов развития социальных институтов.

Все мы в той или иной мере — стихийные социологи. Мы расставляем других по шкале престижа, социальному положению, уровню образования и воспитания; одних относим к бедным, других — к богатым; с одними стремимся во что бы то ни стало познакомиться (памятуя о их связях и власти), а других сторонимся. Все мы взвешиваем на «социальных весах», которые внутри каждого из нас. Разница лишь в том, что взвешивать можно неумело или грамотно и точно.

Под социологическим воображением П. Штомпка понимает способность рассматривать общество под определенным углом зрения. Это умение включает пять компонентов: а) рассматривать любое событие как результат деятельности социальных агентов, умение их четко идентифицировать; б) понимать скрытые за поверхностью явлений культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; в) изучать настоящее в связи с предшествующей традицией; г) воспринимать общественную жизнь в динамике; д) признавать вариативность форм проявления общественной жизни2. Эверетт Хьюз относил к социологическому воображению способность расширять границы человеческого мира, проникать во внутренний мир других людей, сравнивать одни культуры с другими. В этом заключается одна из главных задач социологического образования.

Для того чтобы понимать малое в тесной связи с большим, считает Ю.В. Фененко, нужно развивать социологическое воображе-ние2. Это особый угол зрения, прием в познании действительности. Человек может осмыслить свой жизненный опыт, только поместив себя в определенную социальную среду и сопоставив свое положение в ней с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Социологическое воображение предполагает восприятие и личности, и социальной группы, а также всех фактов реальности, в конкретном социальном контексте. Формировать социологическое мышление и развивать социологическое воображение — это задача каждого изучающего социологию.

6.Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один — общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.

Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы. Если философия изучает внутреннюю природу мира и человека, наиболее общие мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия, то социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа.

Социологический словарь

теория Л. Фестингера, согласно которой люди воспринимают и осознают себя, сравнивая себя с другими.

Смотреть значение Теория Социального Сравнения в других словарях

Теория — ж. греч. умозренье, умозаключенье; заключенье, вывод из чего-либо, не по явленью на деле, а по выводам своим; противоположное дело, на деле, опыт, практика. не всегда верна;.
Толковый словарь Даля

Теория — теории, ж. (греч. theoria — исследование). 1. учение, являющееся ражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. . если она является действительной теорией.
Толковый словарь Ушакова

Теория Ж. — 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. 2. Учение о какой-л. области.
Толковый словарь Ефремовой

Исторического Пессимизма Теория — — направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократического оптимизма, исходит из перспективы долгого существования классического.
Политический словарь

Конвергенции Теория — (от лат. convergere — сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации.
Политический словарь

Мобильности Теория — (от фр. mobile, лат. mobilis — подвижный, способный к быстрому действию) — система идей в социологии и политологии, в которой осмысливаются процессы изменения положения людей.
Политический словарь

Олигархизации Политических Партий Теория — — (от греч. oliarchia — власть немногих) — обоснование характерной тенденции в развитии партии: переход от организации демократического типа к жесткому бюрократическому аппарату.
Политический словарь

Политическая Система Индустриально Развитых Стран (теория) — Политическая система представляет собой совокупность лиц, институтов, участвующих в политическом процессе, неформальных и неправительственных факторов, влияющих.
Политический словарь

Политическая Теория — (POLITICAL THEORY) — массив научной мысли, нацеленной на оценку, объяснение и прогнозирование политических феноменов. Одновременно политическая теория представляет собой раздел.
Политический словарь

Постиндустриального Общества Теория — — широко применяется в западной политологии и социологии для обозначения современного общества. Концепция индустриального общества разрабатывалась в трудах Р.Дарендорфа.
Политический словарь

Система Социального Представительства — — взаимосвязанное и противоречивое единство институтов, посредством которых воля граждан переносится в сферу принятия политических решений; система социального представительства.
Политический словарь

Читать еще:  Материальные социальные факты

Теория — — интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и предсказывают наблюдаемые явления. (Д. Майерс, с.50)
Политический словарь

Теория Конвергенции — (лат. convergere приближаться, сходиться) — одна из концепций политологии, социологии и политэкономии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую.
Политический словарь

Теория Нового Институционализма — — направление в американской политологии, возникшее в 1970-е гг. Классики неоинституционализма американские политологи Д.Марч и Д.Олсен в работе «Вновь открывая институты.
Политический словарь

Теория Партисипаторной Демократии — — теоретики партисипаторной демократии (Дж.Вольф, Ф.Грин, Б.Барбер)остаются верными центральной идее классической теории демократии о способности простых людей управлять.
Политический словарь

Теория Плебисцитарной Демократии — — ее основателем считается М.Вебер. По его мнению, с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое.
Политический словарь

Теория Плюралистической Демократии — — концепция, согласно которой политический процесс предоставляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, местных, национальных или др. группировок.
Политический словарь

Теория Рационального Выбора — — согласно ее основному положению, главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно.
Политический словарь

Теория Социально-когнитивного Научения — (SOCIAL COGNITIVE LEARNING THEORY). Направление персонологии, представленное Бандурой и Роттером, в котором подчеркивается, что поведение является результатом сложного взаимодействия.
Политический словарь

Теория Статусной Перестановки — — концепция, объясняющая политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально- 285 экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса.
Политический словарь

Теория Элитарной (элитистской) Демократии — — концепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с.
Политический словарь

Амортизационная Теория Страхового Фонда — См. Теория амортизационная страхового фонда
Экономический словарь

Арбитражная Теория Оценки — (arbitrage pricing theory) – теория равновесия на рынке капиталов, основанная на предположении об отсутствии арбитражных возможностей. В соответствии с арбитражной теорией оценки.
Экономический словарь

Арбитражная Теория Ценообразования — Альтернативная модель определения стоимости основных фондов, разработанная Стивеном Россом и построенная исключительно на арбитражных аргументах.
Экономический словарь

База Сравнения, Внешняя — сравнение результатов деятельности компании с результатами деятельности других компаний.
Экономический словарь

Базис Сравнения Доходов После Уплаты Налогов — Базис для сравнения дохода по корпорационным облигациям, облагаемым налогом, и муниципальным облигациям, свободным от налогообложения. Например, корпорационная облигация.
Экономический словарь

Выплата Социального Характера — —
компенсации и социальные
льготы, предоставленные работникам, в частности, на
лечение, отдых, проем,
трудоустройство(без социальных пособий из государственных.
Экономический словарь

Густав Кассель: Экономическая Теория Как Чистая Теория Цен — Густаву Касселю (1866-1944) всемирную известность принесли его многочисленные произведения и общественная деятельность. Вначале Кассель изучал технические науки, в 1895.
Экономический словарь

Декларативная Теория Признания — — правовая
концепция, отрицающая, что
субъект международного
права возникает лишь в силу акта его признания другими государствами. Согласно этой концепции.
Экономический словарь

Законы социологии

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 7555 ; Нарушение авторских прав

Законы социологии, так называемые социальные законы, проявляются в деятельности людей и их объединений, регулируют поведение людей и групп, определяют отношения между личностями и их общностями.

Социальный закон выражает относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, демографическими и профессиональными группами, между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней.

Социальный закон – это существующие независимо от сознания человека объективные правила, нормы, которые регулируют поведение людей, отношения их друг к другу, которые обнаруживают исторически сложившиеся интересы, мотивы, желания, стремления людей к удовлетворению своих потребностей, признанию их со стороны других, к улучшению условий существования и обеспечения их безопасности.

В определении категорий социальных законов ученые имеют различные точки зрения. Так, часть ученых считают, что их можно подразделить на три категории.

1. Первая категория включает в себя законы, которые могут быть применены ко всем явлениям, ко всем временам и ко всем народам. Основанием для них служат общие и постоянные свойства человеческой природы.

2. Вторая категория законов имеет второстепенное значение. Она содержит законы, объединяющие друг с другом, в частности, несколько отдельных институтов. В логике подобные формулы называются законами существования. Например, известные законы одновременного появления у животных в процессе эволюции разных частей скелета и разных органов. Общество подчиняется аналогичным законам, так как различные учреждения могут появляться в нем одновременно.

Третья категория законов раскрывает перед нами не настоящий, а будущий социальный строй. Природа их динамична, а не статична. Они касаются не всеобщего и постоянного социального строя, не его временного и частного состояния, а другое. Это уже не законы постоянства и существования, а законы последовательности. Они определяют эволюцию социальной жизни.

Ряд ученых выделяют пять категорий социальных законов:

1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений.

2. Законы, определяющие тенденции развития.

3. Законы функциональные, устанавливающие связь между социальными явлениями, выражающие связь между основными элементами социального объекта.

4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.

5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями.

Социальные законы обладают признаками:

– закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;

– при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

– условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

В числе основных социальных законов ученые называют:

1)закон социальной дифференциации и интеграции, проявляющийся в постоянном расслоении общества и его объединении;

2)закон социальной мобильности (подвижности), проявляющийся в постоянной смене личностью ролей, статусов, положения по горизонтальной и вертикальной мобильности, постоянном перемещении личности либо сверху вниз по иерархии, либо наоборот, либо перемещение ее в горизонтальном слое;

3)закон интернационализации общественной жизни, проявляющийся в постоянном обмене народами стран или государств между собою достижениями по проблемам различных способов обобществления жизни, культуры, научных достижений и другими факторами, имеющими место в жизни обществ;

4)закон социализации индивида, проявляющийся в постоянном, постепенном введении, встраивании, адаптации индивида в социально-экономическую, образовательную, политическую, культурную сферу общества и овладения им правилами, нормами, идеями, целями, социальными ценностями общества;

5)закон урбанизации общества, проявляющийся в образовании и развитии городов, обобществлении жизни за счет усилий и участия сельского населения, меняющего сельское место жительства на городское;

6) закон однокачественности компонентов социальной организации,то есть закон соответствия социальной организации человеческому материалу страны, историческому наследию, геополитическим условиям.

Часть ученых, выделяя чисто теоретические и практические значения социальных законов, считают в качестве основных следующие:

1. Закон, определяющий роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

2. Закон, определяющий роль способа производства по отношению к социальным институтам общества.

3. Закон, определяющий роль производительных сил по отношению к экономическим отношениям.

4. Закон, определяющий роль экономического базиса по отношению к надстройке.

5. Закон порядка и прогресс (О. Конт).

6. Закон круговой эволюции (Вико).

7. Закон причинности.

Особенность тех и других законов в том, что они реализуются конкретными людьми в конкретных условиях. Их называют законами-тенденциями.

Законы социологии подразделяются:

по степени общности:

– общие, в основном это философские законы, вместе с тем, они определяют развитие общества как целого;

– специфические – характеризуют отдельную систему общества или ее элемент.

по характеру и способу проявления:

– динамические – определяют жесткую связь между событиями по последовательности;

– статистические – определяют социальные явления не строго, а с некоторой степенью вероятности.

Проявления социальных законов можно обнаружить в поведении людей, объединенных в группы, общности, ассоциации либо объединенных под началом социальных и политических институтов. Здесь имеется в виду то, что поведение людей становится однонаправленным, стандартизированным, менее разнообразным, предсказуемым, подконтрольным. Значит, люди приспосабливают свое поведение к существующим порядкам, историческому опыту, к поведению других людей, к традициям, обычаям, обрядам, установленным историей и временем. В их поведении просматривается повторяемость, взаимозависимость по отношению друг к другу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector