Tw-city.info

IT Новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законы социального развития

Социальный закон

Понятие социального закона и его виды

Социальный закон – это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действиях. Следует различать две группы социальных законов.

Первая группа – это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества, (закон определяющей роли способа производства, закон последовательной причинной зависимости различных сторон жизнедеятельности общества, закономерности перехода от одной общественной формации к другой и т. д.). Эти законы определяют наиболее общие тенденции развития общества. Они, как и все другие социальные законы, реализуются через деятельность людей. Эти законы являются тем способом, в соответствии с которым функционирует и развивается общество (закон, определяющей роли способа производства).

Вторая группа – это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития. Этот вид социальных закономерностей есть не что иное, как результат конкретно складывающихся обстоятельств, которые обусловлены объективным положением производства и общества и в большей мере зависят от воли и действий составляющих общество классов, групп, индивидов.

Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью. Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальный закон» в других словарях:

Закон Параллельного Действия — социальный закон, согласно которому влияние, целенаправленно оказанное на коллектив, оказывает воздействие и на каждого члена коллектива, и, наоборот, в свою очередь воздействие, направленное на отдельного работника, представляет собой и… … Словарь бизнес-терминов

Закон социальный — объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности и через деятельность людей. Главное в… … Экология человека

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ — парадигмальная установка социально исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно объектной оппозиции. Различают… … Новейший философский словарь

Социальный страховой риск — Социальный страховой риск предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск… … Википедия

ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ — или социодарвинизм, идейное течение кон. 19 нач. 20 в., трактовавшее социальное развитие по аналогии с биологической эволюцией. В качестве основных факторов общественной жизни выдвигались принципы естественного отбора, борьбы за существование,… … Философская энциклопедия

Закон «о монетизации льгот» — 22 августа 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Закон Гудхарта — Закон (принцип) Гудхарта заключается в том, что когда социальный или экономический показатель (KPI) становится целью для проведения социальной или экономической политики, он перестаёт быть достойным доверия показателем. Таким образом, процесс… … Википедия

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ — совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством которых обеспечивается следование определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых… … Философская энциклопедия

Социальный библиотечный минимум Московской области — совокупность обязательных к исполнению общедоступными библиотеками в Московской области минимальных требований и норм по ресурсному обеспечению и территориальному размещению общедоступных библиотек в Московской области, которые гарантируются… … Официальная терминология

Всеобщие, общие и специфические законы социального развития. Особенности проявления социальных законов.

Социальные законы — это “выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий ”. Данные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, находя свое проявление в их деятельности. Изучение социальных законов и закономерностей приводит к установлению существенных и необходимых связей между различными элементами социальной действительности. К числу социальных законов относятся законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, урбанизации общества, социализации индивида и другие. Социологические законы характеризуют функционирование и развитие не только всего общества, но и социальных образований (объектов) внутри общества как целостных систем, отмечая в этой целостности системообразующие связи.

Основные особенности социологических законов:

1. Они являются одновременно и общесоциологическими, и частносоциологическими законами, так как характеризуют как функционирование всего общества, так и отдельных социальных сфер в их взаимосвязи с обществом в целом.

2. Они носят объективный характер.

3. Социологические законы бывают не только динамическими законами, Т.е. охватывающими все без исключения объекты (например, закон гравитации), но и статистическими законами. Они характеризуют и общее направление развития общества и его систем, и господствующую тенденцию изменений массовых событий (явлений) за определенный промежуток времени.

4. Социологические законы действуют в совокупности с другими социальными законами.

5. Частносоциологические законы, в отличие от общесоциологических, имеют более короткий срок своего существования и в большой степени подвержены субъективному влиянию.

По степени общности различаются общие законы, Т.е. законы, характеризующие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, определяющие развитие отдельных элементов социальной системы, части общества (групп, наций и т.д.).

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) сами условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, частично и приблизительно.

57.Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Проблема современного цивилизационного выбора.

Читать еще:  Подарки социальных сетей

Термин «цивилизация» не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

1. Как синоним культуры (А. Тойнби).

2. Как определённая стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).

3. Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Существует несколько типологий цивилизаций. Одна из наиболее распространённых:

1. Западная цивилизация – характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым.

2. Восточная цивилизация – чаще всего характеризуется как традиционалистская. Особенности данного региона: авторитарно-административная система, характеризующаяся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приёмов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя. В познании господствовал не логический, а интуитивный метод познания. Высшей целью науки считалась трактовка трудов древних мыслителей.

Зачастую в типологии цивилизаций выделяют доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р.Арон, У.Ростоу, О.Тоффлер).

Доиндустриальное общество иногда ещё называется аграрным, традиционным. В нём господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, главную роль здесь играют традиции. Инновационные технологии выглядят скорее как исключение из правил.

Формирование индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Здесь начинает доминировать промышленное производство, процессы урбанизации. Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса.

В постиндустриальной цивилизации доминирует т.н. «третий сектор» — сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На передний план выходят наукоёмкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжёлую промышленность. Для постиндустриального общества характерна децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности.

В развитии современной цивилизации следует отметить «диалог культур», взаимодействие западной и восточной цивилизаций. Обозначенные выше характеристики цивилизаций «размываются», инновационный стиль мышления проникает на Восток.

Процесс глобализации: нарастающие мировые хозяйственные и экономические связи реально объединяют все регионы Земного шара. Тенденция глобализации захватывает также общественные отношения, политические, национально-государственные связи.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Социальные законы

Социологический анализ жизнедеятельности общества предус­матривает рассмотрение проявлений законов и закономерностей, определяемых деятельностью людей.

В процессе социологического познания приходится учитывать наличие не зависящих от воли и сознания людей закономерностей, обуславливающих развитие социальной действительности. В то же время существенное влияние на общественные процессы оказывают индивидуальные, неповторяющиеся черты социальных явлений, но имеющие характер закономерности. Деятельность людей определяется объективными социальными закономерностями. Эту объективную, не­обходимую, устойчивую связь, отношения между социальными явлени­ями как раз выражают социальные законы.

В сфере действия закона может находиться общество как целое или же его части. Люди постоянно сталкиваются с социальными законами. Одни придерживаются их, другие приспосабливаются, третьи, отвергают. По своей сути социальные законы представляют собой объективные правила, регулирующие взаимодействие челове­ка и общества.

Социальный закон можно определить как «относительно устой­чивые и систематически воспроизводимые отношения между народа­ми, нациями, классами, социально-демографическими и профессио­нальными группами, а также между обществом и социальной органи­зацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организа­цией и личностью и т.д.»[1].

Социальные законы характеризуются следующими основными признаками:

— закон вступает в действие только при наличии определен­ных, строго оговоренных условий;

— в данных условиях закон действует без исключений, всегда и везде;

— условия, при которых действует закон, осуществляется не в полном объеме, а частично и приблизительно[2].

Выделяются две основных группы социальных законов. Первую составляют законы и закономерности, характеризующие взаимодейс­твие между различными социальными структурами и их элементами. К ним относятся законы определяющей роли общественного способа производства, определяющей роли производительных сил в экономи­ческих отношениях, закономерности перехода от одного обществен­ного устройства к другой. Законы взаимодействия, по существу, выявляют наиболее общие тенденции развития общества и определяют его развитие и функционирование.

Вторую группу образуют законы и закономерности, обусловлен­ные конкретно сложившимися обстоятельствами, различными фактора­ми и условиями, зависящими от воли и действия составляющих об­щество людей, классов, слоев и групп. Это законы детерминации.

Если первая группа законов определяет закономерности исто­рического развития, проявляющиеся при рассмотрении исторических эпох, больших периодов, то вторая группа характерна для анализа кратких периодов развития общества. Законы взаимодействия (раз­вития общества) и законы детерминации социальной деятельности позволяют устанавливать существенные и необходимые связи между различными элементами социальной сферы. Они определяют отношения между различными индивидами и общностями.

По времени действия выделяют законы общие и специфические. первые действуют на всех ступенях общественного развития (закон экономии времени, закон стоимости), вторые, присущи историческим эпохам, нескольким общественным системам (закон распределения на классы, закон первичного накопления капитала).

По степени общности различаются законы, характеризующие развитие социальной сферы в целом и законы, определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, наций, групп и т.д.

По способу проявления законы могут быть динамическими и статистическими (стохастическими). В динамических законах выявляются направление, факторы и формы социальных изменений, их строгая детерминированность. Стохастические законы определяют основные направления изменений, тенденцию развития при сохранении ста­бильности социального целого.

Динамические законы бывают причинные и функциональные. При­чинные динамические законы отражают строгую обусловленность раз­вития социальной действительности, а функциональные отражают эм­пирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимозависимости между социальными явлениями.

По формам связи социальные законы различаются на следующие типы: инвариантные, тенденции, функциональной зависимости, при­чинной и вероятностной связи.

Первые законы отражают инвариантное (неизменяющееся) сосу­ществование социальных или связанных с ними явлений. Одно явле­ние с неизбежностью обуславливает другое. Например, власть и на­силие, государство и подчинение.

Вторые законы выделяют тенденции развития, отражающие нап­равленность социального объекта к определенному состоянию при наличии отклонений, колебаний, противодействия различных факто­ров и сил. Закон-тенденция способствует установлению количест­венной оценки степени отклонения. Так, благосостояние общества определяется уровнем потребления большинства населения.

Читать еще:  Образовательная область социализация

Третьи, законы функционирования, выявляют зависимость между социальными явлениями. Они обеспечивают сохранение конкретной системы в относительно устойчивом состоянии, в то же время соз­дают предпосылки перехода от одного состояния к другому.

Четвертые законы фиксируют причинную связь между социальны­ми явлениями (уровень профессионализма работника и качество вы­полняемых работ).

Наконец, вероятностные законы выявляют возможность связи между различными социальными явлениями. Например, нестабильность экономического развития повышает вероятность правонарушений, уровень преступности.

Определяя роль социальных законов в жизни общества, следует отметить, что под их воздействием происходит формирование соци­альных качеств личности. Но социальные законы проявляются в со­циальном устройстве не иначе как через деятельность людей.

[1] Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований. М.,1979. С.191.

[2] Фролов С.С. Социология. М., 1994. С.23.

§ 32. Основной закон социального развития

§ 32. Основной закон социального развития

В силу раскрытого выше отношения нравственной идеи к экономическому труду, – устанавливаемого через посредство социального порядка сообразно с техникой и в конечном счете с естественнонаучным познанием, – наиболее общий закон социального развития может быть выведен из той закономерности, которая, начиная с низших материальных условий сознания вплоть до высших формальных принципов его и даже до самой идеи, обладает согласующим значением и, таким образом, охватывает все названные области в непрерывной методической связи. Это – та закономерность, которую Кант сформулировал прежде всего для области естествознания в трех «регулятивных принципах»: однородности, спецификации и непрерывности (т. е. генерализации, индивидуализации и непрерывного перехода). Так, все возрастающее по своим размерам овладевание технической работой (величайший пример: машинное производство со своим последствием преобладания крупной промышленности на почве международных сношений) делает вместе с тем возможным, соответственно, все более индивидуализируемое решение отдельных технических проблем, в непрерывном заполнении всех пробелов все более приближающееся к совершенству. Но именно это развитие техники необходимо требует соответствующего развития хозяйственных организаций, каковое развитие, в свою очередь, возможно вообще лишь под условием аналогичного развития социального порядка, и потому стремится к его осуществлению. То же самое, наконец, можно сказать и относительно прогресса нравственного, гуманного образования вообще, принципы которого уже Песталоцци определил в требовании, чтобы в неделимом единстве человеческого существа развивались вместе с тем и отдельные направления этого единства и чтобы эти последние развивались самостоятельно, но в то же время в известной гармонии между собой, именно в непрерывном переходе от самых элементарных начал вплоть до высших ступеней; причем развитие это должно стать доступным всем без исключения в одинаковом, непрерывными переходами отмечаемом, порядке. Но так как не что иное, как основной закон сознания обосновывает эту аналогию, проходящую через все области человеческих действий, и представляет, таким образом, закон природы как бы в непрерывной связи с идеей, то это целостное, единое и все-таки резко расчлененное развитие может быть изображено как развитие самого человеческого сознания или как воспитание человечества до зрелости человеческого в нем. Воспитание, следовательно, должно быть выполнено при помощи методического подчинения природной техники социальной и, следовательно, хозяйственно-экономической деятельности – правящей. При этом, однако, оба эти рода деятельности (и хозяйственно-экономическая и правящая) должны быть подчинены руководящему разуму, т. е. образовательной деятельности, постоянно прогрессирующей в направлении объединения и вместе с тем индивидуализации и установления непрерывной связи, поскольку об этом может идти речь по отношению к находящимся в тесном взаимном проникновении социальным функциям, равно как и участвующим в них лицам и общественным классам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Основной социологический закон

Основной социологический закон Если внутри экономического способа производства определяющую роль играют производительные силы, а внутри технологического — его техническая основа, то по отношению ко всей системе общественных отношений, идей, учреждений такую роль

Субъекты социального развития

Субъекты социального развития Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает вопрос: что движет им? как конкретно могут быть представлены субъекты этого развития? И это не просто теоретический, а жизненно важный вопрос, в особенности для современного

2. Классы и нации как субъекты социального развития

2. Классы и нации как субъекты социального развития Классовая борьба как движущая сила Не так уж часто народ выступает в своем историческом действии как нечто единое, целостное: его составляющими являются классы, нации и т. д., и каждая из составляющих вносит свой нюанс

[2) Требование развития производительных сил как основной принцип Рикардо в оценке экономических явлений. Апологетика наиболее реакционных элементов господствующих классов у Мальтуса. Фактическое опровержение мальтусовской теории народонаселения Дарвином]

[2) Требование развития производительных сил как основной принцип Рикардо в оценке экономических явлений. Апологетика наиболее реакционных элементов господствующих классов у Мальтуса. Фактическое опровержение мальтусовской теории народонаселения Дарвином] Рикардо

2. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОРЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ

2. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОРЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ. Качество — это внутренне присущая предметам и явлениям определённость, органическое единство свойств, признаков, особенностей, отличающих данный

1.3. Закон и принципы развития.

1.3. Закон и принципы развития. В системной философии деятельность человека или человеческого сообщества, группы людей рассматривается, как деятельность по выживанию, сохранению и развитию комплексного потенциала человека (человеческого общества). Будем считать для

3. Развитие В.И. Лениным учения о диалектических противоречиях на опыте социального развития начала XX в.

3. Развитие В.И. Лениным учения о диалектических противоречиях на опыте социального развития начала XX в. В своем конспекте книги Маркса и Энгельса «Святое семейство» Ленин специально отмечает наиболее важные положения из раздела этой работы «Прудон», написанного Марксом

Глава третья Историческое обобщение. Закон развития

Глава третья Историческое обобщение. Закон развития 32 Идеальная задача исторической науки заключается в познании всей конкретной полноты исторического развития, возможной лишь на основе усовершенности этого развития, т. е. на основе исторической действительности в

Первый духовный закон успеха – это Закон Чистой Потенциальности

Первый духовный закон успеха – это Закон Чистой Потенциальности Этот закон основан на том, что мы, по самой своей сущности, есть чистое сознание. Чистое сознание – это чистая потенциальность, это поле всех возможностей и бесконечных творческих способностей. Чистое

Читать еще:  Социальная работа с безработными гражданами

Глава первая Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий

Глава первая Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий 2. Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые должны неизбежно пройти, последовательно три различные теоретические стадии, которые смогут быть

Глава V Закон развития государственных систем управления

Глава V Закон развития государственных систем управления Настоящая глава посвящена регламенту осуществления этапов 7 и 8 метода систем ной философии, т.е. регламенту построения рабочих правил Закона развития государственных систем управления на основе результатов,

§ 17. Основная антиномия человека, сопряженность в нем двух различных иерархий, трагедия как основной закон жизни

§ 17. Основная антиномия человека, сопряженность в нем двух различных иерархий, трагедия как основной закон жизни На пути предыдущего изложения мы установили, что именно в идее человека органически объединяются Горнее с Дольним, трансцендентное с имманентным,

Социальные законы развития общества

1.Общество как социальная система

2.Сущность социальных законов развития общества.

Список использованной литературы

Мир в современную эпоху − это более 6 миллиардов человек, тысячи больших и малых народов. Это − многообразие социально-политического развития, экономических укладов, культурной жизни. В мире нет ни одного человека, полностью свободного в своих действиях, формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Каждый человек, живущий в обществе, подвергается воздействию как со стороны окружающих его отдельных личностей, групп, так и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, правил, норм, правовых законов.

Важнейшим фактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит также окружающая его среда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные руками людей, природные, земные и космические явления. А если к этому добавить еще влияние свойств характера и других качеств личности, то станет вполне очевидно, что число ограничений и барьеров, которые влияют на изменение поведения человека, очень велико.

В результате вышеперечисленного, действия социальных групп и социальных институтов в значительной степени становятся однонаправленными, а поведение людей, контролируемое влиянием данных групп и институтов, становится менее разнообразным, более стандартизированным. Это ведет к повторяемости образцов поведения человека, а значит, к некоторой степени предсказуемости его стремлений, установок и действий, растущей по мере усложнения структуры общества и появления новых способов контроля за действиями людей.

Поведение и деятельность людей в обществе подвержены влиянию объективных социальных законов. Общественные последствия повседневной деятельности людей, общее, повторяющееся, устойчивое в результатах деятельности людей определяется не их волей, а объективными общественно-материальными условиями их деятельности.И объективные закономерности общественного развития выступают как необходимые и объективные связи между прошлым, настоящим и будущим в развитииобщества.

В связи с вышеизложенным возникает потребность рассмотреть, что же представляют из себя социальные законы развития общества, что и обуславливает актуальность выбора темы настоящего исследования.

Цель данной работы состоит в изучении сущности социальных законов развития общества.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

− определить понятие общества в социологии;

− охарактеризовать социальные законы развития общества.

Объект исследования – категория «социальный закон» в социологии.

Предмет исследования – социальные законы развития общества.

Теоретической основой исследования послужили учебная и научная литература по заявленной теме исследования под авторством М.М. Винник, М.А. Винник, В.В. Гринько, В.А. Мансурова, Г.А. Некиты и др.

В качестве общенаучных методов исследования активно применялись диалектический, формально-логический и системный методы научного познания.

Структурно контрольная работа состоит из введения, двух пунктов, заключения и списка использованной литературы.

Вся история социологической мысли − это история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни. Указанная история сопровождалась выработкой различных концептуальных подходов к категории «общество».

Существует, например, атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, − по-мнению Дж. Дэвиса, − можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно − со всем миром»[1].

Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что «общество» вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т. е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество»[2].

В современной социологии эта концепция известна как сетевая теория, основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидов, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Или в более общей форме: эга теория и ее разновидности в центр внимания в объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

В теориях социальных группобщество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что обозначает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви. Если в «атомистической», или «сетевой», концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях − человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции по существу отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество»[3].

Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций.Общество − большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций[4].

[1] Девис Д. Социология установки // Американская социология. − М , 1972. − С.62.

[2] Зиммель Г. Общение: Пример чистой или формальной социологии // Социологические исследования. − №2. – 1984. − С 170-171.

[3] Мансуров В.А. Социология и общество: проблемы взаимодействия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. − 2006. −№ 2. − С. 35-36.

[4] Гринько В.В. Социально-политическая система общества как электоральная модель// Социология власти. − 2006. − № 3. − С. 149-157.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector